Профессиональное обучение безработных граждан
и незанятого населения в Курской области

А. В. Певень

Руководитель Департамента ФГСЗН по Курской области, г. Курск
fgszn@sovtest.ru

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения является важным фактором активной политики содействия занятости населения и вносит свой весомый вклад в развитие рыночной экономики, повышение качества кадрового потенциала, обеспечение занятости. Это обусловлено рядом причин.

Система профессионального образования, которая развивалась в условиях централизованного планирования и высокой степени занятости населения, еще медленно перестраивается в соответствии с новыми требованиями.

Учреждения профессионального образования недостаточно гибко реагируют на приведение структуры, объемов, профилей, уровня подготовки кадров к требованиям рыночной экономики.

Значительное количество выпускников 9-11 классов общеобразовательных школ попадает на рынок труда, не имея профессии или специальности.

Качество подготовки определенной части выпускников учреждений профессионального образования не отвечает требованиям производства.

Система внутрифирменного профессионального обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки) персонала в 90-е годы прошлого столетия была практически разрушена и только теперь начинает возрождаться.

Исходя из опыта работы службы занятости Курской области, как и других регионов, можно сказать, что численность безработных граждан, имеющих высокий уровень профессиональной квалификации, имеет тенденцию к сокращению, одновременно растет уровень безработицы среди лиц, не имеющих профессии, специальности.

Все это означает, что на рынок труда попадает рабочая сила либо не пользующаяся спросом, либо не способная выдержать конкуренцию.

Поэтому в современном мире возрастает роль профессионального образования и переподготовки кадров как важнейших факторов формирования нового качества не только рабочей силы, но и экономики в целом. Одним из основных направлений повышения качества рабочей силы является комплексное развитие и совершенствование профессионального обучения (профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка) безработных граждан и незанятого населения.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения является составной частью системы непрерывного образования и вместе с тем имеет свою специфику.

Она обусловлена:

      конъюнктурой рынка труда и необходимостью гибкого реагирования на его изменения;

      мотивацией клиентов службы занятости к обучению, росту профессионализма, стремлению к поиску работы (доходного занятия);

      требованиями работодателей к уровню квалификации кадров, их профессиональной компетентности, личным качествам;

      различным качественным составом обучаемых по возрасту, полу, уровню общего и профессионального образования;

      сравнительной краткосрочностью и интенсивностью обучения, его практической направленностью.

В связи с этим динамика рыночных отношений обусловливает создание условий для более эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных и незанятых граждан как одного из направлений содействия их трудоустройству.

Совершенствование системы профессионального обучения безработных граждан должно быть направлено на выполнение широких социально-экономических функций – овладение профессией (специальностью) как средством защиты от безработицы, развитие трудового потенциала страны, воспроизводство рабочей силы необходимой квалификации.

В связи с осуществлением реструктурирования отдельных отраслей, закрытием и перепрофилированием предприятий возрастут масштабы высвобождения и, следовательно, переподготовки кадров.

Увеличение объемов переподготовки кадров потребует более широкого использования для этих целей материальной базы существующих учебных заведений, а также развития новых форм переподготовки кадров на предприятиях.

Обучение высвобождаемых работников и незанятого населения должно строиться на комплексном использовании существующих государственных и негосударственных образовательных учреждений, их конкурсном отборе с учетом внедрения новых технологий обучения, наличия высококвалифицированных педагогических кадров.

Профессиональное обучение безработных граждан, являясь частью непрерывного профессионального образования, должно не отставать по своему качеству, технологичности и мобильности от профессионального обучения в широком смысле, а также опережать его в силу того, что сроки обучения очень малы и процесс получения знаний должен быть интенсивным. Это требует определенных финансовых затрат, позволяющих учебным заведениям использовать современные технологии обучения, активные обучающие методы.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения должно осуществляться с учетом образовательных стандартов и работодателей.

Основой повышения потенциала трудоустройства и уровня занятости различных групп населения является высокий уровень их профессиональной подготовки и, как следствие, конкурентоспособности на рынке труда.

