Совместные действия работодателей
и государственной службы занятости населения
на рынке труда (опыт государственного учреждения «Новочеркасский межтерриториальный центр занятости населения»)

П. Г. Резонов

Директор ГУ «Новочеркасский межтерриториальный центр
занятости населения», г. Новочеркасск,
czn@novoch.ru

Государственное учреждение «Новочеркасский межтерриториальный центр занятости населения» образовано приказом Минтруда России 18 сентября 2001 г. и обслуживает население двух крупных муниципальных образований Ростовской области: г. Новочеркасска и Октябрьского (сельского) района. Население обеих территорий составляет 262 тысячи человек: в Новочеркасске – 183 тысячи человек, в Октябрьском (с) районе – 79 тысяч человек. Экономически активное население составляет 116,5 тысячи человек, а по территориям соответственно 95,6 и 20,9 тысячи человек.

Идея межтерриториальности через слияние двух центров занятости: городского и сельского возникла из интересов работодателя.

Градообразующие предприятия г. Новочеркасска: Новочеркасский электровозостроительный завод (ООО ПК НЭВЗ), Новочеркасский электродный завод (НЭЗ), Новочеркасский завод синтетических продуктов (НЗСП), швейная фабрика «Фея», Новочеркасская ГРЭС на протяжении всей истории своего развития потребляли трудовые ресурсы как города, так и близлежащего сельского района.

В сферу обеих территорий входит образовательная деятельность, поскольку на территории г. Новочеркасска расположено 3 вуза, среди которых Южно-Российский государственный технический университет ЮРГТУ (НПИ), Новочеркасская государственная мелиоративная академия (НГМА), Новочеркасский военный институт связи (НВИС), а также 10 колледжей и техникумов и 4 ПТУ, а в Октябрьском (с) районе расположен Донской государственный аграрный университет (ДонГАУ) и высший сельскохозяйственный лицей. Всего обучается в этих учебных заведениях по дневной форме обучения 41 тысяча человек.

Обе территории напрямую связаны с армией: Новочеркасский военный гарнизон Северо-Кавказского военного округа, дивизия «Дон», расквартированая в Октябрьском (с) районе, создают проблемы с трудоустройством военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей.

Экономический "портрет" дополняют расположенные здесь крупные железнодорожные предприятия, проблема реструктуризации закрытых шахт Восточного Донбасса и, естественно, агропромышленный комплекс сельского района.

Такое многообразие форм занятости территории требует постоянного внимания государственной службы занятости к протекающим в них процессам, контактам со всеми работодателями.

При принятии Закона «О занятости населения в Российской Федерации» 19 апреля 1991 г. предполагалось, что рынок автоматически, без участия государства, будет регулировать большинство вопросов, связанных со спросом на труд. Предполагалось также, что многие проблемы не только безработных, но и всего экономически активного населения, не зарегистрированного в службе занятости, будут решаться автоматически.

Первым, еще во времена СССР, эти взгляды озвучил экономист Николай Шмелев. В журнале «Новый мир» № 6 за 1987 год он писал: «Надо бесстрашно и по-деловому обсудить, что нам дает сравнительно небольшая резервная армия труда (конечно, не оставляемая обществом полностью на произвол судьбы)… Реальная опасность потерять работу, перейти на временное пособие или были обязанным трудиться там, куда пошлют, – неплохое лекарство от лени, пьянства, безответственности».

Романтические взгляды идеологов рынка разбились о действительность после начала периода разгосударствления и приватизации.

Если проанализировать количественные показатели официально зарегистрированных в службе занятости безработных, начиная с 1991 г. (данные по г. Новочеркасску), то можно увидеть следующее (табл. 1).

Таблица 1

Годы

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

8 мес. 2004

Зарегистрировано безработных, чел.

0

51

1360

2812

2956

3091

3336

2788

2231

1728

2009

1564

2241

1510

 

В период с 1991 г. по 1997 г. численность безработных неуклонно растет от 0 до максимума – 3336 человек.

Это период разгосударствления, приватизации, массовых высвобождений.

Отношения СЗ с работодателями заключаются в работе над списками сокращенных, сборе средств в Фонд занятости, совместной поддержке граждан, находящихся в так называемых вынужденных отпусках, при невысоком уровне трудоустройства на вакансии.

