АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ :: НОВОСТИ
[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]







Новости

"Мы наконец повернулись к мигрантам лицом"

Вячеслав Поставнин рассказывает о новых законопроектах по трудовым мигрантам и работе Федеральной миграционной службы.

Миграционная политика Российской Федерации находится сегодня в стадии активных и сложных преобразований. Ежегодно на территорию России прибывает более 10 млн. нелегальных мигрантов преимущественно из стран СНГ. По экспертным оценкам, законная трудовая миграция не превышает 15% от реального числа приехавших работников. Иными словами, только каждый шестой, а то и седьмой иностранец трудится у нас на законных основаниях. В эти дни в Государственной думе России обсуждаются законы, которые, по мнению заместителя директора Федеральной миграционной службы Вячеслава Поставнина, радикально изменят положение миллионов гастербайтеров.

- Вячеслав Александрович, насколько серьезной проблемой для экономики России является нелегальная трудовая миграция?

– Нелегалы – колоссальный ущерб для страны. По данным Федеральной налоговой службы только прямые убытки, ежегодно наносимые нелегальными мигрантами, составляют более 200 млрд. рублей. Сумма сопоставима с расходами федерального бюджета этого года на образование или на социальную политику.

– Из чего складываются эти убытки?

– Прежде всего, это сумма недополученных казной налогов, пошлин. Далее, это расходы ЖКХ: квартплата, газ, вода, транспорт, дороги, которые приходится возмещать нам с вами. Огромные суммы вывозятся гастербайтерами из страны. Эти деньги, обналиченный национальный продукт, навсегда потеряны для бюджета. Одни таджикские нелегалы пересылают домой в Таджикистан более миллиарда долларов, т.е. 2 бюджета своей страны.

– В этой проблеме явно проглядывается и социальный аспект в связи с нарушением трудовых прав россиян, поскольку многим представителям бизнеса выгоднее брать на работу не своих сограждан, а нелегальных мигрантов, которым можно платить в 2-3 раза меньше.

– Я скажу больше: нелегалы – это благоприятная питательная среда для теневой экономики, преступлений, даже терроризма. В стране сегодня фактически создан невольничий рынок труда. Нелегальные мигранты лишены правовой и медицинской помощи. Живут в нечеловеческих условиях. А ведь именно люди, находящиеся в чужой стране в безвыходном положении, чаще всего готовы на совершение преступлений.

– В чем конструктивный смысл находящихся сейчас на обсуждении в Государственной думе новых законопроектов по трудовой миграции?

– В российской миграционной политике произошли принципиальные, я бы даже сказал, революционные изменения: от исключительно жестких мер мы переходим к социально-экономическим и гуманным решениям. Мы наконец повернулись к мигрантам лицом, будем решать их проблемы с учетом влияния миграции на все сферы жизни нашего общества. Новые законы должны отражать ситуацию, при которой миллионы людей уже фактически находятся на территории страны и вносят существенный вклад в нашу экономику.

– О каких именно новых законопроектах идет речь? Принимала ли непосредственное участие в их формировании Федеральная миграционная служба?

– Нами были предложены принципиальные изменения в законопроект «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». Мы также внесли многочисленные поправки к закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ», который уже рассмотрен в Госдуме в первом чтении. Кроме того, готовится к вторичному рассмотрению еще один принципиально важный для нас документ «О внесении изменений в федеральные законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». По инициативе ФМС в проект внесены поправки, касающиеся вопроса выдачи миграционной карты непосредственно на территории России.

– Какие дополнительные права и возможности получат мигранты, когда законы вступят в силу?

– Во-первых, очень скоро в России вместо разрешительного будет введен уведомительный порядок миграционного учета, и чиновники не смогут отказать приезжим в регистрации. Гражданам из стран СНГ теперь не нужно будет оформлять разрешение на привлечение у работодателей, они оформят на себя такое разрешение на работу и спокойно будут искать работодателя. Во-вторых, планируется упростить процедуру оформления права мигрантов на работу – они получат возможность трудиться в любом регионе страны, а не только в том месте, где им было выдано разрешение на работу. Гражданские права мигрантов серьезно расширятся. Так, вдвое – с 3 до 6 месяцев – будет увеличен срок временного пребывания иностранцев в России. Это поможет в особенности тем русскоговорящим иммигрантам из стран СНГ, кто намерен остаться в нашей стране и приобрести российское гражданство.

