Переход к рыночной модели экономического развития ориентирует хозяйственную
деятельность предприятий на получение быстрых коммерческих результатов, а это
требует от управленцев освоения целого пласта гражданско-правовых отношений,
касающихся области финансов, маркетинга и менеджмента. Однако
реальность такова, что большинство действующих управленческих кадров воспитаны
в условиях плановой экономики и имеют техническое образование.
При этом уровень квалификации управленцев лежит в
основе не только экономического состояния отдельного предприятия, но и
определяет развитие экономики более высоких уровней, влияя, в конечном счете,
на развитие производственной и социальной инфраструктуры территории, района,
республики.
Прежние механизмы администрирования сегодня уже не действуют, а ситуация
в экономике меняется настолько быстро, что "устареть" в качестве менеджера
можно меньше, чем за год. Да и претензии к уровню подготовки ключевых
специалистов в области управления во многом оправданы. Подготовка менеджеров в
вузах привязана к "статическим" учебным программам и в основном к
“старому” составу педагогических кадров или "теоретическим" новичкам
без опыта работы в реальном бизнесе.
Дореформенная система переподготовки и повышения квалификации в стране
за последнее десятилетие полностью разрушилась и переподготовка руководителей
возможна при условии получения второго высшего или дополнительного образования
по личной инициативе, но единой системы и соответствующей нормативной базы в
этом направлении нет.
Сегодня мы должны подумать о создании новой модели государственного
регулирования кадровых процессов, определить приоритеты, принципы и технологии
решения кадровых вопросов, отражающих современный уровень управленческой науки
и практики.
Придавая первостепенное значение повышению квалификации руководителей и
ведущих специалистов предприятий, Президентом России в 1997 году принято
решение о проведении ежегодной подготовки не менее 5000 российских менеджеров
по оригинальной программе за счет бюджетных средств (Указ Президента РФ от 23
июля 1997 года № 774). Это решение нельзя отнести к разряду рядовых, ведь подготовка
менеджеров для реального сектора экономики возведена в ранг Государственного
плана с выделением значительных бюджетных средств.
Экспертный совет Программы, состоящий из самых авторитетных специалистов
в области профессионального образования, разработал высокие требования к
содержанию учебных программ подготовки управленческих кадров. Из 150 вузов
страны, подавших заявки на участие в конкурсе образовательных учреждений за
право участвовать в Президентской программе, после двух этапов приступили к
обучению только 76 вузов. Программы обучения ежегодно должны совершенствоваться
с учетом меняющейся обстановки в экономике и проходить аккредитацию. В 2000 г.
лишь 51% образовательных программ, реализуемых вузами России, прошли
аккредитацию на три года. Остальные получили такое право лишь на один год с
обязательной доработкой и последующей аккредитацией.
Президентская программа подготовки управленческих кадров, по общему
мнению, за последние годы стала самой престижной и авторитетной образовательной
программой в современной России. Эта программа профессиональной переподготовки
отличается не только качественно высоким уровнем преподавания, но и
демократичностью, налаженной обратной связью. В рамках программы проводятся
регулярные опросы слушателей, которые дают оценку каждому из преподавателей,
работающих с ними, а в конце обучения сразу после защиты дипломных работ
проводится итоговый опрос выпускников, где они объективно оценивают организацию
и содержание обучения, высказывают свои пожелания, предложения, рекомендации,
которые руководство программы учитывает в своей дальнейшей работе.
Все выпускные аттестационные проекты выполняются по заказу предприятий
и руководителей организаций с учетом интересов самих обучающихся. Каждая из
дипломных работ – это синтез концептуальных положений и практики управления,
проектного творчества. Такой подход к дипломному проектированию стал традицией
Президентской программы.
За период работы Программы с 1997 г. в стране создана работоспособная
структура, включающая Федеральную комиссию, секретариат и 80 региональных
отделений комиссии в субъектах Федерации, которые занимаются отбором и
направлением на обучение специалистов, а также общественные объединения
выпускников. Именно эта структура может быть использована для возрождения
системы повышения квалификации и переподготовки специалистов в России, а
промежуточным этапом могут стать кадровые центры, созданные на базе региональных
отделений уже в настоящее время.
В этой связи необходимо продумать четкое разделение ответственности
государства и предпринимателей за решение кадровых проблем. Государство
призвано отвечать за подготовку кадров исходя из макроэкономических целей, а
предприятия – в рамках собственного стратегического развития и повышения
эффективности конкретного производства. Это должно найти отражение и в
организации финансирования подготовки кадров.
На стабильно работающих предприятиях уже сегодня в числе приоритетов
проведения корпоративной социальной политики все большее место занимает
человеческий фактор, связанный с подготовленностью персонала работать в
условиях новых экономических процессов и необходимости
оптимизации структуры персонала. По этой причине многие предприятия последовательно
реализуют программы повышения квалификации и развивают традиции повышения престижа
профессионализма.
Для насыщения потребности в компетентных управленцах с современным
стилем и мышлением, задатками лидеров бизнеса необходимо идти не только вширь,
обучая все новые и новые кадры. Среди участников Президентской программы уже
сформировалась своя элита, которую нужно обучать более углубленно в рамках
узкоспециализированных, коротких программ. В сознании выпускников утвердилось
понимание того, что по мере своего профессионального роста, тенденций
экономического развития и гибкого реагирования на изменяющиеся обстоятельства
необходимо непрерывно совершенствоваться. Это позволяет им создавать новые
направления и системы, способствующие развитию бизнеса, и определять
стратегическую политику предприятия. Именно такие управленцы и нужны.
Решение проблем подготовки квалифицированных кадров способствует
снижению экономических и социальных рисков в процессе формирования рыночной экономики,
требует новых подходов и оценки состояния кадрового потенциала, рынка труда,
выработки и реализации комплексной программы развития людских ресурсов.