ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ И ПАРАМЕТРОВ СООТВЕТСТВИЯ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
И СПРОСА НА ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

Ф. Ф. Федорко

Руководитель Департамента ФГСЗН по Республике Адыгея, г. Майкоп
zanad@radnet.ru

Л. И. Задорожная

Доцент Майкопского государственного технологического университета, к.э.н.

В период рыночных преобразований структурная безработица становится важнейшей проблемой рынка труда. Именно поэтому ключевым вопросом, определяющим общую экономическую и социальную эффективность региональной системы профессионального образования, является структурное соответствие спроса и предложения на рынке труда специалистов, рабочих кадров и связанном с ним рынке образовательных услуг.

Соответствие численности и профессиональной структуры выпускников количеству и составу вакансий в отраслях производства и сферы услуг выступает мерой соотношения рынка труда специалистов и рабочих кадров и региональной системы высшего, среднего и начального профессионального образования.

Среди безработных, зарегистрированных в органах службы занятости Республики Адыгея на начало 2003 г., 13,9% – лица с высшим профессиональным образованием, 24,3% – лица со средним профессиональным образованием.

Анализ распределения безработных выпускников различных учебных заведений, зарегистрированных в органах службы занятости, показал:

      рост доли выпускников высших учебных заведений с 24,3% в 2001 г. до 32,9% в 2002 г.;

      тенденцию к росту доли выпускников средних специальных учебных заведений (с 30,6% в 2001 г. до 32,2% в 2002 г.);

      уменьшение в процентном отношении выпускников учреждений начального профессионального образования с 23,0% в 2001 г. до 21,1% в 2002 г.

Динамика структурных пропорций внутри всего контингента выпускников системы профессионального образования в Республике Адыгея дает важную информацию для анализа внутренних пропорций по уровню их подготовки. На рисунке 1 приведена динамика структурных соотношений выпускников профессиональных учебных заведений.

Государственные вузы республики в 2002 г. приняли на 75% больше студентов, чем в 1995 г., в средние специальные учебные заведения было принято больше на 40%. Прием в учреждения начального профессионального образования за тот же период снизился на 8%.

 


1995 г.

 

 


2002 г.

 

Рис. 1. Структурное соотношение выпускников профессиональных
учебных заведений (в % от общего числа)*

 

  подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях начального профессионального образования;

  выпуск специалистов средними профессиональными учебными заведениями;

  выпуск специалистов высшими профессиональными учебными заведениями.

Оживление в экономике республики ведет к росту спроса как раз на кадры квалифицированных рабочих. Поэтому подсистеме начального профессионального образования необходимо увеличивать объем оказываемых услуг, повышать их качество, прогнозировать направления подготовки рабочих и вступать в серьезную конкурентную борьбу за выпускников средних школ с системой среднего и высшего профессионального образования.

Исследования рынка труда и рынка образовательных услуг показали, что система высшего и среднего специального образования республики демонстрирует малую эластичность и структурную пропорциональность относительно динамики отраслевой структуры занятости. Сравнивая структуру выпуска специалистов с вакансиями, поданными работодателями в службу занятости, а также учитывая имеющееся предложение на рынке труда, можно сделать вывод, что структура выпуска специалистов далеко не соответствует структуре спроса на них.

Система среднего профессионального образования оказалась плохо приспособленной к рыночным преобразованиям. Значительную конкуренцию ссузам оказали высшая школа и система дополнительного образования.

Переориентация ссузов на подготовку бухгалтеров, экономистов, правоведов, товароведов, спрос на которых в настоящее время резко снизился, привела к серьезным трудностям в их трудоустройстве, кроме того, предприятия реального сектора экономики фактически остались без квалифицированной смены инженерно-технических работников среднего звена.

Выпуск специалистов с высшим образованием ежегодно растет. В таблице 1 представлена структура выпуска специалистов (данные получены по результатам опроса руководителей учебных заведений).

