МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ РЕШЕНИЯ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ «УНИВЕРСАЛЬНОГО»
КЛАССИФИКАТОРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. Г. Мезенцев, А. А. Сарен, В. А. Гуртов

Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск
mez@petrsu.ru; saren@psu.karelia.ru;
vgurt@petrsu.karelia.ru

1.        Уровни иерархии в классификаторах

Проблема классификации и группировки специальностей и профессий для разных уровней образования может быть отнесена к одной из важнейших системных проблем при решении задач анализа и прогноза развития экономики и социальной сферы регионов и страны в целом. К настоящему времени сложилась следующая иерархическая последовательность в формировании и утверждении соответствующих классификаторов: сначала Министерство образования России (Госкомвуз, Федеральное агентство по образованию – Рособразование) определяет и утверждает своими приказами классификаторы (перечни) специальностей, направлений, профессий, а затем Госстандарт России (Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии – Росстандарт) в тесном взаимодействии с Министерством образования России и другими ведомствами разрабатывает и утверждает классификаторы. В этой работе активное участие принимают Научно-исследовательский институт проблем высшей школы – НИИВШ (главным образом по классификаторам высшего и среднего профессионального образования – ВПО, СПО) и Институт развития профессионального образования – ИРПО (главным образом по классификаторам начального профессионального образования – НПО).
В ряде случаев разработанные классификаторы утверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание на то, что при создании классификаторов всегда возникает сложная методологическая проблема выбора оснований для классификации, которые, в свою очередь могут быть объективно разными. Кроме того, рассматривая в историческом контексте развитие экономики и образования, видно, что за объективными изменениями в содержании деятельности тех или иных профессий также объективно следуют изменения в содержании подготовки соответствующих специалистов, вплоть до появления совершенно новых и значительного изменения старых образовательных программ. При этом гораздо легче открываются новые специальности, чем закрываются старые. Последние зачастую даже если и не закрываются, то содержание подготовки по ним все же меняется. Это приводит к непрерывному количественному увеличению номенклатуры специальностей и, соответственно, к необходимости введения все новых и новых объектов классификации. Для иллюстрации этой тенденции можно сравнить, например, Общесоюзный классификатор специальностей по образованию 1980 года (введен в действие с 01.01.1980 г. Постановлением Госстандарта СССР от 25.12.1978 г. №94) и Общероссийский классификатор специальностей по образованию 2003 года (введен в действие с 01.01.2004 г. Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 №276-ст). Так, в ОКСО 1980 г. объектами классификации являются группы специальностей (22 для ВПО), специальности, специализации и квалификации. А в ОКСО 2003 классификация ведется по таким иерархическим уровням: укрупненные группы специальностей и направлений подготовки (28 для ВПО и СПО), направления подготовки, специальности (табл. 1). Кроме того, дополнительно кодируется информация о квалификации. Однако специализации в ОКСО 2003 объектом классификации уже не являются. И при этом суммарное общее количество специальностей и направлений в ОКСО 2003 г. превысило 700 [9-20].

Таблица 1

Укрупненные группы специальностей,
направления и специальности в классификаторах разных лет
(без учета текущих дополнений)

 

Высшее

профессиональное

образование

Среднее

профессиональное образование

Начальное

профессиональное образование

2003 г.

2000 г.

1994 г.

2003 г.

2001 г.

1993 г.

1999 г.

1996 г.

Укрупненные группы специальностей и направлений, кол-во

28

30

39

28

29

28

38

71

Специальности,

кол-во

535*

580*

497*

260*

254*

255*

288

5163

* (без военных специальностей)

 

Основным объектом классификатора, предназначенным для решения задач планирования и прогнозирования подготовки кадров, является уровень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. По определению, приведенному в ОКСО, эти группы "объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области, и соответствуют утвержденному Правительством Российской Федерации государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2003 – 2005 годы". В результате сложной работы по подготовке ОКСО-2003 удалось обеспечить единый подход к разделению на 28 групп специальностей ВПО и СПО. Существуют также веские аргументы в пользу того, чтобы и специальности НПО «привести» к указанным 28 группам. Кроме того, для переходного периода, когда еще действуют документы Минобразования России – Перечень 2000 г., Классификатор ВПО 1994 г., Классификатор СПО 2001 г. и соответствующие классификаторы НПО, а также для прогностических исследований, опирающихся на тренды большой длительности, необходима отработка конкретных алгоритмов группировки и перегруппировки специальностей в принятые ныне 28 укрупненных групп.


