АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ :: НОВОСТИ
[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]







Новости

Деятельность служб занятости в России

Запись программы Радио Маяк от 06.04.2005, 12:15
Ведущая программы - Елена Щедрунова

Может ли молодой специалист найти работу по специальности сразу после окончания вуза? Почему после 40 лет трудно устроиться на работу? Как решается вопрос безработицы в регионах? На вопросы отвечает руководитель Федеральной службы по труду и занятости Максим Топилин.

- Для начала - официальная статистика. Сколько у нас в стране официально безработных?

ТОПИЛИН: Официально на 1 апреля этого года, пока еще окончательные цифры не подведены, это около двух миллионов человек.

- Это какой процент от общего числа трудоспособного населения?

ТОПИЛИН: Это порядка 2,8 процента трудоспособного населения. И могу сказать, что в последние месяцы, начиная с середины прошлого года, численность официально зарегистрированных безработных имеет тенденцию к увеличению. Январь-февраль-март - эти темпы снизились. Но вместе с тем, если мы прошлый год начинали, 2004-й, - количество зарегистрированных в качестве безработных в службе занятости было миллион 600 тысяч человек, то сегодня это два миллиона человек.

- А вы верите, что реально безработных столько?

ТОПИЛИН: Это не вопрос веры или неверия. Мы регистрируем. Это точная цифра тех, кто пришел в службу занятости. Это право каждого человека. Если человек не имеет работы, но не обращается в службу занятости, он не считается официально зарегистрированным безработным, не имеет права на те социальные выплаты и те активные программы, которые служба занятости предоставляет. Это его выбор, это его право.

- Максим Анатольевич, вы говорите о том, что увеличивается число официально зарегистрированных безработных. Вы как это для себя объясняете: стало больше безработных, или люди решили, что им могут помочь в службе занятости, потому идут и регистрируются, или люди хотят получить пособие по безработице, потому стали активнее приходить? Что происходит?

ТОПИЛИН: Есть разные объяснения этой ситуации. И, в принципе, я бы хотел вначале подчеркнуть, что не стоит бояться того, что увеличивается численность зарегистрированных безработных. Российская Федерация в отличие от всех цивилизованных стран как раз имеет своей особенностью, что существует очень серьезный разрыв между безработицей по методологии Международной организации труда - на сегодня это чуть более шести миллионов человек, по оценкам Росстата, - и зарегистрированными безработными.

В чем причины? Причин очень много. Это и те услуги, которые предоставляет служба, это и размер пособия, это и разветвленность сети, то есть доступность услуг службы занятости. Если все страны шли к этому практически весь ХХ век, то у нас служба занятости стала развиваться и стала набирать некие обороты только с 1990-х годов. И надо понимать, что эта система находится в стадии развития, органы службы занятости. Поэтому я полагаю, что прежде всего мы должны исходить из того, что увеличение численности зарегистрированных безработных и снижение разрыва между общей и зарегистрированной безработицей - это нормальный процесс, и все должны воспринимать его не как какой-то рост зарегистрированной безработицы, из-за чего надо поднимать панику, что у нас что-то на рынке труда происходит. И на рынке труда, безусловно, происходят изменения. Но вместе с тем это означает, что люди идут для того, чтобы, как правильно вы говорите, возможно, получить пособие. Потом есть еще проблема, которую мы сейчас тоже анализируем и обсуждаем. Во многих регионах принимаются нормативные акты по, например, жилищно-коммунальной сфере. То есть, когда человек идет за субсидией, он должен подтвердить свои доходы. Если он не подтверждает свои доходы, он просто не имеет права на субсидию. И в разных регионах в соответствии с предоставленными им правами конструкции этих субсидий несколько отличаются с точки зрения подтверждения документов. И, естественно, если человек хочет получить субсидию, он вынужден тогда регистрироваться в службе в том числе. То есть этот момент присутствует. Можно сказать, что он идет не за помощью в качестве безработного, а для того чтобы получить субсидию. На самом деле и это не надо воспринимать отрицательно, потому что, попав в службу, он не может просто так в ней находиться. Мы не можем ему платить пособие просто так. Он должен искать работу. Потому что одним из ключевых критериев отнесения к безработным является то, что человек ищет работу.

- Он должен искать ее сам или служба занятости все-таки ему помогает?

ТОПИЛИН: Он должен потенциально искать эту работу. Обратившись в службу занятости, он уже получает услуги по подбору рабочих мест, по направлению на переобучение. То есть, если просто человек хочет прийти и отказываться от всех услуг службы занятости, имея в виду, что он будет получать субсидии, это ему не удастся.

- Что касается пособия по безработице, прошла информация о том, что теперь это пособие рассчитывается по-новому. Какие здесь новации?

