СИСТЕМА ДИСБАЛАНСОВ РЫНКА ТРУДА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИИ

А. П. Тимошкин, М. И. Кочеваткин, Л. А. Захарова, Э. А. Штыряева,
Н. А. Суродейкина

Департамент Федеральной государственной службы занятости населения
по Республике Мордовия, г. Саранск

В. А. Нежданов

Научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, Научно-исследовательский институт регионологии, г. Саранск

В настоящее время на рынке труда существуют дисбалансы нескольких видов.

Дисбаланс регистрируемой безработицы по профессионально-квалифи-ационному составу. Высокий образовательный уровень безработных не отвечает профессионально-квалификационным потребностям работодателей в рабочей силе. Наиболее востребованными для замещения свободных рабочих мест являются работники без специальной подготовки с низким уровнем заработной платы (83,4% – по профессиям рабочих). Вакансии служащих составляют от 5 до 13% от общего количества [1].

Невостребованными остаются граждане, имеющие специальности бухгалтера, экономиста, преподавателя, товароведа, воспитателя и другие, не имеющие опыта работы (в том числе с учетом возраста). Из-за низкой оплаты труда оставались свободными продолжительное время такие вакантные рабочие места, как санитарка, медицинская сестра, помощник воспитателя, мойщик посуды и другие специальности, относящиеся к бюджетной сфере, (жестянщик, лифтер, уборщик служебных помещений и др.).

Анализ профессионально-квалификационного состава безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения Республики Мордовия по данным Отдела профориентации и профессионального обучения Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Республике Мордовия, показывает, что при общем сокращении числа безработных граждан структура безработицы значительно усложнилась и приобрела «женское лицо».

На протяжении последних 4 лет по-прежнему сохраняется преобладание в структуре безработных специальностей экономического, юридического и общего офисного профиля (бухгалтер, менеджер, юрист, кассир, секретарь-машинистка, экономист, продавец, товаровед) несмотря на общее снижение потребности и количества вакансий, заявляемых в службу занятости (см. табл. 1).

Вторая многочисленная группа специальностей регистрируемой безработицы – профессии, относящиеся к бюджетной сфере социальной инфраструктуры. Это акушерки, библиотекари, воспитатели, медицинские сестры, парикмахеры, повара, портные, инспекторы по кадрам, диспетчеры, зав. производством, санитарки, учителя (особенно начальных классов), уборщицы. Постоянным характером и большим количеством отличаются наименее престижные профессии уборщицы, а также воспитателя и повара.

Как уже было подчеркнуто, 88–90% устойчивых вакансии, – рабочие специальности, причем квалифицированные. Это токари, сварщики, маляры–штукатуры-плиточники, фрезеровщики, или наименее престижные вакансии с низкой оплатой труда (слесари-сантехники, станочники, слесари-сборщики, плотники-столяры).

В то же время существует ряд рабочих специальностей, которые не имеют спроса на «официальном» рынке труда. Это водители, швеи, лаборанты химического анализа, разнорабочие.

По прогнозным данным ГСЗН РМ, тенденция роста потребности в рабочих кадрах будет сохраняться; при этом расширится спрос на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп (особенно на рабочих высшей квалификации и инженерно-технических специалистов со знанием маркетинга).

Дисбаланс между регистрируемой и нерегистрируемой безработицей. В связи с изменением структуры основных отраслей экономики, происшедшим в последнее десятилетие, возникла потребность в образовании, продуцирующем специалистов в области малого и среднего предпринимательства, в сфере сервиса и др. Кадровое наполнение малых предприятий грамотными, высококвалифицированными специалистами требует предпринимательского образования, основанного на знании элементов маркетинга, научной рекламы, психологии покупателя, экономики, права, менеджмента и в целом – управления малого предприятия и его взаимодействия с различными структурами.

