Государственное регулирование рынка труда

Б. А. Мизрахи

Председатель комитета по социальной политике
Законодательного собрания Челябинской области, г. Челябинск

Экономическая реформа, которая происходит в России с начала 90-х годов, кардинально изменила российский рынок труда и характер процессов в области занятости населения. Наиболее радикальным изменением стало законодательное оформление института частной собственности, которое своим следствием имело возникновение новых секторов экономики и, соответственно, новых рабочих мест.

Трудовой кодекс Российской Федерации ввел стандартный набор рыночных инструментов регулирования занятости, законодательный минимум заработной платы, создана система страхования по безработице, легализована забастовочная деятельность, сформирована система многоступенчатых коллективных договоров, установлены налоги на фонд оплаты труда – все это произошло в последние годы. В результате включились рыночные механизмы регулирования спроса и предложения рабочей силы, а также оплаты труда.

Начиная с 1999 г. в Российской Федерации происходит закрепление позитивных тенденций на рынке труда, наметившихся в связи с началом периода экономического роста и сопровождающихся увеличением спроса на труд.

В условиях рыночной экономики имеется необходимость и возможность регулирования рынка труда и глобальных процессов в области занятости населения, в том числе и со стороны государства. Эффективно функционирующие рынки труда нужны еще и для того, чтобы облегчить переход работника на такое место работы, где его труд востребован, наиболее производителен и более высоко оплачиваем.

Для развития рыночных отношений важнейшей предпосылкой, помимо свободного капитала, является свободная, мобильная рабочая сила. В этом смысле меры по обеспечению занятости должны одновременно включать территориальное профессиональное перемещение рабочей силы в целях ее высокой продуктивности. Пока еще нельзя говорить об эффективной государственной политике на рынке труда, поскольку государство берет на себя функцию регулирования в основном объемов и динамики официальной безработицы. Официальной, подчеркиваю. Мы знаем, что есть еще много того, что не упоминается. А это лишь один из сегментов рынка труда, хотя и самый важный.

В частности, государство не берет на себя ответственности и обязательств по отношению к лицам, находящимся в состоянии частичной безработицы, неполной занятости. Слабо используется такой важный инструмент воздействия на занятость, как политика в области подготовки, переподготовки кадров. За годы реформ в большинстве организаций была прекращена подготовка и переподготовка кадров у нас в стране. В настоящее время общий уровень квалификации работников резко снизился и средний возраст высококвалифицированных специалистов возрос.

Современная структура подготовки кадров не отвечает пока потребностям экономики, и во многих регионах наблюдается перепроизводство юристов, экономистов, менеджеров при дефиците специалистов для промышленности, строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, социально-трудовой сферы и, конечно, квалифицированных рабочих. Недостаточно планируется подготовка кадров даже и для таких, поддающихся прямому государственному регулированию, сфер, как государственная служба, бюджетные отрасли.

Еще одна безусловная отрасль государственного регулирования на рынке труда – трудовая миграция. Об этом почему-то говорится мало. Эффективное функционирование рынка труда невозможно без развитого рынка жилья. Дефицит жилья, при его недоступности для значительной части населения, – это один из факторов, тормозящих территориальную мобильность рабочей силы. Другой фактор – административные препоны в регистрации мигрантов: не удается перейти с разрешительного на заявительный принцип регистрации. Важнейший недостаток российской миграционной политики, российского миграционного законодательства в целом – это превалирование среди мер миграционной политики запретительных и административных. Слабо учитываются демографический кризис, потребность всемерного закрепления мигрантов: рабочие места, жилье, социальная инфраструктура и социальные гарантии. Серьезнейшей проблемой российского рынка труда является снижение трудовой мотивации из-за низкой цены труда, не обеспечивающей качественное воспроизводство рабочей силы. Достойная цена труда – это важнейший фактор устойчивого экономического развития, формирования платежеспособного спроса, стимулирующего развитое производство – главное условие успешного реформирования отраслей социальной сферы в направлении рыночных отношений и снятия социальной напряженности.

