Пути и перспективы совершенствования взаимодействия рынка труда и сферы образования

В. С. Жабреев

Муниципальное образовательное учреждение
Южно-Уральский профессиональный институт, г. Челябинск
vsj@74.ru

Для экономики современной России характерно наличие ряда проблем: безработица и незанятое трудом население, новые требования со стороны работодателей к профессиональному образованию и переподготовке кадров, несоответствие кадровых потребностей работодателей и профессиональных возможностей лиц, претендующих на работу. В стране предпринимаются разнообразные меры по уменьшению негативных явлений в сфере образования и на рынке труда. Однако негативные тенденции сохраняются. Достаточно сказать о двух серьезных пробелах в системе образования. Если в цивилизованных странах в школах тринадцатилетняя подготовка, включая учреждения начального и среднего профессионального образования, то превалирующая в России всеобщая одиннадцатилетняя подготовка не дает квалифицированных молодых трудящихся. Другой пробел в высшем образовании, это то, что более половины специальностей не соответствуют потребностям экономики, производства при низком уровне качества образования. В то же время за рубежом в развитых странах многоуровневая подготовка обеспечивает адаптивность выпускников, способствует самореализации талантливой молодежи. В России бакалавриат и магистратура не находят должного внимания как со стороны региональных органов управления, так и со стороны руководства вузов наблюдается чрезвычайно низкий уровень инновационных процессов в связи со слабо развитым менеджментом. Аналитические разработки научной общественности свидетельствуют о том, что в настоящий момент в мировом сообществе происходит развитие научной социально-экономической революции (НСЭР), которая началась в середине прошлого столетия и увлекла сотни тысяч процветающих предприятий и учреждений мира, включая образовательные учреждения. Она стала выдающимся явлением в XXI веке, в значительной мере изменила облик мировой цивилизации.

Как показывает анализ развития передовых стран, определяющим субъектом и объектом реализации подъема экономики и занятости является предприятие, деятельность которых мотивировалась государственными органами и средствами управления. Переход от «вульгарного капитализма» к новой цивилизованной экономике и социуму, от создания теории к практике начался в Японии в 1947 г. В начале 80-х годов США начинают проигрывать на мировом рынке, в связи с чем задались вопросом, чем же они хуже Японии? В 1987 г. начинается новая эпоха с объявлением Правительством конкурса по качеству. В начале 90-х годов Европа задается этим же вопросом. В 1992 г. объявляется конкурс на премию по качеству. Создается международная система по качеству ИСО. В России в 1996 г. начинается процесс становления экономики на базе систем качества с объявления Правительством конкурса по системе качества. В настоящее время Правительство России ориентирует производство на международные стандарты качества. Международные стандарты ИСО 9000:2000 определяют необходимость обеспечения сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других сторон (акционеров, поставщиков, включая учреждения образования), заинтересованных в результатах деятельности организации. Международный стандарт, а также ГОСТ Р ИСО 9004 направлены на достижение результативности в деятельности организации в интересах потребителей, владельцев, работников, поставщиков и общества в целом. В сфере образования учреждения стандарт ориентирует и дает механизм подготовки нужных экономике специалистов. Поэтому система качества – это путь и инструмент процветания государства и регионов. Системы качества применимы для предприятий и учреждений различного профиля: при производстве продукции, при оказании услуг, в образовании, в медицине, в аппарате государственного управления и др. Однако в нашей стране, в отличие развитых стран, сертификация систем менеджмента качества организаций и особенно образовательных учреждений не находит широкого распространения. Теория и практика НСЭР разработаны ведущими учеными-менеджерами мирового сообщества под знаком качества. Глобальная НСЭР в мире разворачивается одновременно по многим направлениям, преобразуя все сферы жизни и деятельности человечества. Понятие «качество» при этом включает в себя не только качество продукции, услуг, образования, но и распространяется на производство, структуру предприятий, их функционирование, отношения между людьми, уровень жизни, уменьшение числа безработных и др. Философия и методология инструмента процветания мировым сообществом зафиксированы в ряде документов, в нашей стране, в частности, в ГОСТ Р ИСО серии 9000. Именно этот инструментарий вывел из пепла Японию, помог США в преодолении кризиса в конце прошлого века, развивает большинство стран Европы, Австралию. Необходимым условием реализации системы менеджмента качества в организации и учреждении является устойчивое развитие человека как условие развития экономики. В то же время, по данным Организации Объединенных Наций, в России наблюдается тенденция снижения индекса человеческого потенциала. Как показывают исследования ряда институтов, при высокой грамотности имеют место чрезвычайно низкий уровень профессионального интеллекта собственников, управленцев, несоответствие современному состоянию экономики системы профессионального образования, не говоря уже об области менеджмента качества организаций и учреждений. В «системе менеджмента качества» организации обучение управлению является необходимым условием. Только более совершенное управление может принести необходимые изменения, до уровня достижений мировой цивилизации. Опыт передовых предприятий и учреждений показал, что система менеджмента качества организации или учреждения является эффективным инструментом процветания региона государства и всего мирового прогрессивного сообщества. Чем раньше будет воспринята новая парадигма, тем меньше будет издержек. Многие аналитики утверждают, что самой главной причиной (камнем преткновения) негативного или нейтрального отношения руководителей является отсутствие у них достаточного представления о сути новых методов и их эффективности в современных государственных рыночных отношениях. Возможность внедрения систем менеджмента качества организаций и учреждений подтверждается опытом многих предприятий, учреждений образования России. Мировое цивилизованное сообщество накопило значительный опыт внедрения «систем менеджмента качества» предприятий и учреждений, включающий широкое многообразие мер, степень использования которых зависит от уровня развития и готовности региона. В их ряду:

·       Создание регионального комитета по оценке и сертификации систем менеджмента качества предприятий и учреждений с целью удовлетворения запросов потребителей рынка труда, повышения качества образования с минимальными затратами.

·       Проведение семинаров с главными руководителями организаций и образовательных учреждений в области менеджмента качества по отраслям: машиностроение, здравоохранение, образование, сфера услуг и др.

·       Осуществление подготовки специалистов трех направлений: профессионал по качеству; менеджер по системам менеджмента качества; аудитор по качеству.

·       Учреждение региональной премии Правительства в области качества. Стимулирование и мотивация создания систем менеджмента качества в организациях и учреждениях при лицензировании, аттестации, аккредитации, сертификации и т.п.

·       Создание регионального экспертного Совета по присуждению премий Правительства в области качества.

·       Совершенствование региональной инфраструктуры и сети организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем менеджмента качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству.

·       Создание единой информационной сети в области качества на основе CALS-технологий в соответствии с ГОСТ, связывающей рынок труда и систему образования, связывающей предприятия и образовательные учреждения для поддержки специалистов и в процессе обучения, и в процессе самостоятельной деятельности.

·       Введение телевизионных обучающих программ в области менеджмента качества и т.п.

При этом следует учесть, что менеджмент качества не панацея, и простое перенесение концепции TQM без учета «болезней» может не дать желаемого результата. Это относится к 80% предприятий, имеющих сертификат на систему менеджмент качества. Например, при формировании региональных целей, идеологии, философии, принципов, ликвидации криминализации в экономике без помощи государственных органов власти не обойтись. Нужны дополнительные меры по «лечению тройного стандарта» – думаем одно, пишем другое, делаем третье. Это означает, что аудит качества должен включать не только анализ документов, но их соответствие реальной действительности. Поэтому ценным является опыт предприятий и учреждений России, получивших сертификат на успешно функционирующую систему «менеджмент качества организации».

С целью повышения эффективности профессиональной адаптации учащихся и в целом психолого-профориентационной работы необходимо решение следующих задач: координация деятельности образовательных учреждений, органов управления, Центров профориентации и других социальных институтов; создание на базе учебных заведений непрерывного профессионального образования служб, кабинетов профориентации и содействия трудоустройству; организация семинаров, совещаний, конференций по проблемам профориентации и психологической поддержки для специалистов учреждений системы начального и среднего профессионального образования; диагностика учащихся и студентов с целью индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечения обоснованной профилизации образования; совершенствование информационного сопровождения субъектов процесса профессионального самоопределения и становления учащихся и студентов и др.