Социальные «заказы» на образовательные услуги должны изучаться в ходе маркетинговых и социологических обследований населения для определении местных социально-экономических потребностей. В этом смысле на региональном уровне должен использоваться маркетинговый подход к подготовке специалистов разного уровня образования и разного профессионального профиля. Целью маркетинговых служб органов управления образованием является управление формированием образовательных потребностей для сближения их структуры с потребностями рынка труда региона.

Для эффективного социального управления необходимо знание и определение тенденций престижа или популярности различных профессий. В 1999 и 2002 гг. Информационно-аналитическим отделом Комитета государственной статистики было проведено социологическое обследование с целью выявления профессиональных ориентаций школьников, в т. ч. по вопросам престижности и выбора профессии. Бесспорными лидерами, опередившими все прочие профессии по числу отданных предпочтений, оказались профессии бизнесмена и юриста. Несомненно, что такой престиж профессий бизнесмена и юриста определяется высоким и стабильным доходом, получаемым представителями этих профессий.

Аналогичную работу ежегодно проводит отдел профориентации и профессионального обучения Департамента федеральной государственной службы занятости населения Республики Мордовия с учащимися 9-х и 11-х классов городов и районов республики. В анкетировании принимают участие около 7 тыс. школьников городов и районов Республики, в том числе около 3 тыс. девятиклассников и 4 тыс. одиннадцатиклассников.

Ведущей тенденцией в профессиональных намерениях выпускников является получение высшего образования. Согласно результатам анкетирования, 61% выпускников 11-х классов желают учиться в вузе, в том числе 59,6% желали бы получить профессию в государственном высшем учебном заведении, 7,6% молодежи ориентируют себя на негосударственное высшее учебное заведение, 19,8% из числа опрошенных ориентированы на среднее специальное образование, 6% выпускников желают поступить в военное училище.

Анализируя профессиональные планы школьников, видим, что 35% выпускников хотят получить бесплатное образование, 7,6% опрашиваемых готовы за образование внести денежные суммы, 11,6% предполагают получить образование, частично оплачиваемое (по договору с работодателем), 22% школьников затруднились ответить на данный пункт анкеты.

Анкетирование показало, что только 60,8% опрошенных выпускников сделали окончательный выбор профессии. Наибольшей популярностью среди молодежи сегодня пользуются такие сферы деятельности, как экономика и финансы, юриспруденция, коммерция и торговля, вычислительная техника, здравоохранение и косметология, наука и образование, сфера управления, милиция, органы безопасности. Наименее популярны: жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, экология, связь, бытовое обслуживание. По сравнению с предыдущим годом повысился престиж таких сфер деятельности как, строительство, промышленность, транспорт.

Говоря о перспективах развития республики, большинство выпускников (40%) ведущими сферами деятельности считают экономику и право, около 22% опрашиваемых перспективной называют вычислительную технику и автоматизированные системы, 18% – коммерческую деятельность. Многие выпускники считают перспективными программирование, работу налоговой и юридической служб, развитие банковской системы. Есть ребята, которые хотели бы видеть в перспективе развитие экологии, науки и образования. Но есть определенный процент выпускников, которые не видят хороших перспектив, отмечая рост негативных моментов в республике (преступность, безработица, низкая заработная плата и т. п.).

Анализируя данные анкет, можно сделать вывод о том, что выбор профессии на современном этапе для большинства выпускников школ является серьезной жизненной проблемой и решать ее они стараются также серьезно, примеряя будущую профессию к себе, своим интересам, хорошим перспективам. Но есть определенная группа учащихся, которым необходима помощь педагогического коллектива, психологов, профконсультантов. Стоит задуматься и над тем, что многие выпускники выбирают, прежде всего, учебное заведение, а не профессию, многие сферы деятельности остаются без внимания выпускников, многие потенциальные специалисты мало знают об особенностях своей профессии, плохо знают рынок труда. Настораживает тот факт, что на пороге выпуска из школы 40% выпускников по разным причинам не сделали окончательный выбор профессии. Это позволяет говорить о необходимости дальнейшего совершенствования профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений как специалистов службы занятости, так и других заинтересованных структур.

