[Нажмите сюда, чтобы загрузить текст рекомендаций в формате Word]


РЕКОМЕНДАЦИИ
Второй Всероссийской научно-практической Интернет-конференции
«СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА И РЫНКЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ РОССИИ»
(Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, 26-27 октября 2005 г.)

Вторая Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция проходила в городе Петрозаводске под эгидой Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по образованию. Организационная работа по подготовке и проведению конференции осуществлялась Петрозаводским государственным университетом и Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Республике Карелия. Информационная поддержка конференции осуществлялась с использованием глобальной сети Интернет на Web-портале «Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России» (http://labourmarket.ru).

Конференция по данной тематике с использованием глобальных телекоммуникационных сетей в России проходила второй раз. Для участия в конференции поступило 57 докладов из 40 субъектов Федерации. В обсуждении этих докладов в режиме on-line с использованием доступа через сеть Интернет приняли участие 942 человека из 46 регионов России – от Южно-Сахалинска до Архангельска, а также из зарубежных стран. Количество обсуждений в режиме on-line составило 479 вопросов и ответов. Наибольшую активность в работе Интернет-конференции показали город Москва, Томская, Свердловская, Архангельская, Челябинская и Смоленская области, Красноярский и Краснодарский края, Республика Башкортостан и Республика Карелия.

Доклады, дискуссии и рекомендации конференции представлены в электронном виде, книжный вариант докладов опубликован в виде трех томов трудов конференции.

Тематика и содержание докладов, представленных для участия в конференции из различных регионов России, показали остроту проблемы дисбаланса в профессионально-квалификационном разрезе между подготовкой кадров и наличием вакантных рабочих мест. Региональные рынки труда находятся в состоянии непрерывного изменения. Меняются потребности отраслей экономики в специалистах как в профессионально-квалификационной структуре, так и уровнях их подготовки. Динамичному состоянию развития территорий должна соответствовать система профессионального образования, быстро реагирующая на запросы рынка труда, стимулирующая экономический рост, готовящая специалистов, способных эффективно работать в конкурентной экономической среде. Положительный опыт в решении этих проблем накоплен в Челябинской и Сахалинской областях, Республике Карелия, Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае и других регионах России.

Конференция показала, что за год, прошедший после проведения первой конференции, в стране, особенно на региональном уровне, активизировалась работа по созданию механизмов управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием и использованием кадрового потенциала.

Среди обсуждаемых проблем особое место было уделено:
– анализу состояния и прогнозированию потребностей рынка труда;
– динамике трудовой миграции и нерегулируемому рынку труда;
– перспективному планированию подготовки и переподготовки кадров, ориентированному на спрос;
– формированию федерального и регионального заказов для рынка образовательных услуг;
– развитию социального партнерства в области целевой подготовки кадров для бизнес-структур;
– профессиональной ориентации и социально-психологической адаптации граждан к рынку труда, в том числе учащейся молодежи;
– партнерской взаимосвязи интересов общества, государства и бизнеса;
– нормативно-правовому регулированию вопросов профориентации, трудоустройства, взаимоотношений образовательных учреждений и работодателей;
– совершенствованию и развитию структуры современных рабочих мест, отвечающих требованиям научного и технического прогресса.

Отмечалась также возрастающая роль научных исследований в сфере технологий и методик мониторинга и прогнозирования демографических, социальных и экономических тенденций и их значение для оперативного выявления и разрешения возникающих противоречий между рынком труда и рынком образовательных услуг.

Положительную оценку получил опыт мониторинга эффективности профессионального обучения безработных граждан в Республике Карелия.

Тематика секций, доклады и обсуждения в рамках прошедшей Второй Интернет-конференции еще раз подтвердили социальную значимость и актуальность проблематики «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг» для всех российских регионов.

