КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. И. Кохановская

Доцент кафедры экономических дисциплин Стерлитамакского филиала
Башгосуниверситета, к.э.н., г. Стерлитамак Республики Башкортостан

А. Л. Зиновьев

Аспирант кафедры социологии труда и экономики предпринимательства
Башгосуниверситета, г. Стерлитамак Республики Башкортостан
indira@bashnet.ru

Среди всего комплекса проблем, в совокупности характеризующих облик современной российской экономической системы, существенное место занимает решение задач формирования и утверждения малого предпринимательства, обеспечения высокого качества кадрового потенциала в его сфере. По своей сущности это весьма сложные и многоплановые вопросы, без выяснения которых трудно, если не невозможно, правильно оценить суть происходящих в России социальных, политических, экономических и иных процессов.

Социально-экономические реформы в Российской Федерации, переход страны к рыночной экономике связаны со значительной ломкой прежней экономической структуры. Экономические преобразования вызвали изменения в сфере труда и занятости населения: понижение доходов, бедность, безработицу, падение жизненного уровня, резкое социальное расслоение. На сегодняшний день продолжается спад производства, который во многом объясняется тем, что предприниматели и менеджеры не готовы работать в условиях рынка. Пройденный Россией период формирования рыночной экономики и развития малого предпринимательства объективно свидетельствует, что в целом уровень профессиональной подготовки кадров для предпринимательства у нас по-прежнему невысок. Им недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Большинство руководителей малых предприятий действуют на рынке, не имея необходимых знаний, не пройдя даже краткосрочного обучения на курсах и семинарах. Сформировавшиеся в прежних условиях управления и хозяйствования традиции, знания, умения и навыки значительной части руководителей и специалистов стали существенным тормозом экономических и организационных нововведений.

Таким образом, формирование кадрового потенциала является одним из важнейших направлений поддержки развития малого предпринимательства, а локальный характер деятельности в этой области предпринимательской активности подразумевает необходимость разработки кадровой политики региональными органами управления.

В настоящее время проблеме развития малого предпринимательства уделяется самое пристальное внимание на всех уровнях власти. По мнению Президента РФ, малый бизнес должен составить основу жизнедеятельности государства. Активно обсуждаются вопросы, связанные с облегчением системы налогообложения малого бизнеса, с целью стимулирования роста новых и выхода «из тени» существующих мелких предприятий, снижением административного давления, прежде всего, со стороны надзорных органов и инспекций. В Послании Президента России В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации преодоление бедности, повышение уровня жизни россиян впрямую связаны с развитием малого бизнеса. Президент отметил: «Основное сейчас: это – создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и, – с выгодой для себя, – вкладывать в экономику своей собственной страны».

За годы реформ создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства».

Решающая роль в обеспечении занятости населения и уменьшении безработицы в условиях рыночной экономики принадлежит малому бизнесу. Малое предпринимательство имеет исключительно благоприятные перспективы, так как его рост связан с мировыми экономическими тенденциями развития. Увеличение роли мелкосерийного, индивидуального выпуска товаров, усиливающаяся специализация и дифференциация общественного производства вызывают количественный рост малых предприятий в промышленности. Значение имеют не только экономические, хозяйственные функции, связанные с содействием малого предпринимательства экономическому росту, но и его социальная роль – создание рабочих мест и выплата заработной платы, влияние на сокращение бедности и содействие социальной стабильности.

Становление рынка в странах переходной экономики повлекло радикальные изменения в социально-трудовой сфере, затронуло ее важнейшие компоненты – рынок труда, занятость и безработицу, мотивацию труда, повлекло за собой ухудшение качества занятости населения, потерю многими людьми достойного положения в сфере труда.

Приоритетом социальной политики в условиях социально ориентированной рыночной экономики становится обеспечение эффективной занятости [1], под которой понимается занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Большое значение приобретает появление новых форм занятости, основанных на самозанятости на собственном предприятии и индивидуальной трудовой деятельности. В условиях рыночной экономики самозанятость является важнейшим направлением трудовой деятельности населения и способствует уменьшению безработицы.

