Методы Прогнозирования потребности
в специалистах с высшим образованием в России

М. В. Заводовская, Н. Н. Тополюк, А. Ф. Ковалевский

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,
г. Владивосток

В проекте Федеральной целевой программы «Содействие занятости населения Российской Федерации на 2000-2005 годы», подготовленной Минтрудом России, обращается внимание на недостаточное использование маркетингового подхода в анализе ситуации на рынке труда [1]. Фактически в настоящее время рынок образовательных услуг плохо коррелирует с потребностями реального сектора экономики. Это определяет необходимость разработки долгосрочных прогнозов потребности рынка труда в специалистах с ВПО.

Еще в 30-х годах прошлого века наша страна первой пришла к плановому механизму согласования возможностей высшей школы с потребностями производства, и за шесть десятилетий в СССР был накоплен достаточный опыт в этой области. Среди основных используемых методов определения перспективной потребности промышленности в специалистах можно выделить следующие подходы[2].

Штатный метод

Суть этого метода состоит в определении потребности в специалистах на основе научно разработанных и унифицированных штатных расписаний и нормативов, составленных с учетом специфики каждой отрасли. При этом общая потребность в специалистах определялась путем умножения перспективного объема производства на плановый норматив обслуживания, а деталировка по номенклатуре специальностей производилась на основе разработанных в 70-х гг. отраслевыми министерствами Типовой номенклатуры должностей и унифицированного Перечня профессий. Данный метод использовался в основном для согласования текущих (до 5 лет) потребностей производства и возможностей вузов.

Нормативный метод

Это метод «коэффициента насыщенности», предложенный С. Гусятинером, И. Лясниковым и др. Под нормативом насыщенности понимается доля специалистов (число специалистов на 1000 работающих), которая должна выдерживаться на предприятиях данной отрасли. Этот норматив, устанавливаемый на десятилетний период с разбивкой по пятилеткам, начал включаться с 1981 г. как один из основных показателей в план социально-экономического развития. На основе его производилось определение текущей и перспективной потребности промышленности в специалистах. По сути дела, имея директивный характер как для предприятий, отчитывающихся в его выполнении, так и для высшей школы, осуществляющей прием строго в соответствии с определенными потребностями, норматив обеспечивал возможность перспективного приемлемого согласования их интересов.

Комбинированный метод

Основы этого метода разработаны в 1958 г. Научно-исследовательским экономическим институтом Госплана. Он является синтезом первых двух методов и предусматривает определение текущей потребности в специалистах в первые пять лет планируемого периода прямым счетом на основе разработанных типовых штатов, а в последующие годы определение перспективной потребности – на основе коэффициентов насыщенности.

Среди основных принципов используемого ранее механизма согласования потребностей производства и возможностей высшей школы следующие:

·       принцип максимальной эффективности взаимодействия промышленности и высшей школы, предусматривающий использование системы обязательного распределения молодых специалистов;

·       принцип государственного регулирования и контроля за функционированием существовавшего механизма, предусматривающий персональную ответственность всех его субъектов за нарушение условий (руководители вузов обязаны были выполнить план распределения, руководители предприятий – трудоустроить молодого специалиста, выпускники – отработать на предприятии положенный срок);

·       принцип безусловной подчиненности социальных потребностей в высшем образовании экономическим, обуславливающий соразмерность темпов развития высшей школы, а соответственно и ее возможностей в подготовке специалистов, росту потребности в них экономики государства.

В начале 90-х годов отработанный механизм был полностью отвергнут. В результате высшая школа, получив импульс роста от все возрастающих социальных потребностей общества, стала экстенсивно развиваться по своей траектории, освобожденной от жесткого государственного регулирования и ограничивающих ее развитие планов роста производства. Лишь в последние годы начались разработки таких методов прогноза потребностей рынка в специалистах с ВПО, которые были бы применимы к новым экономическим условиям и способствовали согласованию возможностей высшей школы с потребностями региональных экономик.

Этой проблеме посвящен один из проектов Института развития образования ГУ-ВШЭ (Государственный университет Высшая школа экономики) в 2002 г. – «Разработка методологии прогнозирования перспективных потребностей рынка труда в выпускниках системы профессионального образования». В зависимости от прогнозируемого типа изменения профессиональной структуры авторы предлагают использовать один из трех методов прогноза.