Проблема обучения и переобучения безработных достаточно всеобъемлюща, и в промышленно развитых странах ей уделяется большое внимание, поскольку безработные, особенно длительно неработающие, представляют собой социально «взрывоопасную» социальную группу населения. Кроме того (и это, вероятно, главное), правительства этих стран проявляют определенное беспокойство по поводу воспроизводства человеческих ресурсов, повышения качества рабочей силы в связи с технологическими изменениями, всеобщей информатизацией, что диктует необходимость иметь хорошо обученную и подготовленную рабочую силу, способную эффективно работать в будущем. И основную заботу вызывают в этом смысле рабочие среднего возраста, потерявшие работу в результате закрытия своих предприятий по тем или иным причинам. Именно они составляют от 10 до 20% всех безработных.

Анализ работы зарубежных стран по организации профессионального обучения безработных граждан показал наличие форм и направлений, подобных существующим у нас в стране.

В первую очередь, это два основных пути обучения и переподготовки безработных: государственные программы, осуществляемые под контролем тех или иных правительственных и государственных органов, и внутрифирменное обучение и переобучение чаще всего своих же собственных работников, уволенных или подлежащих к увольнению по каким-то причинам.

В рамках государственных программ организованы курсы по переподготовке взрослого населения. Современные программы и технические средства обучения делают процесс переподготовки весьма интенсивным, а самое главное – позволяют учитывать личные особенности каждого обучаемого, его желание заниматься той или иной работой в будущем.

Большинство курсов открыто на основе соглашений с конкурентоспособными работодателями для подготовки необходимых им специалистов, то есть по востребованным рынком труда профессиям, часть курсов ориентирована на общий рынок рабочей силы в стране, а также созданы учебные комплексы на основе собственной инициативы обучающихся там граждан.

С учетом того, что создание новых рабочих мест будет обеспечиваться за счет ускоренного развития частного сектора в сфере производства, услуг и коммерции, предусмотрена возможность соответствующего переобучения безработных, желающих стать предпринимателями.

В последнее время наблюдается количественный рост инициатив и проектов в области обучения и переобучения для взрослого населения и более широкого представления профориентационной помощи именно долговременно безработным. Что касается системы финансирования профобучения безработных граждан, то за рубежом она имеет как государственные, так и негосударственные источники, а также открыта для привлечения к участию представителей бизнеса. Причем на государственном уровне к этой проблеме привлечен ряд министерств и ведомств.

Работа Департамента ФГСЗН по Курской области по организации профессионального обучения безработных и незанятых граждан в области строится с учетом международного опыта в этом направлении, а также анализа и прогноза социально-экономической сферы Курской области. В частности, учитываются такие ключевые проблемы, как:

      недостаточная адаптированность системы образования к требованиям рынка труда в части перспектив спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе и, как следствие, профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения на рынке труда;

      сокращение объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве, отсутствие опережающего обучения персонала;

      низкая конкурентоспособность ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов и других);

      высокий уровень женской безработицы;

      увеличение среди обращающихся в поиске работы доли граждан, не приступавших к трудовой деятельности или не имеющих профессии.

Анализ работы Департамента ФГСЗН по Курской области по организации профессионального обучения безработных и незанятых граждан за 2001-2003 гг., а также за истекший период 2004 г. показал следующее.

Наблюдается снижение численности безработных, направленных на профессиональное обучение. Главная причина этого – сокращение объемов финансирования данного направления активной политики занятости. Если в 2001 г. из федерального бюджета было выделено на профессиональное обучение 10053600 рублей, то в 2002 г. и 2003 г. – 4000000 и 4200000 рублей соответственно. В 2004 г. согласно контрольному показателю для обучения 1132 человек планируется выделить из федерального бюджета 4900000 рублей (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Финансирование программы "Профессиональное обучение"

 

Тем не менее нужно отметить, что за эти годы остается высокой эффективность профессионального обучения безработных и незанятых граждан по направлению службы занятости области (табл. 2). Об этом свидетельствуют ежегодный рост показателей трудоустройства после обучения (2001 г. – 80% от количества закончивших обучение, 2002 г. – 92%, 2003 г. – 94%), незначительный уровень отчисленных (в среднем 3% от количества направленных на обучение). Кроме того, в 2003 г., по сравнению с двумя предыдущими годами, наметилась тенденция к сокращению количества граждан, повторно признанных безработными по завершению обучения: 2,5 против 3,5% и 3%. Это говорит о том, что в центрах занятости стало уделяться больше внимания качеству профессионального отбора кандидатов на обучение.

