Результаты социологического исследования профнамерений учащихся выпускных классов общеобразовательных учреждений Московской
области

Л. В. Киреенко

Начальник отдела профориентации и психологической поддержки
департамента федеральной государственной службы занятости населения
по Московской области, г. Москва
orient@dzan-mo.ru

В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. Очень многое в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих судьбу выборов, является выбор профессии.

(Н. В. Бенедиктова)

 

Государственная федеральная служба занятости населения осуществляет активную политику занятости населения на рынке труда. Одним из основных направлений этой политики является профориентационная работа среди безработных граждан, молодежи, занятого и незанятого населения.

Изучение профессиональных предпочтений молодежи является одним из методов прогнозирования рынка труда региона. Молодежный сегмент предложения рабочей силы является на современном рынке труда наиболее подвижным и динамичным, более быстро реагирующим на изменения в социально-экономической сфере общественной жизни.

Система профориентационных мероприятий службы занятости населения включает превентивную деятельность среди молодежи и учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. Основой планирования и разработки новых форм работы служат социологические исследования профессиональных намерений и предпочтений учащихся девятых и одиннадцатых классов школ. Исследования профессиональных намерений молодежи на уровне районов проводятся на протяжении десяти лет в рамках деятельности службы занятости населения районными и городскими центрами занятости населения. В 2002 и 2003 гг. в Московской области исследования профессиональных намерений учащихся проводились Московским областным центром профориентации молодежи и психологической поддержки населения.

Актуальность данного исследования весьма значительна и очевидна. Представляя собой одну из наиболее многочисленных социально-демографических групп, молодежь является главным источником формирования трудового потенциала страны, от качественного состояния, экономической активности и поведения в сфере занятости которой во многом зависит успешность рыночных реформ. Профессиональный выбор молодежи имеет все большее значение для выбора направлений дальнейшего социально-экономического развития как Московской области, так и страны в целом.

Целью исследования, проведенного в мае 2004 г. Департаментом ФГСЗН по Московской области, стало изучение профессиональных намерений выпускников общеобразовательных учреждений и анализ предпочтений молодежи на рынке труда.

Мониторинг профессиональных намерений молодежи в масштабах Московской области может стать как эффективным инструментом изучения рынка труда, так и действенным методом разработки перспективных и своевременных профинформационных мероприятий службы занятости населения совместно с органами управления образованием всех уровней и образовательными учреждениями.

Для мониторинга определены следующие основные показатели, характеризующие профессиональные намерения и предпочтения молодежи (учащихся старших классов общеобразовательных учреждений), ее поведение на рынке труда:

1)    ориентация на профессиональное образование;

2)    ориентация выпускников школ на виды специализации профессионального образования;

3)    планы молодежи на занятость после получения среднего образования: обучение по очной, вечерней или заочной форме, трудоустройство и т. п.;

4)    виды востребованной информации при выборе профессии;

5)    планирование собственной профессиональной карьеры;

6)    рейтинг службы занятости в молодежной среде;

7)    готовность молодежи к временной занятости.

Объектом исследования, которое проводилось в виде анкетного опроса, стали учащиеся 9 и 11 классов общеобразовательных школ в двенадцати районах Московской области. Московская область – сложный конгломерат районов индустриального и сельскохозяйственного профилей с большим количеством военных городков, наукоградов. Область протяженна, в ней сочетаются промышленные и сельскохозяйственные зоны. Статусный и зональный принципы были учтены при формировании выборочной совокупности.

По данным Министерства образования Московской области, число общеобразовательных учреждений в области составляет 1635 единиц. Количество выпускников дневных общеобразовательных учреждений в 2003-2004 учебном году составляет: 9 классов – 84825 человек, 11 классов – 57529 человек[1].

В анкетном опросе приняли участие 2211 школьников (1450 учащихся 9 классов и 761 одиннадцатиклассник) общеобразовательных заведений городов Люберцы, Пушкино, Королев, Фрязино, Краснознаменск, Одинцово, Железнодорожный, Коломна, а также Шаховского, Подольского, Рузского и Наро-Фоминского районов.

