Грибанова Н.А. писал(а):Сигова Светлана Владимировна писал(а):Уважаемые коллеги, спасибо за интересный материал. Успехи развития системы профобразования в Кемеровской области впечатляют.
Уточните, пожалуйста, на каких основаниях происходит изменение структуры подготовки в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Каким образом изменилась структура подготовки за последние годы, и будет ли она меняться дальше?
Уважаемые коллеги! Добрый день! Спасибо за обстоятельный анализ ситуации на рынке труда и образовательных услуг в Кемеровской области. Меня заинтересовал Ваш опыт закрепления учреждений НПО и СПО за предприятиями. В чем суть данного решения и принятого Распоряжения.
Также прошу уточнить: в чем суть разработанной Вами "методики формирования оптимальной структуры госзаказа"? Спасибо.
Уважаемые коллеги! Благодарю за проявленный интерес к представленной информации.
Одним из факторов, препятствующих устойчивому экономическому росту страны, является несоответствие структуры профессионального образования потребностям рынка труда, ведущее к нехватке квалифицированных кадров по ряду востребованных работодателями профессий и специальностей. Так как главным заказчиком для системы образования в нашей стране до сих пор остаётся государство, именно институт государственного образовательного заказа может и должен стать эффективным инструментом регулирования на рынках труда и образовательных услуг.
Проведённый анализ действующих перечней направлений подготовки, специальностей и профессий по образованию позволил сделать вывод о фрагментарности и несбалансированности сложившейся структуры профессионального образования, которые обусловлены преобладанием локальных и иерархических взаимосвязей между объектами её классификации над системными и функциональными. С учётом этого осуществлена коррекция этих взаимосвязей путём их соотнесения и согласования с объектами и принципами классификации в сфере экономики с целью формирования оптимальной структуры государственного заказа системе профессионального образования (далее – ОСГЗ), сбалансированной с профессионально-квалификационной структурой экономически активного населения, рабочих мест и спроса на рабочую силу.
Разработанная методика формирования ОСГЗ базируется на методологии системно-структурного анализа и принципах построения действующих Общероссийских классификаторов видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ). С использованием этой методики построена модель ОСГЗ, включающая матрицу сопряжения укрупнённых группировок ОКВЭД и ОКЗ; базовые матрицы распределения укрупнённых групп направлений, специальностей (направлений подготовки) и профессий ВПО, СПО, НПО по основным группировкам ОКВЭД и ОКЗ. При этом любая из матриц может быть представлена и на более глубоком структурном уровне – вплоть до отдельно взятых видов экономической и трудовой деятельности, профессий, должностей и квалификационных категорий (характеристик) рабочих и служащих.
Разработанная методика позволяет выделить как монофункциональные, так и полифункциональные (общеотраслевые) квалификационные характеристики работников, а также идентифицировать коррелирующие с ними квалификационные характеристики выпускников учреждений профессионального образования и даже отдельные учебные элементы (дисциплины, разделы дисциплин, модули, блоки) в составе реализуемых этими учреждениями образовательных программ и учебных планов.
Представленные методику и модель предлагается использовать при осуществлении мониторинга и прогнозировании ситуации на рынках труда и образовательных услуг; при формировании (корректировке) контрольных цифр приёма на обучение; при разработке и совершенствовании государственных образовательных и национальных профессиональных стандартов. Внедрение полученных результатов будет способствовать преодолению диспропорций в структуре и объёмах подготовки квалифицированных кадров.
Также предложен перечень дополнительных экономико-статистических показателей, характеризующих профессионально-квалификационную структуру экономически активного населения, рабочих мест и спроса на рабочую силу.
Необходимым условием внедрения описанной выше методики формирования ОСГЗ и базирующейся на ней модели ОСГЗ является совершенствование методологического аппарата и статистического инструментария, используемых в настоящее время при осуществлении мониторинга и прогнозировании ситуации на рынках труда и образовательных услуг. В связи с этим предложено расширить соответствующую статистическую базу путём включения в неё следующих показателей: валовый оборот рабочей силы; валовый оборот рабочих мест; общий спрос на рабочую силу; совокупный трудовой потенциал предприятия; совокупный трудовой потенциал региона; холостой оборот рабочей силы; эффективный спрос на рабочую силу; уровень сбалансированности рабочих мест и рабочей силы.
Несмотря на то, что данные показатели достаточно широко используются в экономической теории и практике, в большинстве известных авторам моделей формирования государственного образовательного заказа они пока не нашли должного применения. В целях повышения надёжности экономико-математических методик, используемых при описании и моделировании процессов в системе «экономика – рынок труда – профессиональное образование», представляется целесообразным осуществить коррекцию этих методик с учётом указанных показателей, что будет способствовать повышению эффективности государственного регулирования на рынках труда и образовательных услуг.
В настоящее время подготовлены рекомендации по совершенствованию реализованной в Кемеровской области модели формирования регионального образовательного заказа.
Проведённый анализ созданной в Кемеровской области системы формирования регионального образовательного заказа показал, что она позволяет обеспечить координацию деятельности образовательных учреждений и их социальных партнёров, органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной службы занятости населения по планированию и организации подготовки квалифицированных кадров. В то же время институт областного образовательного заказа пока не стал эффективным инструментом устранения диспропорций в развитии региональных рынков труда и образовательных услуг, в связи с чем на первый план выдвигается задача его совершенствования.
В условиях кластерной диверсификации отраслей экономики Кузбасса главным квалифицирующим признаком хозяйствующих субъектов становится не их отраслевая (ведомственная) принадлежность, форма собственности и/или организационно-правовая форма, а фактически осуществляемая ими экономическая деятельность. В связи с этим эксплицированы 14 укрупнённых групп наиболее значимых для устойчивого развития региона видов экономической деятельности, которые предлагается принять за основу при формировании областного образовательного заказа. С учётом характера и динамики процессов, происходящих в региональной системе «экономика – рынок труда – профессиональное образование» [9, с. 43-64] и в целях совершенствования реализованной в Кузбассе модели формирования регионального образовательного заказа предлагается:
– разработать и принять областной закон «Об образовательном заказе Кемеровской области»;
– создать областной Центр мониторинга и прогнозирования ситуации на региональных рынках труда и образовательных услуг, обеспечив его постоянное взаимодействие с Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета (ЦБМ ПетрГУ);
– подготовить долгосрочный прогноз потребности экономики региона в квалифицированных кадрах с использованием методики ЦБМ ПетрГУ, которая прошла апробацию и используется в ряде российских регионов;
– продолжить реорганизацию сети учреждений НПО и СПО, подведомственных департаменту образования и науки Кемеровской области, с учётом актуальных и перспективных потребностей экономики Кузбасса в квалифицированных кадрах (прежде всего в разрезе наиболее значимых для региона видов экономической деятельности).
Данные предложения нашли своё отражение в проекте долгосрочной региональной межведомственной целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Кемеровской области» на 2010-2015 годы, который был разработан в соответствии с распоряжением областной администрации от 25.04.2008 № 445-р, успешно прошёл независимую научную и общественную экспертизу и рекомендован к утверждению областным законом.