Таблица 2

Численность граждан, проходивших профессиональное обучение
по направлению
службы занятости, человек

Год

Направлено
на профобучение

Отчислено до окончания обучения

Закончили обучение

Трудоустроено после окончания обучения

Повторно
признаны безработными из числа закончивших
обучение

2001

2635

62

2589

2073

91

2002

1420

41

2081*

1919

62

2003

1434

44

1398

1308

36

* – с учетом переходящего контингента 2000 г.

 

Безработным гражданам, исходя из потребностей рынка труда, требований работодателей, учета их индивидуальных интересов и профессиональных склонностей, службой занятости области предоставляются самые разнообразные образовательные услуги: от профессиональной подготовки (первоначального обучения) до повышения квалификации по различным профессиям и специальностям.

При сравнении количества направленных по каждому виду профобучения видно, что основная масса – граждане, проходящие профессиональную переподготовку.

За 2003 г. этот показатель составил 65,3%, что примерно на 10% выше соответствующих показателей двух предыдущих лет. Снизилось количество лиц, которые по направлению службы занятости получили профессию впервые. Их было 248 человек (18% от общего количества прошедших обучение против 27% в 2001 и 2002 гг.). Это логично, так как необходимо, чтобы молодые люди, а именно они здесь составляют большинство, должны получить профессиональное образование до выхода на рынок труда.

Невелики объемы обучения безработных и незанятых граждан вторым (смежным) профессиям, а также повышения их квалификации (около 10%), хотя эти виды профобучения наиболее перспективны. Гораздо вероятнее трудоустройство граждан, имеющих базовое образование и повысивших квалификацию по нему или получивших дополнительные умения и навыки по смежной профессии.

При направлении на профобучение учитывается специфика различных социально-демографических групп населения, в том числе приоритетное право отдавалось гражданам из социально незащищенных категорий.

Заметным фактором, определяющим ситуацию на рынке труда, является насыщение его молодежью. В 2003 г. районные и городские центры занятости направили на обучение 892 человека из числа безработной молодежи в возрасте 16-29 лет, что составило 62% от общего количества направленных. Примерно такой же показатель был в 2001-2002 гг. За 8 месяцев текущего года 775 юношей и девушек (66%) получили направление районных и городских центров занятости на профобучение. Особую тревогу вызывают подростки в возрасте 16-17 лет. Необходимо, чтобы до начала трудовой деятельности они получили профессиональную подготовку. Практический опыт показал, что курсовая подготовка в данном случае, которую может осуществлять служба занятости, не дает положительных результатов, так как за короткий срок молодые люди, не имеющие ни практических навыков, ни жизненного опыта, не могут освоить специальность для дальнейшего трудоустройства.

Учитывая эти обстоятельства, в соответствии с совместным приказом Департамента ФГСЗН по Курской области и Комитета образования Курской области от 28.05.2002 г. №01-57/461 была организована работа по направлению на профобучение безработной молодежи в учреждения начального профессионального образования за счет средств федерального бюджета. С этой целью в профессиональных училищах и лицеях области установлена 5% квота от планового задания по приему безработной и незанятой молодежи, не имеющей профессиональной подготовки. Следует заметить, что за период 2001-2003 гг. количество граждан, направленных на обучение в счет 5% квоты, росло. В 1999 г. таковых было 5 человек, в 2000 г. – 8 человек, в 2001 г. – 28 человек, в 2002 г. – 48 человек, в 2003 г. – 80 человек. К сожалению, в 2004 г. данный показатель снизился по сравнению с 2003 г. на 32% и составил лишь 54 человека. Одна из причин этого – сложное финансовое положение учреждений начального профессионального образования в связи с ожидаемым переводом их финансирования на региональный уровень (рис. 2).