Как показывает опыт, многоуровневое высшее образование выполняет свою роль в адаптивности образования и вариабельности специализаций, дает возможность для способной части молодежи получать более широкое и качественнее образование с развитием способностей к исследовательской работе. Открывается возможность ранней подготовки преподавателей и создается резерв аспирантуры. В принципе нет запретительных норм приема в аспирантуру с квалификацией «бакалавр». Расширяется возможность самореализации преподавателей. В условиях современного рынка труда и состояния экономики целесообразно при зачислении в вуз определять перспективы дальнейшего обучения после получения диплома бакалавра, т. е. осуществлять раннюю ориентированность в обучении на научную или практическую работу. Эффективно развивается непрерывное образование «школа – колледж – вуз».

К важным можно отнести нижеследующие взаимосвязанные меры, которые должны быть учтены при разработке комплексных программ развития.

      Ускорение выработки региональных целей, которые могли бы быть одобрены правительством, трудящимися, собственниками и руководителями предприятий. Это один важнейших факторов, требующий особого внимания и конкретизации. Развивать представления органов государственного управления: экономический и промышленный рост; приумножение богатства; более высокая степень индустриализации, создание условий для повышения занятости; общее ускорение социально-экономического развития страны (семинары, конференции, концепции и др.).

      Содействие развитию институционального демократичного механизма для решения возникающих проблем и налаживание тесных связей между заинтересованными сторонами. Это важно для объединения усилий на общенациональном уровне и для оказания поддержки организациям, занимающимся вопросами повышения производительности труда и эффективности производства (льготное кредитование, консультации и др.).

      Государственный аппарат должен поощрять проведение более открытого и регулярного диалога между представителями промышленности и системы образования, а также составных частей системы образования на разных уровнях (семинары, конкурсы, гранты и т. д.).

      Программы обучения и профессиональной подготовки кадров должны включать изучение проблем эффективности производства с акцентом на то, что их важными элементами являются отношение человека к труду и его поведение.

      Оказание услуг в области образования и подготовки кадров как специального, так и просветительского характера. Для достижения этой цели нужны реальные, согласованные и скоординированные усилия всех образовательных учреждений на любом социальном уровне и в каждом секторе экономики. Этому способствует проведение конкурсов систем качества, активизация создания систем качества (ИСО, TQM) по отраслям и районам; награждение и мотивация руководителей за развитие систем качества, эффективность программ развития, внедрение системы распределения дополнительных доходов, уменьшения текучести кадров и др. Сильная и долгосрочная государственная (региональная) политика в области образования и подготовки кадров должна войти в число основных приоритетов.

      Содействие развитию адаптивного многоуровневого образования. Такая политика должна способствовать согласованности и нахождению баланса между начальной, средней и высшей школой, между всеобщим образованием и профессиональным обучением, между подготовкой специалистов в области гуманитарных и точных наук, переподготовкой и т. д. Особое внимание следует уделить подготовке менеджеров и руководителей среднего звена, как для промышленных, так и для правительственных структур. Эти люди будут нести ответственность за повышение эффективности на всех уровнях экономики.

      Направления государственной политики. Предусматривается активное влияние на производственные отношения, занятость, повышение трудового потенциала, условия труда, заработную плату и социальное обеспечение, а также знание правовых норм, от которых непосредственно зависит эффективность деятельности организаций. Решение проблем и создание условий, направленных на процветание предприятий и образовательных учреждений, будет более успешным, если решение будет осуществляться на научной основе, с учетом человеческого фактора и при активном участии Правительства. При этом наибольший эффект будет при конкретном использовании комплекса инструментариев, одним из значимых из них является менеджмент качества организации (учреждения). Среди первых задач должно быть обучение. Например, организация семинаров для главных руководителей: «Глобальные проблемы предпринимательства и пути процветания предприятий и учреждений в условиях современного государственного переустройства России». Примерная тематика их может быть следующей.

q      «Тайны» эффективного развития процветающих предприятий и учреждений цивилизованного мира.

q      Чем мы «хуже» Японии, США, Канады, стран Европы и т. д.?

q      Современные ориентиры и подходы эффективной деятельности предприятий (в том числе образовательных учреждений).

q      Тенденции изменений критических факторов производства и сферы услуг цивилизованных стран.

q      «Человеческий фактор» – решающее звено процветания.

q      Научный подход – необходимое условие уменьшения «проклятья субъективизма», барьера процветанию.

q      «Что делать?», с чего начинать рационализацию предприятия (учреждения), как разумное развитие в направлении процветания.