В системе мониторинга профессиональных намерений молодежи Московской области использованы данные исследования 2003 г., проведенного Московским областным центром профориентации молодежи и психологической поддержки населения[2].

Анализ информации представлен по трем основным блокам в соответствии с целью исследования:

Блок I. Профессиональное самоопределение молодежи;

Блок II. Планирование занятости выпускниками общеобразовательных учреждений;

Блок III. Востребованность услуг службы занятости населения молодежью.

 

I. Профессиональное самоопределение молодежи

 

Изучение профессиональных намерений выпускников общеобразовательных учреждений в рамках настоящего исследования включает следующие задачи:

1)    проведение анализа сформированности социальных планов старшеклассников, в том числе карьерных устремлений молодежи;

2)    изучение профессионального выбора молодежи – как выбора профессии, так и предпочтительной сферы деятельности, места работы;

3)    рассмотрение мотивационных составляющих профессионального самоопределения;

4)    проведение анализа когнитивного компонента профессионального выбора старшеклассников.

1.1. Сформированность социальных планов старшеклассников, в том числе карьерных устремлений молодежи

На вопрос анкеты «Вы определились с планами на будущее после школы?» свыше 90% опрошенных старшеклассников ответили утвердительно.

Продолжить обучение в средней школе планируют 63,5% девятиклассников; 26,3% будут поступать в средние профессиональные учебные заведения. При сравнении данных исследований 2002-2004 гг. отмечаются постепенное увеличение количества старшеклассников, ориентированных на получение среднего образования в школе, и снижение интереса к системе среднего профессионального образования.

Продолжение школьного обучения, как ведущий тип плана у девятиклассников, не означает повышение престижности, значимости полного среднего образования в общественном мнении. Только 40% опрошенных 9-классников и 26,1% 11-классников считают, что в школе закладываются основы карьеры, тогда как 48% выпускников не считают школу основой успеха в будущем.

Оценка школы одиннадцатиклассниками отличается от позиции девятиклассников, но и те, и другие не считают свой школьный опыт, достижения достаточными для построения будущей карьеры. Есть такие варианты ответа: «Школа дает только среднее образование»; «Я сам строю свою карьеру»; «Карьера зависит от меня»; «Школа – одна из частей фундамента». Позиция «Успешная учеба в школе еще не дает никаких гарантий успеха в будущем» имеет высокие показатели в ответах старшеклассников и значима в анализе планов молодежи. Получается так, что школа не является достаточным основанием для будущей карьеры, собственная успешная учеба также не дает никаких гарантий, следовательно, обесцениваются собственные достижения и школьный социальный опыт, на основании которых можно строить планы.

Анализируя проблему профессионального самоопределения старшеклассников, важно оценить уровень деятельностного компонента планирования. На вопрос анкеты «Как Вы относитесь к карьере?» предлагалось три варианта ответа: мечта сделать карьеру (как низкий уровень планирования), уверенность в своих силах (как высокий уровень) и сомнения в своих силах (как промежуточный уровень).

Разницы в ответах 9-классников и 11-классников практически нет. Около 50% молодежи уверены в своих силах и стремятся к карьере; 40% молодых людей также задумываются о карьере, но пока только на уровне мечты; 10% школьников не уверены в своих силах. В последние годы социологи говорят о «революции притязаний» среди молодежи. Уровень их радикально повысился с 1990 г., и в результате притязания детей значительно превышают то, чего смогли достичь их родители.

Интересно рассмотреть отношение к карьере молодых людей по зонально-статусному принципу: наименьший показатель уверенности в своих силах у 9- и 11-классников аграрных районов Московской области; высокие показатели уверенности – у молодежи наукоградов; 45% выпускников школ согласны с утверждением, что карьера для каждого человека своя – это умение добиваться поставленных целей.

Как планируют добиваться поставленных целей одиннадцатиклассники, показывают следующие данные: свыше 90% учащихся планируют продолжить образование (83,5% по дневной форме обучения и 9,1% по вечерней или заочной), службу в армии запланировали 3,3% молодежи, 78,3% выпускников нацелены на получение высшего образования, 11,4% планируют обучение в техникумах и колледжах. Наиболее высокий показатель ориентации на высшее образование – в военных городках и наукоградах. При сравнении данных исследований 2002-2004 гг. можно отметить значительное увеличение количества старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования, и снижение интереса к системе среднего профессионального образования:

Исследование показало, что большинство молодых людей хотят поступить в вуз на дневную форму обучения. Довольно значительное число желающих учиться в высшей школе, можно объяснить, с одной стороны, повышением образовательного уровня населения; с другой стороны, стремлением молодежи иметь более прочные гарантии трудоустройства в случае окончания высшего учебного заведения. По материалам проведенного Госкомстатом России в ноябре 1993 г. единовременного выборочного обследования выпускников общеобразовательных школ крупных, средних, малых городов и поселков городского типа, доля планировавших продолжить обучение в вузах составляла в среднем для России 72,4%. Такова общероссийская тенденция, сложившаяся за последнее десятилетие. Исследование в Подмосковье только подтверждает развитие этой тенденции.

1.2. Профессиональный выбор молодежи: выбор профессии, предпочтительной сферы деятельности, места работы

Исследование показало, что у большинства старшеклассников преобладает промежуточный тип жизненных планов (выбор профессии пока не сделан, названа только предпочтительная сфера деятельности); у 47,3% одиннадцатиклассников и 41,2% девятиклассников сформировался конкретный жизненный план (профессия выбрана).

Основой привлекательности различных видов занятости является отражение в массовом сознании всех видов материального и духовного производства, что проявляется в направленности ориентации молодых людей на конкретные отрасли общественного производства.

Предпочтительные сферы деятельности старшеклассников: информационные технологии и коммуникации; культура, спорт, туризм; производство; торговля; транспорт, строительство; медицина, образование (табл. 1).

 

Таблица 1

Пять наиболее часто выбираемых профессий

9 класс

11 класс

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Бухгалтер

Программист

Экономист

Программист

Врач

Автомеханик

Менеджер

Инженер

Юрист

Автослесарь

Врач

Юрист

Менеджер

Врач

Юрист

Менеджер

Экономист

Дизайнер

Бухгалтер

Экономист

 

Более половины опрошенных испытывают трудности при выборе профессии: возможно, в какой-то мере на это обстоятельство повлияло значительное увеличение числа профессий, из которых современный старшеклассник может сделать выбор, – ведь чем шире диапазон выбора, как отмечал И.С. Кон, тем он психологически сложнее.

Сравнительный анализ данных исследований 2002-2004 гг. свидетельствует об устойчивом интересе молодежи к управленческому блоку специальностей, сфере информационных технологий и коммуникаций. При этом следует отметить активизацию интереса выпускников школ к профессиям и специальностям производственной сферы.

Данные за последние три года свидетельствуют об устойчивом молодежном стереотипе престижных профессий, но следует отметить заметный интерес молодежи к дизайнерским специализациям (дизайнер, компьютерный дизайнер, дизайнер по рекламе и т. п.), профессиям инженера различных отраслей, врача, фармацевта и т. п.

Процесс профессионального самоопределения для школьников становится все сложнее.

Принятие решения при выборе профессии (специальности) откладывается на неопределенный срок. Можно предположить, что в ближайшем будущем изменится структура профессионального самоопределения. Некоторые старшеклассники уже сейчас сначала выбирают место дальнейшей учебы и лишь в процессе обучения определяются с будущей профессией. Такая структура определена в системе бакалавриата и магистратуры. Возможно, за этим будущее (табл. 2).

Таблица 2

Определенность в выборе профессии

Варианты выбора
профессии

2002 год

2003 год

2004 год

9 класс

Профессия выбрана

67,9

50,0

41,2

Выбор не сделан

32,1

50,0

58,8

11 класс

Профессия выбрана

74,8

65,0

47,3

Выбор не сделан

25,2

35,0

52,7

 

По окончании школы только 50% выпускников имеют конкретный жизненный план; остальные не определились в выборе. Можно предположить, что это связано со многими социальными факторами: многообразием мира профессий и сложной ориентацией в нем, трудностью в выборе учебного заведения, зависимостью от решения родителей, неадекватностью самооценки и др.