ТОПИЛИН: С 2005 года очень небольшие новации. Они касаются не расчета самого пособия, то есть пособие как считалось, так и считается из средней заработной платы, в процентном отношении от средней заработной платы, при условии выполнения ряда показателей предшествующей работы:

- Что это за показатели?

ТОПИЛИН: Чтобы пособие по безработице рассчитывалось, исходя из средней заработной платы, человек должен иметь по крайней мере 26 недель работы в течение последнего года, быть уволенным не по причинам, связанным с нарушением трудовой дисциплины, и так далее. Есть ряд условий в законе, которые говорят, что при соблюдении таких-то условий человеку считается пособие по безработице, исходя из средней заработной платы за предыдущие три месяца работы.

Изменилось лишь одно - изменились минимальные и максимальные границы выплаты пособия. Раньше минимальная и максимальная границы были 30 и 100 процентов от прожиточного минимума в регионе. В связи с тем, что прожиточный минимум устанавливается регионом, а пособие платится из федерального бюджета, в общей конструкции разделения полномочий такая схема не могла уже работать, потому что, как вы понимаете, не может федеральный бюджет платить то, что фактически устанавливает регион. Поэтому введены минимальная и максимальная границы пособия постановлением правительства - это 720 рублей и 2880 рублей. При этом в тех районах, в которых установлены районные коэффициенты, происходит соответствующая корректировка. То есть если мы возьмем Чукотку, в которой коэффициент районный 2, то, соответственно, минимальное и максимальное пособие будет увеличено в два раза.

- Как я понимаю, чем дольше человек является безработным, тем больше уменьшается его пособие.

ТОПИЛИН: Да, конечно.

- Сколько времени можно быть в состоянии безработицы и получать пособие?

ТОПИЛИН: В состоянии безработицы - таких ограничений в законе нет. То есть человек может находиться на учете в службе занятости сколь угодно долго. Это лишь говорит о том, что мы работаем плохо. Как правило, таких ситуаций не бывает. То пособие, которое рассчитано из средней заработной платы, 75 процентов от средней заработной платы - это первые три месяца, четыре месяца - это 60 процентов средней заработной платы, и оставшийся период года, в течение года оно платится, - это 45 процентов. Надо быть на учете еще шесть месяцев, дальше наступает второй период, когда уже платится только минимальное пособие, потому что схема выстроена на то, чтобы человек все-таки стремился найти себе работу.

- У нас много сообщений на эфирный пейджер. И люди в большинстве своем говорят о том, что в определенном возрасте они не могут найти работу. Они очень хотят найти работу, они готовы сделать все, чтобы эту работу получить. Но найти работу не могут. Говорят, что до 45 лет еще работу найти можно, где-то даже до 40 лет, а позже уже никак.

ТОПИЛИН: На самом деле это не совсем правильно. Конечно, конкретные жизненные ситуации бывают совершенно разными. И мы найдем наверняка столько же вопросов, когда молодой человек не может устроиться на работу, и такие ситуации тоже бывают. Все зависит от конкретного случая. Зависит от того вообще, что предполагает получить человек на новом рабочем месте. То есть здесь надо просто смотреть объективно, насколько желаемое совпадает с реальностью на рынке труда в том или ином регионе. Безусловно, в каких-то регионах работу найти проще, в каких-то сложнее, это понятно. Мы этой проблемой занимаемся, федеральная служба, перед которой поставлена задача помогать людям в этом. Если не получается найти работу самостоятельно, нужно обращаться в органы службы занятости.

Для справки могу сказать, что это мировая практика. Везде, во всех странах службы занятости обслуживают порядка 30-40% населения, которое ищет работу. 60 процентов населения пользуется услугами либо частных агентств, либо через родственников ищет работу, либо через знакомых, либо через свои старые рабочие контакты. Могу сказать только одно, что если эти способы не удались и невозможно найти работу, обращайтесь в службу. Мы предоставляем пакет услуг, в том числе и по переобучению.

- Но не секрет, что работодатель не хочет брать на работу людей предпенсионного возраста, потому что он понимает, что эти люди поработают три-четыре года, пять лет и уйдут на пенсию. Вы-то проводите работу с работодателями?

ТОПИЛИН: Безусловно.

- Как вы их уговариваете, если уговариваете?

ТОПИЛИН: Это же тоже общемировые тенденции, во всем цивилизованном мире происходит старение населения. Завтра работодатели встанут перед фактом, что просто молодых будет гораздо меньше на рынке труда, нежели чем пожилых. И должно быть движение с обеих сторон. С одной стороны, работники должны понимать, что нельзя сегодня уже устроиться на работу на какие-то определенные рабочие места, не имея возможности пользоваться компьютерной техникой. Мир другой. Говорить о том, что вот на печатной машинке умею, а на компьютере - нет, невозможно. Работник должен понимать, что он должен на протяжении всей жизни повышать свою квалификацию, должен приобретать те навыки, которые требуются работодателю. С другой стороны, работодателю мы создаем тоже условия. Это называется "гибкость трудового законодательства". Сейчас работодатель может заключать трудовой договор с работником пенсионного возраста на один год, срочный трудовой договор. Раньше он этого делать не мог и поэтому не брал. В Трудовой кодекс внесены соответствующие поправки. Работодатель, рискуя, имеет возможность нанять только на один год. И это позволяет рынку труда реагировать более оперативно на те потребности, которые существуют.