Юридически участие работодателей в этом периоде заключено в ст. 22 п.3 Закона – обязательные страховые взносы в ГФЗ, ст. 28 – Содействие работодателей в обеспечении занятости и 29 – Права работодателей; Постановлении Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99 «Положение об организации по содействию занятости в условиях массового высвобождения».

Следует отметить, что активные направления политики занятости, такие как профессиональное обучение (ст.23), общественные работы (ст.24), никак в Законе с работодателями не увязываются. Закон даже не предусматривает обязанность работодателя сообщать СЗ о вакансиях. Это норма появляется лишь в редакции Закона № 36 ФЗ от 20 апреля 1996 г.

С 1998 г. начинается период стабилизации вследствие оживления экономики, увеличивается процент трудоустройства, снижается число зарегистрированных безработных до 1728 человек в 2000 г., процессы сокращения штатов затухают.

Новый современный период начинается в 2001 г. Следует отметить, что в этом году ликвидируется Государственный фонд занятости и СЗ переходит на федеральное бюджетное финансирование.

Если обратиться к другому показателю: зарегистрированные с целью поиска подходящей работы (данные по г. Новочеркасску), то здесь можно увидеть следующее (табл. 1).

Таблица 2

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Зарегистрировано безработных, чел.

0

590

2263

8192

7023

9009

9165

12275

12263

12327

12408

12433

11974

7841

 

В период до 1998 г. это число растет и в среднем за год составляет 6040 человек, но уже в 1998 г. (начало стабилизации) резко возрастает до 12275, т.е. фактически удваивается и сохраняется на этом уровне до настоящего времени.

Обозначим 1977 г. как переломный во взаимоотношениях между государственной службой занятости и работодателями.

В принятый 20 апреля 1996 г. Федеральный закон № 36 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» была внесена норма, которую давно ожидали работники службы занятости. В ст. 25 «Содействие работодателей в обеспечении занятости населения» в п. 3 было внесено: – работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей)…

Это позволило одновременно с оживлением экономических процессов к 1997 г. сформировать на каждой территории банк вакансий, привлекающий в службу занятости новую волну незанятого населения.

Отсюда (см. табл. 2) и удвоение числа граждан, обратившихся в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

В 1997 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ». Это Положение расширило роль работодателей в организации общественных работ, а именно: Общественные работы организуются на предприятиях, учреждениях и других организациях региона независимо от форм собственности (п. 4). С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор (п. 13). Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы. При необходимости для проведения общественных работ привлекаются средства субъектов Российской Федерации и средства фонда занятости (п. 21).

И если до 1997 г. общественные работы организовывались преимущественно в муниципальных, бюджетных организациях, таких как, военкоматы, сельские и поселковые администрации, муниципальные организации жилищно-коммунального хозяйства и др., поскольку они финансировались в основном из Фонда занятости, то с 1997 г. происходит поворот в сторону привлечения к организации общественных работ в различных сферах и на разных предприятиях независимо от формы собственности и с привлечением средств работодателя.

О финансовых взаимоотношениях службы занятости и работодателей следует сказать особо. С 1991 г. по 2000 г. служба занятости финансировалась в основном из Государственного фонда занятости (ГФЗ), который согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов № 1032-1 от 19.04.1991 г., 20.04.1996 г. № 36-ФЗ) (ст. 22) формировался в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей. Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости утверждались федеральными законами по представлению Правительства Российской Федерации и составляли в разные периоды 2, 1 и 1,5% от объема Фонда оплаты труда организаций всех форм собственности. Следует лишь отметить, что период с 1991 по 1995 г. был благоприятным для формирования ГФЗ.

Небольшое количество зарегистрированных безработных, а следовательно, и малые затраты на выплату пособий; небольшие затраты на активную политику занятости, программы которой, в этот период только получали развитие, позволили иметь излишки средств, которые эффективно были использованы для развития материально-технической базы службы занятости.

Именно в этот период были построены здания, приобретены автомобили, компьютеры, программы, произведено обучение персонала.

С конца 1995 по 1998 г. формирование фонда было неблагоприятным: разрушенные приватизацией государственные фабрики и заводы, колхозы и совхозы потеряли финансовую состоятельность, одновременно вывели на рынок труда новые массы безработных граждан. В стране появилась порочная практика взаимозачетов вместо «живых денег».

Пособие по безработице в большинстве территорий выплачивалось натуроплатой, а задолженность по его выплате составляла от 2 до 6 месяцев (данные по Ростовской области). Недостаточно финансировались активные программы.

Но к концу 1998 г. рыночные преобразования уже стали давать положительные результаты и период 1999 – 2000 гг. стал периодом стабилизации в наполнении ГФЗ. Задолженность по выплате пособий исчезла, активные программы финансировались достаточно и уже составляли в бюджете службы занятости более 30%.

В 2000 г. принимается решение о ликвидации фонда занятости и с 2001 г. служба начинает финансироваться из федерального бюджета.

Начинается новый период, который становится периодом совместных действий государственной службы занятости и работодателей на рынке труда.

Следует отметить, что эти совместные действия совершаются в рамках социального партнерства. Основополагающим документом социального партнерства стал принятый в сентябре 2001 г. трехсторонний договор между Администрацией города, объединением городских профсоюзов и Советом директоров города (ныне Союз работодателей и предпринимателей города). В этот документ вошел раздел «Занятость населения города и ее регулирование на рынке труда», подготовленный городской службой занятости.

Реальное положение дел на рынке труда со стороны предложения рабочей силы и ее качество в это время все больше интересуют работодателя. Именно поэтому в городском трехстороннем договоре на службу занятости возложена задача уточнения параметров городского рынка труда, а именно, более точного определения числа занятых и незанятых, уровня общей безработицы, качественного состава незанятого населения.

Начало XXI века характеризуется улучшением показателей развития экономики. Так, на начало 2002 г. в Южном федеральном округе, куда входит Ростовская область, рост объемов промышленного производства составил 115% к уровню 1 квартала 2001 г., денежных доходов в расчете на душу населения – 110,5% , средней начисленной зарплаты – 146,3%.

Социально-экономическое развитие города Новочеркасска и Октябрьского (с) района в этом периоде тоже отличалось положительной динамикой. Необходимо отметить, что оба муниципальных образования сохранили свои градообразующие предприятия, которые, пройдя через горнило разгосударствления и приватизации, не потеряли своего экономического значения и продолжили развитие. В энергетике – Новочеркасская ГРЭС, в машиностроении – Новочеркасский электровозостроительный завод, в металлургии – Новочеркасский электродный завод, в химической промышленности – Новочеркасский завод синтетических продуктов.

Появились и новые производства. Так, не месте бывшего Новочеркасского завода нефтяного машиностроения возникли фирмы «Эскорт» и «Актис», специализирующиеся на производстве стеклотары. Образован холдинг «Митос», специализирующийся на строительно-монтажных работах, дорожном строительстве, торговле строительными материалами.

Сложные процессы проходили в экономике Октябрьского (с) района. В советские времена этот район имел три крупных птицефабрики, 7 колхозов, 8 совхозов, 4 из которых племенные. Молочное животноводство было основным направлением в экономике этих хозяйств. Преобразования в КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства) оставили в районе две птицефабрики из трех, практически сошло на нет животноводство, но все же большинство хозяйств, перейдя на производство зерна и подсолнечника, сохранило свое значение, войдя в крупный агрохолдинг Ростовской области «Юг Руси».

Оценивая события 1992-2000 гг., следует сказать, что в это время было высвобождено значительное число работников умственного труда – специалистов всех отраслей экономики (в Новочеркасске – 8 НИИ, научных и проектных организаций), планово-экономических подразделений, а также квалифицированных и неквалифицированных рабочих массовых профессий машиностроения (НЭВЗ, завод «Никольского», станкозавод), текстильной (Шахтинский ХБК), швейной промышленности (фабрика «Фея»), транспорта (железнодорожный узел Каменоломни в Октябрьском районе); сельских профессий; сферы обслуживания.

Вместе с тем с оживлением экономики стала заметно ощущаться нехватка этих специалистов и уже в 2000 г. наметилось некоторое нарастание замещения выбывших из организаций новыми кадрами.

