АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ :: НОВОСТИ
[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]







Новости

Александр Соколов: "Оставаться и впредь корифеями художественного образования в мире"

Реформа российского образования затрагивает все стороны нашей жизни. Нет такой сферы трудовой деятельности человека, которую эти преобразования обойдут стороной. Мы их пока не ощущаем, так сказать, физически, в полной мере потому, что результаты действия и последствия этой реформы станут заметными и осязаемыми в какой-то отдаленной перспективе. Пройдут годы, может быть, даже десятилетия, прежде чем можно будет понять, какие всходы дали внедряемые сегодня новшества.  В этом деле нет и не может быть равнодушных.  Это касается всех.

Свое мнение о предлагаемой реформе в сфере художественного образования кореспондент «О&К» Александр Бирюлин попросил высказать министра культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Соколова.

Александр Сергеевич, как вы относитесь к проходящей реформе образования в России? Что собирается предпринять ваше министерство, чтобы разрешить противоречия, возникшие в ходе преобразований системы высшего профессионального обучения в сфере культуры?

В отношении творческих вузов позиция была четко выражена в публичных выступлениях ряда известных деятелей культуры, ведущих педагогов, руководителей учебных заведений и решениях совета ректоров художественных вузов. Говорю прямо: эта позиция поддерживается министерством. Речь идет о том, чтобы, с одной стороны, понимая насущную необходимость, вписаться в международное пространство в рамках Болонского соглашения, с другой — не начинать эту работу с чистого листа, а предлагать свой богатый опыт, которым располагает российская система образования. И за границей нам редко приходится кого то убеждать в этом. Авторитет и заслуги творческих вузов России весомы в мире. Как ни странно, гораздо большие усилия на убеждения и доказательства своей правоты приходится употреблять у себя дома. Мы действительно располагаем уникальной системой непрерывного художественного образования, о которой знает весь мир и которую очень многие страны уже копируют у себя. Это то, что ни в коем случае разрушать нельзя. Выработанная десятилетиями педагогической практики образовательная вертикаль школа — училище — вуз — это и есть самый важный принцип поэтапного выведения ребенка на уровень высочайшего мастерства и профессионализма, это и есть наше главное богатство, которое мы должны непременно сохранить в современных условиях реформирования российского образования.

Вы намекнули на расхождения, которые обнаружились в позициях Министерства культуры и массовых коммуникаций и Министерства образования и науки по реформе системы образования. Скажите, а чего, собственно, добиваются ваши коллеги, какие их предложения по преобразованиям, касающиеся учебных заведений культуры и искусства, не получили вашей поддержки?

Пока главная проблема обнаружила себя в перспективе перехода на двухуровневую систему образования — бакалавриат и магистратуру, что заложено в Болонской декларации. Переход этот, объясняют нам, необходим, чтобы в мировом сообществе признавались российские дипломы о высшем образовании, то есть, по существу, речь идет о настрификации российского диплома. Может быть, в каких то сферах образования нужно действительно прилагать усилия и бороться за то, чтобы это произошло. Но дипломы таких учебных заведений, как хореографические академии и консерватории Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия театрального искусства и многие другие, приняты во всем мире и уже давно. Бренд этих вузов высоко котируется в любом профессиональном сообществе. Дипломы многих российских учебных заведений культуры априори являются свидетельством высочайшего образования и профессионального мастерства их обладателей. От добра, как говорится, добра не ищут. Самое главное в условиях реформирования — не спрофанировать завоеванного трудом многих поколений педагогов и деятелей искусств лидирующего положения нашей страны в подготовке высококвалифицированных и талантливых художественных кадров. Не начинать с чистого листа, как хотят некоторые, а оставаться и впредь признанными корифеями художественного образования в мире. Конечно, истинным мерилом полученного образования в искусстве является не диплом, а талант и мастерство, и здесь наши результаты очевидны всем. Как лидеры этого образовательного процесса мы должны не подстраиваться под сомнительные, усредняющие все и вся подходы, а предлагать свою, апробированную временем и практикой систему или хотя бы искать компромиссы.