Также на уровне констатации следует признать высокий уровень потенциальной миграционной мобильности. Желание работать не там, где проживаешь, можно рассматривать и как юношеское стремление к перемене мест, и как максимализм и стремление к самостоятельности (внешняя атрибуция – «Уйти из родительского дома»), и как принятие образа жизни родителей и знакомых, занятых в Москве (маятниковая миграция). На вопрос: «Свое будущее Вы связываете с родным районом?», около 30% оптантов не ответили.

1.3. Мотивационные составляющие профессионального самоопределения молодежи

Мотивационная сфера профессионального самоопределения изучалась в данном исследовании с позиции мотивов выбора профессии. В число наиболее важных мотивов, которыми руководствуется большинство опрошенных при выборе профессии, вошли: материальная обеспеченность (высокая зарплата); интерес к профессии («Мне нравятся люди этой профессии, как они работают»); престижность профессии. Мотивы выбора профессии направлены на себя и собственное материальное благополучие.

Ведущим мотивом выбора профессии для оптанта является интерес, при этом следует учитывать гендерный фактор в изучении профессиональной мотивации молодежи. Приведем пример исследования 2004 г. (табл. 3).

 

Таблица 3

Мотив

9 класс

11 класс

девушки

юноши

девушки

юноши

Интерес к профессии («Мне нравятся люди этой профессии, как они работают»)

 

21,7

 

22,3

 

29,2

 

17,3

Высокий доход («Я знаю, что эта профессия приносит большие деньги»)

 

26,0

 

29,8

 

17,8

 

32,6

Совет родителей («Мне советуют родители выбрать эту профессию»)

 

12,5

 

12,5

 

11,4

 

8,2

 

Различия в ведущей мотивации у юношей и девушек усиливаются с возрастом, и поляризация происходит по указанным трем мотивам: для девушек приоритет имеет сама профессия, тогда как для юношей – важно иметь профессию с высоким уровнем дохода; мнение родителей более значимо для девушек.

Как считают социологи, занимающиеся изучением профориентационных проблем в среде молодежи, дифференциация личных планов выпускников школ зависит от трех основных факторов:

·       социально-профессиональный статус родителей (чем выше статус родителей, тем сильнее в планах выпускников ориентация на высокий уровень образования);

·       уровень урбанизации (чем выше уровень урбанизации того поселения, где молодые люди оканчивают школу, тем более сильно проявляется в жизненных планах ориентация на высокий уровень образования);

·       пол подростка (гендерные особенности личных планов таковы, что юноши в большей мере, чем девушки, ориентированы на получение высшего образования, а девушки чаще, чем юноши, планируют поступить в средние специальные учебные заведения).

Учитывая интегральное воздействие социально-профессионального статуса родителей, уровня урбанизации места жительства и пола выпускника, необходим дифференцированный подход к анализу личных планов выпускников с тем или иным набором определенных социальных характеристик.

1.4. Когнитивный компонент профессионального выбора молодежи

Когнитивный компонент профессионального самоопределения представлен недостаточной информированностью о выбираемой профессии, отражающей уровень знаний о ней. Как свидетельствуют данные социально-психологических исследований, субъективные представления старшеклассников о выбранной профессии не соответствуют реальной действительности.

Когнитивный компонент профессионального самоопределения молодежи изучался в исследовании 2004 г. в аспекте представлений молодежи о мире профессий.

Подтверждением низкого уровня информированности о мире профессий служат и ответы старшеклассников на вопрос «В случае необходимости, по какой рабочей профессии Вы стали бы работать?». В перечне рабочих профессий, названных девятиклассниками, – врачи, учителя, экономисты, актеры, адвокаты и т. п. Всего из 2211 участников опроса сумели указать профессии 88 школьников (4%). При этом следует отметить, что свыше 50% юношей готовы работать по рабочей профессии, где выплачивается высокая зарплата.

Когнитивный компонент планирования у старшеклассников можно проанализировать и по вопросу «Вы знаете, с чего нужно начать поиск работы?», заданному 9-классникам. 35,9% школьников уверены, что нужно обратиться в центр занятости населения; 25,8% 9-классников считают, что трудоустроиться можно через объявления в средствах массовой информации; 24,3% опрошенных возлагают надежды на помощь родителей. Учащиеся не рассчитывают на содействие школы: только 1,6% старшеклассников надеются, что о трудоустройстве все расскажет классный руководитель.

