Социальное партнерство:
работодатель – государственная служба занятости – система кадрового обеспечения

Н. В. Горюнов

Директор Саранского государственного промышленно-экономического
колледжа, к. и. н., г. Саранск
smt@moris.ru

Основной задачей среднего профессионального образования является подготовка квалифицированных трудовых ресурсов для предприятий и организаций. Мобильность и краткосрочность обучения определили ведущее место среднего профессионального образования в системе подготовки кадров для всех отраслей экономики. Среднее профессиональное образование характеризуется как образование, направленное на подготовку к профессиональной практической деятельности. С точки зрения содержания образования такая направленность этих уровней образования отражается в соотношении теоретической и практической подготовки: доля практической подготовки в образовательной программе среднего профессионального образования – 50%. Это позволяет рассматривать среднее профессиональное образование как практикоориентированное образование. Специалисты, подготовленные согласно государственным стандартам СПО, могут быть востребованы на должностях квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

На современном этапе развития производства и общества в целом изменились требования к выпускникам учебных заведений. В советские годы трудоустройство выпускников было гарантировано государством: все выпускники подлежали распределению по рабочим местам на различные предприятия и организации. Даже если молодой специалист не в полной мере усваивал навыки профессии, на рабочем месте он сталкивался с практической школой, где и повышал свои знания. Сегодня выпускник поставлен в жесткие условия: к нему предъявляются высокие профессиональные требования и он должен быть конкурентоспособным. В процессе обучения в среднем профессиональном заведении он должен получить знания и практические навыки, отвечающие современному уровню.

Перед основными отраслями промышленности стоят задачи технической модернизации, развития основного производства, повышения производительности труда, поиск новых продуктивных направлений и повышения качества выпускаемой продукции. Проанализировав работу и рост промышленности в Республики Мордовия, можно сделать вывод, что на предприятиях внедрены новые технологии, требующие применения дорогостоящей, уникальной и высокоточной техники. Наметились процессы подъема производства, основанные на изменении традиционных технологий, появлении новых поколений технических устройств и более совершенных способов эксплуатации и диагностики состояния оборудования, внедрении автоматизированных методов управления техническими системами, улучшении кадрового состава предприятия.

Естественно, что модернизация предприятий повлечет за собой изменение содержания функций специалиста со средним техническим образованием и выдвинет высокие профессиональные требования. На современном этапе развития производства и общества востребованы следующие профессиональные и личностные качества:

      знания о состоянии уровня развития современного мирового машиностроения, знания из разных областей техники, современных технологий, действующих технологических процессов, применяемых в конкретном производстве, изучение и анализ поступающей информации о новой технике;

      знания принципов действия и эксплуатации оборудования, станков с ЧПУ, производственных циклов, приборов, инструментов и т. д;

      знания и умения использовать вычислительную технику, прикладные информационные технологии, информационно-справочные системы, базы данных, локальные и общезаводские компьютерные сети, умение при разработке технической документации вести расчеты с использованием программного продукта на персональном компьютере;

      знания методов анализа, статистики, умения разрабатывать технологическую документацию с учетом ЕСКД, ЕСТД и стандартов качества;

      знания иностранных языков, умение работать с литературой, готовность к переучиванию и повышению квалификации;

      широкая общепрофессиональная, психологическая, экономическая, правовая подготовка;

      умение работать в группе, в условиях коллективных форм организации труда;

      способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность, умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности;

      мобильность, коммуникабельность, дисциплинированность;

      умение применять современные принципы управления и участвовать в управлении производством;

      умение вести здоровый образ жизни, владеть приемами профессиональной этики, культурой речи, включая культуру питания и личной гигиены;

      творческая активность и умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Предприятия все больше заинтересованы в насыщении всех звеньев производства рабочими с творческими возможностями, аналитическими способностями, склонностью к поиску нового в сфере своей деятельности, инициативностью и социальной ответственностью за результаты своей работы. Речь идет, по существу, о стратегической кадровой политике, в которой в качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигаются необходимость постоянного обновления знаний и освоение новых профессий и специальностей.

В рамках образовательного процесса в Саранском государственном промышленно-экономическом колледже постоянно ведется активная работа над повышением профессионализма выпускников. Однако администрация колледжа пришла к однозначному выводу: в одиночку нам с этой задачей не справится. Достичь высокого профессионального мастерства молодой специалист может только при помощи всех заинтересованных сторон, а именно: государства, соответствующего региона, работодателя, системы государственной службы занятости, учебного заведения и, конечно, самого студента.