 

Рис. 2. Динамика численности граждан из числа безработной и незанятой
молодежи, направленных на профобучение в учреждения начального
профессионального
образования за счет средств федерального бюджета
(5% квота)

Во исполнение п.1.2.4. приказа Минтруда России от 19.02.02 №23 и в рамках Программы «Социально-профессиональная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований и органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» на 2002-2005 гг. с 2002 г. ведется работа по направлению на профессиональное обучение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В результате за период 2001 г. – 8 месяцев 2004 г. 92 человека, относящихся к этим категориям безработных, были направлены на обучение районными и городскими центрами занятости по таким профессиям, как «водитель автомобиля», «каменщик», «программист», «секретарь-референт», «частный охранник» и др.

В рамках двустороннего соглашения продолжалось сотрудничество Департамента ФГСЗН по Курской области с военным комиссариатом Курской области по обучению молодежи допризывного возраста военно-учетным специальностям. На курсы по подготовке водителей из числа безработной молодежи, подлежащей призыву в ряды Вооруженных сил РФ, направлены 112 человек – в 2002 г., 166 человек – в 2003 г. В 2004 г. уже направлено на обучение 187 призывников. При отборе кандидатов на обучение учитывалось в первую очередь их социальное положение – как правило, это юноши из малообеспеченных и неполных семей.

Другая категория граждан, требующая особого внимания, – инвалиды, имеющие показания к труду. Процентное соотношение численности граждан этой категории к общему количеству направленных на профессиональное обучение возросло. Если за 2002 г. этот показатель составил 2,4%, или 35 человек, то за 2003 г. – 3%, или 44 человека. За 8 месяцев 2004 г. направлено на профобучение 34 инвалида (3%). Их обучение было организовано по 12 профессиям и специальностям: «бухгалтер», «портной», «парикмахер», «программист», «лифтер», «оператор котельной», «обойщик мебели» и т. д.

Самой многочисленной социальной группой на рынке труда являются женщины. Согласно официальной статистике за 2003 г., из общего числа безработных они составляли 38,7%. Опыт работы показывает, что этой категории населения гораздо труднее найти работу, чем мужчинам. Одной из мер обеспечения женской занятости является повышение конкурентоспособности безработных женщин на рынке труда через обучение специальностям, пользующимся спросом у работодателей, или для организации индивидуальной предпринимательской деятельности. Так, в 2003 г. направлены на обучение 1001 женщина, или 72% от общего количества направленных, за 8 месяцев 2004 г. – 768 женщин (66%). Причем 80% из них остановили свой выбор на рабочих профессиях, таких как «маляр-штукатур», «парикмахер», «продавец-кассир», «оператор котельной» и др. (рис. 3).

По причине отсутствия подведомственного учебного центра для профобучения безработных граждан и незанятого населения используется образовательная сеть области, представленная учреждениями различных уровней, форм и видов собственности. Департамент сотрудничает по оказанию образовательных услуг безработным гражданам с 24 образовательными учреждениями и предприятиями.

 

Рис. 3. Распределение учебных заведений, на базе которых безработные
граждане проходили профессиональное обучение в 2003 г.

 

 

Наблюдается резкое сокращение профессий и специальностей, по которым велось обучение безработных и незанятых граждан: в 2001 г. подобный перечень насчитывал 82 наименования, в 2002 г. – 71 наименование, а в 2003 г. – 38 наименований. Причина подобного сокращения, а также уменьшения сроков обучения и дезынтеграции ряда программ – как дефицит финансовых средств, выделяемых на профессиональное обучение, так и увеличение сроков обучения по всем профессиям согласно Перечню профессий профессиональной подготовки, утвержденному приказом Минобразования РФ №3477 от 29.10.2001 г.

В таблице 2 приведены профессии и специальности, пользующиеся наибольшим спросом у безработных и незанятых граждан.