16 апреля 2004 г. в Совете Федерации, в Комитете Совета Федерации по социальной политике прошло очень важное совещание по теме: «Проблема правового обеспечения баланса спроса и предложения на рынке труда». В совещании приняли участие и члены Совета Федерации, и представители федеральных органов власти Российской Федерации, Департаменты федеральной государственной службы занятости, Федерации независимых профсоюзов, Российский союз промышленников и предпринимателей, представители науки, в том числе МГУ, Академии труда и социальных отношений, Института макроэкономических исследований. То есть это было очень представительное совещание, на котором присутствовали также представители администрации Президента. Для обеспечения эффективного функционирования рынка труда и достижения баланса спроса и предложения рабочей силы участники совещания рекомендовали:

·      Правительству РФ и Федеральному собранию:

1.    Ускорить процесс упорядочения и регулирования заработной платы, включая бюджетную сферу. Заработная плата должна позволить человеку не только полноценно питаться, растить детей, приобретать необходимые для быта товары, но и обеспечивать семью достойным жильем, качественными услугами образования, здравоохранения и культуры. Требуется повышение минимального уровня заработной платы всех наемных работников до уровня прожиточного минимума работников и находящихся на их иждивении членов семьи.

2.    Законодательно закрепить ответственность государства за политику занятости, оставив государственные услуги в сфере занятости за существующей системой службы занятости.

3.    Законодательно определить полномочия и функции по регулированию рынков труда между федеральным центром, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и профессиональными союзами в процессе проведения административной реформы разграничения полномочий.

4.    Принять новый Жилищный кодекс РФ, предусмотрительные меры по формированию доступного рынка жилья.

Одновременно органам государственной власти субъектов Федерации совместно с Правительством было рекомендовано следующее:

·      Разрабатывать прогнозы спроса и предложения рабочей силы на федеральном уровне и в субъектах РФ на основе прогноза социально-экономического развития России и регионов на среднесрочную перспективу;

·      Разработать законодательные и иные механизмы обеспечения соответствия потребности сферы занятости в рабочей силе, развития систем профессионального образования и переподготовки кадров, а также мер по обеспечению занятости социально уязвимых групп населения: родителей неполных семей, молодежи, инвалидов, школьников;

·      Разработать государственный заказ на подготовку кадров для инновационных сфер деятельности, обеспечивающих научно-технический прогресс;

·      Обеспечить создание единой информационной системы;

·      Содействовать территориальным службам занятости в обучении безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходят реструктурирование или ликвидация крупных градообразующих предприятий, которые влекут за собой массовое высвобождение работников.

Одновременно были высказаны очень серьезные пожелания объединениям работодателей и Федерации независимых профсоюзов отражать соглашения всех уровней между работодателями, профсоюзами и государством, вопросы обеспечения занятости населения, подготовки и переподготовки кадров для развития производства.

И вопросы, поднятые на сегодняшней конференции, как раз перекликаются с тем, о чем говорилось на совещании, которое проходило в Совете Федераций. Для успешного решения поставленных конференцией проблем необходимо обсуждать не только постоянное совершенствование законодательства – это главная сфера деятельности нашего Комитета, но и создание собственной нормативно-правовой базы на уровне регионов и соответствующих нормативных документов на уровне муниципальных образований. Конечно, все зависит от федерального законодательства, но расширить его и дополнить обязаны мы.

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 26 августа 2004 г. была принята областная целевая программа содействия занятости населения. Эта программа рассчитана на 2004-2005 гг. и должным образом будет профинансирована.

В настоящее время встают и вопросы проведения ежегодного мониторинга спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе, и разработки баланса спроса и предложения рабочей силы.

Возникает необходимость и в разработке и принятии областной программы управления кадровым потенциалом Челябинской области на ближайшие годы.

Все это говорит о том, что к проблеме занятости сейчас внимание государства в целом и в регионах, в т. ч. в Челябинской области, стало особо повышенным. Поэтому сегодняшняя тема очень важна.