Служба занятости отреагировала на эти процессы развитием программы: профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации. Изменилась и нормативно-правовая база по данному вопросу. 13 января 2000 г. вышло Постановление Минтруда № 3 и Минобразования № 1 «Об утверждении Положения "Об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения"».

Прогрессивным моментом в этом Положении было разрешение обучать безработных граждан и незанятое население на «рабочих (учебных) местах организаций независимо от организационно-правовой формы на основе договоров, заключаемых с ними органами по вопросам занятости».

Организация внутризаводского (внутрифирменного) обучения давала возможность исключить дополнительную стажировку и приобретение опыта работы, которого постоянно требует от нанимаемых работодатель, и 100%-ю гарантию трудоустройства.

В г. Новочеркасске внутризаводское обучение было организовано на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ), швейной фабрике «Фея» и в фирмах «Эскорт» и «Актис».

Служба занятости в профессиональном обучении начала отдавать приоритеты четырехсторонним договорам: безработный – учебное заведение- служба занятости – работодатель и подготовке по рабочим профессиям.

Из таблицы 3 видно, как совместная работа службы занятости и работодателей способствовала начиная с 2001 г. увеличению числа направленных на обучение по рабочим профессиям и количеству работодателей, заключивших договоры со службой занятости на подготовку кадров.

 

 

Таблица 3

Год

Количество
направленных на обучение всего, чел.

Количество
работодателей, заключивших договоры

Направлено
на обучение
по
рабочим
профессиям, чел.

В процентах
к общему числу направленных

2001

580

59

227

39,0

2002

560

67

286

51,0

2003

377

73

262

69,5

9 мес. 2004

370

98

287

77,6

 

Из таблицы 3 видно, что общее количество направленных на профессиональное обучение изменяется в сторону уменьшения. Это связано с тем, что уже в 2002 г. значительно сократилось финансирование этой программы из средств федерального бюджета, увеличилась стоимость обучения, прежде всего по рабочим профессиям, на которые сделан акцент.

Сократилось финансирование и таких программ, как «Организация общественных работ», «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет». Для восполнения недостатка средств и сохранения достигнутых объемов численности участников этих программ служба занятости обратилась к поиску недостающих средств в региональном (областном) и местном бюджетах.

В нашем регионе «Областная целевая программа содействия занятости населения Ростовской области на 2001-2003 годы» в 2001 г. впервые обрела статус закона Ростовской области.

Принят областной закон (11.12.2003 г.) «Об областной целевой программе содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2007 годы».

Программа предусматривает финансирование из средств областного бюджета общественных работ и временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (табл. 4).

Таблица 4

Год

Мероприятия по
содействию занятости населения

Израсходовано средств, всего

В т. ч. по источникам финансирования

средства ФБ

средства ОБ

средства МБ

средства работодателей

%

2001

Всего, в т. ч.:

1 527 851

929 108

236 611

-

362 132

39

Организация
общественных работ

687 942

203 723

130 759

-

353 460

-

Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан

839 909

725 385

105 852

-

8 672

-

2002

Всего, в т. ч.:

2 064 124

664 600

950 000

50 024

399 500

67,8

Организация
общественных работ

1 200 300

360 600

450 000

-

389 700

-

Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 16 лет

863 824

304 000

500 000

50 024

9 800

-

2003

Всего, в т. ч.:

3 189 295

1 512 100

438 900

564 500

673 795

52,6

Организация
общественных работ

1 952 900

733 100

-

564 500

655 300

-

Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет

1 236 395

779 000

438 900

-

18 495

-

2004

Всего (по состоянию на 01.10.2004 г.):

3 349 506

1 274 420

540 400

620 213

914 473

61,9

Организация
общественных работ

1 495 787

579 300

-

417 387

499 100

-

Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет

1 853 719

695 120

540 400

202 826

415 373

-

 

Из таблицы 4 видно, что средства областного и местного бюджета вместе со средствами работодателей в сумме превышают средства федерального бюджета и составляют от всей суммы средств, затраченных на эти программы от 39 до 62%, а в 2002 г. в связи со значительным снижением средств ФБ – 67,8%.