 

 

 

Таблица 2

Перечень профессий и специальностей,
пользующихся наибольшим спросом у безработных и незанятых граждан

Наименование профессии
(специальности)

Квалификация,
разряд

Доля в общем
количестве направленных на обучение (%)

Оператор электронно-вычислительных машин

2-3разряд

29,8

Бухгалтер

 

16,8

Водитель автомобиля

кат. B,C; С; D;

11,2

Парикмахер-универсал

3,4 разряд

5,5

Продавец-кассир

3 разряд

5,0

Секретарь-референт

 

3,8

 

Следует отметить, что организация профессионального обучения безработных граждан осуществляется под конкретные рабочие места с последующим трудоустройством на договорных условиях с работодателями. Уровень трудоустройства по завершении обучения на сегодняшний день составляет 92%. Причем 90% – по профессии или специальности, полученной в результате профессионального обучения по направлению службы занятости.

В связи с острой нехваткой финансовых средств Департамент изыскивает дополнительные источники финансирования профобучения безработных и незанятых граждан.

В 2003 г. из областного бюджета было выделено 436000 рублей, что позволило обучить 117 человек из числа безработной молодежи. В 2004 г. планируется выделить 620000 рублей, что позволит оплатить обучение 112 человек. Надо отметить, что в 2002 г. объем средств, выделенных из данного источника финансирования, составлял всего лишь 80000 рублей. Это свидетельствует о том, что проблемам занятости с каждым годом уделяется больше внимания со стороны органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Другой дополнительный источник финансирования профобучения безработных и незанятых граждан – средства работодателей. К тому же в результате подобного варианта профобучения слушатель трудоустраивается по полученной профессии или специальности на предприятии, за счет средств которого он обучался.

В целях дальнейшего развития системы профессионального обучения, повышения качества, эффективности обучения, а также роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда Департаментом ФГСЗН по Курской области будут использованы как традиционные, так и инновационные направления и формы работы.

В первую очередь, это возрастание роли работодателей в определении стратегии, направлений и форм профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям, требующимся на рынке труда и соответствующим заявкам работодателей под гарантированное трудоустройство.

Помимо этого:

·       развитие качества рабочей силы посредством создания эффективного механизма социального партнерства службы занятости населения области, органов исполнительной власти, образовательных учреждений, работодателей и профсоюзных организаций;

·       повышение статуса профессионального обучения как преобладающего инструментария обеспечения социальной защищенности граждан на рынке труда;

·       внедрение в профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения инновационных социальных и педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества учебного процесса и конкурентоспособность граждан на рынке труда.

Использование данных форм и направлений работы позволит значительно поднять уровень профессионального обучения безработных, создать условия для сокращения безработицы в регионе, повысить качество рабочей силы, обеспечить занятость граждан.

 

Список литературы

 

1.    Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения Российской Федерации» от 22.06.99 г. (с изменениями и дополнениями от 31.05.01 г. от 4121-ВР).

2.    Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.00 г. №3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» (в редакции постановления Минтруда России №17, Минобразования России №1 от 8.02.01 г.).

3.    Кязимов К. Г. Безработица и пути повышения качества рабочей силы на рынке труда / К. Г. Кязимов. М.: Академия профессионального образования. 2001.

4.    Кязимов К. Г. Требования рынка труда к качеству рабочей силы. Методические рекомендации / К. Г. Кязимов/ М.: ВНПЦ профориентации и психологической поддержки населения, 2002.

5.    Кязимов К. Г. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг: Методические рекомендации / К. Г. Кязимов. М.: ВНПЦ профориентации и психологической поддержки населения, 2002.

6.    Назаренко В. М. Профессиональное обучение безработных граждан за рубежом / В. М. Назаренко // Профессиональное образование, 2003. №1.

7.    Рынок труда и политика занятости в Курской области / Департамент ФГСЗН по Курской области, 2004.

8.    Мониторинг регистрируемой безработицы в 2003 г. / Департамент ФГСЗН по Курской области, 2004.