АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ :: НОВОСТИ
[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]







Новости

Евгений Гонтмахер: «Правительство форсированно повышает минимальные размеры оплаты труда»

С 1 мая 2006 года в России наконец принято долгожданное решение Правительства Российской Федерации о повышении заработной платы бюджетникам, а также минимального размера отплаты труда. Как выглядит при этом ситуация с оплатой труда в бюджетной сфере Москвы? Каким категориям работников и в каком размере будет повышена зарплата? Самый острый вопрос на российском рынке труда: приблизится ли в ближайшее время минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму? Эти и другие темы комментирует Евгений Гонтмахер, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций, бывший заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ, бывший начальник Департамента социального развития Правительства РФ.

- Евгений Шлемович, какие основные решения по повышению зарплаты работникам бюджетной сферы содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации? Что в связи с этим ожидает рынок труда в ближайшее время?

– Согласно данному Постановлению, с 1 мая 2006 года тарифные ставки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений повышены на 15%, установлен новый уровень минимальной зарплаты – 1100 рублей и утверждены новые межразрядные коэффициенты Единой тарифной сетки. Как известно, эта сетка содержит 18 разрядов. Тарифные ставки (оклады) работников со 2-го по 18-й разряд ЕТС определяются путем умножения установленной тарифной ставки (оклада) на соответствующий межразрядный тарифный коэффициент. Первый разряд соответствует уровню минимальной оплаты труда, до этого он составлял 800 рублей, а теперь вырастет на 300 рублей. Соразмерно вырастут зарплаты для бюджетников всех остальных разрядов. В результате среднее повышение зарплат всех работников бюджетной сферы в мае должно составить 15 процентов. Кстати, до конца года зарплаты будут проиндексированы еще раз в октябре на 10 процентов.

– Какие именно категории работающих в бюджетной сфере реально ожидает повышение зарплаты?

– В целом у нас в стране 15 млн. человек работает в государственных учреждениях. В связи с 122-м законом, известным как закон о монетизации льгот, с 1-го января 2005 года все бюджетники страны были разделены на две большие категории: федеральные и все остальные. Федеральных бюджетников у нас всего порядка 3 млн., а 12 млн. человек – это бюджетники, которые получают заработную плату из муниципального либо регионального бюджета. Если до 1-го января 2005 года правительство в зависимости от возможностей бюджета принимало решение об одновременном увеличении зарплаты всем этим 15 млн. человек, то теперь решение касается только федеральных бюджетников, то есть всего 3 млн. человек. Эта категория включает тех, кто работает в сфере высшего образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физкультуры. К ней также относятся работники федеральных медицинских учреждений, а также научных и некоторых учреждений культуры федерального значения, например Большого театра.

– Изменилось ли что-нибудь для 12 миллионов остальных госслужащих?

– Конечно. Прежде всего это повышение минимальной оплаты труда с 800 до 1100 рублей. А для малооплачиваемых категорий региональных бюджетников – санитарки в больнице, технички в школе, работника сельской библиотеки – это важное событие.

– Невозможно себе представить, как можно прожить даже на такую «повышенную» зарплату, как 1100 рублей? Ведь прожиточный минимум у нас сейчас для трудоспособного человека в среднем по РФ где-то около 3 тысяч…

– Конечно, соответствие минималки реальному прожиточному минимуму – вещь, желательная для всех, но это задача будущего. Тем не менее этот показатель очень важный. Давайте вспомним, какой всего 4 года назад был размер МРОТ в России? 89 рублей 47 копеек. То есть он вырос за эти годы более чем в 11 раз! Трудно не заметить, что правительство форсированно и планомерно повышает минимальные размеры оплаты труда.

– А как выглядит в Москве ситуация с минимальной зарплатой?

– В Москве федеральный минимум уже давно превзойден в разы. Решения по увеличению заработной платы городским бюджетникам принадлежат исключительно московскому правительству. Оно, кстати сказать, незадолго до обсуждаемого нами Постановления, приняло решение о повышении на 10% всех ставок и разрядов работникам бюджетной сферы. Это никак не было связано с данным федеральным решением. Для города минимальным уровнем зарплаты фактически является 4100 рублей. Для достижения этого были отработаны свои механизмы. Так, на целом ряде предприятий в Москве действуют так называемые трехсторонние соглашения между профсоюзами, работодателями и правительством. Работодатели этих структур добровольно берут на себя обязательство платить не меньше чем, скажем, те же 4100 рублей. Но надо иметь в виду, что далеко не все работодатели входят в этот пул объединения. Если они платят работнику не меньше 1100 рублей в месяц, инспекция по труду формально не может наказать их за нарушение закона.

