О роли социального партнерства в регулировании рынка труда

З. В. Хачатрян

Заместитель начальника отдела трудоустройства и специальных программ
Департамент федеральной государственной службы занятости населения
по Архангельской области
аnna@arhzan.ru

1. Современная ситуация на рынке труда Архангельской области

Анализ развития рынка труда Архангельской области показывает, что его основные характеристики формируются под влиянием процессов, происходящих в социально-экономической сфере.

Общая ситуация на рынке труда в последние годы имеет позитивные тенденции, обоснованные положительной динамикой роста основных макроэкономических показателей. Однако, рост некоторых макроэкономических показателей не всегда сопровождается адекватным спросом на привлечение незанятого населения. Продолжает сохраняться несоответствие спроса и предложения рабочей силы. По оценке Департамента предложение рабочей силы на рынке труда области в текущем году превышало спрос в 1,5 раза.

Численность экономически активного населения области (по данным выборочного исследования населения, проводимого Госкомстатом) имеет тенденцию к снижению. К концу первого полугодия 2004 г. численность ЭАН, по оценке Госкомстата, составила 741 тыс. чел., численность граждан, которые не имели занятия, но активно его искали, и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные, составила 61,0 тыс. чел. (снижение по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 21,8%). Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) по состоянию на 1.09.2004 г. составляет 8,2%.

Следует отметить, что рейтинг областной службы занятости населения растет.

За 9 месяцев 2004 г. в службу занятости населения области обратилось за содействием в трудоустройстве 44,6 тыс. чел.

Общая численность зарегистрированных в целях поиска подходящей работы граждан на 1.10.2004 г. составила 20,6 тыс. чел., в том числе признано безработными 18,9 тыс. чел. Уровень безработицы на 1.10.2004 г. составил 2,6%.

За 9 месяцев 2004 г. заявлено предприятиями и организациями более 53 тыс. вакансий, потребность в работниках на 01.10.2004 г. составила 7040 чел. Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда снизился с 3,3 чел. на начало года до 2,8 чел. на 1 вакансию на 01.10.2004 г.

Основными клиентами службы занятости населения по-прежнему остаются лица, которым трудно самостоятельно найти работу в связи с низкой квалификацией, отсутствием опыта работы, а также лица, особо нуждающиеся в социальной защите.

Общие стратегические направления политики занятости определены Законом РФ «О занятости населения в РФ», где подчеркивается ориентация общества на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости. В связи с этим основные положения «Программы содействия занятости населения Архангельской области на 2004-2005 годы» определены исходя из приоритетов государственной политики в области занятости населения. Основной целью программы является смягчение социальной напряженности, повышение конкурентоспособности рабочей силы и создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рынке труда.

Понятно, что в новых экономических условиях решить проблему обеспечения занятости населения, в том числе на региональном уровне, возможно лишь при разработке общей стратегии развития территории, привлечении и объединении всех доступных ресурсов, установлении общих потребностей и интересов, прогнозировании потребностей в кадрах. Решение проблемы занятости находится в прямой зависимости как от эффективной работы службы занятости, так и от привлечения к разрешению проблем занятости субъектов социально-трудовых отношений, других заинтересованных сторон. Среди них объединения работодателей и работников, общественные организации, которые представляют интересы определенных категорий населения (инвалиды, женщины, др.).

 

 

 

2. Решение проблем занятости через институты и механизмы системы на уровне Архангельской области

В настоящее время в области действует Соглашение между администрацией Архангельской области, объединениями (союзами) работодателей и Федерацией профсоюзов области 2002-2004 гг. Выполнение принятых участниками Соглашения обязательств обеспечивается необходимыми средствами, предусмотренными в бюджете области, планах хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, сметах профсоюзов.

Среди форм участия социальных партнеров в регулировании рынка труда Архангельской области можно выделить следующие:

·       Участие в подготовке и принятии областных законодательных актов, специальных программ содействия занятости на региональном, территориальном уровнях

Органы службы занятости области являются партнерами органов власти и местного самоуправления по подготовке и реализации областных законодательных актов, региональных, местных целевых программ, планов мероприятий, оказывающих влияние на состояние рынка труда. Успешное осуществление этих законов и программ, снижает социальную напряженность в обществе. В их числе областной закон «О трудоустройстве молодежи», принятый областным собранием депутатов 29 июня 2004 г., «Региональный план действий по улучшению положения женщин в Архангельской области и повышению их роли в обществе на 2002-2005 годы», некоторые другие.

В целом в регионе разрабатывается множество программ, но по конечным результатам они не всегда эффективны. Поэтому, на наш взгляд, при составлении любой программы необходимо, прежде всего, ориентироваться на удовлетворение потребностей местного рынка труда, продуманно решать вопросы с объемами финансирования для решения конкретных задач.

К примеру, в области действует программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Архангельской области на 2003-2005 годы», в реализации которой мы участвуем. В то же время на практике мы испытываем реальные затруднения с организацией предпринимательства и самозанятости среди безработных граждан, так как действующая программа не предусматривает реальной финансовой поддержки гражданам, решившим заняться малым бизнесом, самозанятостью, а финансовая помощь, которая предоставляется службой занятости безработным гражданам, желающим выйти на самозанятость, мала (субсидии, как это было раньше, федеральным бюджетом не предусмотрены).