Таблица 1

Структура выпуска специалистов высшими учебными заведениями
Республики Адыгея по направлениям подготовки

Направление подготовки

Процент от числа выпускников

Инженерно-технические специальности

9,6

Сельское хозяйство

2,0

Управление

9,5

Образование

26,9

Здравоохранение

1,4

Экономика

24,6

Право

9,4

Другие

16,6

 

Анализ показывает приоритетную ориентацию вузов региона на подготовку кадров по экономике – почти 25% выпускников, по праву – около 10%, отрасль просвещения – 26,9%, управление – 9,5%. В аграрно-промышленном регионе практически отсутствует подготовка специалистов для сельского хозяйства, мало готовится инженерно-технических кадров, спрос на которые в последнее время заметно активизировался.

Массированная подготовка по вышеназванным специальностям привела к перенасыщению рынка труда соответствующими специалистами.

Образовательные профессиональные учреждения решают свои проблемы выживания, открывая новые направления подготовки специалистов и рабочих, и практически не ориентируются на текущий и перспективный спрос региональной экономики.

Следует отметить, что рынок труда специалистов с высшим образованием предполагает мобильность на федеральном уровне. Однако в настоящее время это затруднено в силу экономических трудностей: низкого уровня доходов, дороговизны жилья и т. д. Именно поэтому вопросы трудоустройства выпускники высшей школы решают в пределах Адыгеи, Краснодарского края, и лишь незначительная их часть уезжает в другие регионы страны.

В результате имеющего место несоответствия подготовки и востребованности специалистов и рабочих значительная часть выпускников учебных заведений работает не по своему профилю или пополняет ряды безработных. В то же время часть потребности работодателей в квалифицированных работниках остается незаполненной. Кроме того, в результате такой несбалансированности в области подготовки кадров возрастает спрос на дополнительные образовательные услуги, которые финансируются в том числе и службой занятости.

В апреле 2003 г. работниками Департамента ФГСЗН по Республике Адыгея и учеными Майкопского государственного технологического университета было проведено исследование поведения выпускников высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений на рынке труда. Было опрошено 265 выпускников.

Как показали результаты опроса, после учебы собираются работать по специальности 68,7% респондентов. Каждый третий студент либо не собирается этого делать (5,3%), либо еще не определился (26,0%). Последняя категория в силу своей инертности или нерешительности, скорее всего, в ближайшем будущем пополнит ряды безработных и ищущих работу граждан республики.

Среди основных трудностей, с которыми придется столкнуться во время трудоустройства, выпускники называют:

- недостаток профессионального опыта (32,8% от числа опрошенных);

- недостаток информации о вакансиях (30,9%);

- избыток специалистов (29,0%).

Чтобы увереннее чувствовать себя на рынке труда, 28,7% опрошенных выпускников получают либо уже приобрели дополнительную специальность и 16,6% планируют сделать это в ближайшее время.

В таблице 2 приведен перечень дополнительных специальностей, выбираемых выпускниками учебных заведений. Анализ показал, что выпускники предпочитают те профессии, спрос на которые либо отсутствует, либо очень мал, а также имеется большое предложение этой категории специалистов на рынке труда, например, бухгалтер (15,6% от числа желающих получить дополнительное образование), оператор ПЭВМ (25,7%), психолог (6,4%), учитель (11,0%), юрист (3,7%), экономист (3,7%).

Таблица 2

Выбор дополнительных специальностей выпускниками высших, средних,
начальных профессиональных учебных заведений

Наименование специальности

Процент от числа опрошенных

Оператор ПЭВМ

25,7

Бухгалтер

15,6

Учитель

11,0

Психолог

6,4

Официант-бармен

4,9

Экономист

3,7

Юрист

3,7

Водитель автомобиля

5,5

Секретарь-делопроизводитель

2,8

Переводчик

0,9

Парикмахер

4,8

Технолог

0,9

 

Не очень уверенно чувствуют себя на рынке труда выпускники высших учебных заведений: 27,8% не знают, будут ли они работать по выбранной специальности; 56,2% планируют получить либо получили дополнительную специальность, чтобы избежать трудностей в поисках работы; 42,6% опасаются недостатка профессионального опыта при приеме на работу и 36,1% считают, что на рынке труда существует избыток специалистов такой квалификации.

