С.В. Сигова писал(а):Уважаемая Тамара Михайловна, спасибо за интересный доклад.
Поясните, пожалуйста, с Вашей точки зрения, образовательная услуга все-таки является общественным или смешанным благом? (в тексте доклада указываются оба варианта).
Спасибо.
С уважением,
С.В. Сигова.
По мнению многих исследователей, «образовательные услуги» относятся к категории "общественных благ (товаров)", т.е. они призваны удовлетворять коллективные насущные потребности.
Но все же большинство специалистов относят данные услуги к категории "квазиобщественное благо".
С. Фишер подчеркивает, что забота государства о потреблении насущных благ не исключает сотрудничества со сферой бизнеса (Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика», «Дело», Москва, 1993 г.)
Квазиобщественное благо - товары или услуги, которые, строго говоря, по своей природе и назначению не относятся к общественным, но обеспечивают большие выгоды по притоку капитала в их производство и правительство поощряет их с целью не допустить возникновения дефицита финансовых ресурсов.
Дж. Стиглиц относит лишь часть образовательных услуг (начальное, среднее образование) к общественным, а другую часть (высшее, послевузовское, профессиональное)к квазиобщественным благам (Стиглиц Дж., «Экономика государственного сектора», Инфра-М, Москва,1997 г.).
Другими словами, структура продукции современной образовательной системы неоднородна и включает, по крайней мере, две неравные по объему части:
1) общественный товар, предоставляемый основной частью образовательных учреждений;
2) необщественный, индивидуально ориентированный товар/услуги, существование которого предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ “Об образовании”.