АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ :: НОВОСТИ
[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]







Новости

ИТР в строительстве: ситуация и перспективы

Высокие темпы развития строительства и стремительное обновление строительных технологий вернули к жизни профессии инженерно-технических работников, которые в постсоветские годы надолго оказались вне сферы внимания работодателей. Какие проблемы возникают перед работодателями? Каковы перспективы развития кадрового рынка в строительной индустрии?

Ситуация

На сегодняшний день, согласно данным Госкомстата, в строительной индустрии задействовано 6,2% всего населения Российской Федерации, то есть 4 млн 166 тыс. человек. На территории России работает более 130 тыс. строительных организаций разных специализаций и форм собственности, и число их постоянно увеличивается: Россия переживает строительный бум. Безусловно, наиболее интенсивно развитие строительной индустрии происходит в крупных городах, особенно в Москве и Московской области, поэтому перспективы профессионального роста и достойной зарплаты здесь выше. Именно в Москву стремятся квалифицированные специалисты из других регионов, и их шансы найти работу в Москве не ниже, чем шансы москвичей. В столице работают строительные компании, в которых три четверти специалистов – иногородние. Работы хватает всем: число вакансий на рынке труда ИТР в строительной сфере с 2000 года выросло в пять раз.

Активное строительство ведется не только в Москве, но и в Архангельске, Тюмени, Северо-Западном округе, где кадровый «голод» еще острее. Крупные региональные строительные предприятия приглашают руководителей-специалистов из Москвы, и как правило – на очень высокооплачиваемые должности (от 4000 долларов в месяц). Затраты обычно окупаются: чаще всего руководитель приходит со своей сложившейся командой, и предприятие получает не одного специалиста, а группу сработавшихся единомышленников. Но в целом кадровая проблема пока остается одной из самых острых: потребность в инженерно-технических работниках далеко не удовлетворена.

Проблемы

В индустрии остро ощущается нехватка руководящих работников, инженеров-конструкторов, проектировщиков, специалистов по монтажу инженерных коммуникаций и работе с новыми технологиями и материалами. Во многом это связано с проблемами в образовании. В течение полутора десятилетий строительные специальности не входили в число популярных и престижных профессий, интерес к ним упал, и выпускники школ редко выбирали строительные вузы для продолжения учебы. Сейчас ситуация изменилась. МГСУ, МИИТ и другие строительные вузы и факультеты с каждым годом набирают все больше студентов, но результаты этих перемен дадут себя знать только через несколько лет. Пока на рынке труда задействованы в основном специалисты, закончившие вузы в 70-е и 80-е годы прошлого столетия либо выпускники строительных институтов 1998-го и более поздних лет.

Опытные специалисты 45–55 лет нарасхват, особенно если они занимали руководящие должности в строительстве еще в советские времена. Запись в трудовой книжке «главный инженер» или «начальник строительного участка», сделанная в 80-е годы ХХ столетия, – лучшая рекомендация для кандидата на высокую должность в строительной компании. Очевидно, что «ответственный работник» на строительстве в советскую эпоху действительно нес полную ответственность за сданный строительный объект и ценность его профессионального опыта не подлежит сомнению. Однако зачастую высококвалифицированные работники старшего поколения мало знакомы с новейшими технологиями и материалами, которые широко применяются в современной строительной индустрии, и, в отличие от недавних выпускников вузов, не владеют навыками работы с компьютером. Впрочем, не всегда осведомлены о прогрессивных приемах строительства и молодые специалисты. В целом подготовка в вузах ведется на базе старых технологий и отстает от современного уровня развития строительства, поэтому «добирать» недостающие знания молодым инженерам приходится дополнительно – на курсах при вузах и организациях. Проблема повышения квалификации ИТР – одна из наиболее актуальных в нынешнее время.

Дефицитные и перспективные специальности

Наиболее востребованы сегодня руководящие работники, в первую очередь – главные инженеры проекта. Молодым специалистам для выполнения такой работы не хватает опыта, опытным – подготовки в соответствии с современными требованиями. Острая потребность существует и в узких специалистах – геодезистах, конструкторах и проектировщиках инженерных коммуникаций (отопления, вентиляции, кондиционирования, электрического освещения и слаботочных систем), которых вузы выпускают в недостаточном количестве. Кроме того, проблема дефицита специалистов среднего возраста актуальна и в этом случае: проектировщики принадлежат старшему поколению и, как правило, недостаточно хорошо владеют компьютером (а работодатели требуют знания компьютерных программ и умения уверенно работать в ArchiCAD и AutoCAD, в 3D Max) либо это недавние выпускники вузов, которые не имеют достаточного опыта. Сейчас молодых специалистов часто нанимают под какого-то опытного работника, то есть, по существу, возрождается традиция наставничества, бытовавшая в советские времена.

Среди перспективных профессий – архитектор, сметчик, особенно сметчик-экономист, прораб в сфере инженерных коммуникаций. Потребность в прорабах строительных работ значительно ниже, однако, по данным кадровых агентств, если пять лет тому назад на одну вакансию прораба приходилось до 50 резюме, то сейчас – только пять.
Серьезная проблема – нехватка инженерно-технических работников со знанием иностранного языка (в первую очередь это касается инженеров-проектировщков). Иностранные компании, компании со смешанным капиталом, число которых постоянно растет, остро нуждаются в сотрудниках, владеющих иностранным языком. Пока в строительной сфере таких специалистов гораздо меньше, чем требуется, поэтому у выпускников строительных вузов со знанием английского прекрасные перспективы трудоустройства.