Работа многих предприятий и организаций области носит сезонный характер, нужны программы, в том числе ведомственные, по организации занятости населения в межсезонные периоды (здесь поле деятельности для организации ремесел, развития надомничества, самозанятости).

Ведомственный подход к разработке некоторых региональных (местных) программ развития приводит порой к отсутствию в них одного из основных разделов кадрового обеспечения. Учитывая тот факт, что в последнее время актуальными стали проблемы, связанные с созданием новых и сохранением существующих рабочих мест, территориальным распределением и кадровым обеспечением рабочих мест, повышением качества рабочей силы (подготовка, переподготовка, повышение квалификации), при разработке программ необходимо пристальное внимание обращать на разработку и финансирование этих мероприятий.

·       Участие в работе региональных Комитетов содействия занятости населения

Первичным коллегиальным органом социального партнерства на региональном (местном) рынке труда являются координационные комитеты содействия занятости населения, объединяющие представителей основных партнеров, формирующих рынок труда.

В 1992 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» создан Архангельский областной координационный комитет содействия занятости населения, который состоит из представителей органов службы занятости, профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, общественных организаций, представляющих интересы категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите. Основными задачами комитета являются содействие органам занятости в решении задач, определенных законодательством о занятости; выработка согласованных решений по осуществлению политики занятости населения в области. Ежегодно на заседаниях комитета рассматриваются насущные вопросы по реализации государственной политики в области содействия занятости населения.

Нарабатывается опыт создания местных партнерских организаций, решающих проблемы локальных (местных) рынков труда. В настоящее время в 11 районах области созданы и действуют координационные комитеты, которыми руководят как представители городских (районных) администраций, так и директора центров занятости. Так как комитеты не имеют статуса юридического лица, наиболее сложные

вопросы координационные комитеты решают путем обращения в соответствующие органы власти, муниципальные образования, к работодателям.

·       Развитие социального диалога с заинтересованными сторонами по вопросам реализации политики занятости

Система социального партнерства предусматривает заключение соглашений (договоров) различного уровня. В целях координации совместных мероприятий по вопросам содействия занятости населения службой занятости ежегодно заключаются и выполняются двухсторонние соглашения и договоры. Только в 2004 г. выполнялись договоры между Департаментом ФГСЗН по Архангельской области и управлением автомобильных дорог, Архангельским региональным отделением общероссийской общественной организации российского Красного Креста, Департаментом агропромышленного комплекса, областным потребительским союзом в целях координации совместных действий по организации общественных работ.

Департаментом ФГСЗН по Архангельской области подписаны соглашения с военным комиссариатом Архангельской области о сотрудничестве по вопросам организации альтернативной гражданской службы и содействия занятости военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей; с отделом по делам миграции Управления внутренних дел Архангельской области о сотрудничестве по обмену информацией по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы; с Департаментами ФГСЗН по Республике Карелия, Тверской области о координации совместных действий, направленных на содействие трудоустройству граждан; с Департаментом образования администрации области о совместной деятельности по организации профессионального обучения и переподготовки безработных граждан.

Следует сказать, что ежегодно центры занятости населения заключают более 3000 договоров с предприятиями и организациями по реализации мероприятий активной политики занятости (общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних, временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите), в том числе в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве. В последние 2 года, по предложению органов службы занятости, администрации муниципальных образований утверждают «Порядок взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований и центров занятости населения при организации оплачиваемых общественных работ».

Интенсивность решения вопросов социального партнерства на территории области возросла, механизмы регулирования трудовых отношений между партнерами совершенствуются. Например, Северодвинским ГЦЗН подписан договор «О сотрудничестве по содействию предпринимательству» с управлением экономики администрации МО «Северодвинск», в рамках которого при мэрии города организована работа консультационного пункта для оказания услуг по вопросам организации предпринимательства и самозанятости населению города. При управлении экономики администрации МУ «Г. Северодвинск» создана рабочая группа по вопросам оптимизации системы профессионального образования в городе, в которую входят представители органов местного самоуправления, учреждений образования, центра занятости населения и работодатели.

Результативность труда специалистов службы занятости зависит от их умения вести диалог с руководителями организаций – социальными партнерами. Поэтому первостепенной для нас является работа по развитию различных форм социального партнерства, направленная на активное взаимодействие с работодателями в вопросах поддержания занятости. К числу эффективных форм работы можно отнести: клубы работодателей, обучающие семинары, ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, «круглые столы», дни открытых дверей. Все более востребованными становятся как населением, так и работодателями услуги центров, киосков самостоятельного поиска работы

В целях расширения возможности трудоустройства граждан и развития предпринимательской деятельности областная служба занятости принимает участие в развитии делового партнерства с Фондом развития и поддержки малого предпринимательства Архангельской области (Форпост МП), территориальными органами общественного самоуправления (ТОС). Руководитель Департамента входит в Общественный совет по развитию ТОС при администрации Архангельской области. Центрами занятости разработаны мероприятия по участию в проектах местного бюджета.