Не так давно в СМИ прошла большая дискуссия о том, какое министерство будет осуществлять руководство деятельностью вузов культуры и искусства — Минобразования или Минкультуры. Почему вы настаиваете, что этим должно заниматься именно ваше министерство?

В этом вопросе нами была занята абсолютно четкая и недвусмысленная позиция: художественные высшие учебные заведения должны оставаться под крылом Министерства культуры и массовых коммуникаций. Это важно и необходимо потому, что никто, кроме нас, деятелей отечественной культуры, не понимает в должной мере, что в системе художественного образования надо поддержать, сберечь, а что — развивать и изменять. Прошу понять меня правильно: это не «охранительная позиция» Минкультуры, а мнение, подкрепленное здравым смыслом, расчетом тех, кто проблемы подготовки кадров в сфере культуры знает не понаслышке. И, слава Богу, в этом вопросе нам сопутствовал успех. Пока, правда, неокончательный, формального решения еще нет, но понимание проблемы наши коллеги из Министерства образования и науки продемонстрировали, что уже хорошо. На одном из заседаний коллегии нашего министерства, посвященном поиску путей реформирования системы художественного образования в стране, присутствовал министр образования и науки России Андрей Александрович Фурсенко. Он стал участником серьезного разговора о путях, специфике и перспективах развития художественного образования. Хочу отметить — это был конструктивный диалог, который помог найти взаимопонимание и дал позитивные результаты. Сейчас мы продолжаем работу по реформированию нашей образовательной сферы совместно с представителями Минобрнауки и подходим к данному вопросу чрезвычайно аккуратно, чтобы не нанести вреда сложившейся десятилетиями системе, но принести ей исключительно пользу. Мне представляется перспектива оптимистичной, хотя для этого, думаю, придется еще не раз отстаивать свои позиции.

Скорее всего многих чиновников от образования, да и рядовых граждан раздражают разговоры о какой то неприкасаемой исключительности тех, кто работает или учится в сфере культуры и искусства. В чем же заключаются особенности организации и ведения учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях художественных направлений?

Должен сказать, что профессиональная ориентация многих художественных специальностей начинается еще в детском возрасте. Именно поэтому профессиональное обучение музыкальному, хореографическому, изобразительному искусству ведется со школьной скамьи. Ряд учебных программ предполагают начало обучения с 6 9-летнего возраста. Причем профессиональное образование детей в хореографических и хоровых училищах, специальных музыкальных и художественных школах дается параллельно с получением общего среднего образования.

Общеизвестной особенностью организации учебного процесса в наших учебных заведениях является то, что он ориентирован преимущественно на индивидуальные и мелкогрупповые формы обучения, в связи с чем коэффициент соотношения преподавателей и студентов у нас значительно ниже нормативного и колеблется в разных вузах от 2,5 до 6 студентов очной формы обучения на одного преподавателя.

Еще одной отличительной особенностью функционирования вузов и ссузов является их тесная взаимосвязь с действующими учреждениями культуры и искусства и с творческими работниками, которые занимают ведущие позиции в преподавании специальных дисциплин, — музыкантами, актерами, режиссерами и т.д.

Нельзя сбрасывать со счетов и интенсивность процесса обучения, которая в наших учебных заведениях часто гораздо выше, чем в обычных. Еженедельная нагрузка обучающегося с учетом самостоятельных занятий нередко превышает установленную 54-часовую норму.

Ну и конечно, главным критерием профессионального отбора молодых людей в творческие профессии является наличие таланта. Именно поэтому прием в средние и высшие учебные заведения искусств осуществляется через творческие испытания, конкурсы, предполагающие, как правило, наличие предшествующей ступени профессионального обучения в названном мной вертикальном срезе школа — училище — вуз.

Скажите, а почему вообще возник весь этот сыр-бор, ведь учебных заведений культуры и искусства в России не так много?

