Рынок труда:
от обучения к непрерывному образованию

В. В. Лукин

доктор педагогических наук, профессор,
директор Балашихинского ЦЗН, Московской области

В. В. Лукин

Аспирант государственного университета управления, г Москва

Очевидно, что в XXI веке научно-технический прогресс становится одной из главных предпосылок устойчивого развития общества. Уже более 12 лет мы строим «цивилизованное общество», и все это время в стране идут споры о путях обновления образования. Дискуссии носят порой жесткий, бескомпромиссный характер. Это и понятно, ибо с образованием связана практически каждая семья. Учительство всегда было передовым отрядом общества, а развитие общества всегда шло через образование. Многое уже состоялось: либерализация цен, приватизация, воплощение адекватных новым реалиям законодательных инициатив и т. д. Разбалансированность российского рынка труда и образования становится все более серьезным тормозом, мешающим развитию отечественной экономики. А без полноценного равновесия между спросом на качественных работников и предложением достойной рабочей силы никакие амбициозные планы не выполнимы.

Главное, сказал В. В. Путин в Послании Федеральному собранию, –«результативность сферы образования сегодня следует измерять по показателям качества образования, его доступности и соответствия потребностям рынка труда». По существу, на смену концепции расширения объема знаний приходит концепция их обновления и углубления в течение всего периода профессиональной деятельности.

 Если в пошлые десятилетия обучение (общее и профессиональное образование) было направлено на то, чтобы готовить человека к трудовой жизни, то теперь, как свидетельствует практика, основной акцент должен быть сделан на подготовке работника к необходимости учиться всю жизнь. Из этой очевидной и бесспорной позиции вытекает вполне определенная стратегия образования: необходимо предоставить всем учащимся как можно больше возможностей для самостоятельного осмысления жизни. Сейчас не только продекларирована эта мысль, но и предоставлен инструмент для этого осмысления – это профилизация образования. Переход к рынку негативно отразился, прежде всего на молодежи, на ее отношении к труду. Молодым хочется всего и сразу. Но так не бывает. Отсюда разочарования, раздражительность. В этих условиях целенаправленная и систематическая работа по профессиональному и личностному самоопределению молодежи может реально снизить социально-экономическую напряженность на рынке труда благодаря тому, что учащиеся, которые придут на рынок труда, выберут свою профессию с учетом не только своих интересов и склонностей, но и требований рынка труда.

Управленческая деятельность на рынке труда, осуществляемая службой занятости населения, имеет специфические отличия, свойственные управлению общественными процессами в целом, и собственные характерные черты, связанные с двунаправленностью этой деятельности: с одной стороны, ЦЗН непосредственно контактирует с социальными структурами (организациями и учреждениями), с другой стороны, – с конкретными личностями, выступающими одновременно как рабочая сила и как конкретный человек со своими индивидуальными качествами и запросами. Таким образом, работа сотрудников ЦЗН включает как социальную (объективную), так и психологическую (субъективную) составляющие, каждая из которых имеет присущие только ей специфические черты. Информационное обеспечение управления рынком труда учитывает отмеченные особенности и позволяет использовать как объективную, так и субъективную информацию.

Сегодня, как это ни парадоксально, в определенной степени дестабилизатором ситуации является рынок образовательных услуг.

В чем самая большая системная ошибка нашего нынешнего профессионального образования? Корень зла, на мой взгляд, в разрыве прямой и обратной связи между рынком квалификационно-профессиональных услуг и запросами работодателя. Человеку предлагается масса профессий, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую его востребованность по полученной специальности. Очевидна необходимость прогнозирования квалификационно-профессиональной структуры рабочей силы как в целом по стране, так и по регионам. Отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, обостряет проблему трудоустройства людей. В настоящее время не заполняется каждое четвертое рабочее место. За последние три года количество вакансий в Московской области выросло более чем в 3,5 раза. При этом в промышленности основная часть незаполненных вакансий предназначена для рабочих. В области на долю рабочих профессий приходится 77% вакансий, ИТР – 7%, служащим – 6%.

Учитывают ли наши профессиональные учебные заведения сегодняшние реалии рынка труда, его «социальный заказ», однозначно скажу – нет.