Таблица 2

Пример распределения по числу специальностей высшего профессионального образования:
1) по классификатору 2003 года в 28 укрупненных группах, 2) по классификатору 1993 года в 35 укрупненных группах,
3) перераспределению числа специальностей между этими группами

Код

010000

020000

030000

040000

050000

060000

070000

080000

090000

100000

110000

120000

130000

140000

150000

160000

170000

180000

190000

200000

210000

220000

230000

240000

250000

260000

270000

280000

Общий итог

010000

9

23

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33

020000

 

 

25

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

030000

 

 

 

 

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33

040000

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

050000

 

 

 

 

 

 

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

060000

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

070000

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

1

8

6

2

1

1

 

2

3

2

2

1

 

1

 

 

36

080000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

090000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

100000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

110000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

120000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

12

130000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

19

140000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

150000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

170000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

5

 

3

 

3

 

 

 

 

2

 

1

1

 

17

180000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

2

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

14

190000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

11

200000

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

19

210000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

 

1

 

 

4

 

 

 

 

 

 

9

220000

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

4

 

 

 

 

 

7

230000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

240000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

3

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

250000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

18

260000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

4

 

 

 

5

270000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

14

 

 

15

280000

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

9

 

 

12

290000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

15

300000

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

310000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

19

320000

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

8

330000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

6

340000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

350000

2

 

3

2

 

 

1

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Общий итог

12

27

28

5

33

7

33

30

9

5

16

8

20

37

33

25

5

16

17

14

21

7

6

25

4

26

16

10

495

 


2. Действующие классификаторы для системы профессионального образования

Для системы профессионального образования в настоящее время действуют два общероссийских классификатора специальностей по образованию (ОКСО). В области высшего и среднего профессионального образования действует общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003 (28 укрупненных групп специальностей СПО и ВПО), утвержденный постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст. Этот классификатор введен в действие с 01.01.2004 года. В области начального профессионального образования действует общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 023-1995 (42 укрупненных группы специальностей НПО), утвержденный постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 № 639. Этот классификатор введен в действие с 01.07.1996 года.

В 1999 г. был утвержден Перечень профессий начального профессионального образования, включающий 38 укрупненных групп и 288 «базовых» профессий рабочих (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.1999 г. № 1362). Указанный перечень содержит связь профессий НПО с введенным с 1996 г. Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих (ОК 016-94), который содержит кодирование 5163 профессий, перечисленных в алфавитном порядке и классифицированных по видам производства и работ в 71 группу.

В настоящее время классификаторы ОК 009-2003, ОК 023-1995, ОК 016-94 являются основными стандартами для системы профессионального образования [14,12].

В развитии этих документов для системы среднего профессионального образования был модернизирован классификатор специальностей среднего профессионального образования, ранее введенный приказом Минобразования России от 02.07.2001 №2572 "Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – классификатора специальностей среднего профессионального образования (с изменениями от 16.04.2004) Этот классификатор содержит 29 укрупненных групп СПО (исключены 7,13,14,15,33 группы из 34).

 

3.    Предыдущие классификаторы по системе профессионального образования

Предыдущий общероссийский классификатор специальностей по образованию для высшего и среднего профессионального образования ОК 009-93 включал 34 укрупненные группы СПО, 33 укрупненные группы специальностей ВПО и 5 укрупненных групп направлений ВПО. Этот классификатор ОКСО был введен постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г. № 296, в настоящее время не действует, заменен на классификатор ОК 009-2003.