Это не совсем так. Сеть образовательных заведений отрасли культуры включает в себя так называемые учреждения дополнительного образования подрастающего поколения — детские школы искусств (по видам), учреждения среднего и высшего профессионального образования. В настоящее время в стране действуют 5627 детских школ искусств, в том числе около 2 тыс. — в сельской местности. Правда, все они находятся в ведении региональных органов управления культурой.

Среднее профессиональное образование дают 280 образовательных учреждений. Если говорить о системе высших учебных заведений, находящихся в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, то в этой структуре функционируют 44 федеральных творческих вуза, среди них — 11 музыкальных, 2 хореографических, 2 кинематографических, 7 театральных, 13 культуры и искусств и др. Кадровый состав преподавателей образовательных учреждений отрасли составляет около 155 тыс. человек. Согласитесь, это немало. И в целом это достаточно беспокойное хозяйство, требующее пристального внимания, заботы и, если хотите, отеческой опеки министерства.

Рыночные отношения привнесли в деятельность профессиональной школы России неспрогнозированные неожиданности и сюрпризы. В частности, немало дипломированных специалистов по окончании вузов меняют впоследствии профиль работы. А как в области культуры? Куда попадают выпускники вузов культуры?

На рынок, а точнее базар. Раньше, в советское время молодому специалисту было гарантировано четкое распределение, трудоустройство, но эту систему, к сожалению, разрушили дотла, ее фактически не существует. В результате и в нашей сфере, всегда считавшейся престижной, привилегированной, молодые люди часто не могут найти себе применение. Либо уходят работать туда, где можно больше зарабатывать умной головой, «коммерческими мозгами», чем своим творчеством и талантом. Мы перешли довольно страшную полосу, когда у молодежи наблюдалось падение интереса к гуманитарным наукам. Но в этом году, к примеру, на филологический факультет МГУ на кафедру русской литературы при приеме первокурсников конкурс составил 14 человек на место. Это уже о многом говорит.

Но не решает проблемы в целом. Скажите, а какие еще вопросы художественного образования вас как министра беспокоят больше всего?

Проблем и недостатков на самом деле много, но, если говорить о самых актуальных, я бы выделил следующие. Во первых, это снижение качества профессионального образования, которое, как ни странно это звучит, в значительной степени обусловлено тенденцией к необоснованному расширению сети учебных заведений культуры и искусства. С начала 1990 х годов подготовку творческо-исполнительских кадров стали дополнительно осуществлять еще несколько десятков непрофильных и вновь созданных вузов, в том числе — негосударственного сектора. Они, как выяснилось, не располагают преподавательским составом должной квалификации, учебно-методической базой, слабо взаимодействуют с действующими творческими организациями и учреждениями культуры или работают вовсе в отрыве от них. Безусловно, в этом плане необходим более жесткий контроль за учебными заведениями. Нужно признать, что у нас еще нет эффективной общественно-государственной системы контроля качества обучения.

Выделю еще одну проблему, относящуюся к разряду важных, — кадровое обеспечение образовательных учреждений. Приведу пример: около 120 тыс. преподавателей работают в системе детских школ искусств, из них около 70 процентов — люди предпенсионного и пенсионного возраста.

А нужно ли стране столько артистов, музыкантов, художников? Может быть, нам и не требуется столько детских школ искусств? Наверное, лучше ориентировать детей на более практичные, земные профессии, которые будут востребованы современным рынком труда?

Могу частично согласиться с вами, что некоторая неуправляемость этого процесса существует. Очевидно, что современный рынок труда не может обеспечить всех выпускников творческих вузов работой и хорошей зарплатой. Видимо, назрела необходимость разработки и внедрения научно обоснованной системы мониторинга количественной и качественной потребности в специалистах и создания на ее основе общей концепции действий на рынке труда в нашей отрасли.

В отношении детских школ искусств скажу, что их предназначение не только выявлять и выдвигать в мир искусства таланты, но главное — выполнять функции широкого художественно-эстетического просвещения, воспитания подрастающего поколения. Поэтому доступность дополнительного художественного образования должна быть максимальной. Это приоритетная задача современного российского государства.

Источник: «Zarplata.Ru», http://www.zarplata.ru/a-id-13947.html