Питухина Мария Александровна писал(а):Уважаемый Сергей Анатольевич,
благодарим Вас за интересный доклад, посвященный актуальной проблеме сертификации выпускников в России.
Тема, безусловно, крайне интересная, т.к. ассоциации, созданные работодателями в рамках направлений подготовки кадров для отрасли – важнейший институт, позволяющий поддерживать систему образования в разрезе трудоустройства выпускников. Например, в США опыт профессиональной сертификации появился очень давно.
Так, в 1916 году в США появились первые четыре профессиональных ассоциации.
Россия в настоящее время в этом направлении двигается активно, осознавая необходимость
и целесообразность сертификации отечественных трудовых ресурсов. Созданное
недавно Агентство стратегических инициатив (АСИ) имеет своей целью, в том числе создание
и поддержку профессиональных ассоциаций и объединений работников. Этому
посвящено целое направление деятельности АСИ под названием «Молодые
профессионалы».
Подскажите, пожалуйста, каким-то образом Вы учитываете роль АСИ в сертификации выпускников?
С уважением,
М.А.Питухина,
руководитель секции №4
Уважаемая Мария Александровна,
Спасибо за не только интересный, но и важный, можно сказать, политический, вопрос. Дело вот в чем.
Введение институтута сертификации выпускников - это очень серьезная смена (развитие) парадигмы профессионального образования в России. По сути дела, право присвоения квалификации передается (или пока только разделяется с ними) работодателям. Это крайне серьезный политический вопрос. Звучит он так: кто выступает главным заказчиком образовательной услуги: население (молодежь), которое по конституции имеет право получить то образование (специальность, профессию), которое "по душе", или работодатель? Система образования РФ - это механизм реализации конституционных прав гражданина на повышение своего образовательного, культурного уровня или придаток экономики, придаток хозяйствующих субъектов, в том числе негосударственных, которые определяют кто и с каким уровнем образования нужен стране? Вопрос не простой.
И АСИ - это, мо моему мнению, тот институт, который призван ответить на этот непростой вопрос.
Направление, которое Вы упоминаете (Молодые профессионалы») включает проект «Создание национальной системы компетенций и квалификаций» (он стоит на первом месте в этом направлении). Его реализация как раз и должна обеспечить консенсус интересов насления (молодежи) и раблотодателей. В конечном итоге, получение востребованной на рынке труда профессии - это как раз и является гарантией реализации конституционных прав граждан на образование. Каков будет механизм реализации этого? Посмотрим. Но ясно, что сертификация - это один из элементов такого механизма. И убеждает меня в дееспособности этого механизма еще и то, что в состав рабочей группы данного проекта входят люди, степень компетентности и ответственности у меня не вызывает сомнения,поскольку многих я знаю лично (А.Н.Лейбович, О.Н.Олейникова и др.). Часть из них работает в рамках Национального агентства развития квалификаций РСПП (НАРК РСПП), которое явилось зачинателем формирования независимой системы сертификации квалификаций в РФ. Именно концепцию НАРК РСПП я и заложил в основу своих предложений по созданию подобных механизмов на региональном уровне.
В заключение хочу сказать следующее.
Интерес, проявленный Вами к моим предложениям, рождает у меня идею опробовать предложенные мною схемы в Республике Карелия. При этом, я полагаю, что мы можем получить в этом со стороны НАРК РСПП и АСИ.
Спасибо еще раз за вопрос и идею, которая родилась благодаря Вашему вопрсоу.
С уважением,
С.А.Иванов