История периодического обновления и пересмотра рубрикации классификаторов и перечней специальностей (направлений) подготовки специалистов, техников, квалифицированных рабочих и служащих может рассматриваться как летопись, отражающая непрерывные процессы развития (эволюции и инволюции) всех отраслей и сфер деятельности общества. Обобщенный ретроспективно-перспективный взгляд на всю совокупность специальностей позволит составлять более обоснованные прогнозы потребности общества в тех или иных специалистах и профессиях. Решению этой задачи может способствовать создание сводной «исторической» базы данных специальностей (направлений), обеспечивающей возможность выстраивания «траекторий» изменений качественного и количественного характера структуры востребованных специальностей (групп специальностей) по всем уровням образования.

 

4.    Соответствия между различными классификаторами и перечнем подготовки по специальностям профессионального образования

Одновременно с периодическим пересмотром упомянутых перечней Министерство образования РФ обычно готовит и утверждает своими приказами Указатели соответствия старых и новых кодов и наименований специальностей и направлений и отмечает изменения в составе укрупненных группировок. После этого указанные группы специальностей и направлений становятся объектом планирования – Минобразование России формирует и утверждает государственное задание на подготовку специалистов.

Среди действующих указателей соответствия можно выделить два. Первый в области ВПО «Указатель соответствия между Перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования и Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2003», введенный приказом Минобразования России от 4 декабря 2003 г. № 4482 «О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию». В приказе Минобразования имеется поручение Департаменту высшего профессионального образования по разработке (до 1 июня 2005 г.) государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения и разработке проекта перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, сопряженного с ОКСО, с учетом вхождения России в Болонский процесс. Второй указатель соответствия в области СПО – «Указатель соответствия между Классификатором специальностей среднего профессионального образования и Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2003» введенный приказом Минобразования России от 25.11.2003 г. № 4377 "О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию в системе среднего профессионального образования".

Одной из актуальных является, в частности, подзадача перехода от действовавших в период 1994 – 2003 года (и сохраняющих частично действие для набора в образовательные учреждения до 2003 года включительно, а для НПО и по настоящий момент) классификаторов направлений и специальностей высшего профессионального образования (ВПО, 1994 и 2000), среднего профессионального образования (СПО, 2001) и начального профессионального образования (НПО, 1996), к формированию 28 групп специальностей и направлений профессионального образования, установленных новым Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОКСО с 2004 года (ОКСО ОК 009-2003).

 

5.    Алгоритмы и программы для конвертации данных при переходах между классификаторами

Для проведения сравнительного анализа и прогнозирования необходимо данные по всем трем уровням профессионального образования – ВПО, СПО и НПО – представлять в едином формате, структурированном по 28 группам специальностей «универсального» классификатора. Для решения этих задач разрабатываются программы конвертации, сортировки и перегруппировки специальностей и направлений в рамках «универсального» классификатора, с опорой на классификаторы разных поколений и уровней образования – НПО, СПО и ВПО [9-20]. При проведении прогностических оценок подготовки выпускников по направлениям профессионального образования, включающих наименования и коды специальностей ВПО, СПО и НПО с целью автоматизированного перехода к 28 укрупненным группам, основная трудность связана с выбором основания для классификации профессий рабочих и должностей служащих НПО, максимально адекватного принятому в ОКСО 2004 года для ВПО и СПО. Данная задача решалась на начальном этапе с привлечением экспертных оценок.

Программы конвертации предназначены для сортировки таблиц с числовыми данными по приему и выпуску учащихся учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования, представленными в разрезе групп и отдельных специальностей в соответствии с действующими в период 1994 – 2003 гг. классификаторами направлений и специальностей (ВПО: 1994 и 2000, СПО: 2001, НПО: 1996).

Цель сортировки перегруппировка данных по отдельным специальностям, согласно универсальному классификатору по 28 группам специальностей и направлений профессионального образования, установленных для ВПО и СПО новым Общероссийским классификатором специальностей по образованию с 2004 года (ОКСО ОК 009-2003). Результаты работы программ конвертации позволяют проводить сравнительный анализ данных по ВПО, СПО и НПО в разрезе 28 групп и отдельных специальностей «универсального» кодификатора. Ниже приводится краткое описание этих программ.

