Анна, спасибо за проявленный интерес к тематике нашей секции!
В Российской Федерации установлены четыре вида высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт. Все они относятся к учреждениям высшего и послевузовского профессионального образования (тип учебных заведений).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изм. на 06.10.2011) высшие учебные заведения каждого вида реализуют образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования:
федеральный университет реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;
университет (национальный исследовательский университет) реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
академия реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
институт реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования.
Согласитесь, что каждое образовательное учреждение высшего профессионального образования, выполняя свою основную функцию по подготовке специалистов - выпускников вуза, руководствуется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, содержащих перечень компетенций, которыми должен обладать этот выпускник "на выходе".
Сравнивать, насколько ФГОС федерального университета в большей степени формирует профессиональные компетенции выпускника, чем ФГОС выпускника института, получившего высшее образование по той же специальности (направлению подготовки), наверное, будет не совсем корректно.
Другое дело, что можно говорить о разном уровне возможностей вузов в плане дифференциации перечня специальностей (направлений подготовки) выпускаемых специалистов, а также объема проводимых в образовательных учреждениях фундаментальных и прикладных научных исследований, "масштаб" которых, как правило, меняется в зависимости от "масштабов" вуза.
С уважением, Н.Ю. Гарифуллина
Kurilo Anna писал(а):Уважаемая, Наталья Юрьевна! По вашему мнению, какой тип университета в большей мере формирует профессиональные компетенции выпускника? С уважением Курило А. (ИЭ КарНЦ РАН)