Социальное партнерство в системе профессионального образования, декларированное Программой развития учебных заведений СПО на 2000-2005 гг., рассматривается как один из факторов развития научной и инновационной деятельности учебных заведений. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательных учреждений со всеми социальными партнерами.

В качестве субъектов социального партнерства выступают: министерства, различные ведомства и общественные организации, служба занятости населения, промышленные предприятия, учебные заведения всех уровней. Студент и его родители также рассматриваются как социальные партнеры.

В советские годы было распоряжение Министерства машиностроения о поддержке учебных заведений предприятиями. Было понятие «наши шефы», «базовый завод». На этих предприятиях организовывались учебные мастерские, где студенты проходили практику, туда же их брали на работу. Сейчас многое изменилось: у предприятий и организаций нет никаких обязательств и обязанностей перед учебным заведением.

С изменениями форм собственности практически прекратилась помощь учебным заведениям со стороны предприятий и акционерных обществ. Сейчас у образовательных учреждений нет возможности надеяться на отраслевую поддержку. Отрыв профессиональных образовательных учреждений от отраслевого научно-производственного комплекса осложняет процесс практической подготовки специалистов.

В современных социально-экономических условиях профессиональные образовательные учреждения только в тесном контакте с работодателями – непосредственными потребителями их продукции смогут выполнять свою главную задачу – осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров.

Саранский государственный промышленно-экономический колледж тесно сотрудничает с предприятиями-работодателями, которые по профилю своей деятельности близки к профессиональной ориентации колледжа. Практикоориентированное образование требует материально-технической базы, которая должна соответствовать современному уровню, – это, например, станки с ЧПУ, уникальные токарно-расточные и фрезерные станки, фотокопировальные газорезательные машины, электронное и автоматическое оборудование и другое высокопроизводительное оборудование, которое нецелесообразно приобретать учебному заведению. Для подготовки специалистов высокого качества необходимо на деле, а не на словах продемонстрировать студентам современное оборудование и технологические процессы, которые на них осуществляются. Все это предусматривается руководством колледжа при выборе партнеров. Ими являются:

1.    ОАО «Станкостроитель».

2.    ОАО «Саранский автосамосвальный завод».

3.    ОАО «Литейно-механический завод».

4.    ОАО «Саранский экскаваторный завод».

5.    ОАО «Авторемонтный завод «Саранский».

6.    ОАО «Тепловозоремонтный завод».

7.    ОАО «Механический завод».

8.    ОАО «Электровыпрямитель»

Сотрудничество колледжа с промышленными предприятиями и организациями осуществляется на основе договора о социальном партнерстве.

Предметом договора являются следующие пункты:

1.    Организация и прохождение различных видов практик по специальностям с обязательным обеспечением условий безопасности на каждом рабочем месте;

2.    Проведение экскурсионных занятий в рамках реализации учебной дисциплины «Введение в специальность»;

3.    Привлечение опытных специалистов для проведения обзорных лекций;

4.    Проведение на предприятии «Урока на производстве»

5.    Назначение опытных специалистов председателями итоговых государственных аттестационных комиссий, руководителями практик, руководителями дипломных проектов, рецензентами дипломных проектов.

6.    Проведение деловых встреч работников завода со студентами;

7.    Полная подготовка специалистов по заявке предприятия (целевая подготовка);

8.    Переподготовка кадров и повышение квалификации работников предприятия;

9.    Прохождение стажировки на заводе преподавателями спецдисциплин колледжа;

10.      Создание учебно-материальной базы на предприятии;

11.      Проведение совместных культурно-массовых мероприятий.

Содержание и формы работы с социальными партнерами могут быть различными.

