О необходимости совершенствования механизма взаимодействия рынка труда и рынка
образовательных услуг

Б. Ф. Захаров

Министр труда и занятости Республики Татарстан, г. Казань
gktrd@kabmin.tatarstan.ru

Современный этап социально-экономического развития Республики Татарстан диктует необходимость подготовки конкурентоспособных работников и с этой целью – совершенствования системы профессионального образования, достижение баланса взаимодействия рынков труда и образовательных услуг.

В последние годы в республике расширяется социальное партнерство на всех уровнях при реализации республиканских программ развития профессионального образования, профессиональной ориентации, повышения качества трудовых ресурсов и содействия занятости населения. Позитивную роль в координации совместной деятельности играют Межведомственная комиссия по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан и Координационный совет по вопросам профориентации и психологической поддержки населения.

Вместе с тем вопросы совершенствования механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг остаются актуальными и нуждаются в более эффективных решениях.

Одной из серьезных проблем является несбалансированность профессионально-квалификационной структуры выпуска специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностями рынка труда. В настоящее время происходит периодическое перенасыщение рынка труда специалистами определенных профилей и недостаточная подготовка по дефицитным профессиям и специальностям.

Мониторинг предприятий, проведенный в 2003 г. органами занятости населения, показал, что перспективная потребность в подготовке кадров в образовательных учреждениях Республики Татарстан на 2004 – 2008 гг. составляет 140 тыс. чел., из них 72% – это кадры с начальным профессиональным образование, 8% – со средним профессиональным образованием и 20% – с высшим профессиональным образованием.

Этот процесс требует государственного регулирования, в том числе разработки прогноза потребностей рынка труда, который позволил бы в целом урегулировать отношения между сферой образования и рынком труда.

До сегодняшнего дня прогнозирование потребности в подготовке кадров осуществлялось экспертным путем и ориентировалось не столько на социально-экономическую стратегию республики, сколько на текущие потребности хозяйствующих субъектов.

По поручению Правительства республики в 2004 г. проводится работа по разработке научно обоснованной методики прогнозирования объемов и профилей подготовки кадров на всех уровнях образования.

Важность вопроса прогнозирования кадровых потребностей была подчеркнута в Решении Совета безопасности Республики Татарстан, принятом в июле 2004 г., в соответствии с которым министерствам экономики и промышленности, труда и занятости и образования поручено подготовить текущий и прогнозный на перспективу расчет потребности экономики республики в кадрах со средним и высшим профессиональным образованием. В целях подготовки данного прогноза в сентябре 2004 г. постановлением Правительства утверждены новые формы республиканского статистического наблюдения №1-профессия «Дополнительная потребность организаций в кадрах специалистов и квалифицированных рабочих».

Необходимо отметить, что в последние годы фактически во всех отраслях материальной сферы наблюдается устойчивый рост потребности в рабочих кадрах, о чем свидетельствует положительная тенденция по трудоустройству выпускников системы начального профессионального образования: 2000 г. – 67%, 2002 г. – 93,0%, 2003 г. – 94,4%.

Однако на обеспечение рынка труда существенное влияние оказывает не только количество подготавливаемых рабочих, но и их закрепление на рабочих местах, отношение предприятия к молодому рабочему.

Вследствие неудовлетворенности заработной платой, условиями труда, отсутствием благоустроенных общежитий и перспектив на получение жилья молодежь не закрепляется на предприятиях. В этих условиях на первое место выступает социальное партнерство.

В 2000 г. Правительством Республики Татарстан было принято Постановление «О мерах по поддержке и развитию системы начального профессионального образования», которым за каждым училищем республики было закреплено базовое предприятие.

Это стало началом возрождения института базовых предприятий. Совместная деятельность «предприятие – профессиональное училище» ведется на основе договоров. Каждое учреждение начального профессионального образования имеет конкретную специализацию. Прием на обучение ведется строго по заявкам базовых предприятий, работодателей по согласованию с органами занятости населения на местах.

В сентябре текущего года постановлением Правительства принята программа развития начального профессионального образования на 2005-2008 гг., целью которой является создание условий для подготовки в системе начального профессионального образования высококвалифицированных рабочих и служащих, в том числе персонала инновационных предприятий.

Неблагоприятные демографические процессы в республике оказывают существенное влияние на сельский рынок труда. Они все сильнее предопределяют негативные структурные сдвиги в кадровом составе работников сельского хозяйства.

Низок уровень закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве. В 2001 году трудоустроено на сельскохозяйственные предприятия 16,6 тыс. выпускников аграрных вузов и ссузов, или 21% от их общего выпуска.

