Барсуков Игорь Евгеньевич » 30 окт 2014, 14:56
Уважаемая Тамара Михайловна!
Спасибо за интерес к обсуждаемой теме!
Безусловно критерии качества работы, эффективности преподавателя, одна из важнейших характеристик качества всей образовательной системы в целом. Единого подхода и единых критериев здесь, как мне представляется, быть не может.
Одна и та же структура курса, требования, способ подачи материала могут быть как эффективны, так и абсолютно неэффективны в зависимости от: возраста и социальных характеристик обучаемых, уровня подготовки и восприятия группы, мотивации и т.д. и т.п.
Основная беда нашей образовательной системы в том и заключается, что мы пытаемся выработать универсальные критерии эффективности вузов/программ/преподавателей на все случаи жизни, а потом удивляемся, почему все формальные показатели растут - а субъективное ощущение качества падает.
Позволю себе процитировать Андрея Леонидовича Зорина - научного руководителя Центра гуманитарных исследований РАНХиГС Высшая школа как стандарт и фикция. Русский репортер № 35. 11.09.2014
"Одна из главных бед российского образования обилие туфты. С одной стороны, государство норовит все и вся контролировать. С другой стороны, контролируемые набили руку во всех видах имитации.
Мания контроля сохранилась с советского времени. Гиперконтроль порождает туфту. Никакие инстанции не могут контролировать суть происходящего, поэтому они контролируют формальные параметры и жестко требуют их соблюдения. Соответственно те, кто работает на местах, привыкают работать на соблюдение параметров, а не на суть дела. Занимаются постоянным обманом, поскольку формальные параметры никогда не могут соответствовать сути по определению. Раз есть спрос руководителей на туфту, возникает и желание ее производить. Я бы сказал, что массированное производство туфты, или, пользуясь английским словом, фейков, — функция гиперконтроля. Действует логика порочного круга: время от времени вышестоящие инстанции спохватываются, что слишком много имитаций, и отвечают новым усилением контроля. Что, в свою очередь, приводит к ответному усилению имитации"
Собственно на уровне вуза картинка та же.
По моему мнению: критерии качества должны индивидуально задаваться для КАЖДОГО конкретного образовательного продукта/программы. Руководитель образовательной программы и заказчик каждый раз для каждой группы должны формулировать выходные требования, а тогда и критерии эффективности для каждого преподавателя тоже могут быть понятны и легко проверяемы.
С уважением,
ИЕ Барсуков