Учитывая, что особое внимание требуется при работе с лицами с ограниченными возможностями (инвалиды), с гражданами, освобожденными из мест лишения свободы, областная служба занятости активно сотрудничает с общественными организациями инвалидов, со специалистами бюро медико-социальной экспертизы и клинико-экспертных комиссий поликлиники городов и районов области.

В рамках соглашения между Департаментом ФГСЗН по Архангельской области и Управлением исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Архангельской области с гражданами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, накануне их высвобождения проводятся выездные профориентационные групповые и индивидуальные консультации по вопросам прав в сфере занятости, состояния рынка труда в регионе. Центры занятости получают всю необходимую информацию о возможном обращении к ним граждан, освобожденных из мест лишения свободы, поэтому заранее могут рассматривать возможности их трудоустройства, в центрах занятости населения формируются банки работодателей, готовых принять на работу эту категорию граждан. Большая работа проводится и в воспитательной колонии для несовершеннолетних.

За последнее время появился интересный опыт расширения традиционного круга социальных партнеров службы занятости в области профессиональной ориентации молодежи. Таким заинтересованным партнером в деле профориентации выпускников явились учреждения культуры, а именно районные, городские детские и юношеские библиотеки. Примеры такого взаимодействия есть в нескольких городах и районах области.

Понимая, что любые договорные отношения могут сформироваться и окрепнуть только при условии приоритета общего интереса, областная служба занятости старается найти партнеров среди многочисленных местных, в том числе общественных, организаций, среди которых: Федерация профсоюзов Архангельской области, Областной Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, областной и территориальные Советы женщин и др.

Мы пытаемся найти поддержку своим начинаниям у территориальных органов общественного самоуправления (ТОСы), суть которой заключается в связи с местным населением в целях разрешения проблем, связанных с занятостью населения.

В целях полного и оперативного информирования граждан и заинтересованных предприятий, организаций о положении на рынке труда, имеющихся вакансиях и мероприятиях, проводимых службой занятости, органы службы занятости тесно сотрудничают с редакциями местных газет, областным радио, телевидением. Только в 1 полугодии 2004 г. в районных и областных газетах было опубликовано более 150 статей, интервью и заметок, в эфир вышло более 70 теле- и радиопередач по проблемам занятости, безработицы и трудоустройства граждан.

Мы уверены, что должны быть надежными партнерами в организации социального партнерства на рынке труда всех уровней (регионального, территориального и локального); искать и находить позитивный опыт создания местных партнерских организаций, понимая, что всем представителям сотрудничающих сторон предстоит еще много учиться, чтобы достичь согласия и взаимопонимания в социальном диалоге, своими действиями повышать статус службы занятости.

Таким образом, развитие института социального партнерства играет важную роль в деятельности службы занятости. Поэтому нам очень интересен опыт других территорий, интересны местные проекты, результат которых напрямую зависит от местных условий, ресурсов, навыков и умений всех участников партнерства.

Подводя итог, можно отметить, что благодаря сотрудничеству и объединению усилий всех участников рынка труда, прежде всего работодателей – наших основных партнеров, согласованности их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения областная служба занятости является полноправным участником процесса регулирования социально-трудовых отношений. Конечно, есть нерешенные проблемы. Но мы считаем, что дальнейшее развитие института социального партнерства необходимо, оно имеет важное значение, в том числе для повышения эффективности деятельности службы занятости.

 

Список литературы

 

1.    Конституция Российской Федерации. – М., 2000

2.    Закон «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции  Федерального закона от 10.01.2003 г. №8-ФЗ) // Российская газета. 2003. №4.

3.    Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 26.12.2001 с изменениями на 25.07.2002 г.

4.    Рынок труда / Под ред. проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2000. 448 с.

5.    О состоянии и проблемах развития национального рынка труда: Материалы областной конференции: Калининград, 2003. – 75 с.

6.    Рынок труда и рынок образовательных услуг в Республике Карелия. Петрозаводск, 2003. 319 с.

7.    Герций Ю. Занятость и рынок труда / Ю. Герций // Человеческие ресурсы. 2002. №2.

8.    Михеев В. А. Основы социального партнерства / В.А. Михеев. М.: РАГС.

9.    Роль социального партнерства в регулировании рынка труда (практика взаимодействия социальных партнеров в Москве. М., 2002.

10.      Митрохин В. И. Социальное партнерство / В. И. Митрохин. М., 1998. 251 с.

11.      Утинова С. Факторы, детерминирующие занятость россиян / С. Утинова, А. Кашепов // Человек и труд. 2003. №2. С. 31-36.

12.      Хуссманнс Р. Обследование экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость: Методическое руководство МБТ: Пер. с англ. В 2 кн. / Р. Хуссманнс, Ф. Мехран, В. Верма. М.: АО «Финстатинформ», 1994.

13.      Экономика труда и социально-экономические отношения М.: Изд-во МГУ, 1996. С. 141.