Вместе с тем с принятием Закона № 122 ФЗ от 22.08.2004 г. (новой редакции Бюджетного кодекса), утверждающим приоритет федеральных обязательств по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержки безработных граждан, исключением из статьи 7 Закона «О занятости населения Российской Федерации» полномочий органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации очевидно, что в 2005 г. такие источники финансирования программ занятости, как средства областного и местного бюджетов, перестанут быть правомочными и будут исключены из доходной части СЗ.

Значит ли это, что служба занятости потеряет часть средств на активную политику и ухудшит положение безработных граждан и незанятого населения?

Вероятно, нет, поскольку уже накоплен опыт работы с органами местного самоуправления в части использования средств местного бюджета для финансирования активных программ через выделение средств муниципальным департаментам по разделу 1200 «Благоустройство и озеленение» и организацию общественных работ совместно с центром занятости.

Так, в 2003 и 2004 гг. постановлением главы администрации (мэра) г. Новочеркасска «Об организации общественных работ в г. Новочеркасске» такой организацией определен Департамент городского хозяйства и выигравшее конкурс по разделу 1200 МУП «Алтай»; в Октябрьском (с) районе – районная служба заказчика и выигравшая конкурс организация «Электрорусь». На службу занятости этими постановлениями возлагается задача отбора и направления на общественные работы. Аналогичная схема работает и при организации программы «Временная занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет». Результативность этой работы показана в таблице 4.

Серьезным стимулом для привлечения средств работодателя и софинансирования активных программ занятости стали введение в действие с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса РФ, новая редакция Закона «О занятости населения Российской Федерации» № 8 ФЗ от 10.01.2003 г., совместный приказ Минтруда и Минфина № 57/21н от 25 марта 2002 г.

Для успешного решения задач софинансирования городская служба занятости проводит активную работу в Совете директоров (Союзе работодателей и предпринимателей города), членом которого является директор ЦЗН.

Только в 2004 г. Советом директоров по инициативе ЦЗН рассмотрены такие вопросы, как:

      организация содействия работодателей города реализации программ занятости «Общественные работы» и «Временная занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»;

      о проблемах профессиональной подготовки рабочих массовых профессий;

      о количестве и качестве рабочей силы на рынке труда города.

Результативность работы по привлечению средств работодателей отражена в таблице 5.

Таблица 5

(в рублях)

Программы

2001 г.

2002 г.

2003 г.

9 месяцев

2004 г.

Профессиональное обучение

 

638 000

558 177

641 234

Общественные работы

353 460

389 700

655 300

499 100

Временная занятость подростков

8 672

9 800

18 495

415 373

Временная занятость граждан, особо нуждающихся в социальной защите

147 272

199 957

353 472

161 539

Всего

509 404

1 237 457

1 585 444

1 717 246

С уходом XX века ушло в прошлое и первое поколение безработных России, которое можно назвать поколением «сокращенных». Это поколение, рожденное приватизацией и последовавшими за ней массовыми высвобождениями, получило от государства через службу занятости материальную поддержку в виде пособия по безработице и справку, подтверждающую стаж, и растворилось в новорожденном рынке труда, ассимилировалось на обычных городских рынках, так и не вернувшись на свои, начинающие оживать, родные предприятия.

Новое поколение обращающихся в службу занятости, среди которого стала преобладать молодежь (до 40% и выше), уже меньше интересуется мизерным пособием, но все больше – возможностями реального трудоустройства, получения специальности.

Службе занятости необходимо было изменить имидж, сделав ее наиболее привлекательной как для незанятого населения, так и для активных работодателей.

В этих целях во главу угла была поставлена информация.

1.    Регулярное информирование населения о поступающих от работодателей вакансиях в диспетчерском зале. Тесные связи с работодателями позволили увеличить число вакансий с 9218 в 2000 г. до 10145 в 2001 г.

2.    Выступления в городских СМИ о задачах и возможностях службы занятости («Новочеркасские ведомости», «Новочеркасская неделя», «Вечерний Новочеркасск», «21 «Канал», «Сельский вестник»), то же на ТВ – 5, 27, 37, 21, 6 каналы.

3.    Размещение стендов и штандеров в людных общественных местах города.