Несмотря на активизацию усилий всех участников кадрового рынка (вузы, ссузы, ПТУ, ИПК и др.), система воспроизводства кадров до сих пор не создана.

В системе органов Минобразования и науки России продолжается подготовка кадров без учета реально складывающейся ситуации на региональных рынках труда. Качество обучения в вузах никем не контролируется. Результат: критерии оценки образования размываются, главным становится получение не знаний, а «корочки». В настоящее время 40% выпускников высших учебных заведений не могут трудоустроиться по полученной профессии (специальности).

Ситуация со средним профессиональным образованием еще хуже. С государственной позиции деятельность ПТУ рассматривается как социальная защита. В качестве основного аргумента в рассуждениях о судьбах профессионального образования выдвигаются рассказы о социально незащищенных детях, бесплатном питании и денежном вознаграждении за практику. Вопросы профессиональной подготовки уходят на второй план. Однако пока среднее профессиональное образование рассматривается в рамках социальной защиты, не стоит ждать притока рабочих кадров на производство. Определенная работа началась в Москве и области: объединение ПТУ и техникумов в колледжи. Что это даст, покажет время.

Государственного контроля за балансом трудовых ресурсов в стране нет. Каждый раз вырывается какой-то пласт, начинается очередная кампания (например: сейчас – бедность населения, профилизация образования), постепенно сходящая на нет. И все. Системное видение в этом социальном ракурсе на уровне государства, к сожалению, отсутствует, никаких серьезных прогностических исследований не проводится. Вот и получается – избыток вакансий по рабочим специальностям и большое количество ищущих работу с вузовскими дипломами.

Если хотим быть современным государством, необходимо четко определить свои национальные интересы, на которые в своем развитии мы должны ориентироваться.

Что нам надо, в чем мы сильнее, в чем наши мировые конкурентные преимущества? Прежде всего, в образовательном уровне граждан. До сих пор он является одним из высоких в мире. При грамотном использовании этот потенциал может и должен быть превращен в капитал. Наиболее реальным это представляется в связи с использованием информационных технологий. Но для того, чтобы добиться хороших результатов, нужны внятная стратегия развития и серьезные усилия по радикальному изменению как общих подходов к экономике, так и в первую очередь к реформе системы профессионального образования в широком смысле слова.

Системное видение в этом социальном ракурсе на уровне государства, к сожалению, отсутствует, никаких серьезных прогностических исследований не проводится. Есть разрозненные результаты исследований, проведенных на инициативной основе. Обобщение же их – масштабная государственная задача, требующая объединенных усилий. Чтобы справиться с ней, нужна политическая воля. Государственная образовательная и кадровая политика, на наш взгляд, должна определяться позициями трех министерств – здравоохранения и социального развития, образования и науки, экономического развития и торговли. Пока единая государственная программа в сфере образования и занятости населения отсутствует. Связано это, во-первых, с низким уровнем развития теоретических основ государственной кадровой политики и их востребованностью практикой; во-вторых, с недостаточной степенью доверия к разработкам в области кадровой политики, доминированием старых стереотипов работы с кадрами; в-третьих, с состоянием правовой основы трудовой деятельности и низкой эффективностью кадровых технологий, применяемых в практике управления персоналом на предприятиях и в организациях.

И встает извечный российский вопрос. Что делать?

Процессом надо управлять исходя из общенациональной стратегии, необходимость в которой делается все настоятельнее, но вначале необходимо ответить на три вопроса:

1.    Где мы находимся (в каком состоянии человеческие ресурсы) в настоящее время?

2.    Куда, в каком направлении мы хотим двигаться?

3.    Как мы собираемся сделать это?

В связи с этим хотелось бы высказать ряд предложений.

Первое. Сегодня важно исправить ошибки и осмыслить идеологию будущего развития общества. Рыночные отношения будут успешно функционировать только тогда, когда станет возможным соединить, увязать и использовать четыре вида ресурсов: человеческие, информационные, финансовые и материальные и на основании этого обозначить тот минимум социально-экономических мер, без которого невозможно эффективное движение вперед. Эти тенденции и взаимосвязи в общественно-экономических процессах носят фундаментальный характер, поэтому их необходимо учитывать при разработке стратегии развития района, области и страны на перспективу.

Второе. Основной задачей государственной важности должна стать разработка и реализация программы единой образовательной и кадровой политики, основанной на формировании информационной базы данных о состоянии спроса и предложения на рынке труда, отслеживание текущего состояния рынка труда и образования в режиме реального времени и оперативное принятие решений о происходящих процессах по вертикалям управленческих структур.

Третье. Назрела необходимость создания системы комплексной, профессиональной ориентации и психологической поддержки. Оплачивая образование человека, государство вправе ожидать отдачи. Оптимальным было бы акционирование государственных ПТУ.

Четвертое. Необходимо создавать учебно-отраслевые комплексы: «школа – профессиональное училище – колледж – вуз – предприятие». Кроме повышения возможностей материальной базы, интегрирование возможностей этих структур окажет благоприятное влияние психологического характера.

Пятое. Необходимо, чтобы служба занятости населения стала координатором рынка труда, что будет способствовать не только пониманию, но и наглядному представлению единства образовательной и кадровой политики, конечного продукта управления человеческими ресурсами.

Таким образом, основная проблема кадрового дефицита – в исчерпанности существующих кадров, трудности набора подготовленных специалистов и отсутствие программы единой образовательной и кадровой политики, т.е. программы «от обучения, к непрерывному образованию». Уже давно пора всем – и чиновникам, и работодателям, и руководителям профессиональных учебных заведений понять и признать, что условия рынка труда требуют качественно нового трудоспособного человека. Сегодня рынком труда командует гражданин, ищущий работу, – человек, обладающий квалификацией и способный учиться всю жизнь.

Прогрессом надо управлять. Необходимо создать государственную систему управления человеческими ресурсами. На наш взгляд, она должна иметь:

      педагогическую направленность всей структуры обучения, подготовки, переподготовки кадров, обеспечивающей приоритетность получения знаний на основе информационных технологий и потребностей рынка труда;

      аналитический характер, так как в эпоху информации особую ценность приобретает так называемый работник знания, т. е. профессионал, для которого информация и знания являются новым сырьем и продуктом его деятельности;

системность, т. е. системообразующая роль единства образовательной и кадровой политики в процессах воспроизводства и управления человеческими ресурсами, в познании причинно-следственных зависимостей социального развития общества, даст возможность сделать движение по выбранному пути наиболее эффективным, своевременно определить и устранить «узкие» места.

Безусловно, в ближайшие годы основной проблемой станет занятость. Нам придется преодолеть острый кризис на рынке труда, которого не избежать, если не строить развитие общества, используя четыре вида ресурсов: человеческие, информационные, финансовые и технологические. Именно поэтому сегодня наступает время для разработки и реализации государственной образовательной и кадровой политики. Существующие алгоритмы и методики малоприемлемы, поскольку с одной стороны, за исходную точку берется предположение о потенциальном наличии кадров и толп желающих и умеющих работать соискателей. А их, напомним, просто нет. С другой стороны, методики разработки кадровой политики, ориентированные на стабильную ситуацию, не дают ответа на вопрос о решении существующих сегодня проблем.

Да, потребуются огромные государственные средства, специальная федеральная программа. Ее уже сейчас надо разрабатывать, не дожидаясь, когда грянет гром. Задачу развития человеческих ресурсов необходимо поставить в один ряд с такими важнейшими программами, как обновление основных фондов, техническое перевооружение, достижение постоянного качества отечественной продукции и снижение ее себестоимости. Нужен административный ресурс для объединения талантливых ученых и специалистов, способных осуществить задуманное. Это и есть «социальный заказ». Ввиду непринятия радикальных мер на рынке труда уже возникли два кризиса: с одной стороны, некому работать, с другой – безработица стала весьма высокой. Поэтому при выборе приоритетов на ближайшие годы управление человеческими ресурсами следует выделить в первую очередь. Нужны не изолированные мероприятия, сколько бы радикальными они не казались, а осуществление системной государственной политики социального развития. Основы образовательной и кадровой политики, ее идеологию, качественные параметры должно определять государство, оно же должно твердо держать в своих руках сертификацию, аттестацию и контроль. Это стратегически важный вопрос. В конечном счете экономическое развитие любой страны зависит от стратегии государства в области образования и кадровой политики.