 

5.1. Схема преобразования данных

Схема преобразования данных представлена на рисунке 1. Таблицы исходных данных (п.1 схемы на рисунке 1) содержат данные о приеме и выпуске учащихся, представленные в разрезе групп и отдельных специальностей ВПО, СПО и НПО, по регионам РФ. Каждая строка таблицы содержит код специальности (для НПО – наименование специальности) согласно действующим классификаторам ВПО, СПО и НПО и набор числовых данных (прием, выпуск по данной специальности, из них: очно, заочно и пр.). Строки данных группируются по группам специальностей и регионам РФ. В отдельных строках таблиц приводятся суммарные значения столбцов данных для групп специальностей, регионов РФ и общего итога по РФ.

Для наполнения базы данных в качестве первичных материалов использовались сборники типовых таблиц, сформированных на основе форм статотчетности 3НК, 2НК, 1НК, ф№2 – наука, 1Профтех, 76РИК, 85К Центром обработки и распространения статистической информации Госкомстата России. Госкомстат России до настоящего времени готовит для пользователей статистическую информацию по ВПО и СПО в рамках классификаторов ОКСО 1994 в формате MS DOS.

Программы для сортировки данных разработаны в среде MS Excel (Microsoft® Excel 2002 10.0) с использованием макросов, написанных на языке Visual Basic (Microsoft® Visual Basic 6.3).

При обработке данных, представленных в формате MS DOS, таблицы исходных данных предварительно импортировались в табличный процессор MS Excel (п.2 схемы на рисунке 1).

Подготовленные данные в формате таблиц MS Excel переносятся (копируются) в специальные документы MS Excel с программами конвертации и помещаются на соответствующие листы (п.3 схемы на рисунке 1).

После этого пользователь может запустить макрос, содержащий программу конвертации. При выполнении макроса на экране появляется диалоговое окно, включающее информацию установочного и справочного характера. После ввода необходимых параметров осуществляется запуск собственно процесса конвертации нажатием кнопки «Старт».

Программа конвертации производит сортировку исходной таблицы данных, заключающуюся в перегруппировке строк согласно специальному кодовому классификатору. Отдельные кодовые классификаторы созданы для программ сортировки данных для ВПО, СПО и НПО. Кодовый классификатор представляет собой таблицу, содержащую 28 групп специальностей согласно новому классификатору ВПО и СПО ОКСО ОК 009-2003. В указанные группы помещены специальности ВПО, СПО и НПО с сохранением кода и наименования специальности в соответствии с ранее действовавшими классификаторами. Кодовые классификаторы хранятся как обычные листы MS Excel, поэтому их можно легко исправлять и дополнять.

По окончании конвертации данных программа выводит на экран соответствующее сообщение. Программа позволяет контролировать правильность преобразования данных: в процессе работы макроса на отдельный лист выводятся отклонения полученных программой итоговых сумм столбцов данных для каждого региона от значений, указанных в исходных данных. Для ВПО и СПО также выводится информация о нераспознанных специальностях (отсутствующих в «универсальном» кодовом классификаторе).

Отсортированная программой конвертации таблица данных помещается на соответствующий лист документа MS Excel, откуда данные могут быть считаны (скопированы) для дальнейшего использования (п.4 схемы на рисунке 1).

 

5.2. Алгоритм сортировки данных

Блок-схема программы конвертации данных для ВПО и СПО приведена на рисунке 2. Программа сортировки данных включает в себя несколько процедур. Запуск программы осуществляется путем запуска процедуры Convert (выполняется при запуске одноименного макроса). Остальные процедуры доступны только внутри программного модуля (недоступны для выполнения как макросы).

