Профориентационные и психологические технологии в деятельности территориального центра профессиональной ориентации молодежи
(Опыт работы Нижегородского городского центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации)

А. Д. Плакидин

Практический психолог, директор Нижегородского городского центра
профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки
населения, г. Нижний Новгород,
ngcpom@yandex.ru

Целями создания территориальных центров профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, подведомственных Минтруду России, являлись:

-      обеспечение конституционных прав человека в части профессионального выбора;

-      сокращение непроизводительных расходов личности и государства на профессиональное обучение и переобучение в связи с неверно выбранной профессией;

-      реализация государственной политики формирования, развития и использования человеческих ресурсов на закрепленной территории.

Семнадцатилетний опыт практической деятельности Нижегородского центра профориентации подтверждает актуальность сформулированных в середине восьмидесятых годов целей, острота которых в современных условиях возрастает. Возрастает спрос на профориентационные услуги и социально-психологическую поддержку в среде учащейся молодежи и среди других категорий населения.

Профессиональная ориентация есть начальное звено любого образовательного и трудового процесса. Согласно действующему на территории Российской Федерации «Положению», Центр профориентации молодежи направляет свою деятельность на школьную молодежь, учащихся и студентов профессиональных учебных заведений различных уровней, на другие категории населения.

В качестве одного из этапов профориентационного воздействия на школьников Центр профориентации использует прогнозирование профессиональных и учебных намерений выпускников школ, которое осуществляется совместно с Департаментом образования городской администрации. В начале учебного года методом анкетирования опрашиваются все учащиеся выпускных классов общеобразовательных школ города, что мотивирует выпускников на подготовку к профессиональному самоопределению. Единовременная обработка более 30 тысяч анкет позволяет определить контингенты учащихся, намеревающихся продолжить образование в десятом классе дневной или вечерней школы, в профессиональных учебных заведениях или курсовых комбинатах, а также выявить тех учащихся, которые по окончании учебы в школе будут искать работу и станут клиентами службы занятости.

Прогнозирование позволяет оценить профессиональные намерения выпускников школ в разрезе отраслей хозяйственного комплекса и тенденцию предполагаемого изменения профессиональной структуры человеческих ресурсов.

Материалы прогнозов используются департаментом образования, органами по труду, учреждениями федеральной службы занятости и другими департаментами администрации города для оценки предполагаемой профессиональной структуры человеческих ресурсов и планирования молодежной политики.

Анкетирование учащихся выпускных классов позволяет не только прогнозировать профессиональные и учебные намерения, но и выявить тех учащихся, которым необходима помощь психолога-профконсультанта в подготовке к профессиональному самоопределению, а также создать поток оптантов в Центр профориентации.

Оказание практической социально-психологической помощи учащейся молодежи и обеспечение гарантированных услуг осуществляются по общепринятой в системе территориальных Центров профориентации схеме, включающей в себя профориентационное консультирование и психологическую поддержку как в групповом, так и в индивидуальном порядке.

Ежегодно психолого-профориентационными услугами Центра профориентации пользуются свыше девяти тысяч учащихся общеобразовательных школ Нижнего Новгорода.

Согласованный с психологом-профконсультантом профессиональный выбор и выбор профессионального учебного заведения для большинства выпускников школ становится началом построения профессиональной карьеры.

Большой популярностью в среде выпускников общеобразовательных школ пользуются различного плана конкурсы, сочетающие игровой характер и социальную направленность. Мы используем конкурсы профориентационной направленности. Например, конкурс сочинений старшеклассников «Формула профессионального успеха» привлекает внимание широкого круга учащихся школ, их родителей, руководителей профессиональных учебных заведений, работодателей. Победители этого конкурса, как правило, имеют прекрасные перспективы получения профессионального образования.

Реализуя первичный план, выпускник школы в большинстве случаев становится учащимся или студентом профессионального учебного заведения и в ходе учебного процесса корректирует свои планы и продолжает строить профессиональную карьеру с прицелом на будущую трудовую деятельность.

Однако в последние годы проблема построения и реализации профессиональной карьеры, личностной и социальной адаптации в новых условиях труда и межличностных отношений крайне обостряется, особенно в студенческой среде и в среде учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования.

Такое положение дел вызвало появление приказа Министерства образования и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 октября 1999 г. № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных общеобразовательных учреждений и адаптации их к рынку труда».

Уже в начале 1999 г. Нижегородский Центр профориентации молодежи начал отрабатывать новые методы социально-психологической помощи студентам и выпускникам профессиональных учебных заведений.

Для того, чтобы восполнить пробелы учебно-воспитательного процесса, студентам и выпускникам вузов было предложено несколько вариантов семинаров-тренингов, направленных на освоение технологии построения и развития профессиональной карьеры, стратегии поиска работодателя и трудоустройства. Апробированы различные массовые мероприятия, такие как «Ярмарки» выпускников и студентов с привлечением к участию в них работодателей, широкого круга общественности и средств массовой информации, а также проведение конкурса среди студентов и выпускников вузов «Личность. Карьера. Успех», поддержанный ведущими предпринимателями города. В результате этих акций удалось осуществить организацию стажировок молодых специалистов и студентов выпускных курсов с последующим трудоустройством наиболее перспективных кандидатов на предприятия и в организации с устойчивым экономическим положением. Мы предполагаем дальнейшее развитие этой проблемной темы с отработкой методов оказания социально-психологической помощи студентам и молодым специалистам.