Конференция показала, что большинство ее участников считают одной из приоритетных задач экономического развития страны совершенствование на федеральном и региональном уровнях механизма сотрудничества и взаимной ответственности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, сообщества работодателей и представителей бизнес-структур в сфере подготовки и переподготовки кадров специалистов, квалифицированных рабочих для нужд отечественной промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.

КОНФЕРЕНЦИЯ РЕКОМЕНДУЕТ

1. Федеральной службе по труду и занятости совместно с Федеральным агентством по образованию:

1.1. Подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения:
– по наделению Министерства экономического развития Российской Федерации функциями координатора организации работы по совершенствованию и развитию в стране структуры современных рабочих мест, и на их основе разработки и реализации программы государственного заказа учебным заведениям на подготовку специалистов на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социального развития;
– по разработке федеральной нормативно-правовой базы, четко обозначающей функции, права и обязанности всех структур исполнительной власти, участвующих в реализации механизма взаимодействия рынков труда и профессионального образования;
– по разработке федеральной нормативно правовой базы, повышающей значимость практической части обучения для всех уровней образования с целью развития системы интеграции профессионального образования и производства.

1.2. Активизировать организационную и финансовую поддержку научных и мониторинговых исследований, обеспечивающих повышение эффективности профессионального образования и использования кадрового потенциала в экономике страны.

1.3. Продолжить на базе Петрозаводского государственного университета и Управления ФГСЗН по Республике Карелия практику проведения исследований, направленных на дальнейшую интеграцию системы образования в процессы формирования рынка труда, вести разработку научных основ, методологии и методики исследований в области баланса рынка труда и рынка образовательных услуг в РФ.

1.4. Разработать и внедрить в практику механизм прогнозирования спроса и предложения рабочей силы на российском рынке труда на среднесрочную и долгосрочную перспективу на базе единой универсальной методики с использованием ее во всех субъектах Российской Федерации.

1.5. Рассмотреть вопрос об организации целевого международного сотрудничества участников конференции в рамках совместных проектов (грантов) с зарубежными партнерами с целью более детального изучения имеющегося мирового опыта организации взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.

1.6. Продолжить работы по совершенствованию государственной системы профессиональной ориентации.

2. Органам федеральной государственной статистики организовать проведение учета численности занятых рабочих кадров в разрезе отраслей экономики и укрупненных образовательных специальностей, а также детализированного мониторинга ряда демографических и социально-экономических показателей на уровне районов субъектов Федерации.

3. Союзу промышленников и предпринимателей России активнее участвовать в решении проблемы обеспечения предприятий страны квалифицированными кадрами рабочих и специалистов и в этой связи:
– повысить степень участие бизнеса в решении проблем модернизации производственной базы учебных заведений, особенно начального профессионального образования;
– обратить особое внимание бизнес-сообщества на необходимость повышения заработной платы рабочим и специалистам высокой квалификации;
– развивать систему внутрифирменного обучения персонала;
– оказывать более действенную поддержку учебным заведениям в организации производственной практики.

4. Органам власти субъектов Российской Федерации:
– совершенствовать систему управления подготовкой и рациональным использованием трудовых ресурсов в регионе;
– содействовать укреплению материально-технической базы учреждений профессионального образования;
– активнее развивать систему социального партнерства в организации профориентационной работы с молодежью и в области подготовки кадров.

5. Оргкомитету конференции в срок до 15 ноября 2005 года обобщить материалы Второй Интернет-конференции и довести указанные материалы до сведения участников конференции, федеральных и региональных органов исполнительной власти.

6. Считать целесообразным проведение конференций по тематике рынка труда и рынка образовательных услуг не реже одного раза в год с целью дальнейшего сотрудничества, обмена мнениями и информацией для практического решения проблем подготовки и эффективного использования кадров.

Участники конференции отмечают высокий профессиональный, методический и технический уровень проведения Второй Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России» и выражают благодарность Петрозаводскому государственному университету и Управлению ФГСЗН по Республике Карелия за большую работу по ее подготовке и проведению.

Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы