Занятость молодежи – важная социальная проблема

Л. Т. Елеев

Зам. руководителя Департамента Федеральной Государственной службы
занятости населения по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик
zankbr@kbrnet.ru

Будущее любой страны находится в руках современных юношей и девушек. Поэтому руководитель, которого заботит развитие своего государства и общества, считает молодежь объектом национально-государственных интересов. Как правило, в зоне молодежной политики находятся граждане в возрасте 14 – 29 лет. Именно в этот период важны государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, ухудшение условий для получения профессиональной подготовки, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь.

В Российской Федерации за последние годы наметились позитивные сдвиги в государственной молодежной политике, разработана и реализуется Федеральная программа «Молодежь России 2001-2005 гг.».

Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики поставили перед собой задачу – создание и развитие системы реализации региональной государственной молодежной политики, направленной на обеспечение правовых, экономических и организационных условий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных и детских объединений. В республике приняты и осуществляются законы: «О молодежной политике в Кабардино-Балкарской Республике», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», концепция государственной семейной политики, республиканские программы «Дети КБР», «Молодежь Кабардино-Балкарии». Осуществляются мероприятия по выполнению постановлений Правительства КБР «О мерах по повышению занятости молодежи КБР», «О дополнительных мерах по содействию занятости молодежи». На важность этого аспекта обращено внимание в Послании Президента КБР В. М. Кокова Парламенту, где сказано, что обеспечение молодежной занятости – приоритетное направление государственной молодежной политики [7, с. 102].

Одним из практических шагов в реализации этой политики является Закон КБР «О программе содействия занятости населения в Кабардино-Балкарской Республике на 2002-2006 гг.». Она стала обобщающим документом, основанным на принятых в последние годы отраслевых программах. Указанная программа предусматривает целый комплекс мер содействия занятости населения, обращает особое внимание на вопросы социальной защиты граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, в том числе молодежи.

Системную работу по реализации программных положений совместно с органами государственной власти и работодателями осуществляет ДФГСЗН по КБР. За прошедшие два года после принятия Программы удалось сохранить положительную динамику выполнения контрольных показателей мероприятий содействия занятости, устанавливаемых Минтрудом России. За это время создано 15,5 тыс. рабочих мест, из них 11 тыс. в малом бизнесе, 4,5 тыс. – на крупных и средних предприятиях. При содействии органов занятости ежегодно находят работу более 10 тыс. человек. Среди специальных программ, реализуемых органами занятости, наиболее масштабными по числу участников являются общественные работы, в них ежегодно участвуют свыше 3 тыс. человек. За последние два года в период летних каникул обеспечена занятость 6,7 тыс. школьников, в том числе 240 воспитанников школ интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Повышению конкурентоспособности, профессиональной мобильности, а также предупреждению молодежной безработицы способствует оказание органами занятости таких образовательных и профориентационных услуг, как: выборочные социологические опросы выпускников 9-11 классов городских и сельских школ республики для определения профессиональных намерений и выявления степени их соответствия потребностям рынка труда; профориентационные уроки по формированию правильного выбора профессии, внутренней готовности к ней, положительного отношения к любой трудовой деятельности; ярмарки информационных образовательных услуг, встречи с работодателями, Дни открытых дверей для учащихся и выпускников учреждений образования; занятия по обучению навыкам самопрезентации и эффективного поведения на рынке труда для выпускников учреждений профессионального образования по программе «Технология поиска работы»; заседания методического объединения библиотекарей школ по теме «Формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда».

При этом особое внимание уделяется превентивной профориентационной работе с молодежью, прежде всего с выпускниками образовательных учреждений. Она состоит из ежегодных исследований профессиональных намерений выпускников общеобразовательных школ и степени их соответствия потребностям рынка труда, компьютерного тестирования, проведения профориентационных уроков, ярмарок образовательных услуг, уроков поиска работы. Этими мероприятиями за два года охвачено более 21 тыс. школьников.

Проводимая органами занятости работа является одним из факторов, способствующих тому, что молодежь стала иметь более реальные представления о ситуации на современных рынках труда и рынках образовательных услуг, профессиональных требованиях к работникам. Показателем результативности профориентационной работы за последние пять лет является снижение в четыре раза количества выпускников образовательных учреждений, регистрируемых службой занятости в качестве безработных.

Общеизвестно, что нынешняя система образования недостаточно адаптирована к потребностям рынка труда как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому на службу занятости ложится задача стыковки спроса и предложения на рынке труда. В этих целях установлены хорошие деловые отношения с 30 профессиональными образовательными учреждениями республики, прошедшими конкурсный отбор на размещение заказов по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных граждан по 80 профессиям [7, с. 97].

Обучение безработной молодежи осуществляется по профессиям, специальностям, видам деятельности более 40 наименований под конкретное рабочее место (около 60%) или с направленностью на самозанятость.

За 2002–2003 гг. органы службы занятости предоставили возможность пройти профессиональное обучение 4,4 тыс. граждан, из них 80% – это граждане, особо нуждающиеся в социальной защите, а из них каждый второй – в молодежном возрасте. Особо следует отметить организацию профессиональной подготовки 1,4 тыс. юношей призывного возраста по военно-учетным специальностям для службы в Вооруженных силах РФ с долевым финансированием обучения службой занятости.

В целях повышения эффективности трудоустройства службой занятости ведется активная информационная работа с молодежью, проводятся ярмарки вакансий рабочих и учебных мест, в сельских районах республики работают информационно-консультационные пункты.

Для совершенствования практики оказания информационной и правовой помощи и максимального содействия молодежи Департаментом ФГСЗН по КБР совместно с Республиканским информационно-аналитическим центром молодежи Минобразования и науки КБР создан информационно-консультационный центр «Содействие» на базе Нальчикского городского центра занятости населения. Используются возможности «Клуба ищущих работу».

Безусловно, некоторые улучшения макроэкономических показателей, рост регионального внутреннего продукта в среднем на 6-7% и принимаемые меры по содействию занятости населения оказывают позитивные воздействия на рынок руда. Тем не менее ситуация с трудозанятостью населения вообще, и молодежи в частности, в республике продолжает оставаться сложной.

По данным статистики, в настоящее время численность занятых в КБР составляет 294 тыс. человек, или 60% от трудовых ресурсов. Общая безработица составила на конец 2003 г. 74,8 тыс. человек, или 20% экономически активного населения республики. Это более чем в 2 раза выше среднего показателя по РФ (8,4%) и в 1,5 раза – по ЮФО (13,4%). Следует отметить, что по уровню безработицы республика находится на предпоследнем месте в ЮФО, опережая лишь Ингушетию. В целом же численность лиц в трудоспособном возрасте, не занятых трудовой деятельностью или учебой, по республике составляет 143,8 тыс. человек, или 30% от трудовых ресурсов.

Кроме учитываемой безработицы, сохраняется большое число неэффективных рабочих мест, подлежащих ликвидации в связи с моральным и физическим износом и не обеспечивающих необходимый уровень производительности труда и качества выпускаемой продукции. Таким образом, к имеющимся безработным можно причислить еще 20-25 тыс. человек, составляющих скрытую безработицу на предприятиях.

Имеет тенденцию к росту и регистрируемая безработица, за последние два года этот показатель возрос с 3,4 до 7% экономически активного населения. Одной из причин такого роста, наряду с другими факторами, является увеличение минимального размера пособия по безработице до 30% прожиточного минимума трудоспособного населения по субъекту Российской Федерации. Среди зарегистрированных безработных на долю женщин приходится 76%, а на молодежь в возрасте 16-29 лет – 32%, сельские жители составляют около 60%. По причине структурного несоответствия спроса и предложения рабочей силы сохраняется напряженность на регистрируемом рынке труда: на 1 вакансию в среднем по республике претендуют 14 человек (по России – 2,3). Время поиска работы безработными при содействии органов службы занятости также не снизилось и составляет 6,6 месяца [3, с. 17, 27].