Выпускники средних специальных заведений увереннее чувствуют себя на рынке труда: 88,5% из них планируют работать по выбранной специальности; только 19,2% получают параллельно дополнительную специальность; среди основных трудностей в поиске работы называется недостаток информации о вакансиях (42,3%); только 15,4% опрошенных считают, что существует избыток специалистов данной квалификации.

Анализ рынка труда показал, что на самом деле специалисты со средним специальным образованием испытывают серьезные трудности в поиске работы. Проблема несоответствия предложения рабочей силы спросу на нее, оптимистичный настрой выпускников могут обернуться личной неудачей молодых людей.

Выпускники начальных профессиональных учебных заведений менее активны в своих будущих действиях. Только 57,1% из них после учебы собираются работать по специальности – наименьший показатель среди всех категорий выпускников. Основными причинами этого являются: низкий социальной статус рабочих профессий, желание учиться дальше и получить высшее образование, невостребованность на рынке труда ряда специальностей, по которым осуществляется подготовка в ПТУ. Из числа выпускников начальных профессиональных учебных заведений 28,6% получили либо планируют приобрести дополнительную специальность. В числе основных трудностей в поиске работы были названы: недостаток информации о вакансиях (40,0% от числа опрошенных), недостаток профессионального опыта (20,0%), избыток специалистов (17,1%).

Следует отметить, что основную проблему в трудоустройстве выпускники средних и начальных специальных учебных заведений видят в недостатке информации о вакансиях. На это указали 42,3% выпускников средних и 40,0% – начальных специальных учебных заведений.

Выпускники всех видов учебных заведений недооценивают роль службы занятости в трудоустройстве. Только 13,6% опрошенных сказали, что при поиске работы обратятся в эту организацию. Большая часть собирается трудоустраиваться с помощью знакомых, родителей (35,8%) и самостоятельно (26,0%). Следует отметить, что 22,3%, т.е. практически каждый пятый выпускник, не знают, каким образом они будет трудоустраиваться, еще более высок этот процент среди выпускников высших учебных заведений (28,4%).

Большую роль в адаптации выпускников учебных заведений на рынке труда должны играть молодежные биржи труда. В настоящее время идет процесс становления этих новых структур, и именно им принадлежит будущее.

В ходе проведенного исследования были опрошены руководители профессиональных учебных заведений. Все они представляют ситуацию на рынке труда по профессиям, по которым осуществляют подготовку. Закономерное стремление профессиональной школы адаптироваться к новым условиям зачастую преследовало цель самовыживания, а не оптимального решения кадровых проблем. Из числа опрошенных руководителей 57,2% считают, что в ближайшие годы их выпускники будут испытывать трудности с получением работы. Среди основных причин этих трудностей они назвали:

1.  Сохранение негативных тенденций (спад производства, убыточность) в тех отраслях, для которых готовятся специалисты;

2.  Конкуренция на рынке труда по профессиям и специальностям, по которым ведется подготовка.

На вопрос, намерены ли они в ближайшие годы расширять прием студентов, 52,6% руководителей отвели утвердительно. Среди специальностей, планируемых к расширению, были названы: юриспруденция, бухгалтерский учет и аудит, финансы и кредит, таможенное дело, экология, организация и безопасность движения; программное обеспечение; ветеринарный фельдшер, токарь, автослесарь, кровельщик; повар, кондитер, официант, оператор котельной. По большинству указанных специальностей на рынке труда предложение превышает спрос.

Оценка перспективной структуры спроса на рабочую силу на рынке труда республики дает определенные ориентиры системе профессионального образования республики на подготовку кадров в соответствии со складывающимся на них спросом.