Отметим позитивный факт: за 13 лет деятельности службы занятости населения в общественном сознании сформировался положительный стереотип – третья часть молодых людей готова обратиться в службу занятости с целью поиска работы.

Для информирования молодежи об активной политике занятости, рынке труда, востребованности профессий и специальностей на предприятиях и в организациях региона целесообразно планировать в работе районных центров занятости населения активную информационно-разъяснительную и просветительскую работу в образовательных учреждениях, организацию и проведение целевых мероприятий («Уроки занятости», ярмарки «Молодежная карьера», «Мир профессий» и т. п.). Необходимо расширять взаимодействие учреждений образования всех уровней и службы занятости населения по организации и проведению профориентационной работы среди учащейся молодежи, включая информирование педагогов школ об основных направлениях деятельности службы занятости населения.

При разработке мероприятий превентивной профориентационной работы среди молодежи необходимо учитывать тот факт, что на сегодня высокий уровень образования является предпочтительным не только для молодежи, но и для работодателей. При этом в планировании профессиональной карьеры необходимо ориентироваться не только на уровень образования, но и на сферу приложения своих знаний, умений и навыков. Информирование молодежи о мире профессий, формирование позитивного образа востребуемых на рынке труда профессий и специальностей является одной из задач профориентационной работы службы занятости населения.

 

II. Планирование занятости выпускниками
общеобразовательных учреждений

 

2.1. Планы старшеклассников на обучение и трудоустройство

 

Подробно вопрос о планах девяти- и одиннадцатиклассников рассматривался в разделе 1.1 «Сформированность социальных планов старшеклассников». Обозначим основные позиции.

Занятость старшеклассников может рассматриваться в нескольких аспектах: продолжение обучения, трудоустройство, обучение и трудоустройство в свободное от учебы время.

1. Занятость девятиклассников:

·       63,5% – продолжат обучение в средней школе;

·       26,3% – будут обучаться в ПТУ, техникумах, колледжах;

·       2,2% – планируют устроиться на работу и продолжать учебу по вечерней или заочной форме обучения;

·       8% – не определились с планами.

2. Занятость одиннадцатиклассников:

·       69,2% – планируют получение высшего образования;

·       14,3% – продолжат обучение в техникумах, колледжах, ПТУ, на курсах;

·       9,1% – планируют совмещать работу и учебу на вечернем (заочном) отделении вуза или техникума;

·       3,3% – будут служить в армии;

·       4,1% – не определились с планами.

Таким образом, ведущей занятостью для выпускников образовательных учреждений является обучение в профессиональных учебных заведениях.

 

III. Востребованность услуг службы занятости населения молодежью

Вопрос анкеты о востребованности услуг службы занятости молодежью («Какие услуги службы занятости для молодежи могут быть полезны именно Вам?») имел целью, с одной стороны, изучить рейтинг услуг службы занятости населения, а с другой – дать информацию участникам опроса о деятельности службы.

Как видно из приведенного анализа результатов исследования, молодежь испытывает «информационный голод» в ситуации профессионального самоопределения и выбора профессии; это касается и информации о мире профессий, и знаний о видах и формах получения профессионального образования, и возможностях трудоустройства молодежи в современных условиях (табл. 4).

 

Таблица 4

Востребованность услуг службы занятости молодежью
(метод ранжирования)

Виды услуг службы
занятости населения

9 класс

11 класс

всего

девушки

юноши

всего

девушки

юноши

Содействие в поиске работы по окончании школы

23,2

19,3

26,8

22,9

21,4

23,2

Профконсультирование
по выбору профессии

34,9

38,6

31,4

36,3

38,1

30,5

Информация о профессиональных учебных заведениях

35,5

39,6

31,7

35,7

28,6

35,2

Содействие во временном трудоустройстве

25,2

25,9

24,6

26,5

28,8

19,9

Не нужна помощь службы занятости населения

11,4

9,7

13,0

14,1

9,3

18,5

 

Ведущими запросами молодежи к службе занятости являются информационный запрос о профессиональных учебных заведениях и запрос на получение профконсультационных услуг по выбору профессии и диагностике профессиональных намерений, склонностей и интересов.

