Социальное партнерство субъектов образовательного пространства с представителями различных сфер экономики и общественной жизни как важнейшее условие подготовки учащейся молодежи
к социально-профессиональному самоопределению

А. А. Рыбина

Ведущий специалист Управления образования Администрации
Чеховского района, г. Чехов
UO@chehov.ru

В настоящее время наше общество нуждается в творческих профессионалах, полностью реализующих свои возможности и способности. Наряду с подготовкой специалистов для сфер общественного и материального производства должна стоять задача оказания людям помощи в выборе профессии. Ситуация на рынке труда, судьба государства и общества в целом будут во многом зависеть от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодняшние школьники, учащаяся молодежь. Поэтому сегодня формируются новые, существующие в условиях формирующегося рынка подходы к профориентационной работе, которые не ограничиваются поиском одной пригодной для человека профессии, а означают подбор определенных видов деятельности, позволяющих реализовать способности и стимулировать развитие личности. Это позволит молодым людям разобраться в сложном мире профессий, создать психологическую установку на профессии и специальности, сочетающие личностные устремления и потребности экономики, поможет адаптироваться к новым профессиям или продуктивно использовать вынужденную безработицу для повышения конкурентоспособности на рынке труда.

В Чеховском районе уделяют должное внимание профориентационной работе со школьниками: в 2003 г. при Учебно-методическом центре создан ресурсный центр «Образование и карьера», в образовательных учреждениях осуществляется предпрофильная подготовка и профильное обучение старшеклассников, выпущен справочник учебных заведений профессионального образования Чеховского района. Школьными психологами преподаются курсы: «Твоя профессиональная карьера», «Я выбираю профессию», «Технология профессионального успеха», осуществляется психодиагностика и коррекции профессиональной направленности учащихся.

В муниципальных образовательных учреждениях создаются кабинеты профориентации. Управление образования ведет активную работу по профессиональному развитию школьников, организации профильного обучения и предпрофильной подготовки.

В 2003 г. в рамках реализации проекта Управления образования «Формирование модели сетевой организации профильного обучения через развитие социального партнерства в муниципальной системе образования», получившего финансирование в соответствии с Областной целевой программой «Развитие образования в Московской области на период 2001-2005 гг.», была создана сеть учреждений, организующих профильное обучение. В 2004 г. специалистами Управления образования был разработан проект «Развитие модели сетевой организации профильного обучения в муниципальной системе на основе социального партнерства», получивший грант Министерства образования Московской области, и проект «Разработка и внедрение модели сетевой организации предпрофильной подготовки на основе социального партнерства в условиях реализации муниципальной Межведомственной программы профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся Чеховского района», также получивший поддержку областной целевой программы.

Однако по результатам социально-психологического исследования «Портрет поколения», проведенного специалистами Центра «Образование и карьера», 21% десятиклассников Чеховского района не определился с выбором дальнейшей профессии. Основными причинами затруднений выбора старшеклассники назвали недостаточное знание мира профессий (42%) и своих возможностей (47%).

Следовательно, сложившаяся система профориентационной работы со старшеклассниками не в полной мере обеспечивает осознанный выбор учащимися будущей профессиональной деятельности. В результате после значительных затрат на подготовку молодых специалистов необходимо вновь дополнительно финансировать различные программы их переподготовки.

На наш взгляд, изменить сложившуюся ситуацию возможно лишь выстроив муниципальную систему профориентационной работы, решив следующие проблемы, которые представляются нам основными:

-      проблему отсутствие комплекса условий для реального профессионального самоопределения учащихся;

-      адекватного предложения содержания профессиональной деятельности со стороны образовательной системы;

-      научно обоснованного прогноза на структуру спроса в области профессиональных знаний на рынке труда;

-      разработку проблемы научных основ системы профориентационной работы и проектирования ее модели;

-      многоаспектную проблему управления системой профессионального самоопределения, включающую, как минимум, следующие более частные проблемы:

ü     разработка и реализация структуры управления вариативными моделями на уровнях: институциональном, субмуниципальном, муниципальном;

ü     массовая подготовка специалистов в области профориентации и переподготовка руководителей с целью ведения профориентационной деятельности;

ü     ресурсное обеспечение деятельности системы профессиональной ориентации (научно-методическое, материальное, финансовое, организационное, административное, нормативно-правовое, информационное);

ü     разработка учебно-диагностического инструментария для осуществления профессиональной многоуровневой диагностики.

Подготовка школьников к самоопределению должна быть основана не только на учете индивидуальных особенностей человека и особенностях профессии, но и на учете возможных изменений качеств человека и требований профессии, а также изменений в самом обществе. Необходима подготовка специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности. Решить эту проблему можно только путем консолидации усилий всех субъектов образовательного пространства с представителями и специалистами различных сфер экономики, взаимодействие с которыми должно быть направлено на совершенствование механизма взаимодействия рынка труда и системы образования; создание комплекса условий для реального самоопределения учащихся в выборе профессии и построения профессионального плана.

Достижение обозначенных целей возможно при успешном решении следующих задач:

-      создание единой информационной базы о состоянии рынка труда, наиболее востребованных и перспективных профессиях, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства;

-      постоянное изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей молодежи, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности;

-      разработка практических моделей социально-профессионального самоопределения в расчете на профильное образование;

-      создание комплекса популярных справочных средств на бумажных и электронных носителях информации для педагогов, производственников, учащихся и их родителей;

-      усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников;

-      налаживание социального партнерства между организациями, предприятиями и учебными заведениями по вопросам профессионального самоопределения школьников, а также развитие контрактной системы подготовки молодых специалистов.

Мы действительно осознали тот факт, что говорить о построении муниципальной системы профориентации невозможно без учета и выявления интересов всех участников образовательного пространства. Поэтому так актуальна и жизненна сегодня идея социального партнерства, инициатором которого в Чеховском районе стала сама система образования, как особая сфера социальной жизни, которая ведет интенсивный поиск механизмов взаимодействия с учреждениями профессионального образования, предприятиями и организациями Чеховского района.

Что же мы вкладываем в понятие социального партнерства? Социальное партнерство, в самом широком смысле, следует понимать как такую совместную коллективно распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в рамках специально планируемых акциях. По отношению к образованию социальное партнерство можно классифицировать как:

-      партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;

-      партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных сфер общественного воспроизводства;

-      партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

Последнее понимание партнерства является наиболее значимым, позволяющим изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. При этом в каждой ситуации социального взаимодействия различные понимания социального партнерства могут быть представлены одновременно.

В качестве социальных партнеров, безусловно, выступают промышленные предприятия, бюджетные организации, учреждения дополнительного образования и, конечно, учреждения профессионального образования. Задача Управления образования состояла в том, чтобы перевести наших потенциальных помощников в новое качественное состояние – социальных партнеров. Необходимо было, использовав имеющиеся заделы, показать точки пересечения интересов, стать друг другу полезными и необходимыми.

Содержание взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями профессионального образования, на наш взгляд, может быть наполнено следующим содержанием:

-      привлечение специалистов к разработке программ элективных курсов;

-      совместная организация научно-исследовательской работы, проектной деятельности;

-      использование потенциала учебных заведений профессионального образования для организации предпрофильной подготовки учащихся.

Социальное партнерство с промышленными предприятиями может быть наполнено следующим содержанием:

-      укрепление материально-технической базы;

-      привлечение высококвалифицированного инженерно-технического состава к конструкторской, научно-исследовательской работе учащихся;

-      привлечение специалистов крупных предприятий к информационной работе, являющийся неотъемлемой частью предпрофильной подготовки;

-      целевое обучение выпускников в вузах.

Сотрудничество с бюджетными организациями в выстраиваемой нами системе предполагает:

-      привлечение специалистов к разработке и организации элективных курсов;

-      проведение занятий по спортивной и огневой подготовке;

-      организацию летней практики;

-      предоставление возможности целевого обучения в образовательных учреждениях системы МВД, ФСБ и др.