Напряженность на рынке труда усиливается дисбалансами на рынке государственных образовательных слуг. Несоответствие объемов и профилей подготовки кадров в профессиональных образовательных учреждениях и потребностями крупных и средних предприятий и организаций. В связи с этим около 30% выпускников учреждений профессионального образования не могут своевременно найти работу по полученным специальностям, а многие из них вовсе ее не находят [2]. В настоящее время до 50% выпускников вузов и до 80% – средних специальных учебных заведений вынуждены менять свою профессию сразу же после окончания учебного заведения (см. табл. 2).

Такое положение обусловлено рядом причин, как действовавших ранее, так и возникших в последние годы. К числу хорошо известных относятся несовершенный механизм определения потребности в кадрах, что привело к деформации профессионально-квалификационной структуры специалистов; отсутствию заинтересованности и ответственности предприятий и организаций в рациональном использовании кадров и в повышении их квалификации и переподготовке. Многие работодатели предпочитают принимать на работу готовые кадры, не вкладывая необходимые средства в развитие персонала.

Возникла настоятельная необходимость перепрофилирования подготовки рабочих профессий в соответствии с потребностями экономики и изменения регионального задания на подготовку профессиональных рабочих. В этих целях необходимы полный переход к многоуровневой подготовке рабочих кадров в профессиональных лицеях, ускорение процессов их интеграции с колледжами и вузами. Многоуровневая подготовка позволит перейти от узкой специализации к подготовке рабочих широкого профиля, что повышает конкурентоспособность рабочего на рынке труда.

Органам исполнительной власти необходимо разработать систему мер по обеспечению приоритетности начального профессионального образования и формированию регионального задания на подготовку профессиональных рабочих. Работа будет направлена на усовершенствование системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов. Основное направление преобразования кадровой политики – изменение системы подготовки и переподготовки работников, рассчитанное на увеличение числа специалистов с начальным и средним профессиональным образованием и расширением функций этих работников. Повышению эффективности управления экономикой будет способствовать введение системы контрактных отношений для руководителей учреждений, предусматривающих их личную ответственность (см. табл. 3).

Совершенствование системы финансирования должно основываться на использовании финансовых ресурсов не только как средства платежа за те или иные услуги, но и в качестве экономического инструмента управления качеством социальных стандартов путем реализации принципа «деньги следуют за человеком».

Дисбаланс между государственным и негосударственным сегментами рынка образовательных услуг. Социологические и маркетинговые исследования по вопросам престижности и выбора профессии показывают, что лидерами являются профессии бизнесмена и юриста. Лидирующее положение частного предпринимательства в процессе создания рабочих мест свидетельствует о незагруженности данной ниши, особенно в сфере услуг, и оно будет являться приоритетным направлением процесса создания рабочих мест [3].

Образовательные учреждения готовят специалистов в соответствии с потребностями всего рынка труда, ориентируясь на запросы абитуриентов. Противоречие состоит в том, что федерально-региональный государственный заказ на подготовку кадров, формирующий бюджетное финансирование образовательных учреждений, который ориентируется на потребности регистрируемого рынка труда, создает благоприятные условия для оказания платных услуг государственными образовательными учреждениями по специальностям, не востребованным государством, но востребованным на всем рынке труда. Выпускники специальностей экономического, юридического и общего офисного профиля способны работать в любом сегменте современной экономики, особенно в частном предпринимательстве и сфере услуг.

Например, в 2001 г. было создано 6563 рабочих места, в том числе: в промышленности – 842 рабочих места, в сельском хозяйстве – 443, строительстве – 257, на транспорте и в связи – 134, в торговле – 267, жилищно-коммунальном хозяйстве – 296, финансово-кредитной сфере – 179, образовании и культуре – 112, в малом бизнесе и индивидуально-трудовой деятельности – 2916, в других сферах деятельности – 1117 рабочих мест. В последующие годы (2001 – 2004 гг.) расширение сферы услуг наблюдалось именно за счет создания рабочих мест в сфере предпринимательства [4].