Кому сколько платят

Зарплаты ИТР, занятых в строительной индустрии, зависят от многих условий, в частности от вида деятельности организации. В московских компаниях, занимающихся непосредственно строительством, прорабы получают не менее 600 долларов, а в среднем 700–900 долларов. Если график работы напряженный, рабочий день не нормирован, зарплата вырастает до 1200 долларов. Начальник участка может рассчитывать на 1000–1500 долларов, начальник ПТО – на 1000–1500 долларов, сметчик – на 800–1500, геодезист – 700–1000 долларов. Начинающему конструктору-проектировщику платят от 600 долларов, опытному, участвовавшему в проектировании сложных объектов, – от 1000 долларов.

Разница составляет 200–500 долларов. Так, прорабы монтажных объектов получают не менее 800 долларов, начальник участка – от 1200 долларов, конструктор-проектировщик – от 1500 долларов. Инженеры, освоившие современные технологии (установку навесных фасадов, монтаж металлоконструкций, проектировку чистых помещений и т. д.), могут рассчитывать на достаточно высокие зарплаты – от 1000–1200 долларов. Зарплаты, которые предлагают специалистам со знанием иностранного языка, – как правило, не менее чем на 500 долларов выше среднего уровня. Инженер-проектировщик, например, владеющий английским языком, может рассчитывать на 2500–3000 долларов.

В государственных организациях уровень зарплат ниже, чем в коммерческих, почти в два раза. Как правило, в таких компаниях работают люди предпенсионного возраста, которые ценят стабильность и не стремятся изменить свой социальный статус и имущественное положение. Зарплата прораба в госорганизации может составлять 300–400 долларов. Невысоки зарплаты в дорожном строительстве: это также связано с тем, что дороги строят госкомпании.
Оплата труда в Санкт-Петербурге по некоторым позициям (главный инженер, начальник участка, руководитель ПТО) иногда сопоставима с московской, но в большинстве случаев ей уступает. Только прорабы строительного участка в Северо-Западном округе имеют возможность зарабатывать больше, чем их коллеги в столице (1000–1800 долларов). В регионах платят в два раза меньше, чем в Москве, это и определяет приток кадров в столицу. Вместе с тем известным специалистам, которых приглашают на руководящие должности, и на региональных стройках могут предложить очень высокую оплату труда, а также бонусы по итогам работы и внушительный соцпакет.

Инженеры выбирают

Как сегодня инженеры-строители выбирают место работы? Прежде всего немногие специалисты предпочитают государственные предприятия коммерческим. Иногда на госпредприятиях выплачивают дополнительные вознаграждения за выслугу лет, чего коммерческие компании не практикуют. Молодые специалисты выбирают госпредприятия в тех случаях, когда стремятся приобрести начальный профессиональный опыт.
В коммерческих организациях прежде всего привлекает уровень заработной платы. При этом в небольших компаниях специалистов удерживает «белая» зарплата, которая дает возможность брать кредиты, чем сейчас охотно пользуются многие работники со средней и высокой оплатой труда. Кроме того, «белая» зарплата указывает на стабильность предприятия, на большие объемы работ, что рассматривается работниками как значительный плюс, поскольку создает возможность карьерного роста. В больших компаниях также привлекают перспективы карьерного роста, стабильность и бонусы, выплачиваемые по итогам строительства, обязательные соцпакеты. В иностранных компаниях, а также в российских, сотрудничающих с иностранными инвесторами, – возможность предоплаты.
С большей охотой инженеры-специалисты идут в генподрядные организации, которые не только выполняют какую-то часть строительных работ, но и контролируют субподрядные организации. Генподрядные организации стабильнее субподрядных и могут предложить сотрудникам более интересные и разнообразные формы работ. Субподрядные организации менее привлекательны, особенно для специалистов высокого уровня.
Заглядывая в будущее

По прогнозам специалистов, в ближайшие годы строительная индустрия будет бурно развиваться на всей территории РФ. Это означает, что строительные профессии окажутся в числе наиболее перспективных, востребованных и высокооплачиваемых. Кроме того, ожидается приток инвестиций в строительные отрасли, а значит – активное развитие инженерно-технического строительного консалтинга. Это относительно новая сфера деятельности, появление которой связано с привлечением к строительству инвесторов. Инвесторы, в роли которых чаще всего выступают западные компании, требуют предпроектной оценки строительного объекта, скрупулезной подготовки исходно-разрешительной документации – эти процессы и осуществляет строительный консалтинг. Уже сейчас главный инженер проекта, специалист, ответственный за проведение консалтинговых мероприятий, – одна из самых дефицитных специальностей в строительной индустрии.

На должность «гипа» компании приглашают специалиста с опытом работы главного инженера объекта, владеющего практикой организации строительства и финансового планирования. В будущем можно прогнозировать очень высокий спрос на специалистов в области строительного консалтинга и особый интерес к этой сфере деятельности со стороны квалифицированных кадров, поскольку такая работа не только высоко оплачивается, но и позволяет реализовать стратегический потенциал строительного инженера.

В организациях, специализирующихся на установке инженерных коммуникаций, монтаже и наладке технологического оборудования, уровень зарплат на 15–20% выше, чем в компаниях, непосредственно занимающихся строительством конструкций.

Милада МАТВЕЕВА,
эксперт журнала «Кадровое дело»

Консультанты:
Наталья СУПРУНОВА,
руководитель рекрутингового отдела компании «Юнити-Сэт»
Ольга АЛЕКСЕЕНКО,
эксперт компании «БЛМ-Консорт»

Источник "Строительная инженерия" № 8, http://www.stroing.ru/245