В проекте Федеральной целевой
программы «Содействие занятости населения Российской Федерации на 2000-2005
годы», подготовленной Минтрудом России, обращается внимание на недостаточное
использование маркетингового подхода в анализе ситуации на рынке труда [1].
Фактически в настоящее время рынок образовательных услуг плохо коррелирует с
потребностями реального сектора экономики. Это определяет необходимость разработки долгосрочных прогнозов потребности рынка труда в
специалистах с ВПО.
Еще в 30-х годах прошлого века
наша страна первой пришла к плановому механизму согласования возможностей
высшей школы с потребностями производства, и за шесть десятилетий в СССР был
накоплен достаточный опыт в этой области. Среди основных используемых методов
определения перспективной потребности промышленности в специалистах можно
выделить следующие подходы[2].
Суть этого метода состоит в
определении потребности в специалистах на основе научно разработанных и
унифицированных штатных расписаний и нормативов, составленных с учетом
специфики каждой отрасли. При этом общая потребность в специалистах
определялась путем умножения перспективного объема производства на плановый
норматив обслуживания, а деталировка по номенклатуре специальностей производилась
на основе разработанных в 70-х гг. отраслевыми министерствами Типовой номенклатуры
должностей и унифицированного Перечня профессий. Данный метод использовался в
основном для согласования текущих (до 5 лет) потребностей производства и возможностей
вузов.
Это метод «коэффициента
насыщенности», предложенный С. Гусятинером, И. Лясниковым и др. Под
нормативом насыщенности понимается доля специалистов (число специалистов на
1000 работающих), которая должна выдерживаться на предприятиях данной отрасли.
Этот норматив, устанавливаемый на десятилетний период с разбивкой по
пятилеткам, начал включаться с 1981 г. как один из основных показателей в
план социально-экономического развития. На основе его производилось определение
текущей и перспективной потребности промышленности в специалистах. По сути
дела, имея директивный характер как для предприятий, отчитывающихся в его
выполнении, так и для высшей школы, осуществляющей прием строго в соответствии
с определенными потребностями, норматив обеспечивал возможность перспективного
приемлемого согласования их интересов.
Основы этого метода разработаны в
1958 г. Научно-исследовательским экономическим институтом Госплана. Он
является синтезом первых двух методов и предусматривает определение текущей
потребности в специалистах в первые пять лет
планируемого периода прямым счетом на основе разработанных типовых штатов, а в
последующие годы определение перспективной потребности – на основе
коэффициентов насыщенности.
Среди основных принципов
используемого ранее механизма согласования потребностей производства и
возможностей высшей школы следующие:
·
принцип максимальной эффективности
взаимодействия промышленности и высшей школы, предусматривающий использование
системы обязательного распределения молодых специалистов;
·
принцип государственного регулирования и контроля за функционированием существовавшего механизма,
предусматривающий персональную ответственность всех его субъектов за нарушение
условий (руководители вузов обязаны были выполнить план распределения,
руководители предприятий – трудоустроить молодого специалиста,
выпускники – отработать на предприятии положенный срок);
·
принцип безусловной подчиненности социальных
потребностей в высшем образовании экономическим,
обуславливающий соразмерность темпов развития высшей школы, а соответственно и
ее возможностей в подготовке специалистов, росту потребности в них экономики
государства.
В начале 90-х годов отработанный
механизм был полностью отвергнут. В результате высшая
школа, получив импульс роста от все
возрастающих социальных потребностей общества, стала экстенсивно развиваться по
своей траектории, освобожденной от жесткого государственного регулирования и
ограничивающих ее развитие планов роста производства. Лишь в последние годы начались
разработки таких методов прогноза потребностей рынка в специалистах с ВПО,
которые были бы применимы к новым экономическим условиям и способствовали
согласованию возможностей высшей школы с потребностями региональных экономик.
Этой проблеме посвящен один из
проектов Института развития образования ГУ-ВШЭ (Государственный университет
Высшая школа экономики) в 2002 г. – «Разработка методологии
прогнозирования перспективных потребностей рынка труда в выпускниках
системы профессионального образования». В зависимости от прогнозируемого типа
изменения профессиональной структуры авторы предлагают использовать один из
трех методов прогноза.