Решению молодежных проблем в определенной мере содействует выпуск иллюстрированного справочника «Лучшие выпускники Нижнего Новгорода» в рамках межведомственной программы «Интеллектуальные и профессиональные ресурсы Нижнего Новгорода». В процессе реализации этой программы привлекается внимание государственных, образовательных, общественных структур и работодателей к талантливым молодым людям – выпускникам различных учебных заведений города с тем, чтобы помочь им в построении карьеры, получении профессионального образования и последующем трудоустройстве. В рамках этой программы участники проекта получают психологическую поддержку в виде тренинговых занятий, например, «создание ситуации успеха на экзамене»

В процессе реализации региональных программ: «Программы содействия развитию персонала на производстве в Нижегородской области на 2000 – 2005 годы» и «Программы развития профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Нижегородской области 2000 – 2005 годы» нам удалось накопить определенный опыт в вопросах профессионального отбора, подбора и психологической оценки персонала.

В 2000-2003 гг. Нижегородский центр профориентации участвовал в российско-французском проекте по апробации, использованию и распространению технологии «Оценка профессиональной компетентности». В настоящее время эта технология успешно используется в работе с разными категориями населения.

В рамках научно-практической деятельности одного из ведущих направлений работы Центра ведется исследование по теме: «Профессиональная идентификация личности методом компьютерного моделирования». Эта задача является частным вопросом социологии труда в разделе побуждений субъекта к активной деятельности и заключается в отождествлении (идентификации) индивидуума с определенной группой специалистов, представляющих профессиональные качества требуемого уровня.

Задача решается осуществлением выбора из представленного заказчиком списка испытуемых таких кандидатов, личностные качества которых соответствуют заранее обусловленным параметрам. Особенности параметров определяются математическим множеством из образцового списка состоявшихся профессионалов в исследуемой профессии. Способ получения этих параметров основан на методе аналитического анализа, главная идея которого заключается в замене особенностей профессиональных ресурсов данного человека их динамической компьютерной моделью. После поэтапной сортировки упорядоченных данных испытуемых по условиям анализа («метод аналитического фильтра») получаем результат решения задачи в виде списка кандидатов, прошедших условия отбора.

Практическое использование данного метода позволяет выяснить дестабилизирующие факторы личности кандидатов в конкретной профессиональной деятельности и оценить временной уровень этих факторов.

Этот метод был апробирован на выборке выпускников Нижегородского технического университета, направленных на предприятия автомобильной промышленности, и на выпускниках Нижегородской архитектурной академии и дал положительные результаты. В настоящее время продолжаются работы по уточнению и опытной эксплуатации задачи методом компьютерного моделирования.

На основании проведенных работ и выполнения необходимых условий в апреле 2003 г. этот метод был сертифицирован Всероссийским научно-практическим центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения и получил название «Метод математического моделирования системных циклов».

Накоплен большой опыт работы по определению профессиональной пригодности личности к операторским профессиям на примере водителей авто – и электротранспорта. Определение профессиональной пригодности на основе изучения психологических и психофизиологических характеристик позволяет путем профессионального отбора водителей значительно снизить травматизм, количество дорожно-транспортных происшествий и материальный ущерб от них. Автотранспортные предприятия и предприятия электротранспорта все чаще обращаются в Центр профориентации молодежи за помощью по отбору водителей.

Специалистами Центра в содружестве с инженерами-радиоэлектрониками оборонных предприятий в течение нескольких лет велись разработки в области создания новых психодиагностических приборов, используемых в целях профессиональной ориентации и профессионального отбора персонала. Некоторые особенности личности, такие, как координация движений, устойчивость кистей рук, свойства нервной системы имеют основополагающее значение в целом ряде профессий и не могут быть выявлены с помощью имеющихся компьютерных технологий. Поэтому потребовались специальные приборы, которые снабжены современными датчиками и другими устройствами. Наиболее известной разработкой является портативный психодиагностический прибор «Фотон – М», который широко используется департаментами федеральной службы занятости России и Украины, в некоторых территориальных центрах профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Киевском НИИ психологии, психодиагностических лабораториях МВД и ФСБ. «Фотон – М» включает в себя более 20 методик и может работать как в автономном режиме, так и подключаться к современным персональным ЭВМ. Программы приборов «Фотон – 4М» и «Фотон – 5М» позволяют производить автоматизированный отбор более чем по 50 профессиям и определить степень профессиональной пригодности личности к ним.

Очередная разработка – психодиагностический прибор «Биотест», предназначенный для экспресс-диагностики в полевых условиях. Он позволяет оценивать интеллектуальную и физическую активность человека, концентрированность его нервной системы, эмоциональную устойчивость, сбалансированность нервно-психической сферы, степень развития анализаторных систем, функциональное состояние человека по биологически активным точкам и некоторые другие индивидуальные особенности. По биопотенциалам и вегетативным изменениям, связанным с теми или иными событиями в жизни человека, можно судить о личностных проблемах, мотивации и искренности испытуемого.

Отраженные выше профориентационные и психологические технологии в значительной мере позволяют обеспечить высокий уровень качества услуг центра профориентации.