– По мнению наблюдателей, при обсуждении законопроектов по трудовой миграции наибольшее количество возражений вызывает упрощение режима регистрации мигрантов. Чем вызвана необходимость изменять существующий порядок?

– Ныне действующая процедура достаточно сложна и излишне забюрократизирована. Именно поэтому она представляет собой весьма коррупционный процесс. Возникают «нехорошие» квартиры, в которых на один адрес зарегистрировано по 30-40 человек. Такое положение и плодит число нелегалов, ведь большинство приезжих не регистрируется не по нежеланию подчиняться закону, а из-за невозможности пройти сложную процедуру оформления. Возник целый рынок подпольных фирм по продаже поддельных документов. Вводимый законом уведомительный режим миграционного учета облегчит жизнь и мигрантам, и контролирующим органам.

– Можно ли считать предлагаемые ФМС изменения в законодательстве основным средством борьбы с нелегальной миграцией?

– На самом деле служба старается решать эту проблему в комплексе, используя, в частности, свой административный ресурс. Одним из самых результативных средств для вывода нелегалов из тени, на наш взгляд, было проведение мероприятий по легализации находящихся на нашей территории трудовых мигрантов. Эксперимент проводился осенью прошлого года совместно с Федеральной налоговой службой и Рострудом в 10 регионах страны на 403 предприятиях. Мы сами вышли на предприятия и не дожидаясь, пока работодатель созреет до общения с нами, практически на месте выдавали гастарбайтерам разрешения на работу. Таким способом было легализовано 7000 трудовых мигрантов. Экономический эффект от 2-х месячного эксперимента составил 350 млн. рублей.

– Какие еще формы решения миграционных проблем в России существуют в арсенале ФМС?

– Одним из наших приоритетных направлений является создание условий для привлечения в страну квалифицированной, что особенно важно – легальной рабочей силы. Необходимо контролировать миграционные потоки и управлять ими, как это делается во всех цивилизованных странах. При этом мы исходим из того, что количество привлекаемых мигрантов обязано четко соотноситься с потребностями национальной экономики и не нарушать интересы российских работников. Россияне должны иметь приоритет при устройстве на работу. Это незыблемый принцип. Сегодня, по данным Роструда, более 5,5 млн. граждан РФ являются безработными. Отчасти это тоже следствие колоссального притока нелегальных мигрантов. Это направление тесно связано с очень важной задачей совершенствования механизма миграционного учета.

– Как решается службой эта задача?

– ФМС был разработан административный регламент по выдаче разрешений на привлечение работодателями иностранных работников и использования их труда. В настоящее время эксперимент уже проводится в Москве, Санкт-Петербурге и Приморском крае. Работодателю в этих регионах не приходится бегать по различным инстанциям. В ближайшем будущем работодатель будет сдавать все документы сразу в Управление внешней миграции ФМС, образно выражаясь, в одно окно, а после служба сама будет рассылать эти бумаги по всем этим заинтересованным ведомствам. Так срок оформления можно сократить до месяца. В настоящее время уже объединено получение разрешения на привлечение иностранцев на работу и приглашения на въезд, и работа в этом направлении продолжается. Этот принцип одного окна начнет вводиться во всех регионах и реально заработает уже в этом году.

– Вероятно, уже возникла необходимость создать банк данных для мигрантов?

–Мы действительно планируем использование новых технологий для создания специального информационно-миграционного банка данных. Для этого, в частности, пункты пропуска на госгранице, согласно проекту закона, будут в течение суток сообщать в миграционные службы точные сведения о любом перемещении иностранцев через границу. Кроме того, мы подходим к тому, чтобы создать официальную Биржу труда, точнее – свой Центр занятости, чтобы эффективно работать с трудовой миграцией.

– Вячеслав Александрович, как бы Вы кратко охарактеризовали главную задачу, стоящую перед Федеральной миграционной службой?

– Задача эта поставлена перед нами временем: получение от миграции максимально позитивного экономического, политического и социального эффекта.

Источник: Вакансия.RU, http://www.vacansia.ru/index.php?act=obzor&id_s=563