Ситуация в сфере занятости приобретает все большую остроту и в связи с продолжающимся ростом трудоспособного населения. Так, за 2002 – 2003 гг. численность трудоспособного населения республики увеличилась на 10,7 тыс. человек. По прогнозу Минэкономики КБР, за период 2004 – 2006 гг. численность трудоспособного населения возрастет еще на 13,9 тыс. человек, то есть за период реализации программы ежегодный прирост трудоспособного населения составит 4,6 – 5,4 тыс. человек. При этом основной прирост трудовых ресурсов придется на сельскую местность, где уже сейчас ситуация в сфере занятости приобрела чрезвычайно острый характер, особенно среди молодежи. По расчетам демографа Ф. Х. Беровой показатели прироста трудоспособного населения будут еще выше [7, с. 79].

Если учесть, что Кабардино-Балкарская республика является традиционно трудоизбыточной, то нетрудно понять остроту проблем молодежной занятости.

Важным фактором повышения уровня занятости молодежи могло бы стать развитие малого бизнеса. Сегодня эта сфера дает 18% внутреннего регионального продукта, здесь занято 26% от общей численности занятого населения Кабардино-Балкарии. Но молодежь в малом бизнесе представлена крайне незначительно. Развитие молодежного предпринимательства существенно затрудняется экономической и налоговой нестабильностью, отсутствием доступа к кредитам, слабым развитием системы службы консультирования, бюрократическими преградами. Хотя исследования НИЦ Института молодежи показывают, что желание открыть свое дело, стать совладельцем частной фирмы, заняться фермерским хозяйством высказывают 7% молодежи [2, с. 32].

Уровень занятости молодежи также зависит от правильно организованной кадровой политики на предприятиях. К сожалению, анализируя результаты выборочного обследования промышленных предприятий, проведенного нами совместно с Министерством промышленности транспорта и связи КБР, приходим к выводу, что работодатели сегодня плохо знают свои потребности в кадрах не только на долгосрочную перспективу, но даже на ближайший период. Возникшая безработица, в том числе среди квалифицированных рабочих и молодежи, послужила поводом для руководителей многих предприятий считать, что в создавшихся социально-экономических условиях прилагать усилия, нести финансовые затраты на подготовку кадров не следует, что необходимых работников можно с успехом, без всяких затрат получить на рынке труда, в том числе через службу занятости. Такой подход свидетельствует об отсталости и недальновидности кадровой политики, об ориентации работодателей на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие.

На ряде промышленных предприятий нет должной работы по приобщению юношей и девушек к трудовой деятельности, среди работающих низок удельный вес молодежи. Так, на 13 предприятиях легкой и текстильной промышленности КБР в 2003 г. трудилось свыше 2,3 тыс. человек, из них молодежь в возрасте до 22 лет составляла 4,0% , а до 30 лет – 15,5%. Среди специалистов и служащих соответственно 5,8 и 22,5%, тогда как каждый четвертый специалист – пенсионного возраста. А на предприятиях «Умелец», «Хурджин», швейная фабрика, трикотажный комбинат «Дружба», «Меховщик», «Горянка», где работают более 700 человек, нет ни одного рабочего или специалиста в возрасте до 22 лет.

Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного или выезжать в поисках работы за пределы республики. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости республики, каждый третий – с высшим и средним профессиональным образованием. Из 804 бухгалтеров, экономистов, врачей, инженеров, преподавателей и юристов, состоящих на учете в органах занятости в 2003 г., 77,6% составляют женщины, 38,1% – специалисты в возрасте до 29 лет. По отдельным специальностям удельный вес молодежи среди зарегистрированных безработных еще выше. Так, среди юристов – 88,2%, инженеров – 42,8%, бухгалтеров – 41,0%, экономистов – 34,5%. Социологические исследования, проведенные в социально-гуманитарном институте местного госуниверситета, показали, что 32,6% студентов не уверены, что после окончания учебы смогут найти работу по специальности. Этот результат с определенной степенью вероятности можно распространить на студенческую молодежь республики [1, с. 138].

Дело в том, что до настоящего времени объем и структура подготовки специалистов средней и высшей квалификации определяются исходя из сложившейся специализации учебных заведений, без достаточного учета потребности рынка труда, без должной гибкости в подготовке кадров.

В Конвенции ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию (принята 10 ноября 1989 г.) предлагается «периодически пересматривать структуры технического и профессионального образования, учебные планы и программы, методы обучения и учебные материалы, а также формы сотрудничества между школьной системой и миром труда, с тем, чтобы обеспечить их постоянную связь с достижениями научно-технического прогресса и развитием культуры, с изменением потребности в области занятости в различных секторах экономики…» (статья 4). Данное предложение, принятое в качестве основной методологической установки большинством стран мира, ориентирует профессиональную школу не на простое воспроизводство рабочей силы, а подчеркивает ее прямую связь с миром труда, сектором экономики и научно-техническим прогрессом [5, с. 91].

Если с этих позиций проанализировать проводимую как в России, так и в Кабардино-Балкарии реформу образования, следует отметить, что она требует внесения определенных корректив. В первую очередь думается, что не удалось должным образом соединить идеологию реформы образования с потребностями рынка труда. Не просматривается система в работе по адаптации выпускников образовательных учреждений к реалиям рыночной экономики. Подготовка специалистов осуществляется без должного учета молодежного сегмента рынка труда и потребности экономики. Одним словом, в ходе осуществления реформы не удалось наладить должной взаимосвязи между рынком образовательных услуг и рынком труда со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Эти проблемы для России не новы. Недостаточную эффективность и серьезные противоречия между потребностями общества и качеством и количеством подготовки специалистов, отрыв учебного процесса от науки, слабую конкурентоспособность и адаптацию высшей школы еще в начале 1990-х годов отмечал исследователь А. Овсянников [6, с. 22].

Следовательно, образовательные учреждения, от школ до вузов, совместно с другими социальными институтами должны готовить молодежь к работе и жизни в новых условиях и развивать, наряду со специальными профессиональными знаниями и умениями, основные социально-профессиональные навыки, формирование ценности труда и трудовой мотивации, готовность к труду, инициативное поведение на рынке труда, планирование и реализацию профессиональной карьеры и др.

К числу основных проблем развития сферы занятости населения, в т.ч. молодежи, в Кабардино-Балкарской Республике, составляющих содержание и направленность государственной политики занятости, относятся следующие:

      высокая трудоизбыточность республики, обусловленная демографическими факторами, недостаточным развитием экономического потенциала, острой нехваткой собственных инвестиционных ресурсов для обновления и модернизации основных фондов, а также ввода новых рабочих мест;

      низкий уровень занятости сельского населения – около 50% безработных граждан представлены сегодня сельским населением. В наиболее кризисной ситуации на регулируемом рынке труда находятся четыре сельских района (Черекский, Зольский, Прохладненский, Баксанский), где уровень официальной безработицы превышает среднереспубликанский в 1,5-3 раза;

      сохраняющаяся тенденция сокращения численности населения, занятого экономической деятельностью;

      несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;

      значительные масштабы вынужденной неполной занятости;

      высокие масштабы общей и регистрируемой безработицы, превышающие среднероссийские показатели более чем в 3 раза, а также дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан;

      износ основных фондов (на 70%) и ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест, в результате чего снижается эффективность использования рабочей силы. Коэффициент обновления основных фондов снизился с 6,4% в 1990 г. до 2,5% в 2002 г., средний возраст производственного оборудования увеличился в 1,5 раза. Общее число неэффективных рабочих мест, подлежащих ликвидации, составляет 60 тыс. единиц;

      недостаточно адаптированная к рыночным условиям система профессионального образования. В настоящее время объемы и профили подготовки специалистов в республике не соответствуют требованиям рынка труда;

      сложности с трудоустройством ряда социально-демографических групп (различных категорий женщин, молодежи без практического опыта работы, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и других). Серьезной государственной проблемой является занятость женщин и молодежи, удельный вес которых в структуре регистрируемой безработицы за последние годы, как было отмечено, составляет соответственно 76 и 32%;

      отнесение Кабардино-Балкарии с 2001 г. к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.

Социальные последствия молодежной безработицы многообразны. Увеличение численности молодежи, выброшенной на рынок труда, ее неудовлетворенность отсутствием перспектив трудоустройства оказывают существенное влияние на изменение психологии в поведении молодых людей, обостряет взаимоотношения в молодежной среде. Нарастает поляризация позиции в отношении к проводимым реформам. Нестабильность в социально-трудовой сфере все больше порождает неуверенность в завтрашнем дне, побуждает к поиску применения своих возможностей в теневой экономике. Происходящая в стране имущественная стратификация вызывает у молодежи сомнения в социальной справедливости проводимых в России преобразований, что приводит к агрессивности, протесту против условий и сил, которые привели ее к безработице. Именно поэтому для террористов, религиозных экстремистов и вообще для криминальных структур безработные молодые люди становятся питательной средой для пополнения своих рядов.

Отмеченные нами проблемы молодежной занятости с разной степенью проблемности можно уверенно экстраполировать на всю Российскую Федерацию, поэтому они выходят за рамки исследуемого субъекта и приобретают общегосударственный характер.

На федеральном уровне следовало бы принять закон, направленный на развитие молодежной занятости, содействующий молодежному предпринимательству, а также усиливающий социальную поддержку этой категории населения.

Нуждаются в неотложном решении вопросы, связанные со снижением уровня структурной безработицы специалистов, достижением экономически обоснованного соотношения спроса на специалистов и структурной политикой подготовки кадров в профессиональных образовательных учреждениях.

Особого государственного внимания требует к себе проблема повышения трудозанятости населения в сельской местности, прежде всего молодежи.

Формирование обозначенных и других социально-экономических проблем обуславливается тем, что в процесс рыночных реформ республика вступила со значительным отставанием от средних российских параметров по ряду важнейших показателей:

·       производству валового регионального продукта на душу населения –
в 2 раза,

·       стоимости основных производственных фондов на душу населения –
в 3 раза,

·       уровню заработной платы – 2 раза,

·       объему потребления населением основных материальных благ и услуг – в 1,5 – 2 раза.

Основу промышленного потенциала в дореформенный период составляли предприятия оборонного комплекса, где производилось до 40% общего объема промышленной продукции и было занято 35 тыс. человек. Впоследствии продукция 20 предприятий оказалась невостребованной, в результате чего были высвобождены около 23 тыс. человек. В тяжелом положении оказались и другие отрасли, особенно сельское хозяйство. До настоящего времени в экономике республики сохраняются негативные тенденции: плохое финансовое положение, хроническая нехватка оборотных средств, рост издержек производства, убыточность. Бюджет республики продолжает оставаться дотационным на 65-70% от федерального.

Не случайно, выступая 13 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительства России, В. В. Путин отметил, что «… социально-экономическая картина в Северо-Кавказском регионе по-прежнему плачевная. И он недопустимо отстает по уровню жизни от других российских территорий. Достаточно сказать, что уровень безработицы здесь в разы выше, чем в среднем по России. Показатели среднедушевых доходов за месяц в Южном федеральном округе в полтора раза ниже, чем в среднем по стране» [4].

Хочется верить, что после такой оценки главы государства федеральные органы исполнительной власти от слов перейдут к делу и примут действенные меры по коренному улучшению социально-экономической ситуации в республиках Северного Кавказа.

 

Список литературы

 

1.    Альманах социально-политических и правовых исследований. Вып. 1. Нальчик, 2000.

2.    Человек и труд. 2003. №3.

3.    Занятость и безработица в КБР: Стат. сб. Нальчик, 2003.

4.    Кабардино-Балкарская Правда. 2004. 14 сентября.

5.    Моисеенко В. В. Рынок труда и профессиональное образование /
В. В. Моисеенко, И. П. Смирнов. М., 2001.

6.    Проблемы реформирования системы социальной адаптации и содействию трудоустройства учащихся и выпускников учреждений профессионального образования. Саратов; М., 2001.

7.    Становление и развитие рынка труда в КБР. Нальчик, 2002.