Современный этап социально-экономического развития Республики Татарстан
диктует необходимость подготовки конкурентоспособных работников и с этой целью
– совершенствования системы профессионального образования, достижение баланса
взаимодействия рынков труда и образовательных услуг.
В последние годы в
республике расширяется социальное партнерство на всех уровнях при реализации
республиканских программ развития профессионального образования, профессиональной
ориентации, повышения качества трудовых ресурсов и содействия занятости
населения. Позитивную роль в координации совместной деятельности играют
Межведомственная комиссия по реализации государственной кадровой политики в
отраслях экономики Республики Татарстан и Координационный совет по вопросам
профориентации и психологической поддержки населения.
Вместе с тем вопросы совершенствования механизма взаимодействия рынка труда и
рынка образовательных услуг остаются актуальными и нуждаются в более
эффективных решениях.
Одной из серьезных проблем является несбалансированность профессионально-квалификационной
структуры выпуска специалистов в учреждениях профессионального образования всех
уровней с потребностями рынка труда. В настоящее время происходит периодическое
перенасыщение рынка труда специалистами определенных профилей и недостаточная
подготовка по дефицитным профессиям и специальностям.
Мониторинг предприятий,
проведенный в 2003 г. органами занятости населения, показал, что перспективная
потребность в подготовке кадров в образовательных учреждениях Республики
Татарстан на 2004 – 2008 гг. составляет 140 тыс. чел., из них 72% – это кадры с
начальным профессиональным образование, 8% – со средним профессиональным образованием
и 20% – с высшим профессиональным образованием.
Этот процесс требует государственного регулирования, в том числе разработки
прогноза потребностей рынка труда, который позволил бы в целом урегулировать отношения
между сферой образования и рынком труда.
До сегодняшнего дня прогнозирование потребности в подготовке кадров
осуществлялось экспертным путем и ориентировалось не столько на социально-экономическую
стратегию республики, сколько на текущие потребности хозяйствующих субъектов.
По поручению Правительства республики в 2004 г. проводится работа по
разработке научно обоснованной методики прогнозирования объемов и профилей подготовки
кадров на всех уровнях образования.
Важность вопроса прогнозирования кадровых потребностей была подчеркнута
в Решении Совета безопасности Республики Татарстан, принятом в июле 2004 г., в
соответствии с которым министерствам экономики и промышленности, труда и
занятости и образования поручено подготовить текущий и прогнозный на
перспективу расчет потребности экономики республики в кадрах со средним и высшим профессиональным образованием. В целях подготовки
данного прогноза в сентябре 2004 г. постановлением Правительства утверждены
новые формы республиканского статистического наблюдения №1-профессия
«Дополнительная потребность организаций в кадрах специалистов и
квалифицированных рабочих».
Необходимо отметить, что в последние годы фактически во всех отраслях
материальной сферы наблюдается устойчивый рост потребности в рабочих кадрах, о
чем свидетельствует положительная тенденция по трудоустройству выпускников
системы начального профессионального образования: 2000
г. – 67%, 2002 г. – 93,0%, 2003 г. – 94,4%.
Однако на обеспечение рынка труда существенное влияние оказывает не
только количество подготавливаемых рабочих, но и их закрепление на рабочих
местах, отношение предприятия к молодому рабочему.
Вследствие неудовлетворенности заработной платой, условиями труда,
отсутствием благоустроенных общежитий и перспектив на получение жилья молодежь
не закрепляется на предприятиях. В этих условиях на первое место выступает
социальное партнерство.
В 2000 г. Правительством Республики Татарстан было принято Постановление
«О мерах по поддержке и развитию системы начального профессионального
образования», которым за каждым училищем республики было закреплено базовое предприятие.
Это стало началом возрождения института базовых предприятий. Совместная
деятельность «предприятие – профессиональное училище» ведется на основе
договоров. Каждое учреждение начального профессионального
образования имеет конкретную специализацию. Прием на обучение ведется строго по
заявкам базовых предприятий, работодателей по согласованию с органами занятости
населения на местах.
В сентябре текущего года постановлением Правительства принята программа
развития начального профессионального образования на
2005-2008 гг., целью которой является создание условий для подготовки в системе
начального профессионального образования высококвалифицированных рабочих и
служащих, в том числе персонала инновационных предприятий.
Неблагоприятные демографические процессы в
республике оказывают существенное влияние на сельский рынок труда. Они все
сильнее предопределяют негативные структурные сдвиги в кадровом составе
работников сельского хозяйства.
Низок уровень закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственном
производстве. В 2001 году трудоустроено на сельскохозяйственные предприятия
16,6 тыс. выпускников аграрных вузов и ссузов, или 21% от их общего выпуска.