Обозначив эти возможности, необходимо было заинтересовать перечисленные учреждения, сделать определенные шаги для их привлечения к совместной деятельности, что и было предпринято.

За счет средств Управления образования весной 2003 г. был выпущен «Справочник для поступающих в учебные заведения профессионального образования Чеховского района», проведена его презентация для широкой общественности и учащихся старшей школы.

Именно Управление образования в январе 2003 г. объединило всех руководителей учебных заведений профессионального образования, находящихся на территории Чеховского района, независимо от их подчинения, в Координационный совет. Основной целью работы Координационного совета является создание и развитие единого образовательного пространства, удовлетворяющего потребности в профессиональной подготовке населения, организаций и предприятий города и района. Координационный совет руководителей учреждений начального, среднего и высшего образования, находящихся на территории Чеховского района, организует коллективную работу различных организаций, предприятий и учебных заведений всех уровней по профессиональному самоопределению учащейся молодежи.

В состав Координационного совета входят:

-      директора представительств и филиалов высших учебных заведений, находящихся на территории Чеховского района;

-      руководители средних специальных заведений и профессионально-технических училищ;

-      представители администрации Чеховского района, Управления образования;

-      специалисты Центра занятости населения;

-      представители Совета директоров промышленных предприятий.

Основными задачи Координационного совета являются следующие:

-      участие в разработке и реализации программ развития образования;

-      создание условий для непрерывной системы образования;

-      регулирование системы подготовки кадров в городе;

-      создание единого банка данных о системе образования города, предприятиях и организациях Чеховского района;

-      профессиональная ориентация учащихся.

Благодаря активной поддержке членов совета традиционными стали «Ярмарка учебных мест», праздники «Профессии, нужные городу», а в апреле 2004 г. впервые в районе прошла научно-практическая конференция по защите ученических проектов на базе Чеховского филиала Современной гуманитарной академии, в которой приняли участие все учреждения профессионального образования города. Сами учреждения профессионального образования получили возможность через участие в работе Координационного совета решать стоящие перед ними задачи обновления материально-технической базы, получения информации о необходимых району специальностях, перспективах развития предприятий.

В настоящее время социальные партнеры оказывают помощь в реализации муниципальной межведомственной программы профильного обучения и предпрофильной подготовки, создании условий для формирования у учащихся умения проектировать собственную образовательную траекторию. Самая большая трудность, связанная с выявлением ясных, значимых интересов и целей взаимодействия, преодолена. Ведь все это затем должно быть записано в легитимном документе – образовательном договоре. Образовательный договор – самое ближайшее, что должно быть освоено в рамках реформ отечественного образования.

На сегодняшний день Управлением образования Чеховского района заключены договора о сотрудничестве с большинством филиалов и представительств высших учебных заведений, расположенных на территории Чеховского района. Предметом такого договора является развитие образовательного пространства Чеховского района, привлечение научного потенциала учебных заведений профессионального образования к решению проблем экономического развития района, максимальное взаимодействие в научной, практической и общественно-политической сферах. Предусматриваются переподготовка и повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений, совместное проведение олимпиад и конкурсов среди учащихся района. Непременным условием заключения подобных договоров является предоставление филиалами и представительствами льготных мест для выпускников общеобразовательных учреждений. Администрация района и Управление образования в свою очередь обязаны содействовать в информационном обеспечении мероприятий учебных заведений профессионального образования, проведении ими рекламной кампании по набору студентов, предоставлении помещений, необходимого оборудования, средств связи.

Ряд муниципальных общеобразовательных учреждений заключили договора о сотрудничестве с крупными промышленными предприятиями, в которых предусмотрено следующее:

-      создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами, склонностями и способностями;

-      организация профильного обучения на старшей ступени общего образования;

-      создание условий для профессионального самоопределения учащихся предпрофильных классов;

-      оказание помощи в организации поисково-исследовательской и конструкторской деятельности учащихся.