В связи со сложившейся ситуацией на рынке труда и рынке образовательных услуг необходимо активизировать совместную работу всех заинтересованных структур по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений и студентов учреждений профессионального образования, по содействию в профессиональном самоопределении молодежи и ее адаптации к условиям рыночной экономики.

В Республике Татарстан ежегодно проводятся ярмарки вакансий учебных мест. Так, в г. Казани стало доброй традицией проводить выставку «Образование. Карьера». Здесь педагоги, учащиеся общеобразовательных школ, колледжей, выпускники училищ и техникумов, родители, работодатели и безработные граждане узнают о том, что им может предложить рынок образовательных услуг. На выставке можно познакомится с инновационной деятельностью организаций и учреждений республики, федеральными и республиканскими целевыми программами, рейтингом востребованности профессий в реальном секторе экономики, побывать на ярмарке вакансий учебных мест в системе начального, среднего и высшего профессионального образования.

Для эффективного решения задач социального, профессионального, культурного самоопределения молодежи, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда в Республики Татарстан был разработан и четвертый год успешно реализуется проект компьютерной профдиагностики выпускников основных и средних школ республики. Использование результатов компьютерной профдиагностики позволило реально повысить эффективность профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях, оперативно отслеживать реальные изменения в данной области. Вместе с тем мы осознаем, что нужно внедрять более углубленные формы профессиональной ориентации.

На сегодняшнем этапе в режиме эксперимента идет отработка трех возможных организационных направлений содержания профильного обучения:

-        обучение, обеспечивающее получение массовых профессий невысокой квалификации, предполагающих физический или монотонный исполнительский умственный труд;

-        пропедевтика профессионального образования, ориентированная на улучшение адаптации на послешкольных этапах, подготовка к успешному продолжению образования в профессиональных училищах, техникумах, к обучению на предприятиях с целью получения более высокой квалификации по профессиям и специальностям среднего интеллектуального наполнения;

-        начальный этап пути к получению высокой квалификации с перспективой профессионального успеха, достижения деловой карьеры.

К числу прогнозируемых затруднений в реализации профильного обучения следует отнести ситуацию, когда интересы и потребности учащихся могут не совпадать с предлагаемым им набором профилей. В этой связи важно предусмотреть возможность реализации индивидуальных программ обучения на конкретном рабочем месте, где в качестве наставника выступает специалист-профессионал.

Важным направлением должно стать повышение эффективности использования государственных средств, выделяемых на развитие образования.

В этих целях разработана модель организации целевой контрактной подготовки специалистов высшего и среднего звена.

Некоторый положительный опыт в данной области уже имеется: можно назвать Казанский государственный технологический университет, Казанскую государственную ветеринарную академию, где ежегодно на целевые контрактные места принимается от 200 до 400 человек.

В Казанском государственном педагогическом университете распределение студентов-выпускников происходит согласно представленным заявкам из школ, районных и городских отделов образования. В последние 3 года администрации ряда районов Республики Татарстан начали практиковать направление на обучение в педагогический университет с заключением договоров об оплате стоимости обучения.

В августе 2004 г. Правительством республики принят пакет нормативных документов, регламентирующих отношения органов государственного управления, вузов, ссузов и работодателей по организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и их трудоустройства.

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность рабочего, специалиста напрямую зависит от его готовности к непрерывному самообразованию на протяжении всей профессиональной карьеры, так как независимо от нашего желания существует профессионально-квалификационный цикл, который определяет зарождение и устаревание знаний, навыков и умений специалиста.

Здесь помочь специалистам призвана система дополнительного профессионального образования Татарстана.

Ежегодно в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) республики обучается свыше 100 тысяч человек.

Главным на этапе развития системы дополнительного профессионального образования является контроль качества образования. По этому вопросу необходимы разработка нормативно-правовой базы и меры по созданию независимой системы аттестации и контроля качества образования.

К числу наиболее перспективных направлений сотрудничества реального сектора экономики со сферой ДПО относится кадровая поддержка предпринимательских структур республики, расширение предпринимательской базы. В короткие сроки в республике предстоит создать открытое информационное поле в области образовательных и консалтинговых услуг для предпринимателей, повысить заинтересованность предприятий негосударственных форм собственности в обучении и развитии персонала.

С этой точки зрения интересна практика бизнес-образования. В Республике Татарстан оно представлено реализацией ряда программ, по которым обучение происходит с четкой ориентацией на практическое применение полученных знаний, на изменение или ускорение карьеры специалистов. В конечном счете такие программы способствуют формированию кадровой элиты в республике. В Республике Татарстан бизнес-образование представлено реализацией ряда программ: Федеральной программой подготовки управленческих кадров, программой «Мастер делового администрирования» (МВА), подготовкой специалистов в области маркетинга в рамках российско-голландского проекта RIMA и другими, в рамках которых прошли подготовку свыше 2,5 тысячи менеджеров высшего звена.