Исследование показало, что ведущей занятостью для выпускников общеобразовательных учреждений является обучение в профессиональных учебных заведениях. В анализе исследований 2002-2004 гг. отмечаются значительное увеличение количества старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования, и снижение интереса к системе среднего профессионального образования. Это говорит, с одной стороны, о повышении значимости образовательного уровня населения; с другой стороны, о стремлении молодежи иметь более прочные гарантии трудоустройства. Сегодня высокий уровень образования является предпочтительным не только для молодежи, но и для работодателей.

Главным мотивом профессионального выбора современной молодежи по-прежнему остаются материальная обеспеченность, интерес к профессии, престижность профессии и защищенность от безработицы. Мотивы выбора профессии направлены на себя и собственное материальное благополучие.

Следует отметить, что свыше 50% юношей готовы работать по рабочей профессии, но с высокой заработной платой.

Обозначим современные условия для профессионального самоопределения молодежи в учебных заведениях:

1)    школа не имеет системы профориентационных мероприятий, отвечающей запросам современного рынка труда;

2)    профессиональные образовательные учреждения действуют автономно как в плане профессионального информирования молодежи, так и в плане согласования профилей обучения;

3)    предприятия и организации в подавляющем большинстве не занимаются стратегической политикой подготовки персонала;

4)    центры занятости населения занимаются профориентацией учащихся школ не по единой технологии, а исходя из собственных возможностей и недостаточных ресурсов, испытывая при этом сложности в кадровом обеспечении.

В сложившейся ситуации молодежь является наиболее социально уязвимой категорией населения. И именно к службе занятости у молодежи высокий уровень информационных и профориентационных запросов, связанных с самоопределением ее на рынке труда. Притом, что основная работа службы направлена на безработных и ищущих работу граждан, а работа с учащимися учебных заведений является дополнительной не оплачиваемой нагрузкой на специалистов службы занятости населения.

Отсутствие в настоящее время координирующей инстанции по профориентационному просвещению учащихся, высокая степень неопределенности молодежи на рынке труда во многом определяют сложность ситуации профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных учреждений.

С учетом того, что с безработной молодежью, состоящей на учете в службе занятости населения, проводится профориентационная работа в соответствии с технологией работы центра, необходима разработка единой системы профориентационных мероприятий «Молодежь на рынке труда».

Специфика профориентационной работы заключается в том, что ее результаты во времени – ее плоды мы увидим через 5-6 лет, когда сегодняшний выпускник получит профессиональное образование и выйдет на рынок труда. Социологическое исследование дает возможность увидеть направление профориентационной работы.

Проблема своевременного и точного выбора жизненного пути современными подростками – дело не только самих подростков и их родителей. От профессиональных и жизненных планов ребят во многом зависит будущее нашей страны. С помощью взаимодействия различных ведомств всех уровней – муниципального, областного, федерального, необходимо создать современную систему профориентации молодежи.

 

Список литературы

 

1.    Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И. А. Винтин // СОЦИС, 2004. №2.

2.    Волков Ю. Г. Социология молодежи: Учеб. пособие / Волков Ю. Г.,
В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, И. П. Шаповалов. М., 2001.

3.    Образование в Российской Федерации: Стат. сб. М.: ГУ-ВШЭ, ЦИСН, 2003.

4.    Ярцев Д. В. Влияние социально-экономической деятельности на процесс формирования самооценки подростка / Д. В. Ярцев // Психология и школа. 2002. №1. С. 44-57.

5.    Занятость населения Воронежской области: реальность и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции 17-18июня 2004 г. // Воронежский государственный университет. Воронеж, 2004.

 



[1] Письмо Министерства образования Московской области от 12.07.2004г. № 3212-ОЗп/07.

[2] Выпускник-2003: профессиональные планы и жизненные ценности (по материалам социологического исследования в рамках Областной целевой программы «Содействие организациям Московской области в профессиональном развитии персонала 2002-2003 гг.») / МОЦПО. М., 2003.