4.    Создание WEB-сайта городского ЦЗН в Internet.

5.    Ряд массовых мероприятий (Дни кадровика, Ярмарки вакансий, профконсультационные встречи с выпускниками и родителями в 23 школах города, 4 детских домах, кадетском корпусе).

6.    Выпуск буклетов серии «Предприятия города – социальное партнерство»: НЭВЗ, «Фея», НЗСП, «Эскорт», «Актис», «Новочеркасский ОМОН», «Служба в милиции», «Контрактная военная служба» и др. – о возможностях работы и получения специальности. Распространение велось на ярмарках вакансий, через информационный зал, через почтовые ящики.

7.    Выездные консультации в отдаленных микрорайонах. Ростовская областная служба занятости делает многое для воспитания корпоративной культуры и развития информационного менеджмента (рис. 1).

Рис. 1

 

Принятые меры позволили сформировать надежный и качественный банк городских вакансий, тем самым привлечь внимание незанятого населения и работодателей к службе занятости.

Помещения городской службы занятости стали франко-офисом, местом встречи работодателей и безработных граждан.

Инициатива по проведению ярмарок вакансий стала стабильно исходить от работодателя, а не от службы занятости, как это было в прошлом.

Фирма «Макдоналдс», построив в Новочеркасске свой 49-й в России ресторан, проводила подбор сотрудников в городской службе занятости, из более чем 500 кандидатов было отобрано 100, которые прошли обучение и стажировку в ресторане фирмы в г. Ростове-на-Дону и были приняты на работу.

Постоянную работу по подбору кадров совместно со специалистами центра занятости ведут градообразующие предприятия города: НЭВЗ, «Митос», «Фея», ОМОН, «Эскорт», «Актис» и др. Со всеми эти организациями ГУ «НМЦЗН» ежегодно подписывает договоры о совместной деятельности.

Из вышесказанного следует вывод, что служба занятости давно перешагнула порог своего учреждения и наряду с зарегистрированными безработными перенесла акцент своей работы на все незанятое население.

В связи с этим актуальность приобретает тщательная оценка показателя общей безработицы, основанного на расчете баланса трудовых ресурсов, и показателя экономически активного населения.

На территории, обслуживаемой Новочеркасским межтерриториальным центром занятости, показатели регистрируемой и общей безработицы составляют соответственно 1,1 и 12,5%.

Современный работодатель проявляет пристальное внимание к этим показателям, предложению рабочей силы на рынке труда. Поиск потенциальных работников для ряда городских предприятий уже перешагнул границы города (НЭВЗ, «Фея», «Митос» и др.). Огромный интерес к рынку труда города и близлежащих территорий проявляют ряд предприятий г. Ростова-на-Дону («Росстсельмаш», ряд торговых представительств).

Возникает конкуренция на рынке труда, заставляющая работодателя более внимательно относиться к показателю заработной платы, другим компонентам социального пакета.

Демографическая «яма», отрицательная миграция, предпочтение выпускников школ любыми путями занять место на университетской скамье, а не за станком – факторы, которые заставляют работодателя испытывать беспокойство по поводу заполнения рабочих мест на развивающихся предприятиях в настоящее время и в перспективе.

Уровень общей безработицы в Новочеркасске в 12,5%, дает около 10–12 тысяч предполагаемо свободных людей, потенциально претендующих на рабочие места.

На самом деле в это число входит 3,5 тысячи отбывающих наказание в ИТУ, более 4 тысяч военнослужащих, остается около 5 тысяч человек, что не удовлетворяет растущие потребности предприятий города в кадрах.

«Темным» пятном в балансе трудовых ресурсов остается неформальная занятость, которая, по оценкам специалистов, может достигать 30% от экономически активного населения.

Известный экономист Василий Леонтьев, критикуя Кейнса за утверждение о том, что «… при небольшом росте цен товаров, приобретаемых на заработную плату… совокупное предложение труда работников, готовых работать за существующую денежную заработную плату… превышает существующий объем занятости», не так уж не прав.

В этом предложении, опираясь на ту действительность, которую мы имеем, перед словом «готовых» следует поставить частицу «не».