Предпринимательский труд имеет специфический характер и определяется такими характеристиками, как творческий подход, инициативность, введение инноваций и деятельность в условиях риска. Инновационный характер предпринимательства отвечает задачам достижения наивысшей эффективности труда, способствует превращению предпринимательских проектов в центр притяжения общественных сил и решения проблем как экономического, так и социального характера.

С переходом России к рынку актуализировалось осмысление проблем рынка труда и занятости. Прежде всего, это связано с возникшими проблемами обеспечения рабочими местами трудоспособного населения, ростом безработицы, недоиспользованием трудовых ресурсов, изменением социального статуса работников, оказавшихся безработными.

Малое предпринимательство играет важную роль в создании рабочих мест в большинстве стран мира, и в еще большей мере – в странах с экономикой переходного типа.

Малое предпринимательство в России находится в стадии становления, что порождает немало трудностей, которые усугубляются еще и такими негативными явлениями как бюрократизм, коррупция, преступность. Тем не менее оно развивается: в России со второй половины 1990-х гг. число малых предприятий практически стабильно и колеблется вокруг 850-900 тыс. зарегистрированных фирм [2; 3] Число занятых практически не меняется и составляет в разные годы около 8,5 млн. человек [4]. Деятельность малых предприятий активно развивается в таких отраслях экономики, как торговля и общественное питание, промышленность, строительство, наука и научное обслуживание.

Кадровый потенциал предпринимательской деятельности – это совокупность конкретных членов общества, качественные профессиональные и личностные параметры которых (уровень квалификации, способность к инновациям и др.) позволяют им претендовать на вакансию, трудиться и регулярно повышать квалификацию, а также совершенствовать трудовые отношения, формы и методы их проявления, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, имеющей инициативный рисковый характер [5].

Выделяются две категории кадрового потенциала предпринимательской деятельности: «внешний» и «внутренний».

Внутренний кадровый потенциал – активные граждане, работающие на конкретном предприятии, способные к саморазвитию, продвижению по службе. Остальные категории работающих там граждан следует отнести к пассивному персоналу.

Внешний потенциал представляет собой претендентов на вакантные места на предприятии из числа выпускников учебных заведений, безработных, граждан, занимающихся предпринимательством без оформления документов и не имеющих специального образования, но способных к инициативной деятельности.

Внутренний кадровый потенциал, на наш взгляд, имеет начальной точкой возникновения заключение трудового контракта, включая и предварительную работу по отбору кандидатов на вакантную должность, проведение конкурсов (отборов). Он, во-первых, выражает часть социально-экономических отношений между предприятием и работником и в результате трудовой деятельности выступает в виде определенной величины вновь созданной стоимости продукта, услуг. Во-вторых, характеризует способность и возможность кадров решать задачи стабильности, надежности и процветания бизнеса. В-третьих, требует вложения капитала в профессиональный рост специалистов. Он возникает на базе имеющихся кадров и свидетельствует о наличии резервов. Кроме того, наличие внутреннего кадрового потенциала гарантирует предприятию сохранение профессиональных кадров и возврат инвестированных в них средств с прибылью.

Внешний кадровый потенциал предпринимательской деятельности по своему содержанию, на наш взгляд, является источником расширения внутреннего потенциала предприятия.

Управление данной категорией персонала относится, по нашему мнению, в большей мере к прерогативе местных и региональных органов власти, осуществляющих политику развития и поддержки предпринимательской деятельности, и в меньшей – к функциям предприятия. Это обусловлено тем, что между понятиями внутреннего и внешнего кадрового потенциала существует неразрывная связь: как только между предприятием и претендентом на вакантную должность возникают отношения по поводу рассмотрения его кандидатуры, внешний кадровый потенциал переходит в разряд внутреннего. Поэтому вопросы развития внешнего кадрового потенциала предпринимательской деятельности должны решаться в рамках комплексной политики региона в данном направлении.

Опыт развития малого предпринимательства показывает, что главной проблемой является слабая профессиональная подготовленность как руководителей, так и рабочих и служащих предприятий. По данным Минэкономики РФ, в переподготовке и дополнительном обучении нуждаются сегодня свыше 4 млн. руководителей, из которых почти половина – директора и специалисты убыточных предприятий. При этом число руководителей, получивших дополнительное образование, с 1991 по 1997 г. сократилось в 100 раз.

Основные причины таких негативных тенденций, на наш взгляд, следующие:

      недоступность платного бизнес-образования для большинства кадров малого предпринимательства;

      несовершенство методик подготовки предпринимателей;

      затруднительность выбора учебного заведения при наличии множества альтернативных учебных структур без гарантий качества обучения;

      недостаточность материальной базы учебных заведений и квалифицированного состава преподавателей.

Сложившаяся ситуация определяет отсутствие системности в процессе подготовки кадров для предпринимательства и на федеральном, и на региональном уровнях. Это доказывает необходимость вмешательства государства в процессы, формирующие кадровый потенциал предпринимательской деятельности.

Поддержка развития кадрового потенциала малого предпринимательства включает в себя два крупных направления:

-         создание правовых и организационных предпосылок развития системы формирования кадрового потенциала малого предпринимательства;

-         становление российской системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Государственная политика в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства должна ориентироваться на местный рынок и решение региональных проблем на основе привлечения широких слоев незанятого населения. Нормальное функционирование системы подготовки населения к предпринимательской деятельности предполагает, на наш взгляд, также создание определенных организационно-правовых предпосылок:

-         формирование сети образовательных (в т. ч. негосударственных) учреждений, специализированных учебных центров и структур по обучению разных групп населения основам предпринимательской деятельности с соответствующей учебно-производственной базой, действующих на основе единых образовательных стандартов;

-         создание сети консультационных центров для оказания бесплатных и льготных услуг незанятому населению в профессиональной ориентации на малое предпринимательство и самозанятость;

-         налаживание системы аккредитации образовательных структур
для подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров, преподавателей и работников управления, занимающихся поддержкой малого бизнеса, обеспечивающей качество и высокий уровень обучения;

-         научно-методическое и информационное обеспечение системы
подготовки кадров для сферы малого предпринимательства в соответствии с современными социально-экономическими условиями, разработка новых методик обучения, внедрение эффективных учебных технологий;

-         разработка порядка и условий финансирования мероприятий, связанных с обучением граждан основан предпринимательства;

-         разработка системы стимулов и льгот для незанятых граждан, избравших сферу малого бизнеса и самозанятости полем своей деятельности;

-         отладка взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней, занимающихся вопросами труда и занятости, управления образованием, объединений работодателей и заинтересованных предпринимательских структур в деле развития кадрового потенциала предпринимательства;

-         разработка программ развития кадрового потенциала малого бизнеса в регионе.

Основными структурами, осуществляющими на данный момент подготовку предпринимателей из числа указанный категорий населения, являются:

-         учебно-деловые центры;

-         службы занятости;

-         бизнес-инкубаторы.

Разработка и принятие научно обоснованных управленческих
решений в области обеспечения кадрами малого предпринимательства
требует наличия информации, характеризующей количественные и
качественные характеристики потребности в подготовке и переподготовке
всех категорий работников. Вследствие этого возникает необходимость
информационно-аналитического обеспечения работ по совершенствованию комплектования персонала малых предприятий на базе современных информационных технологий. На наш взгляд, такой механизм должен быть основан на принципах маркетинга, ввиду того, что маркетинг предлагает отработанную и выверенную в процессе длительного применения специальную систему, способную получать и предоставлять информацию – маркетинговые исследования.

Список литературы

 

1.    Абалкин Л. И. Избранные труды: В 4-х т. Т. 4. В поисках новой стратегии / Л. И. Абалкин. М., 2000. 655 с.

2.    Малое предпринимательство в России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000. 10 с.

3.    Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001. С 159.

4.    Малое предпринимательство в России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000. С. 11.

5.    Буланов В. С. Современные проблемы занятости и безработица /
В. С. Буланов. М., 1996.