Крупнейшей нерешенной научно-практической проблемой занятости населения является рассогласование между отраслевым процессом формирования рабочих мест и территориальным воспроизводством трудовых ресурсов, между материально-вещественными и человеческими ресурсами. Следует подчеркнуть, что в дореформенное время неоднократно предпринимались попытки решения противоречий между формированием экономических и воспроизводством демографических процессов. Однако как в те времена, так и в настоящее время противоречия между формированием рынка трудовых ресурсов и рынка рабочих мест продолжают оставаться нерешенной проблемой. Особое значение в современных условиях имеет оценка фактических и ожидаемых противоречий между формированием трудовых ресурсов и рабочих мест на территории города, района и региона в перспективе [5].

Эти проблемы частично разрешены в новом балансе трудовых ресурсов, который существенно расширен по сравнению с предыдущим (84 таблицы вместо 20). В действующем балансе учтены предложения по внесению в отчетность многих новых показателей. Например, наряду с формальным сектором рынка труда произведена оценка неформальной занятости (форма «тз»). Введен раздел «Спрос и предложение труда», где рассматриваются затраты труда на всех видах работ по выпуску товаров и услуг, в том числе затраты труда в эквиваленте полной занятости, т. е. показатель, демонстрирующий потребность в труде. Существенно расширена отчетность по обследованию населения о количестве рабочих мест (форма «орс») и сам баланс трудовых ресурсов – форма «бтр».

Однако действующая практика разработки отчетных и прогнозных балансов трудовых ресурсов осуществляется лишь в масштабе республики. Балансы такой масштабности не могут быть использованы для оценки рынка труда в городах, районах и муниципальных образованиях, а именно там противоречия в формировании трудовых ресурсов и рабочих мест зарождаются и потребность в решении этих задач наиболее актуальна.

Преодоление разбалансированности рынка труда возможно с помощью составления прогнозных балансов трудовых ресурсов и рабочих мест в профессионально-квалификационном разрезе в масштабе муниципальных образований, городов и низовых административных районов субъектов Российской Федерации.

 

Таблица 1

Профессионально-квалификационный состав безработных

Специальности

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

Численность
безработных

Число вакансий

Невостребованность (+) или востребованность (-) на рынке труда

Численность
безработных

Число вакансий

Невостребованность (+) или востребованность (-) на рынке труда

Численность
безработных

Число вакансий

Невостребованность (+) или востребованность (-) на рынке труда

Численность
безработных

Число вакансий

Невостребованность (+) или востребованность (-) на рынке труда

1. Юрист

80

0

80

127

1

126

130

3

127

130

3

127

2. Экономист

229

4

225

193

11

193

282

9

273

282

9

273

3. Бухгалтер

774

7

767

792

17

775

736

25

711

736

25

711

4. Воспитатель

237

2

235

183

15

168

171

11

160

171

11

160

5. Учитель начальных
классов

534

5

529

203

6

197

211

7

204

211

7

204

6. Медсестра

221

50

171

107

33

74

109

27

82

109

27

82

7. Инженер

 

 

 

 

 

 

160

92

68

160

92

68

8. Повар

214

8

206

179

11

168

158

15

143

158

15

143

9. Продавец

429

13

416

367

43

324

293

48

245

293

48

245

10. Товаровед

79

0

79

70

3

67

69

2

68

70

2

68

11. Дворник

0

365

-365

49

345

-269

31

0

31

31

0

31

12. Маляр-штукатур

23

96

-73

35

264

-229

32

 

 

32

198

-166

13. Слесарь-сантехник

177

266

-88

231

438

-207

115

330

-215

115

330

-215

14. Машинист экскаватора

39

103

-64

16

71

-55

34

46

-12

34

46

-12

15. Каменщик

40

194

-154

34

147

-113

20

172

-152

23

74

-51

16. Тракторист

76

66

20

79

113

-34

52

105

-53

52

105

-53

17. Санитарка.