После запуска макроса на экран выводится диалоговое окно, позволяющее сделать начальные установки для программ сортировки: 1) флажок «Выводить только итоги по группам» и 2) установка границ блока исходных данных. Кнопка «Старт» диалогового окна запускает одноименную процедуру Start, в которую передаются начальные установки. Процедура Start содержит алгоритм предварительной подготовки (очистка листов результата, чтение кодового классификатора и др.) и затем запускает собственно процедуру сортировки.


Таблицы исходных данных

 
 


Рис. 1. Схема обработки данных при конвертации


Рис. 2. Блок-схема алгоритма программы конвертации данных
для ВПО и СПО (процедура
Start)

Заключение

В заключение следует отметить, что в ходе решения задачи, сформулированной в данной работе, кроме уже упомянутых проблем мы столкнулись с фактором организационного характера. К настоящему времени сложилась такая практика формирования и утверждения классификаторов, когда в качестве государственных стандартов они пересматриваются примерно один раз в десять лет (например, стандарты ОК 009-93 и ОК 009-2003 для высшего и среднего профессионального образования). В интервалах между принятием новых стандартов органы управления образованием, согласно своим полномочиям, постоянно дополняют классификаторы и перечни, а также разрабатывают и утверждают новые классификаторы, порой существенно отличающиеся от действующих стандартов. Такие классификаторы применяются, помимо прочего, и для планирования государственного заказа образовательным учреждениям и для разработки государственных образовательных стандартов. Указанное обстоятельство требует очень аккуратного учета всех изменений и знания актуального статуса тех или иных классификаторов специальностей в каждый конкретный момент времени. Представляемая работа, предполагающая создание «универсального» классификатора, в базу данных которого будут включены классификаторы всех уровней образования и разного времени их утверждения, позволит преодолеть и эту организационную проблему.

 

Список литературы

 

1.    Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-93. Постановление Госстандарта России от 30.12.1993 № 296, № ОК 009-93.

2.    Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Постановление Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367.

3.    Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ред. от окт. 1996 г.). Постановление Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 368.

4.    Общероссийский классификатор начального профессионального образования. Постановление Госстандарта России от 27 декабря 1995 г. № 639.

5.    Перечень профессий начального профессионального образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.1999 № 1362.

6.    Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003. Постановление Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст, № ОК 009-2003.

7.    Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Приказ Госкомвуза России от 05.03.1994 № 180 (с изменениями на 25 октября 1999 года).

8.     Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, включающий перечень направлений подготовки бакалавров и магистров, перечень специальностей подготовки дипломированных специалистов и перечень направлений подготовки дипломированных специалистов. Приказ Минобразования России от 2 марта 2000 года № 686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» (с изменениями на 6 апреля 2000 года).

9.    Указатель соответствия между перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования и Классификатором направлений и специальностей высшего профессионального образования и их использовании в период перехода на новые государственные стандарты. Приказ Минобразования России от 06.04.2000 № 1010 «Об утверждении указателей соответствия между перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования и Классификатором направлений и специальностей высшего профессионального образования и их использовании в период перехода на новые государственные стандарты».

10.    Классификатор специальностей среднего профессионального образования. Приказ Минобразования России от 02.07.2001 № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – классификатора специальностей среднего профессионального образования» (с изменениями от 16.04.2004).

11.     Перечень профессий для профессиональной подготовки рабочих кадров (разработан на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), введенного в действие 01.01.1996; Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16.01.85 № 17/2-54, дополнений и изменений к ЕТКС, утвержденных постановлениями Минтруда России в 1999 – 2000 гг. и других нормативных правовых актов). Приказ Минобразования России от 29.10.2001 № 3477 «Об утверждении Перечня профессий профессиональной подготовки».

12.    Указатель соответствия между Перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования и Общероссийским классификатором специальностей по по образованию ОК 009-2003. Приказ Минобразования России от 4 декабря 2003 г. № 4482 «О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию».

13.    Единые классификаторы и справочники информации интегрированной автоматизированной информационной системы сферы образования / Приложение к письму Минобразования России от 09.03.2004 № 34-51-53ин/01-11.