В связи со сложившейся ситуацией на рынке труда и рынке образовательных
услуг необходимо активизировать совместную работу всех заинтересованных
структур по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений
и студентов учреждений профессионального образования, по содействию в
профессиональном самоопределении молодежи и ее адаптации к условиям рыночной
экономики.
В Республике Татарстан ежегодно проводятся ярмарки вакансий учебных
мест. Так, в г. Казани стало доброй традицией проводить выставку «Образование.
Карьера». Здесь педагоги, учащиеся общеобразовательных школ, колледжей,
выпускники училищ и техникумов, родители, работодатели и безработные граждане
узнают о том, что им может предложить рынок образовательных услуг. На выставке
можно познакомится с инновационной деятельностью организаций и учреждений
республики, федеральными и республиканскими целевыми программами, рейтингом
востребованности профессий в реальном секторе экономики, побывать на ярмарке
вакансий учебных мест в системе начального, среднего и высшего
профессионального образования.
Для эффективного решения задач социального, профессионального, культурного
самоопределения молодежи, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда в
Республики Татарстан был разработан и четвертый год успешно реализуется проект
компьютерной профдиагностики выпускников основных и средних школ республики.
Использование результатов компьютерной профдиагностики позволило реально
повысить эффективность профориентационной работы в общеобразовательных
учреждениях, оперативно отслеживать реальные изменения в данной области. Вместе
с тем мы осознаем, что нужно внедрять более углубленные формы профессиональной
ориентации.
На сегодняшнем этапе в режиме эксперимента идет отработка трех возможных
организационных направлений содержания профильного обучения:
-
обучение,
обеспечивающее получение массовых профессий невысокой квалификации,
предполагающих физический или монотонный исполнительский умственный труд;
-
пропедевтика
профессионального образования, ориентированная на улучшение адаптации на
послешкольных этапах, подготовка к успешному продолжению образования в
профессиональных училищах, техникумах, к обучению на предприятиях с целью получения
более высокой квалификации по профессиям и специальностям среднего
интеллектуального наполнения;
-
начальный
этап пути к получению высокой квалификации с перспективой профессионального
успеха, достижения деловой карьеры.
К числу прогнозируемых затруднений в реализации профильного обучения следует
отнести ситуацию, когда интересы и потребности учащихся могут не совпадать с
предлагаемым им набором профилей. В этой связи важно предусмотреть возможность
реализации индивидуальных программ обучения на конкретном рабочем месте, где в
качестве наставника выступает специалист-профессионал.
Важным направлением должно стать повышение эффективности использования
государственных средств, выделяемых на развитие образования.
В этих целях разработана модель организации целевой контрактной подготовки
специалистов высшего и среднего звена.
Некоторый положительный опыт в данной области уже имеется: можно
назвать Казанский государственный технологический университет, Казанскую государственную
ветеринарную академию, где ежегодно на целевые контрактные места принимается от
200 до 400 человек.
В Казанском государственном педагогическом университете распределение
студентов-выпускников происходит согласно представленным заявкам из школ, районных
и городских отделов образования. В последние 3 года администрации ряда районов
Республики Татарстан начали практиковать направление на обучение в
педагогический университет с заключением договоров об оплате стоимости
обучения.
В августе 2004 г. Правительством республики принят пакет нормативных
документов, регламентирующих отношения органов государственного управления,
вузов, ссузов и работодателей по организации целевой контрактной подготовки
специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и их
трудоустройства.
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность рабочего, специалиста
напрямую зависит от его готовности к непрерывному самообразованию на протяжении
всей профессиональной карьеры, так как независимо от нашего желания существует
профессионально-квалификационный цикл, который определяет зарождение и
устаревание знаний, навыков и умений специалиста.
Здесь помочь специалистам призвана система дополнительного
профессионального образования Татарстана.
Ежегодно в системе дополнительного профессионального
образования (ДПО) республики обучается свыше 100 тысяч человек.
Главным на этапе развития системы дополнительного
профессионального образования является контроль качества образования. По
этому вопросу необходимы разработка нормативно-правовой базы и меры по созданию
независимой системы аттестации и контроля качества образования.
К числу наиболее перспективных направлений
сотрудничества реального сектора экономики со сферой ДПО относится кадровая
поддержка предпринимательских структур республики, расширение
предпринимательской базы. В короткие сроки в республике предстоит создать
открытое информационное поле в области образовательных и консалтинговых услуг
для предпринимателей, повысить заинтересованность предприятий негосударственных
форм собственности в обучении и развитии персонала.
С этой точки зрения интересна практика бизнес-образования. В Республике
Татарстан оно представлено реализацией ряда программ, по которым обучение
происходит с четкой ориентацией на практическое применение полученных знаний,
на изменение или ускорение карьеры специалистов. В конечном счете
такие программы способствуют формированию кадровой элиты в республике. В
Республике Татарстан бизнес-образование представлено реализацией ряда программ:
Федеральной программой подготовки управленческих кадров, программой «Мастер
делового администрирования» (МВА), подготовкой специалистов в области
маркетинга в рамках российско-голландского проекта RIMA и другими, в рамках которых прошли подготовку свыше
2,5 тысячи менеджеров высшего звена.