Сегодня практика социального партнерства наполняется новым содержанием. Особое внимание уделяется разработке технологии поисковой, научно-исследовательской деятельности учащихся, которые позволяют развивать самостоятельность, формировать способность самобытно и самостоятельно реализовывать себя в жизни и труде.

В октябре 2004 г. сотрудниками Управления образования, Учебно-методического центра проведено организационно-установочное собрание по созданию научно-исследовательского общества учащейся молодежи г. Чехова. В январе-феврале будут проведены обучающие семинары для членов НИОУ на базе городской библиотеки, филиала Современной гуманитарной академии по овладению методами проектной, исследовательской деятельности.

На муниципальной уровне с целью выработки совместных действий по профессиональному развитию школьников, реализации информационных и организационных задач предпрофильной подготовки необходимо активизировать работу Координационного совета руководителей начального, среднего, высшего профессионального образования, находящихся на территории Чеховского района, придав ему новые функции оптимизации условий по созданию условий для реального самоопределения учащихся. Очередное заседание совета состоится в ноябре 2004 г. В повестку дня будут включены вопросы реорганизации совета, в связи с новыми задачами по внедрению профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Как было отмечено, одной из важнейших задач является создание условий для профессионального самоопределения учащихся. В настоящее время в Чеховском районе нет единого банка данных о системе образования, состоянии рынка труда.

Сегодня идет работа по созданию «Образовательной карты Чеховского района», на которую будут занесены все общеобразовательные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, начального, среднего и высшего профессионального образования. Обязательными элементами карты являются:

-      общая характеристика образовательной сети района;

-      расположение образовательных учреждений на карте района и маршруты движения общественного транспорта;

-      рубрикация образовательных учреждений по признаку реализуемых профильных образовательных программ;

-      визитная карточка каждого учреждения;

-      условия получения образования в учреждениях НПО, СПО и высшего профессионального образования;

-      информация о пунктах профориентации, в которых можно получить соответствующие консультации;

-      полная информация работников районной системы образования, курирующих вопросы профессионального самоопределения, программы профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Предполагается, что такая карта в электронном виде будет разработана сотрудниками центра «Образование и карьера» к январю 2005 г. А в связи с введением предпрофильной подготовки и необходимостью овладения учащимися и родителями информацией с целью выбора путей обучения, «Образовательная карта» в виде сборника должна увидеть свет уже весной 2005 г.

Создание единой информационной базы о предприятиях Чеховского района, состоянии рынка труда, наиболее востребуемых и перспективных профессиях, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства предполагает издание информационного справочника, содержащего сведения о предприятиях города и района:

-      краткая история предприятия;

-      перспективы ее развития;

-      профессии, востребованные на данном производстве;

-      условия труда в кажом конкретном случае;

-      учебные заведения профессионального образования, в которых можно получить специальности, необходимые данному предприятию.

Отсутствие такого издания негативно сказывается на профориентационной работе, на что неоднократно обращали внимание специалисты школ Чеховского района. Выпуск будет приурочен к месячнику профориентации, проведение которого намечено на апрель 2005 года. В рамках этого месячника планируются экскурсии на предприятия и в организации района, учебные заведения Чеховского района, г. Москвы, проведение ярмарки учебных мест, праздника «Профессии нужные городу», семинар «Проблемы, профессионального самоопределения учащихся».

Таким образом, развитие и обогащение практики социального партнерства в образовании будет способствовать формированию муниципальной системы профессионального самоопределения учащихся, обогащению практики профориентационной работы. В результате выпускники школ овладеют ключевыми компетенциями, под которыми понимаются универсальные умения действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях.

 

 

Список литературы

 

1.  Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1998.

2.  Климов Е. А. Путь в профессионализм / Е. А. Климов. М.: Флинта, 2003.

4.  Реморенко И. М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни /
И. М. Реморенко. М.; СПб.: Югорск, 2003.

5.  Чистякова С. Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников / С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев,
Е. В. Титова. М.: Новая школа, 2004.

6.  Чистякова С. Н. О принципах профильного обучения и проблемах их реализации // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Сб. науч. трудов / С. Н. Чистякова. М.: ИОСО РАО, 2003.