Эти обстоятельства, касающиеся формирования рынка труда, были детально обсуждены на заседании городского Совета директоров (Союза работодателей и предпринимателей города) в августе 2004 г. и на Координационном комитете содействия занятости населения в г. Новочеркасске в сентябре 2004 г. по инициативе городской службы занятости.

При обсуждении наиболее остро были поставлены вопросы заработной платы или цены вакансии, поскольку в городе уже давно существуют рабочие места (и не только в бюджетной сфере), которые горожане не стремятся занять из-за низкого уровня заработной платы. Обсуждались проблемы профориентации молодежи, информации населения по вопросам трудоустройства, задачи, стоящие перед многочисленными учебными заведениями города по подготовке кадров для городского рынка труда.

Еще сложнее оценить оба уровня безработицы в сельских районах, поскольку формулировка признания безработными, указанная в ст. 2 и 3 Закона «О занятости населения в РФ», не прописана для села.

Обследования, проведенные сотрудниками службы занятости в одной из станиц Октябрьского (с) района, показали, что такой вид получения доходов как ведение личного подсобного хозяйства, игнорируемый законом, на самом деле дает годовой доход 200-250 тыс. рублей при формальной незанятости гражданина.

В обеих территориях затруднена оценка маятниковой миграции населения.

Подводя итог, выделим современные проблемы взаимоотношений между работодателями и государственной службой занятости:

1.    Работодатели заинтересованы в получении от службы занятости достоверных данных о состоянии рынка труда, количестве и качестве рабочей силы на этом рынке. В связи с этим необходимо осовременить методические указания по составлению баланса трудовых ресурсов территорий, по каждому параметру определить источники получения информации. Дать методические рекомендации по определению экономически активного населения.

2.    В вопросе обучения рабочим профессиям на заводских рабочих местах определить законодательно необходимость (либо отсутствие) лицензирования внутризаводского обучения и участия в конкурсах.

3.    Учитывая возросший объем представляемых в службу занятости вакансий, которые не всегда соответствуют той информации, которую представляет работодатель, что отрицательно сказывается на имидже СЗ, ввести в ст. 25 «Содействие работодателей в обеспечении занятости населения» меру ответственности за недостоверное предоставление сведений о вакансиях.

Только совместные действия работодателей и государственной службы занятости населения, основанные на социальном партнерстве и взаимном уважении, могут принести успех в деле обеспечения полной, продуктивной и эффективной занятости населения.

 

Список литературы

 

1.    Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в редакции Федеральных законов от 20.04.1996 г. № 36 ФЗ от 10.01.2003 г. № 8 ФЗ).

2.    Закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 г. № 122 ФЗ.

3.    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197 ФЗ.

4.    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 116 ФЗ с изменениями от 20 августа 2004 г. № 111 ФЗ и от 20 августа 2004 г. № 120 ФЗ.

5.    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324. Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости.

6.    Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 458. Об утверждении порядка регистрации безработных граждан в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 9 июля 1999 г. № 778 и от 5 ноября 1999 г. № 1230.

7.    Постановление Правительства Российской Федерации 14 июля 1997 г. № 875. Об утверждении Положения об организации общественных работ в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. № 1247.

8.    Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 3 и Министерства образования Российской Федерации № 1 от 13 января 2000 г. «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» в ред. Постановлений Минтруда РФ № 17 и Минобразования РФ № 1 от 8 февраля 2001 г.

9.          Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации №57 и Министерства финансов Российской Федерации № 21н «Об утверждении Положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета» от 25 марта 2002 г.

10.      Проблемы занятости населения в Южном федеральном округе России: Материалы научно-практической конференции 17-19 июля 2002 г. Волгоград, 2002.

11.      Кязимов К. Г. Теория и практика обучения и содействия занятости населения / К. Г. Кязимов. Саратов, 2002.

12.      Проблемы неформальной занятости в Российской Федерации. М., 1990. Вып. 14.

13.      Леонтьев В. Экономические эссе / В. Леонтьев. М., 1990.

14.      Международная Организация труда. Конвенции и рекомендации. Том I, 1919-1956, Том II, 1957-1990.

15.      Формирование основ корпоративной культуры в подразделениях службы занятости. Информационный менеджмент. Ростов-на-Дону, 2004.