ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГОВОГО ЦЕНТРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Г. И. Лазарев, Г. И. Мальцева, М. В. Щербина

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,
г. Владивосток

В настоящее время в обществе сложилось понимание, что только образование и наука могут обеспечить развитие российской экономики на качественно новой основе. Становится ясно, что система образования уже сегодня должна реагировать на потребности будущей экономики, которые заявят о себе через 5-10 лет. В XX веке смена технологий во всех отраслях экономики происходила через 10-20 лет. Человеку достаточно было иметь одно образование, одну профессию для того, чтобы проработать всю трудовую жизнь. В крайнем случае, ему приходилось переучиваться один раз. Новый, XXI век, – век высоких технологий, смена которых, по мнению ученых, будет происходить каждые 3-5 лет. В этих условиях большинству специалистов придется осваивать новые специальности, приобретать и усовершенствовать трудовые навыки несколько раз за период работы. Это требует получения, с одной стороны, фундаментального образования, с другой развития у специалиста способности переключаться с одного вида деятельности на другой. А на завершающем этапе обучения в вузе выпускнику нужна быстрая адаптация к потребностям рынка труда, ориентация на конкретные места работы.

Для того чтобы высшей школе успешно решать эти задачи, государству необходимо прилагать усилия к модернизации всей системы образования. Решающим фактором, на наш взгляд, является маркетинизация образования, под которым понимают процесс изучения потребностей общества, рынка труда и потенциальных потребителей образовательных услуг с целью прогнозирования и оперативного реагирования на изменение ситуации, а также возможности управления взаимодействием всех заинтересованных сторон. В связи с этим одной из приоритетных задач высшей школы на современном этапе должен стать поиск путей решения проблемы регулирования взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Это возможно только при тесной связи высших и средних специальных учебных заведений с организациями и работодателями.

Сегодня формирование спроса на выпускников конкретных направлений подготовки и специальностей, подчиняясь законам рыночных отношений, зависит как от общего социально-экономического положения в стране, так и от субъективных условий, складывающихся в отдельных административных образованиях. Известно, например, что Приморский край обладает рядом конкурентных преимуществ относительно других регионов Сибири и Дальнего Востока в виде монопольных функций: транспортно-транзитной, морехозяйственной, рекреационной и геокультурной. Но для ускорения развития по обозначенным направлениям необходим приток свежих высококвалифицированных кадров, в первую очередь молодых специалистов, как работников наиболее продуктивного возраста, способных приносить максимальную прибыль своим предприятиям. Однако целенаправленно решить эту задачу сейчас оказывается далеко не просто.

Дело в том, что рынок труда в условиях существования организаций, предприятий и фирм различных форм собственности сегодня во многом стихиен и не имеет сбалансированного характера. Не разработаны надежные механизмы его мониторинга. Отсутствуют научно обоснованные прогнозные оценки потребностей в кадрах на ближайшую и дальнюю перспективу, как общего характера, так и в отраслевых разрезах. Отсюда, при общей высокой потребности в кадрах, спрос на специалистов по конкретным специальностям оказывается неопределенным. В аналогичной ситуации, когда не очевидна востребованность выпускников, находится и пока еще только формирующийся рынок профессионально-образовательных услуг. Чтобы занять на нем престижное место, вузам в первую очередь необходимо знать, какие специальности требуются промышленности, каков текущий и долговременный спрос на них производственной сферы. Из-за отсутствия прогнозов эти и другие возникающие вопросы часто остаются без ответов. В результате выпускники вузов не всегда могут работать по специальности. Некоторые из них оказываются безработными. Другие уходят в коммерцию или сферу услуг, теряя при этом общую квалификацию.

Кроме того, исследования показали [1], что в Дальневосточном федеральном округе демографическая ситуация характеризуется сочетанием ряда негативных тенденций: падение рождаемости, рост миграции населения в другие регионы, снижение уровня благосостояния населения. Все это отрицательно сказывается на формировании собственных трудовых ресурсов, рост которых в последние три года незначителен и не соответствует потребностям развития экономики региона. Предпринимающиеся попытки решать проблему экстенсивным путем – за счет привлечения иностранной рабочей силы – приводят к нежелательным социально-культурным и политическим последствиям, несоизмеримым подчас с достигнутой экономической выгодой. В то же время повысить экономическую активность трудоспособной части населения можно путем интенсификации социально-организационных инноваций, причем ключевая роль в реализации такой стратегии принадлежит соответствующим образом ориентированной системе высшего образования.

В настоящее время в Приморье имеет место перенасыщение рынка труда специалистами определенных профессий, которое вызвано, с одной стороны – инерционностью системы высшей школы, а с другой, высокой динамичностью социально-экономических процессов.

В высшей школе Приморского края в 13 учебных заведениях обучается 77000 человек. Численность студентов вузов на 10000 населения Приморского края в 2002 г. составила 362 человек, что в 2 раза больше в сравнении с 1996 г. В 2002 г. высшими учебными заведениями подготовлено 7 189 специалистов. Направление на работу из общего числа выпускников получили только 805 человек, т. е. 11,2%. Остальным была предоставлена возможность свободного распределения. В результате в службу занятости в 2003 г. обратилось 732, а зарегистрированы в качестве безработных 660 человек выпускников высших учебных заведений. В 2003 г. в службе занятости зарегистрированы 33845 молодых человека в возрасте от 16 до 29 лет как ищущие работу [2].

Ежегодно в Государственную службу занятости населения г. Владивостока за направлениями на работу обращаются более тысячи молодых людей. Испытывают значительные трудности в трудоустройстве бухгалтеры, юристы, экономисты, менеджеры, специализирующиеся в сфере внешнеэкономической деятельности. Тем не менее подготовка специалистов по этим направлениям не только не снижается, а даже наоборот возрастает: например, набор в государственные вузы г. Владивостока по специальности «юриспруденция» вырос в 2003 г. на 18%, на специальности, связанные с международной деятельностью, – на 21%, на экономические специальности – на 11%. Вместе с тем на рынке труда г. Владивостока существует большой спрос на специалистов педагогических профессий, но число желающих обучаться по данному направлению составляет всего лишь около 10%. Отмечается повышенный спрос на строительные специальности – более 70% вакансий составляют профессии этого профиля, но они сегодня не престижны.

Кроме того, проведенные в Дальневосточном регионе социологические исследования реального состояния заинтересованности в труде и структуры ценностных ориентаций молодежи, свидетельствуют, что под влиянием различных макроэкономических и личностных факторов происходит качественная трансформация отношения к труду как к самоценной деятельности. О падении престижа труда свидетельствует тот факт, что в настоящее время свыше 65% работников не включают труд в систему приоритетных жизненных ценностей. Среди мотивов трудовой деятельности преобладают краткосрочные цели, желание получить высокое материальное вознаграждение любыми способами. В молодежной среде развивается демотивация труда на благо общества.

Таким образом, можно говорить о кризисе трудовой мотивации населения региона, имеющем место и среди выпускников учебных заведений. К косвенным признакам кризиса трудовой мотивации относится появление в последнее время новых тенденций в решении проблемы занятости – рост безработицы среди молодых людей не в силу сокращения рабочих мест, а вследствие неудовлетворенности предлагаемыми условиями и характером труда, приводящей к частой смене места работы, длительному поиску подходящей работы.

Вышеперечисленные факторы выявляют противоречие между необходимостью формировать трудовые ресурсы Дальневосточного федерального округа для обеспечения его устойчивого экономического развития и тенденциями в снижении социальной активности трудоспособного населения вследствие кризиса трудовой мотивации, возникшего под влиянием неблагоприятных характеристик социально-экономического положения региона.

Очевидно, что решение проблемы должно быть комплексным, меры должны приниматься как на государственном, так и региональном уровне, и система высшего образования должна внести свой вклад в формирование трудовой мотивации выпускников. Молодые специалисты еще на студенческой скамье должны быть убеждены, что их интеллектуальный и творческий потенциал будет востребован именно в крае, где они живут; у них должны быть не только сформированы профессиональные знания и умения, но и развиты стремление к самореализации в труде и личностная готовность действовать в условиях рыночной экономики.

Вследствие разрушения действовавшей ранее системы государственного регулирования трудоустройства молодых специалистов Министерство образования РФ в 2001 г. приняло решение о создании системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, основой которой должны стать центры содействия занятости учащейся молодежи, и трудоустройству выпускников, созданные во всех учреждений профессионального образования России. Существующая сегодня структура включает три уровня государственного регулирования:

      уровень городских властей (непосредственная работа по содействию трудоустройству и адаптации к рынку труда);

      региональный уровень (непосредственная работа, координация деятельности на местном уровне);

      федеральный уровень (общая координация деятельности на региональном и местном уровнях, разработка рекомендаций).

Однако в большей части регионов в настоящее время отсутствует не только система содействия трудоустройству выпускников, но и не во всех учебных заведениях открыты и действуют центры содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников.

Ситуация в Дальневосточном регионе выглядит несколько благополучнее:

      открываются вузовские Центры содействия трудоустройству выпускников;

      в учебный план вводятся курсы, цель которых – формирование знаний, умений и навыков при решении вопроса трудоустройства и построения карьеры;

      создаются информационные системы поддержки трудоустройства с выходом в Интернет;

      заключаются соглашения с компаниями и предприятиями на предмет организации стажировок старшекурсников и др.

Однако это либо разовые акции, либо временные программы, которые не решают проблемы.

Предлагаемый нами проект концепции региональной системы содействия трудоустройству выпускников вузов Приморского края представляет собой инновационную систему управления занятостью выпускников вузов. Данная система обеспечит реализацию интеллектуального и творческого потенциала молодых специалистов, непрерывный рост их профессионального уровня, а при возникновении острой необходимости – переподготовку с учетом прежней специализации для успешной деятельности на появляющихся новых кадрово-дефицитных направлениях трудовой деятельности.

В основные задачи региональной системы управления трудоустройством выпускников входит:

1.    Формирование и внедрение основных элементов системы в вузах, а также региональных органов управления функционирования системы.

2.    Установление механизмов межведомственной координации действий соответствующих ведомств, вузов, общественных организаций, научных коллективов по реализации мер обеспечения занятости и содействия трудоустройству профессионально подготовленной молодежи.

3.    Обоснование принципов и порядка межведомственного согласования и планирования объемов и профилей подготовки специалистов с высшим образованием с учетом реальных и планируемых потребностей региона в конкретных специалистах.

Одним из успешных условий функционирования региональной системы содействия трудоустройству выпускников является долговременное планирование реальных потребностей региона в конкретных специалистах и его соответствие основным направлениям региональной кадровой политики. Результативность предпринимаемых в этой связи усилий может быть существенно повышена при создании координирующего эту деятельность органа с условным названием Региональный маркетинговый центр образовательных услуг (РМЦОУ). Такой Центр должен быть структурным подразделением Регионального центра содействия трудоустройству выпускников.

В условиях огромного разрыва между работодателями и системой профессионального образования РМЦОУ имеет огромное значение. Он призван наладить взаимодействие между вузами и производством, повысить адекватность рынка образовательных услуг рынку труда, определить стратегии региональных вузов в отношении выпуска специалистов. Роль РМЦОУ можно сравнить с ролью службы маркетинга в крупной корпорации, производящей потребительские товары. Поскольку основным «продуктом» вузов являются подготовленные им специалисты, постольку деятельность по содействию занятости выпускников является важнейшей задачей вузов.

Главная цель РМЦОУ – разработка и реализация научно обоснованных рекомендаций по созданию и развитию активных форм взаимодействия рынка труда и профессионально-образовательных услуг для установления долговременных взаимовыгодных связей между высшей школой и производственной сферой.

Основные задачи РМЦОУ:

      систематизация аналитических материалов о состоянии экономики и спросе рынка труда, разработка принципов и механизмов текущего и долгосрочного прогнозирования потребностей в кадрах в региональном, отраслевом и других аспектах;

      координация деятельности вузов по прогнозированию потребностей в кадрах, выработка общих рекомендаций для корректировки перечня специальностей и выпуска специалистов в соответствии с тенденциями развития экономики и рынка труда региона;

      обобщение имеющегося опыта установления связей высшей школы с производственной сферой, разработка концепции системы активного взаимодействия «вузы – рынок труда» для решения задач повышения кадрового потенциала региона.

Исходя из поставленной цели в соответствии с изложенными задачами в рамках единого комплексного подхода деятельность Центра строится на:

      установлении долговременных связей между вузами, комитетами администрации региона, представителями деловых кругов, ведущих предприятий и фирм различных форм собственности, заинтересованными общественными и другими организациями;

      создании разветвленной информационной сети с соответствующими банками данных и выходом в Интернет, объединяющей всех перечисленных выше участников;

      формировании единой политики во взаимовыгодном деловом партнерстве, консолидации совместных усилий на приоритетных направлениях, выработке и реализации общих подходов в адаптации системы образования к требованиям рынка труда.

Таким образом, функциями Центра являются: координация, мониторинг, внешние контакты, оказание научно-методической помощи вузовским центрам занятости.

Прогнозирование потребностей в кадрах на уровне отдельного вуза является важной составляющей в деле повышения конкурентоспособности и востребованности выпускников и, в конечном итоге, «работает» на повышение его престижа на рынке профессионально-образовательных услуг.

В методическом плане следует выделить три направления:

      долгосрочное прогнозирование (на срок 5-10 лет) с упором на выполнение федерального и регионального заказов на молодых специалистов;

      среднесрочное прогнозирование (на срок 3-5 лет) с организацией целевой подготовки на контрактной основе для предприятий – стратегических партнеров;

      краткосрочное планирование (на срок 1-2 года) по результатам гарантированных собеседований с представителями различных организаций по профилю вуза.

Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) реализация этих направлений строится на основе взаимодействия с управленческими структурами различного уровня, связанными с проблемами занятости выпускников, и установления деловых контактов с предприятиями, организациями и фирмами различных форм собственности, являющимися потенциальными потребителями выпускников университета. В этой связи разработана методика анкетирования, которая позволяет оценить качество подготовки молодых специалистов, выявить требования работодателей к выпускникам, а также желание предприятия сотрудничать в деле подготовки молодых специалистов. Анализ полученной информации позволил получить модель «идеального выпускника вуза», классифицировать предприятия с точки зрения потребности в специалистах, выделить стратегических партнеров и наладить контакты с ними.

При долгосрочном прогнозировании особое место в работе может занять взаимодействие не только с отдельными предприятиями, но и со структурами их объединяющими (ассоциациями, советами, союзами, объединениями, фондами и т. д.).

Среднесрочное прогнозирование с постановкой целевой подготовки осуществляется в соответствии с разработанными в университете организационными принципами взаимодействия с предприятиями, прежде всего со стратегическими партнерами. Типовой договор предусматривает всесторонние контакты по вопросам подготовки специалистов для конкретного предприятия и учитывает также финансовое взаимодействие субъектов договорных отношений. Детальное обсуждение условий договора с возможной коррекцией с учетом требований и потребностей позволяет также оценить прогнозируемое изменение потребителей рынка труда.

Краткосрочное планирование предусматривает проведение гарантированных собеседований работодателей со студентами. Такие собеседования проводятся за 1-2 года до окончания студентами университета. Поиск предприятий, заинтересованных в молодых специалистах, может проводиться совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Приморскому краю. Кроме того, хорошо зарекомендовали себя проводимые в вузах «Дни карьеры», «Дни компании», во время которых будущие выпускники проходят собеседование с возможными работодателями. Как показывает наш опыт, эти мероприятия целесообразно проводить на старших курсах, когда есть время скорректировать подготовку студента в соответствии с требованиями работодателя. При необходимости следует вводить индивидуальные учебные планы подготовки студентов, затраты на которые могут производиться за счет предприятия-заказчика. Для выпускников всех специальностей должны организовываться ярмарки вакансий, встречи с представителями компаний, предприятий и организаций. Методическое обеспечение подобных мероприятий может быть разработано РМЦОУ. Результат проводимых, например, во ВГУЭС, мероприятий состоит в том, что более 50% студентов имеют гарантированное место преддипломной практики с последующим трудоустройством, университет систематически получает информацию о специфике деятельности предприятий, следовательно, и о рынке труда, его изменении для выпускников.

Таким образом, прогнозирование потребностей в кадрах, прежде всего молодых специалистов, на современном этапе представляется одной из важнейших проблем экономики как в плане развития научно-технического потенциала региона, так и с позиций совершенствования деятельности вузов в условиях рыночных отношений. Оптимальным решением этой проблемы может стать создание и эффективное функционирование Регионального маркетингового центра образовательных услуг, основными этапами деятельности которого должны быть:

      - разработка принципов и методологии исследования рынка труда с учетом специфики развития экономики региона;

      организация сотрудничества с Департаментом ФГСЗН по Приморскому краю и другими заинтересованными органами, занимающимися вопросами анализа и прогнозирования потребности в специалистах;

      установление партнерских связей с организациями различных форм собственности, проведение анализа тенденций и развития с точки зрения кадрового потенциала, выявление текущего и стратегического прогнозирования потребностей в специалистах;

      организация и проведение мероприятий с участием представителей промышленных и деловых кругов с выработкой общей стратегии в адаптации системы подготовки специалистов к требованиям рынка;

      разработка и внедрение информационных систем с использованием компьютерных технологий для формирования базы данных о запросах рынка труда;

      разработка принципов взаимодействия «вуз – предприятие» (объединение предприятий) с целью активного воздействия на кадровую политику предприятий региона для решения поставленных задач на уровне современных требований.

 

Список литературы

 

1.    Богдан Н. Н. Причины и проявления кризиса трудовой мотивации в Дальневосточном регионе // Проблемы адаптации молодежи к рынку труда: Сб. материалов / Н. Н. Богдан. Владивосток, 2003. 14 с.

2.    Аналитический доклад о деятельности Службы занятости населения за 2003 год: Отчет Департамента ФГСЗН по Приморскому краю. Владивосток, 2004. 142 с.

3.    Рассудов Л. Н. Прогнозирование потребности в специалистах на базе региональных центров содействия трудоустройству и занятости // Роль и место центров занятости и трудоустройству выпускников УПО в федеральной системе занятости: Материалы школы-семинара / Л. Н. Рассудов. М., 2002. 71 с.

4.    Зборовский Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда /
Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социс. 2003. №4.

5.    Багдасарьян Н. Г. Послевузовские ожидания студенческой молодежи / Н. Г.Багдасарьян, А. А. Немцов // Социс. 2003. №6.