Сделанный нами прогноз соответствия спроса и предложения труда специалистов осуществлялся на основе данных, полученных от работодателей, и планов выпуска профессиональными учебными заведениями. На рисунке 2 представлена прогнозируемая структура потребности предприятий республики в специалистах с высшим профессиональным образованием и прогнозируемая структура выпускников вузов на 2007 г.

 

Выпуск

 

Рис. 2. Прогноз структуры выпускников вузов по основным специальностям
и структуры потребности предприятий республики в данных специалистах
в 2007 г., %

Полученная в ходе исследования информация показала, что в перспективе до 2007 г. учебные заведения намерены продолжать подготовку специалистов, по которым уже сейчас наблюдается избыток, а именно: юристов, экономистов, бухгалтеров, психологов, социальных работников.

Таким образом, выпускники высших учебных заведений в прогнозируемом периоде будут испытывать сложности в процессе трудоустройства.

Для гармонизации спроса и предложения на рынке образовательных услуг и на рынке труда специалистов и рабочих кадров должен формироваться механизм структурной ориентации профессиональных учебных заведений на динамику и структуру потребностей хозяйственного комплекса республики.

Как нам представляется, к основным направлениям регулирования процессов подготовки кадров в республике следует отнести:

1.    Проведение профессиональными учебными заведениями более гибкой политики поведения на рынке образовательных услуг, разработку маркетинговой стратегии учебного заведения, основанную на знании ситуации на рынке труда и прогнозах его развития.

2.    Формирование с участием службы занятости обоснованного заказа системе образования по подготовке кадров с перечнем специальностей и структуры набора. Основу информационной системы формирования заказов должен составить мониторинг регионального процесса формирования спроса и предложения рабочей силы в территориально-отраслевом и профессионально-квалификационном разрезе. Организация мониторинга и формирование заказов положат начало созданию реального механизма взаимодействия рынка труда и его важнейшего сегмента – рынка образовательных услуг.

3.    Совершенствование системы информирования учащихся, абитуриентов, студентов, выпускников учреждений профессионального образования, работодателей о ситуации на рынке труда и в сфере образовательных услуг. Для этого необходимо сформировать в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования постоянно действующие либо временные консультационные пункты по вопросам содействия трудоустройству студентов и выпускников на временные и постоянные рабочие места.

4.    Введение в учебные планы всех специальностей дисциплин «Технология поиска работы», «Навыки поиска работы» за счет региональных компонентов государственных образовательных стандартов.

5.    Снижение спроса на образовательные услуги, особенно высших и средних профессиональных учебных заведений, за счет перехода молодежи в группы занятых или ищущих работу. Это станет возможным при прогнозируемом росте экономики за счет ввода новых рабочих мест, при компенсации выбывших работников по возрасту приемом молодежи. Для реализации последнего важна целенаправленная, рассчитанная на длительную перспективу политика поднятия престижа рабочих профессий, воспитания уважения к труду рабочих.

 

Список литературы

 

1.    Волгин Н. А. Усиление социальной направленности экономики России (актуальные проблемы, вопросы теории и практики) / Н. А. Волгин. М.: Изд-во РАГС, 1998.

2.    Государственная политика в области занятости населения // Экономика и учет труда. 2001. №12.

3.    Гранберг А. Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. М.: Гос ун-т. Высшая школа экономики, 2003.

4.    Одегов Ю. Г. Рынок труда и социальное партнерство: Монография /
Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко, Н. Г. Митрофанов. М.: Хронограф, 1998.

5.    Регионы России. Социально-экономические показатели 2002 г. Республика Адыгея. Социально-экономические итоги 2002 г.

6.    Руденко Г. Г. Внутренний и внешний рынки труда: механизм сбалансированного развития / Г. Г. Руденко. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1999.

 



* Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели 2002 г. Республика Адыгея. Социально-экономические итоги. 2002 г. С.155.