- А те же службы занятости обучают людей предпенсионного возраста работе на компьютере? Это входит в пакет услуг?

ТОПИЛИН: Конечно, обязательно. Никто никогда не может отказать безработному гражданину на основании того, что у него возраст 55 лет. Такого не бывает. Другой вопрос, что у нас не всегда хватает денег. То есть мы могли бы гораздо больше переобучить безработных, если бы у нас были соответствующие финансовые ресурсы. Они ограничены, безусловно. Точно так же, как ограничены финансовые ресурсы у любой другой структуры государственной.

- А эти услуги платные или бесплатные?

ТОПИЛИН: Если вы обращаетесь в частное агентство, они платные, если вы обращаетесь в службу занятости, они бесплатные для человека. Для нас они, естественно, платные, потому что мы эту услугу покупаем на рынке.

- И это все из федерального бюджета оплачивается?

ТОПИЛИН: Да, конечно.

- Максим Анатольевич, вы сказали, что обучаете людей работе на компьютере. Пожалуйста, сразу вопрос: "А людей пенсионного возраста обучаете работе на компьютерах?".

ТОПИЛИН: Нет, людей пенсионного возраста не обучаем работе на компьютере, потому что человек, который получил право на пенсию, уже не может быть признан безработным. Это закон.

- Следующий вопрос: "Мы представляем службу занятости Подмосковья. Каковы перспективы развития службы занятости, с чем связано сокращение финансирования активных программ службы занятости?"

ТОПИЛИН: Перспективы развития службы занятости Подмосковья, я думаю, что самые радужные, и соответствующие программы уже принимаются и рассматриваются Федеральной службой по труду и занятости. А то, что связано с уменьшением финансирования, могу объяснить: мы переходим с этого года на нормативный метод планирования финансовых ресурсов, разработаны соответствующие методики. И те регионы, которые получали средства больше, чем требуется по нормативам в среднем по стране, естественно, неким образом пострадали, если можно так сказать, в кавычках. Другие регионы, которые недофинансировались, в которых право доступа безработных к получению бесплатных услуг службы занятости было занижено, они, наоборот, выиграли. Мы приводим все к нормативному финансированию.

- Такой вопрос: "Мне уже 58 лет, биржа труда дает мне направление, а работодатель не хочет брать". Человек хочет подать в суд.

ТОПИЛИН: На кого?

- На работодателя, видимо, который не хочет взять его на работу.

ТОПИЛИН: Все дело в том, что прием на работу - это добровольная договоренность сторон, трудовой договор заключается по обоюдному согласию сторон. Это означает, что здесь наша служба недорабатывает, потому что, как правило, направление на работу дается только в то место, где уже есть некие проработки соответствующие с работодателем.

- В том числе и о возрасте разговор был.

ТОПИЛИН: Понятно, да. Могут быть и такие накладки. Они бывают, безусловно, и не каждый трудоустраивается по направлению службы занятости. Если не сложно, я бы попросил этот конкретный случай описать, хотя бы назвать регион. Мы тогда просто будем смотреть и разбираться. Такие случаи, безусловно, бывают.

- Вопрос от учителя Николая, который является руководителем нескольких старших классов: "Часто ребята меня спрашивают по поводу их будущих профессий, они хотят быть менеджерами и экономистами. Но совершенно ничего не знают о рабочих профессиях". И вопрос от матери двух сыновей, которые не могут найти в молодежных изданиях информацию о востребованных профессиях, то есть дети не могут сориентироваться профессионально, что нужно, что не нужно. Вы как-то можете им в этом помочь?

ТОПИЛИН: Во-первых, у нас существуют программы профессиональной ориентации, они существуют не только для безработных граждан. Во многих регионах, я бы сказал, в большинстве регионов - все зависит, конечно, от некоей активности того или иного руководителя департамента занятости в регионе, - во многих регионах такие программы ведутся как раз среди выпускников образовательных учреждений. Во многих вузах существуют специализированные программы, существуют специализированные биржи труда уже среди студентов. То есть мы эту программу развиваем по мере финансовых возможностей. Но то, что есть информация об экономистах, о менеджерах, здесь надо быть очень аккуратным. На самом деле я бы не стал говорить нигде, что те профессии пользуются спросом, а такие-то не пользуются. Пользуются спросом, это мое глубокое убеждение, я его не перестаю нигде озвучивать, пользуются спросом профессионалы. Вы можете быть экономистом, менеджером с дипломом какого-то коммерческого вуза и не найти работу, потому что вы ничему не научились, вы не конкурентоспособны на рынке труда. Вот мы все время говорим: у нас переизбыток юристов и экономистов. Но давайте спросим у работодателей. У них есть колоссальные проблемы с тем, чтобы найти грамотного юриста или грамотного экономиста.

