К вопросу о создании системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов

Т. М. Глушанок

Министерство экономического развития Республики Карелия,
г. Петрозаводск
economy@karelia.ru

Переход к рыночной модели экономического развития ориентирует хозяйственную деятельность предприятий на получение быстрых коммерческих результатов, а это требует от управленцев освоения целого пласта гражданско-правовых отношений, касающихся области финансов, маркетинга и менеджмента. Однако реальность такова, что большинство действующих управленческих кадров воспитаны в условиях плановой экономики и имеют техническое образование.

При этом уровень квалификации управленцев лежит в основе не только экономического состояния отдельного предприятия, но и определяет развитие экономики более высоких уровней, влияя, в конечном счете, на развитие производственной и социальной инфраструктуры территории, района, республики.

Прежние механизмы администрирования сегодня уже не действуют, а ситуация в экономике меняется настолько быстро, что "устареть" в качестве менеджера можно меньше, чем за год. Да и претензии к уровню подготовки ключевых специалистов в области управления во многом оправданы. Подготовка менеджеров в вузах привязана к "статическим" учебным программам и в основном к “старому” составу педагогических кадров или "теоретическим" новичкам без опыта работы в реальном бизнесе.

Дореформенная система переподготовки и повышения квалификации в стране за последнее десятилетие полностью разрушилась и переподготовка руководителей возможна при условии получения второго высшего или дополнительного образования по личной инициативе, но единой системы и соответствующей нормативной базы в этом направлении нет.

Сегодня мы должны подумать о создании новой модели государственного регулирования кадровых процессов, определить приоритеты, принципы и технологии решения кадровых вопросов, отражающих современный уровень управленческой науки и практики.

Придавая первостепенное значение повышению квалификации руководителей и ведущих специалистов предприятий, Президентом России в 1997 году принято решение о проведении ежегодной подготовки не менее 5000 российских менеджеров по оригинальной программе за счет бюджетных средств (Указ Президента РФ от 23 июля 1997 года № 774). Это решение нельзя отнести к разряду рядовых, ведь подготовка менеджеров для реального сектора экономики возведена в ранг Государственного плана с выделением значительных бюджетных средств.

Экспертный совет Программы, состоящий из самых авторитетных специалистов в области профессионального образования, разработал высокие требования к содержанию учебных программ подготовки управленческих кадров. Из 150 вузов страны, подавших заявки на участие в конкурсе образовательных учреждений за право участвовать в Президентской программе, после двух этапов приступили к обучению только 76 вузов. Программы обучения ежегодно должны совершенствоваться с учетом меняющейся обстановки в экономике и проходить аккредитацию. В 2000 г. лишь 51% образовательных программ, реализуемых вузами России, прошли аккредитацию на три года. Остальные получили такое право лишь на один год с обязательной доработкой и последующей аккредитацией.

Президентская программа подготовки управленческих кадров, по общему мнению, за последние годы стала самой престижной и авторитетной образовательной программой в современной России. Эта программа профессиональной переподготовки отличается не только качественно высоким уровнем преподавания, но и демократичностью, налаженной обратной связью. В рамках программы проводятся регулярные опросы слушателей, которые дают оценку каждому из преподавателей, работающих с ними, а в конце обучения сразу после защиты дипломных работ проводится итоговый опрос выпускников, где они объективно оценивают организацию и содержание обучения, высказывают свои пожелания, предложения, рекомендации, которые руководство программы учитывает в своей дальнейшей работе.

Все выпускные аттестационные проекты выполняются по заказу предприятий и руководителей организаций с учетом интересов самих обучающихся. Каждая из дипломных работ – это синтез концептуальных положений и практики управления, проектного творчества. Такой подход к дипломному проектированию стал традицией Президентской программы.

За период работы Программы с 1997 г. в стране создана работоспособная структура, включающая Федеральную комиссию, секретариат и 80 региональных отделений комиссии в субъектах Федерации, которые занимаются отбором и направлением на обучение специалистов, а также общественные объединения выпускников. Именно эта структура может быть использована для возрождения системы повышения квалификации и переподготовки специалистов в России, а промежуточным этапом могут стать кадровые центры, созданные на базе региональных отделений уже в настоящее время.

В этой связи необходимо продумать четкое разделение ответственности государства и предпринимателей за решение кадровых проблем. Государство призвано отвечать за подготовку кадров исходя из макроэкономических целей, а предприятия – в рамках собственного стратегического развития и повышения эффективности конкретного производства. Это должно найти отражение и в организации финансирования подготовки кадров.

На стабильно работающих предприятиях уже сегодня в числе приоритетов проведения корпоративной социальной политики все большее место занимает человеческий фактор, связанный с подготовленностью персонала работать в условиях новых экономических процессов и необходимости оптимизации структуры персонала. По этой причине многие предприятия последовательно реализуют программы повышения квалификации и развивают традиции повышения престижа профессионализма.

Для насыщения потребности в компетентных управленцах с современным стилем и мышлением, задатками лидеров бизнеса необходимо идти не только вширь, обучая все новые и новые кадры. Среди участников Президентской программы уже сформировалась своя элита, которую нужно обучать более углубленно в рамках узкоспециализированных, коротких программ. В сознании выпускников утвердилось понимание того, что по мере своего профессионального роста, тенденций экономического развития и гибкого реагирования на изменяющиеся обстоятельства необходимо непрерывно совершенствоваться. Это позволяет им создавать новые направления и системы, способствующие развитию бизнеса, и определять стратегическую политику предприятия. Именно такие управленцы и нужны.

Решение проблем подготовки квалифицированных кадров способствует снижению экономических и социальных рисков в процессе формирования рыночной экономики, требует новых подходов и оценки состояния кадрового потенциала, рынка труда, выработки и реализации комплексной программы развития людских ресурсов.