127

189

-69

112

64

48

59

30

29

47

52

-5

18. Слесарь-ремонтник

190

283

-93

95

117

-22

142

141

1

77

157

-80

19. Слесарь-сантехник

177

266

-88

231

438

-207

115

330

-215

88

118

-30

 

Таблица 2

Выпускники на рынке труда (человек)

 

1999-2000 уч. г.

2000-2001 уч. г.

2001-2002 уч. г.

2002-2003 уч. г.

Учебные заведения

Выпуск

Трудоустройство

Состоят на учете в ЦЗН

Выпуск

Трудоустройство

Состоят на учете в ЦЗН

Выпуск

Трудоустройство

Состоят на учете в ЦЗН

Выпуск

Трудоустройство

Состоят на учете в ЦЗН

Высшие учебные заведения

МГУ им. Н.П.Огарева

2351

1329

61

2279

1005

33

2308

-

139

2345

770

183

МГПИ им. М. Е. Евсевьева

406

406

11

592

547

11

587

568

18

568

568

20

Саранский филиал Московского университета потребительской кооперации

200

161

299

4

2

285

37

Итого:

2957

1735

72

3032

1552

44

3194

572

159

3198

1338

240

Средне-специальные учебные заведения

г. Саранск

1104

960

29

1284

778

3

1130

639

89

1507

660

116

Районы республики

1792

1289

60

1854

2207

31

1733

1474

61

1838

1422

80

Итого:

2896

2249

89

3138

2985

34

2863

2113

150

3345

2082

196

Профессиональные училища и лицеи

г. Саранск

2577

1992

93

2434

2143

146

2165

1900

90

2187

1868

94

Районы республики

3090

2385

83

2939

2555

95

2844

2106

34

2671

2292

44

Итого:

5667

4377

176

5246

4597

241

5009

4006

124

4858

4160

138

 

 

 

 

Таблица 3

Прогноз численности выпускников профессиональных учебных заведений на рынке труда
Республики Мордовия в 2005 году

№№

п/п

Профессиональные

учебные заведения

Численность

выпускников дневной формы обучения

из них:

 

получат
направление
на работу

самостоятельно трудоустроятся

продолжат обучение на следующем уровне по дневной форме обучения

призовут
в ряды Вооруженных Сил

не получат
направление
на работу
(гр.1-гр.2-гр.4-гр.6-гр.8)

 

чел.

чел.

% к гр.1

чел.

% к гр.1

чел.

% к гр.1

чел.

% к гр.1

чел.

% к гр.1

 

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

1

Высшего
профессионального
образования*

3857

2109

54,6

578

14,9

225

5,8

200

5,1

745

19,3

 

2

Среднего
профессионального образования*

3028

565

18,6

695

22,9

577

19

503

16,6

157

5,1

 

3

Начального
профессионального
образования

5350

2354

44

214

4

1070

20

963

18

749

14

 

4

Итого

12235

5028

41

1487

12,1

1872

15,3

1666

13,6

1651

13,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Примечание: без учета выпускников, обучавшихся с полным возмещением затрат на обучение

 

 

Список литературы

 

1.    Профессионально-квалификационный состав безработных, состоящих на учете в центрах занятости населения Республики Мордовия. Саранск, 2000-2004.

2.    Сведения о выпускниках вузов, техникумов, колледжей, профессиональных лицеев и училищ, состоящих на учете в центрах занятости населения Республики Мордовия. Саранск, 2000-2004.

3.    Тенденции развития рынка труда Республики Мордовия: Бюллетень Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия. Саранск, 2004. № 5. 46 с.

4.    Республика Мордовия: ваши деловые партнеры: Бизнес-каталог. Саранск, 2004. 160 с.

5.    Чураков В. Я., Щегорцов В. А., Максимов М. В. Стратегия развития и использования человеческих ресурсов (Методология оценки и практика управления). Науч.-практ. пособие. М.: Современные тетради, 1998. 134 с.