Производственная практика представляет собой действенную форму связи подготовки специалистов с производством. С точки зрения интересов осуществления этих взаимосвязей подготовки специалистов с производством практика преследует следующие цели:

      показать необходимость приобретаемых в колледже знаний для последующей производственной деятельности;

      продемонстрировать широкое комплексное проявление изученных студентами в дисциплинах учебного плана явлений и закономерностей в технических объектах, технологических процессах и производственных коллективах;

      применить и закрепить полученные знания, умения и навыки на практике;

      на примере данного предприятия пополнить знания, умения и навыки в различных областях, относящихся главным образом к профессиональной подготовке;

      изучить новейшие вопросы технологии, экономики, организации и управления производством;

      ознакомиться с новейшим действующим оборудованием, аппаратурой, вычислительной техникой, контрольно-измерительными приборами и инструментами;

      проанализировать разработанные на предприятии мероприятия по повышению производительности труда;

      вникнуть в исследования, проводимые на предприятии в области организации, физиологии, психологии, охраны и гигиены труда;

      обобщить опыт организации рационализаторской и изобретательской работы, достижения новаторов производства;

      включить студентов в производительный труд современного передового предприятия;

      предоставить возможность студентам проявить себя в решении прикладных технических задач:

      ввести студентов в производственный коллектив, поставив их в условия штатных работников производства;

      убедить студентов в необходимости дальнейшего пополнения знаний, умений и навыков путем изучения дисциплин учебного плана колледжа, участия в рационализаторской работе, в формировании организаторской деятельности.

Для реализации этих задач база практики должна представлять собой современное передовое предприятие, оснащенное новейшей техникой и отличающееся использованием прогрессивной технологии, экономики и организации производства.

Экскурсии на предприятия по профилю специальности. Проведению экскурсий со студентами на предприятиях придается очень большое значение. В обязательном порядке проводится экскурсия по дисциплине «Введение в специальность». У некоторых студентов это первый выход на завод, и от того, как будет проведена экскурсия, зависит порой их интерес к своей будущей специальности. Предприятия, с которыми заключены договора, серьезно относятся к проведению экскурсий. Откликаются на наши просьбы рассказать о работе завода, о должностных обязанностях специалистов. Со студентами встречаются главные специалисты: главный бухгалтер, менеджер, сварщик, технолог, которые знакомят их с будущими обязанностями.

Повышение квалификации преподавателей. Подготовка высококвалифицированного специалиста невозможна без высокой квалификации самого преподавателя. Поэтому важным является пункт в договоре о прохождение стажировки на заводах преподавателями колледжа. В этом направлении делается следующее:

1.    Преподаватели изучают деятельность наших предприятий, т. е. технологические процессы, парк оборудования, степень механизации и автоматизации производства, выпускаемую продукцию и т. д.;

2.    Изучив базу предприятий рассматривают:

      возможность проведения лабораторно-практических занятий со студентами непосредственно на заводе;

      вопрос о разработке методической и справочной литературы, с использованием при этом заводской документации;

      вопрос о подготовке наглядных пособий, в частности создание видеофильмов, на базе предприятий.

Периодичность повышения квалификации руководителей и специалистов в России сейчас составляет в среднем – 7-8 лет, в то время как в странах Западной Европы, Японии – 3-5 года; рабочих кадров, соответственно, – 13-15 лет и 3-6 лет. Выборочные обследования показывают, что квалификация большинства руководителей и специалистов российских предприятий не отвечает предъявляемым им сейчас требованиям. По разным оценкам, более 80% работодателей не имеют детально проработанных бизнес-планов и практически никто не имеет планов работы с персоналом.

Согласно договоренности колледж проводит занятия по повышению квалификации. Разработана программа и проведены курсы по направлениям «Обработка металлов резанием», «Сварочное производство», «Контролер ОТК».

Накоплен интересный опыт по проведению деловых встреч работников завода со студентами. Состоялась деловая встреча на заводе «Станкостроитель» под названием «Социальное партнерство: пути развития».

Обсуждались различные задачи, но в первую очередь выделили следующие направления, кроме тех, которые уже оговорены в договоре о социальном партнерстве:

      выполнение реальных курсовых и дипломных проектов по заданию технологической службы завода;

      создание архива конструкторской документации;

      создание необходимых условий для освоения студентами новой техники, передовой технологии и высокопроизводительных методов труда;

К работе по созданию архива конструкторской документации приступили. В этом направлении были переведены чертежи с бумажного носителя в электронную версию с помощью программы «Компас-график».

Сегодня одно из наиболее актуальных и "взаимовыгодных" направлений взаимодействия производства и образования – это участие работодателей в разработке содержания образования. Если для работодателей участие в разработке содержания образования обеспечивает подготовку кадров в соответствии с задачами технической модернизации и развития предприятия, повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции, то для среднего профессионального образования учет запросов конкретного производства позволяет готовить специалистов, востребованных на региональных рынках труда, знакомых с особенностями конкретного производства. Используя академические свободы, заложенные в образовательном стандарте, в учебные планы включаются специальные дисциплины, в которых заинтересованы работодатели.