Опытный метод

Этот метод предусматривает ориентацию на образцы и соотношения, складывающиеся в наиболее развитых промышленных странах, имеющих структурное сходство с российской экономикой.

Расчетно-аналитический метод

Метод основан на экстраполяции профессионально-отраслевой матрицы, позволяет получать прогнозную картину с достаточно мелкой детализацией. В ее основе – расчет профессиональной структуры по основным отраслям экономики. В этом случае прогнозы отраслевой структуры являются основой для определения перспективного спроса на профессии, который далее определяется методом экстраполяции.

Преимущества социологического метода заключаются в потенциальных возможностях организации постоянного мониторинга спроса на профессии и специалистов. Этот метод позволяет обеспечить максимально возможную территориально-отраслевую привязку спроса на профессии к имеющимся в регионе возможностям подготовки кадров [3].

В свою очередь автор книги «Кадровая политика региона: инновационный подход» Г. И. Сидунова отмечает, что насчитывается несколько десятков методов прогнозирования на рынке труда. Среди них: экспертный метод, основанный на выявлении субъективных мнений специалистов; экстраполяционный метод, базирующийся на прогнозировании тенденций по отдельным составляющим рынка труда; методы, основанные на корреляционных связях; аналитический метод, объединяющий широкий класс разнообразных приемов [4].

Несмотря на кажущееся разнообразие возможных подходов к определению наиболее востребованных специалистов, практическое использование большинства из них сопряжено с определенными сложностями. Наиболее эффективным является комбинация всех взаимно дополняющих друг друга методов. Но чаще всего при прогнозировании рынка труда из-за отсутствия необходимой информации ряд формальных моделей и методов оказывается непригодным. Так, простейший из известных методов прогнозирования, основанный на трендовой экстраполяции, неприменим в силу чрезвычайной неравномерности в развитии экономических явлений в переходный период. Прогнозирование спроса на рабочую силу в зависимости от изменений экономической конъюнктуры с помощью межотраслевых моделей затруднено в связи с тем, что падение производства в различных отраслях, как правило, не сопровождается пропорциональным вытеснением занятых [5].

Большинство исследователей считают целесообразным применение подхода, в соответствии с которым следует учитывать основные факторы (факторный метод), влияющие на спрос и предложение труда.

Источниками информации при изучении предложения на рынке труда могут быть: данные о численности и квалификационных характеристиках специалистов с высшим образованием, состоящих на учете в службах занятости по видам деятельности; мнения руководителей предприятий по поводу качества подготовки специалистов местными вузами, потребности в специалистах, которых местные вузы не готовят, возобновления практики распределения выпускников по заявкам предприятий; данные о подготовке специалистов на коммерческих началах в негосударственных учебных заведениях края; сведения обо всех высших учебных заведениях региона: их числе, специализации, пропускной способности, практике и масштабах трудоустройства выпускников местных вузов, методологии определения численности ежегодного приема абитуриентов в разрезе специальностей.

Итак, задача определения потребности в специалистах с высшим образованием на ближайшую и более отдаленную перспективу является весьма сложной и требует всестороннего и тщательного обоснования с учетом мнения руководителей предприятий и ректоров вузов.

 

Список литературы

 

1.    Шевченко Д. А. Маркетинговый взгляд на молодежный рынок труда г. Москвы // Маркетинг образовательных услуг: Сб. материалов семинара. М., 2002.

2.    Майбуров И. А. Механизм согласования возможностей высшей школы с потребностями региона // Университетское управление: практика и анализ. 2003. №5-6 (28).

3.    Информация о проектах 2002 г. [Электронный ресурс]: официальный сайт ИРО – ГУ–ВШЭ. – http://iro.hse.ru.

4.    Сидунова Г. И. Кадровая политика региона: инновационный подход [Электронный ресурс]. – http://www.cis2000.ru.

5. Томилов В. В., Семеркова Л. Н. Маркетинг рабочей силы [Электронный ресурс]. – http://www.marketing.spb.ru.