Развитие внутрифирменного обучения остается одним из приоритетных направлений системы дополнительного профессионального образования в Татарстане и выделено республиканской программой развития дополнительного профессионального образования на 2002-2005 годы в числе первоочередных задач.

В Республике Татарстан накоплен богатейший опыт по организации внутрифирменного обучения на основе многолетнего сотрудничества предприятий и образовательных учреждений, сформировалась достаточно широкая сеть учебно-производственных комбинатов, имеются крупные учебные центры, созданные на базе отраслевых вузов и ведущих предприятий республики.

Одним из направлений дополнительного профессионального образования является профессиональное обучение безработных граждан.

Ситуация на рынке труда республики такова, что на 1 сентября текущего года уровень регистрируемой безработицы в республике составил 1,2%, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Безработица в республике носит структурный характер. Потребность в работниках составляет почти 17 тыс. человек, при этом 74% вакансий – рабочие. Однако при наличии 22 тысяч официально зарегистрированных безработных служба занятости не может заполнить предложенные вакансии. Основная причина – несоответствие квалификации и профессиональной структуры рабочей силы запросам работодателей.

Профессиональное обучение безработных граждан становится одной из наиболее действенных мер в преодолении структурной безработицы. Об эффективности этой программы в Татарстане свидетельствует высокий уровень трудоустройства закончивших обучение – более 95%. Этот показатель соответствует индикатору, установленному нашему министерству Правительством республики в рамках действующей в Татарстане системы индикативного управления, характеризующей эффективность работы министерств и ведомств.

Система профессионального обучения безработных граждан начала формироваться в республике с 1991 г. Если в 1991 г. было охвачено обучением 158 безработных, то в последние годы ежегодно проходят обучение более 7 тыс. чел. Всего за период 1991 – 2004 гг. направлено на профессиональное обучение более 50 тыс. безработных граждан.

Обучение ведется более чем по 80 профессиям. Основная часть безработных (80%) обучается по наиболее универсальным и востребованным рабочим профессиям.

Органы службы занятости активно сотрудничают с предприятиями республики в целях организации обучения безработных под конкретные рабочие места по заявкам работодателей. Особым спросом пользуются специалисты-универсалы, владеющие несколькими профессиями. Поэтому широко применяется обучение интегрированным рабочим профессиям: штукатур-маляр, каменщик-кровельщик-стропальщик, продавец-контролер-кассир и другие.

Формирование перечня профессий для обучения безработных базируется на регулярном анализе изменений потребности рынка труда, изучении требований работодателей к качеству персонала. Работодатели предъявляют спрос на мобильные кадры, имеющие опыт работы. Поэтому основной акцент в учебных программах сделан на производственную практику, в процессе которой обучающийся может «показать себя», закрепиться на предприятии, адаптироваться к будущему производству и коллективу. У работодателя появляется возможность вместе со службой занятости участвовать в учебном процессе и контролировать его качество.

Отбор образовательных учреждений для осуществления профессионального обучения безработных граждан проводится на конкурсной основе.

Ежегодно на открытый конкурс поступают заявки от 50-60 образовательных учреждений. Главный критерий отбора – качество обучения, поэтому основными условиями победы учебного заведения в конкурсе являются наличие высококвалифицированного преподавательского состава, современной учебно-производственной базы, крепких связей с предприятиями для организации трудоустройства безработных после завершения обучения, современных учебных программ и технологий обучения, опыта работы со взрослым населением, оптимальная стоимость услуг.

В связи с тем, что в Татарстане среди безработных высокая доля инвалидов, учебным центром осуществляется дистанционное обучение инвалидов 1-2 группы, имеющих среднее профессиональное и высшее образование, по профессиям «юрисконсульт» и «экономист». Эта программа реализуется совместно с Академией управления «ТИСБИ», являющейся разработчиком уникальных программ в данной области. В текущем году охвачено обучением по данной программе 77 человек.

Особенно актуальна деятельность социально-деловых клубов, обеспечивающих обучение основам предпринимательской деятельности. Необходимо расширять масштабы профобучения безработных, ориентированных на самозанятость, предпринимательство и малый бизнес.

В заключение необходимо подчеркнуть, что в республике на правительственном уровне приняты важные документы по обсуждаемым проблемам. Необходимо скоординировать действия всех социальных партнеров и предпринять конкретные шаги по выполнению поставленных Правительством республики задач.