Говоря о возможностях развития социального партнерства, нельзя не отметить и возникающие трудности. В настоящее время социальное партнерство в нашей стране развивается в условиях неразвитости элементов гражданского общества, недостаточно разработанной правовой системы в данное сфере. Низкий уровень согласования интересов, довольно часто меняющиеся нормы, регулирующие деятельность предприятий, организаций приводят к необходимости усиления внимания ко всем составляющим системы социального партнерства, особенно к взаимодействию образования и производства. Опыт взаимодействия образовательных учреждений и предприятий показывает, что часто партнеры не воспринимают достигнутые договоренности как обязательные. Договоры и совместная деятельность в ряде случаев являются результатом личных взаимоотношений, реализация договоренностей и принятых решений зависит от доброжелательности сторон. Таким образом, партнерские отношения являются несистемными, не накладывают никаких обязательств.

В целом вовлеченность работодателей в систему среднего профессионального образования находится сегодня на крайне низком уровне. Роль, которую некогда играли промышленные министерства и ведомства в планировании и организации среднего профессионального образования, перешла к службам занятости, действующим в системе Минтруда России и представляющим, по сути, интересы работодателей. Но выводы служб занятости основываются только на анализе данных о безработице и о вакансиях, а этих сведений недостаточно. При положительном опыте работы служб занятости остается необходимость в поиске других способов вовлечения работодателей в процессы развития среднего профессионального образования, адекватного потребностям производства.

В современных условиях очень важны мировоззренческая установка на движение субъектов взаимодействия навстречу друг другу, их способность к компромиссу. Формирование культуры партнерских отношений невозможно без всесторонней подготовки кадров, способных работать в режиме диалога, владеющих технологиями переговорного процесса, регулирования и разрешения конфликтов. Культура взаимодействия не может сформироваться без широкого распространения идей согласия, цивилизованного сотрудничества. Значительная роль в этом процессе принадлежит самой системе образования, науке и средствам массовой информации.

Решение задач развития взаимодействия среднего профессионального образования и производства необходимо осуществлять при определяющей роли государства в этом процессе. Государство должно выступать регулятором взаимоотношений, определяющим «правила игры» между работодателем и учебным заведением.

При каких условиях конкретным предприятиям станет выгодно оказывать помощь, делать материальные вложения, обеспечивающие функционирование и развитие ссузов? Таким условием может быть формирование необходимого правового поля, в том числе через внесение поправок в Гражданский, Налоговый и Бюджетный кодексы, Закон "Об образовании" и другие законы о введении механизма эффективного инвестирования за счет предоставления налоговых льгот предприятиям; о разработке моделей совместного финансирования образования государством и предприятиями.

Серьезным препятствием для обеспечения трудоустройства выпускников является низкая цена труда – один из главных тормозов модернизации общества. За последние десять лет произошла крупнейшая деформация трудовых отношений: экономика взяла быстрый курс на мировые цены на все, кроме цены на труд, которая держится на низком уровне.

Переход России к рыночным отношениям актуализировал потребность пересмотра целей, программ и организационных форм профессионального образования. В настоящее время противоречия между потребностями человека и общества в плане профессионального образования и возможностями учреждений для их удовлетворения – главная проблема современного профессионального образования. Педагогический коллектив Саранского государственного промышленно-экономического колледжа считает, что важнейшим средством совершенствования деятельности колледжа в современных условиях является развитие социального партнерства всех лиц и организаций, заинтересованных в качественной подготовке специалистов для различных сфер производства.

 

Список литературы

 

1. Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке?: Сб. статей / Под общей ред. В. М. Демина. М., 2003.

2. Шуберт Ю. Ф. Интеграция средней профессиональной школы и современного наукоемкого автомобильного производства в системе «Наука – образование – производство» / Ю. Ф. Шуберт. Тольятти: ОАО «Современник», 2003. 232 с.

3. Среднее профессиональное образование, наука, производство, проблемы развития // Адаптационные проблемы профессионального образования: Материалы Республиканской научно – практической конференции Казань: РИЦ «Школа», 2003. 188 с.

4. Теория и практика формирования профессионально значимых качеств специалистов: III научно-методическая конференция Тольяттинского колледжа ВАЗа. Тольятти: Изд-во ПТИС, 2000. 184 с.