АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ :: НОВОСТИ
[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]







Новости


Трудовой кодекс - две точки зрения

Автор: Сергей Сорокин

"Трудовой кодекс перегружен формальностями, в нем масса ограничений", - считает руководитель Федеральной службы по труду и занятости Максим Топилин. Диаметрально противоположную точку зрения имеет руководитель Комитета Госдумы РФ по труду и социальным отношениям Андрей Исаев.

Действующее в настоящее время трудовое законодательство, которое базируется на вступившем в силу с 1 января 2002 года Трудовом кодексе РФ, очень сильно перегружено различными правовыми нормами и ограничениями, которые не реализуются на практике. Об этом заявил руководитель Федерального агентства по труду и занятости Максим Топилин.

По его мнению, "работодатели в России, чтобы не выполнять тех норм, которые предписаны законом, стараются упрощать трудовые отношения с работниками, стремятся использовать нелегальную рабочую силу". "При расторжении трудового договора работодатель должен выплатить от 2 до 6 /в условиях крайнего Севера/ окладов труда. Это усложняет рыночные отношения и отрицательно сказывается на развитии экономики, которая теряет присущий рынку динамизм". Не работает, по словам Топилина, и другая законодательно прописанная норма: о квотах для молодежи при приеме последних на работу. "Эту норму следовало бы пересмотреть, внеся соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ", - считает он. Топилин также считает, что в Кодексе прописана "еще одна излишняя норма: о возможности невыхода специалиста на работу без предупреждения работодателя, если ему задерживается выплата заработной платы на срок свыше 15 дней. В результате собственники АО и ЗАО, чтобы сократить затраты и минимизировать расходы, вынуждены, как показала практика 90-х годов, объявлять о сокращении штатов, менять юридический статус предприятий и организаций, объявлять о банкротстве".

С мнением Топилина категорически не согласен руководитель Комитета Госдумы по труду и социальным отношением Андрей Исаев:

"Пленум Верховного суда РФ специально рассмотрел этот вопрос, который касается огромного числа случаев, происходящих в действительности. В Кодексе прямо не сказано, должен работник находиться в случае невыплаты зарплаты свыше 15 дней на работе /и при этом не выполнять трудовые обязанности/ или может находиться дома. Пленум Верховного суда указал, что работник вовсе не обязан присутствовать на рабочем месте. Эта норма была записана в ТК "с боем" - и она напрямую защищает трудящихся от прямого воровства со стороны работодателей, ставит "заслон" от прокручивания средств работников в банках неопределенное количество времени. Считаю, что здесь следует внести изменения и в УК РФ, где сейчас присутствует норма, что уголовная ответственность работодателя наступает лишь спустя 2 месяца после невыплаты зарплаты. Необходимо изменить ее на срок 15 дней, тем самым синхронизируя сроки ответственности по ТК и УК, ибо в данном случае налицо прямой умысел со стороны работодателя".

По мнению Исаева, "категорически нельзя менять и предыдущие две нормы, которые устанавливают социальную ответственность бизнеса и гарантируют права работников. Предложение легализовать те отношения, которые сложились в "теневом секторе" экономики, преимущественно в строительстве и в мелкорозничной торговле, и отменить эти гарантии для работников средних и крупных предприятий промышленности - антиконституционное. Задача государства состоит не в том, чтобы урезать права трудящихся, а чтобы отстаивать эти права, как стороны, наименее защищенной в трудовом плане".

"Трудовой кодекс и так получился достаточно либеральный, дающий свободу предпринимателям, - считает Исаев. - Например, теперь работника можно уволить после одного дисциплинарного взыскания, а не трех, как в прежнем КЗОТе. Комитет Госдумы по труду и социальным отношениям, профсоюзы будут решительно выступать против таких нововведений. Права работников у нас защищены не хуже, чем в Западной Европе. При этом излишняя регламентация, которая мешала нормальным трудовым отношениям в условиях рынка, по новому ТК снята. Поэтому любые поправки в ТК РФ требуют самого серьезного обсуждения, следует также просчитать последствия, как экономические, так и психологические, моральные, нравственные".

Как заявил Исаев, "до сих пор в России не ратифицирована конвенция Международной организации труда /МОТ/ о частных агентствах занятости и не принята законодательная норма, предусматривающая ответственность газет и журналов, пишущих о рынке труда, за недобросовестную информацию". "По конвенции МОТ за устройство на работу и подбор специалиста должен платить работодатель. У нас же частные агентства занятости взыскивают процент как с работодателя, так и с ищущего работу кандидата" /эта сумма составляет от двух до трех месячных заработков по новому месту работы/. Газетам же стоит более ответственно подходить к публикуемой "трудовой рекламе" - нередки случаи, когда работники в результате этого оказываются в незавидном в социальном плане положении. Над этим нашему комитету в законодательном плане предстоит еще поработать. Журналисты также должны нести ответственность по закону за сомнительного рода информационные услуги".

Кроме того, по словам Исаева, "с введением Единого социального налога /ЕСН/ ликвидирован Фонд занятости - и это отрицательно сказалось на работе служб занятости".

В чем солидарны руководители исполнительной и законодательной ветвей власти, так это в том, что "необходимо восстанавливать страховой принцип при формировании Фонда занятости".

Максим Топилин: "Нужно возвращаться к страхованию от безработицы. Сегодня 60% средств Федерального агентства расходуются на выплату пособий по безработице. В то время как они могли бы тратиться значительно более эффективно – на переподготовку кадров. Сейчас цифра тех лиц, которых мы переобучаем, составляет 10-12%, а в мире она приближается к 30%. То есть переучиваются и трудоустраиваются за счет соответствующих служб в развитых государствах каждый третий трудящийся. К этому нам надо стремиться, здесь большой потенциал роста. Я считаю, что такая программа подготовки кадров должна быть инициативой Комитета по труду и социальным отношениям в Госдуме РФ.

Комитет должен стать инициатором тех изменений, которые могут лечь в основу нового подхода к формированию Фонда занятости. Сотрудничество агентства с комитетом в этом плане, на данном "правовом поле", могло бы быть очень полезным".

Источник: Вакансия от А до Я (11.05.05), http://www.vacansia.ru/index.php?act=obzor&id_s=167