– И все же, не противоречит ли элементарной логике тот факт, что уровень минимальной зарплаты у нас не соответствует прожиточному минимуму, ведь получки должно хватать хотя бы на элементарное выживание работника?

– И бывшее Министерство труда, и Комитет Государственной думы по труду и социальной политике, и в особенности профсоюзы не раз ставили вопрос о поэтапном приближении МРОТ к прожиточному минимуму. Совершенно справедливо отмечалось, что низкий уровень зарплаты является тормозом повышения общего уровня жизни в стране, консервирует бедность, ограничивает рост внутреннего потребительского спроса, деформирует систему спроса и предложения на рабочую силу. Но главное: поддерживает социальную напряженность. Она активно проявляет себя в забастовках по стране, в тех же лозунгах и настроениях последней первомайской демонстрации.

– Что же мешает Правительству наконец принципиально решить этот острый вопрос?

– Это очень непростая социальная тема. Надо иметь в виду, что резкое законодательное повышение минимального уровня зарплаты может привести – известная ситуация в мировой практике – к росту безработицы. Частный работодатель, вынужденный по закону платить работнику намного больше, обязательно будет сокращать свои штаты. Кроме того, если резко повысить МРОТ (а значит, и ставки всех 18 разрядов тарифной сетки), региональные бюджеты столкнутся с дефицитом, что приведет к обвальному сокращению рабочих мест в бюджетных организациях. Поэтому на самом деле перед нами стоит вопрос: либо стремительно повысить минимальную оплату труда, но получить при этом рост безработицы, либо повышать ее постепенно, поэтапно, держа при этом безработицу на достаточно низком, контролируемом уровне.

– В какие сроки, на Ваш взгляд, все же можно завершить этот процесс?

– Я уверен, что полностью вывести бюджетников из зоны бедности к 1 января 2008 года – вполне посильная задача. Да, для этого надо будет сразу поднять МРОТ более чем в три раза до прожиточного уровня. Но в некоторых наиболее благополучных субъектах Федерации, в том числе и в Москве, эти уровни уже сейчас фактически совпадают. Обязательства федерального бюджета могут возникнуть только в отношении самых бедных территорий и только в сумме, недостающей для обеспечения МРОТ учителей, врачей, работников культуры. Решение проблемы потребует дополнительно десятки миллиардов рублей в год из федерального бюджета, но это не запредельные для него суммы. Кстати, после доведения МРОТ до прожиточного минимума, можно продолжать его индексировать, ориентируясь только на рост инфляции, что еще больше снизит бюджетные расходы.

– Евгений Шлемович, некоторое время назад Государственная дума обсуждала проект федерального закона, в котором предлагается упразднить существующие федеральные гарантии по оплате труда, в частности, обязательный для всех размер минимальной месячной зарплаты, а также единую тарифную сетку (ЕТС) и ряд других принципиальных положений Трудового кодекса РФ. Каково Ваше отношение к данному проекту?

– В этой связи я сошлюсь на статью 37 Конституции Российской Федерации, где имеется абсолютно однозначная запись: «Каждый имеет право... на вознаграждение за труд... не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда». Можно с уверенностью прогнозировать, что в случае отмены МРОТ как федеральной гарантии Конституционный суд РФ все вернет на прежнее место. Можно, по-видимому, говорить о постепенном переходе с тарифной сетки на отраслевую систему оплаты труда. Но при введении любой новой тарифной системы зарплата работников не должна снижаться; как же можно отменять государственные социальные гарантии? Вся эта история говорит о банальной, но постоянно забываемой вещи: в социальной сфере каждый шаг необходимо оценивать не только с позиции экономии бюджетных расходов, но и с точки зрения стратегических целей развития России.

Источник: Вакансия от А до Я, http://www.vacansia.ru/index.php?act=obzor&id_s=643