Этот метод предусматривает
ориентацию на образцы и соотношения, складывающиеся в наиболее развитых
промышленных странах, имеющих структурное сходство с российской экономикой.
Метод основан на экстраполяции
профессионально-отраслевой матрицы, позволяет получать прогнозную картину с
достаточно мелкой детализацией. В ее основе – расчет профессиональной структуры
по основным отраслям экономики. В этом случае прогнозы отраслевой структуры являются
основой для определения перспективного спроса на профессии, который далее
определяется методом экстраполяции.
Преимущества
социологического метода заключаются в потенциальных возможностях организации
постоянного мониторинга спроса на профессии и специалистов. Этот метод
позволяет обеспечить максимально возможную территориально-отраслевую привязку
спроса на профессии к имеющимся в регионе возможностям подготовки кадров [3].
В свою очередь автор книги
«Кадровая политика региона: инновационный подход» Г. И. Сидунова отмечает, что
насчитывается несколько десятков методов прогнозирования на рынке труда. Среди
них: экспертный метод, основанный на выявлении субъективных мнений
специалистов; экстраполяционный метод, базирующийся на прогнозировании
тенденций по отдельным составляющим рынка труда; методы, основанные на
корреляционных связях; аналитический метод, объединяющий широкий класс разнообразных
приемов [4].
Несмотря на кажущееся разнообразие
возможных подходов к определению наиболее востребованных специалистов,
практическое использование большинства из них сопряжено с определенными
сложностями. Наиболее эффективным является комбинация всех взаимно дополняющих
друг друга методов. Но чаще всего при прогнозировании рынка труда из-за
отсутствия необходимой информации ряд формальных моделей и методов оказывается
непригодным. Так, простейший из известных методов прогнозирования, основанный
на трендовой экстраполяции, неприменим в силу чрезвычайной неравномерности в
развитии экономических явлений в переходный период. Прогнозирование спроса на рабочую силу в зависимости от изменений экономической конъюнктуры
с помощью межотраслевых моделей затруднено в связи с тем, что падение
производства в различных отраслях, как правило, не сопровождается
пропорциональным вытеснением занятых [5].
Большинство исследователей считают
целесообразным применение подхода, в соответствии с которым следует учитывать
основные факторы (факторный метод), влияющие на спрос и предложение труда.
Источниками
информации при изучении предложения на рынке труда могут быть: данные о
численности и квалификационных характеристиках специалистов с высшим
образованием, состоящих на учете в службах занятости по видам деятельности;
мнения руководителей предприятий по поводу качества подготовки специалистов
местными вузами, потребности в специалистах, которых местные вузы не готовят,
возобновления практики распределения выпускников по заявкам предприятий;
данные о подготовке специалистов на коммерческих началах в негосударственных
учебных заведениях края; сведения обо всех высших учебных заведениях региона:
их числе, специализации, пропускной способности, практике и масштабах
трудоустройства выпускников местных вузов, методологии определения численности
ежегодного приема абитуриентов в разрезе специальностей.
Итак, задача определения
потребности в специалистах с высшим образованием на ближайшую и более
отдаленную перспективу является весьма сложной и требует всестороннего и
тщательного обоснования с учетом мнения руководителей предприятий и ректоров
вузов.
Список литературы
1.
Шевченко Д. А. Маркетинговый взгляд на
молодежный рынок труда г. Москвы // Маркетинг образовательных услуг: Сб.
материалов семинара. М., 2002.
2.
Майбуров И. А. Механизм согласования
возможностей высшей школы с потребностями региона // Университетское
управление: практика и анализ. 2003. №5-6 (28).
3.
Информация о проектах 2002 г. [Электронный
ресурс]: официальный сайт ИРО – ГУ–ВШЭ. – http://iro.hse.ru.
4.
Сидунова Г. И. Кадровая политика региона:
инновационный подход [Электронный ресурс]. – http://www.cis2000.ru.
5. Томилов В. В., Семеркова Л. Н.
Маркетинг рабочей силы [Электронный ресурс]. – http://www.marketing.spb.ru.