Спасибо за рекомендации, Михаил Вячеславович.
Действительно, что касается практики профконсультирования и профессионального обучения, то имеется значительный пласт литературы, практических рекомендаций по эффективному поведению на рынке труда выпускников и соискателей рабочих мест на уровне конкретного претендента, в том числе и авторов статьи. В 2000 году впервые в практике российского образования авторами в числе коллектива разработчиков был составлен учебник и организовано обучение по курсу «Эффективное поведение на рынке труда». Учебное пособие для учащихся и студентов профессиональных образовательных учреждений Самарской области. Самара, 2000, а затем и школьников Самарской области (Планирование профессиональной карьеры: Учебное пособие для учащихся профильных и технических 10-11 классов. Самара, 2002; Эффективное поведение на рынке труда: учебное пособие для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений Самарской области (2-е изд., доп.). Самара, 2002). В то же время практико-ориентированные разработки в территориальном (региональном, муниципальном) разрезе по организации информационных кампаний для формирования имиджа профессий/специальностей профессионального образования, создания и продвижения образов профессий, в том числе средствами рекламы (через СМИ, интернет, адресное распространение и т.п.), практически отсутствуют. Во многих регионах России на уровне кадровой политики по материалам исследований составлены списки "востребованных/приоритетеных/регионально значимых и т.п." профессий, но что с ними делать? Манипулирование имиджевыми характеристиками профессий не находит применения в работе органов управления образованием, хотя потребность в репрезентации образов профессий в массовом сознании стоит довольно остро. Образы (привлекательность, престижность) профессий формируется в массовом сознании стихийно (зачастую ассоциируются только с уровнем оплаты труда) без какого-либо регулирующего воздействия органов власти, которые затронутую в статье проблему "непривлекательности востребованных профессий" осознают. Но, прежде чем предложить пути ее решения, нужно знать, как формируются имиджи, какие характеристики наиболее значимы при конструирования образов профессий. Вот в этом, собственно, пафос наших изысканий.
Анненков Михаил Вячеславович писал(а):Сергей Юрьевич, спасибо за ответ.
В системе органов службы занятости не только Карелии, но всей РФ существует институт профконсультантов, в обязанности которых входит организация обучения граждан, ищущих работу, технологии поиска работы. Частью этого учебного курса является и методика организации беседы, встречи с потенциальным работодаителем. Такой учебный курс в профессиональных учебных заведениях Карелии в качестве факультативного проводится с 2003 года. Уверен, что коллеги из службы занятости Самары могут более подробно познакомить вас с подобной практикой, а вы сможете внести предложения по ее совершенствованию.
Спасибо, удачи.