- Вопрос: "Что делать, если качество переподготовки не соответствует требованиям работодателя?"

ТОПИЛИН: Качество переподготовки в службе занятости?

- Да, видимо.

ТОПИЛИН: Существуют стандарты программ, они согласуются с образовательными стандартами. Мы работаем с работодателями по согласованию этих программ. Поэтому тут, может быть, не к качеству переподготовки, а к качеству подготовки конкретного человека нужно обратиться. Тут можно совершенно по-разному на вопрос ответить.

- Несколько вопросов о работе для инвалидов. Им тоже обращаться в вашу службу?

ТОПИЛИН: Если человек имеет соответствующую группу и обращается в службу, мы, безусловно, его регистрируем. Если он соответствует тем критериям, которые установлены законом.

- Критерий - это то, что человек работал и работу потерял?

ТОПИЛИН: Если даже человек не работал, он приходит, регистрируется у нас в качестве безработного.

- Сообщение от Нины Михайловны: "Моя дочь заканчивает 11-й класс, она - инвалид детства. Куда она сможет устроиться?" То есть имеет смысл к вам приходить?

ТОПИЛИН: Она может придти в службу занятости, и мы будем работать по конкретному случаю. При этом надо будет уже специалистам службы занятости совместно с медико-социальной экспертизой, с бюро МСЭ подготовить программу индивидуальной реабилитации, это общее требование для инвалидов. Потому что медицинские показания должны быть учтены при подборе работы или при подборе возможной программы обучения и т. д. Никаких ограничений на этот счет не существует.

- Послание от Ларисы Ивановны из Подмосковья: "С 1 октября прошлого года сокращена в связи с сокращением штата. В центре занятости предоставила справку о противопоказаниях к целому ряду работ. Стаж работы более 30 лет, 54 года. Вчера написала заявление с просьбой оформления досрочной пенсии в связи с тем, что не могут предоставить работу. Но в центре занятости считают, что я мало стою на учете". Есть какие-то правила?

ТОПИЛИН: Нет. Вы еще раз обратитесь в центр. Никаких ограничений. Если вы уволены в связи с ликвидацией, сокращением численности и до пенсии остается по закону два года, то есть для женщины это 53 года в среднем, потому что существует и досрочный выход на пенсию, и если мы не можем найти вам работу, мы имеем право оформить вам досрочную пенсию без всякого периода нахождения. Но сначала мы должны проработать все возможные варианты трудоустройства, естественно, с вашим согласием.

- Если человек хочет досрочную пенсию?

ТОПИЛИН: Вопрос не в том, что хочет. Мы можем направить на досрочную пенсию в том случае, если мы не нашли работу.

- В течение какого срока эту работу будут искать?

ТОПИЛИН: Здесь надо просто смотреть, когда человек встал на учет и так далее. То есть здесь надо разбираться в каждом конкретном случае.

- Почему не берут на учет в службе занятости в качестве безработного мигранта, прибывшего на постоянное место жительства? Почему, как правило, не берут на работу русских, приехавших из СНГ? Почему не предоставляется право обучения по специальности мигрантам?

ТОПИЛИН: Нельзя говорить такими категориями. Здесь тоже надо разбираться в каждом конкретном случае. Регистрация безработного осуществляется по постоянному месту жительства, по месту прописки, по-старому. Если нет регистрации по месту жительства, то просто невозможно вас поставить на учет в связи с условиями закона. Тут надо смотреть с точки зрения регистрации по месту жительства.

- "В пенсионный стаж не включили время, которое я была на учете на бирже труда. Почему?" Несколько таких вопросов.

ТОПИЛИН: В страховой стаж включается период, когда человек был в службе занятости зарегистрирован и получал пособие. Тоже надо разбираться.

- Предложение от фермера Олега из Тверской области: "Почему бы службе занятости не взять на себя функции организации рабочих мест посредством активирования малого бизнеса на местах?"

ТОПИЛИН: Это происходит, такая работа ведется. Мы сотрудничаем со структурами по малому бизнесу с точки зрения и совместных программ по кредитованию. Если имеется в виду, что мы должны какие-то деньги на открытие дела давать, этого права у нас нет, для этого существуют банковские структуры.

Источник: http://www.mayak.info/schedules/6852/20907.html