Шумилова Т.М. писал(а):Уважаемые коллеги, еще раз здравствуйте. То, что доля вузов в общей численности обучающихся в системе профессионального образования (все формы обучения в государственном и негосударственном секторе) увеличилась с 63,0% до 73,3%, объясняется необходимостью в условиях рынка быть конкурентоспособным, т.е. соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Как Вы считаете в среднесрочной перспективе эта тенденция сохранится, или динамика стабилизируется? Спасибо.
Уважаемая Татьяна Михайловна, большое Вам спасибо за вопрос.
Я с Вами согласна, что доля вузов в структуре всех студентов и учащихся системы профессионального образования уже сейчас выглядит вопиюще (хотя мы привели в статье данные только по Новосибирской области). В чем причины? Во-первых, это отголоски мировой тенденции массовизации высшего образования, хотя в странах старого света эта тенденции не означает практически 90% ориентации выпускников 11-х классов на вузы (как у нас), там образовательные траектории молодежи более растянуты во времени. Во-вторых, такая ситуация в России обусловлена конечно во многом внутренними причинами: 1) прибавился еще один год обучения в вузе за счет магистратуры (хотя убавился 1 год для бакалавров), соответственно в случае расширения магистратуры увеличится и доля студентов вузов. Демографический спад численности основной когорты молодежи студенческого возраста заставит вузы искать новые формы привлечения людей на второе высшее образование и лиц с СПО или НПО на первое высшее. По моему мнению вузы менее всего пострадают от демографического спада. Более пострадают учреждения СПО и НПО поскольку наряду с объективными демографическими причинами на них осуществляется большое давление Системы ("оптимизация", подушевое финансирование, снижение их "рейтинга" с федерального на региональный, др.). Кроме того, вузы начинают "играть на чужом поле", открывают свои отделения СПО и даже НПО. Делать точный прогноз я не берусь, но,по-видимому, доля вузов в структуре будет продолжать расти (в общей численности студентов, приеме, выпуске). 2) другой фактор - информатизация общества, делающая высшее образование еще более привлекательным и "гибким", несмотря на то, что есть серьезные проблемы трудоустройства по профессии. Напротив, для привлекательности СПО и НПО за последние 20 лет реформ на федералном уровне не сделано ничего (данная задача переложена полностью на плечи персонала этих учебных заведений). Экономическая ситуация также не способствует тому, чтобы молодежь выбирала рабочие и технические специальности средней квалификации (до сих многие предприятия предлагают выпускникам после ПУ или колледжа МРОТ или отраслевой минимальный тариф). Харченко Ирина Игоревна.