Развитие внутрифирменного обучения остается одним
из приоритетных направлений системы дополнительного
профессионального образования в Татарстане и выделено республиканской
программой развития дополнительного профессионального образования на 2002-2005
годы в числе первоочередных задач.
В Республике Татарстан накоплен богатейший опыт по организации
внутрифирменного обучения на основе многолетнего сотрудничества предприятий и
образовательных учреждений, сформировалась достаточно широкая сеть
учебно-производственных комбинатов, имеются крупные учебные центры, созданные
на базе отраслевых вузов и ведущих предприятий республики.
Одним из направлений дополнительного
профессионального образования является профессиональное обучение
безработных граждан.
Ситуация на рынке труда республики такова, что на
1 сентября текущего года уровень регистрируемой безработицы в республике
составил 1,2%, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Безработица в
республике носит структурный характер. Потребность в работниках составляет
почти 17 тыс. человек, при этом 74% вакансий – рабочие. Однако при наличии 22
тысяч официально зарегистрированных безработных служба занятости не может заполнить
предложенные вакансии. Основная причина – несоответствие квалификации и
профессиональной структуры рабочей силы запросам работодателей.
Профессиональное обучение безработных граждан
становится одной из наиболее действенных мер в преодолении структурной
безработицы. Об эффективности этой программы в Татарстане свидетельствует высокий
уровень трудоустройства закончивших обучение – более 95%. Этот показатель
соответствует индикатору, установленному нашему министерству Правительством
республики в рамках действующей в Татарстане системы индикативного управления,
характеризующей эффективность работы министерств и ведомств.
Система профессионального обучения безработных граждан начала формироваться
в республике с 1991 г. Если в 1991 г. было охвачено обучением 158 безработных,
то в последние годы ежегодно проходят обучение более 7 тыс. чел. Всего за
период 1991 – 2004 гг. направлено на профессиональное обучение более 50 тыс.
безработных граждан.
Обучение ведется более чем по 80 профессиям. Основная часть безработных
(80%) обучается по наиболее универсальным и востребованным рабочим профессиям.
Органы службы занятости активно сотрудничают с предприятиями республики
в целях организации обучения безработных под конкретные рабочие места по
заявкам работодателей. Особым спросом пользуются специалисты-универсалы,
владеющие несколькими профессиями. Поэтому широко применяется обучение
интегрированным рабочим профессиям: штукатур-маляр, каменщик-кровельщик-стропальщик,
продавец-контролер-кассир и другие.
Формирование перечня профессий для обучения безработных базируется на
регулярном анализе изменений потребности рынка труда, изучении требований
работодателей к качеству персонала. Работодатели предъявляют спрос на мобильные
кадры, имеющие опыт работы. Поэтому основной акцент в учебных программах сделан
на производственную практику, в процессе которой обучающийся может «показать
себя», закрепиться на предприятии, адаптироваться к будущему производству и
коллективу. У работодателя появляется возможность вместе со службой занятости
участвовать в учебном процессе и контролировать его качество.
Отбор образовательных учреждений для осуществления профессионального
обучения безработных граждан проводится на конкурсной основе.
Ежегодно на открытый конкурс поступают заявки от 50-60 образовательных
учреждений. Главный критерий отбора – качество обучения, поэтому основными
условиями победы учебного заведения в конкурсе являются наличие
высококвалифицированного преподавательского состава, современной учебно-производственной
базы, крепких связей с предприятиями для организации трудоустройства безработных
после завершения обучения, современных учебных программ и технологий обучения,
опыта работы со взрослым населением, оптимальная
стоимость услуг.
В связи с тем, что в Татарстане среди безработных высокая доля инвалидов,
учебным центром осуществляется дистанционное обучение инвалидов 1-2 группы,
имеющих среднее профессиональное и высшее образование, по профессиям
«юрисконсульт» и «экономист». Эта программа реализуется совместно с Академией
управления «ТИСБИ», являющейся разработчиком уникальных программ в данной
области. В текущем году охвачено обучением по данной
программе 77 человек.
Особенно актуальна деятельность социально-деловых клубов, обеспечивающих
обучение основам предпринимательской деятельности. Необходимо расширять
масштабы профобучения безработных, ориентированных на самозанятость, предпринимательство
и малый бизнес.
В заключение необходимо подчеркнуть, что в
республике на правительственном уровне приняты важные документы по обсуждаемым
проблемам. Необходимо скоординировать действия всех социальных партнеров и
предпринять конкретные шаги по выполнению поставленных Правительством
республики задач.