Актуальность
профориентационной помощи школьникам возрастает в связи с повышающимися
требованиями современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор
профессии. Своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь
выступает залогом гармоничного развития личности (включающего становление
профессионала) и является естественным завершением всей
психолого-педагогической работы с учащимися школ. С точки зрения
государственных интересов, профориентационная работа с молодежью становится
основой для развития кадрового потенциала всей страны.
Системная профориентационная
работа со старшеклассниками общеобразовательных школ проводится в Ростовском
центре профориентации молодежи, действующем на базе ГУ «Ростовский ГЦЗН».
Деятельность психологов-профконсультантов включает следующие формы и методы
работы
–
индивидуальное
консультирование (в том числе психодиагностика, собеседование, подбор учебного
заведения);
–
групповые занятия (лекции и выступления, семинары, дискуссии, игры);
–
крупномасштабные
мероприятия (ярмарки учебных и рабочих мест с участием учебных заведений и
работодателей, дни открытых дверей и интенсивного консультирования,
информирование через средства массовой информации о состоянии рынка труда
города, единые дни профориентации).
Только сочетание данных
разнообразных, взаимодополняющих форм и методов работы позволяет создавать
целостную систему оказания всего комплекса профориентационных услуг школьникам.
Развитие полноценной системы
профориентационной помощи старшеклассникам должно включать, в первую очередь,
такие социальные институты, как школу, учреждения профессионального образования,
службу занятости, а также различные культурные, досуговые,
социально-психологические центры и общественные объединения. Обозначая
направления дальнейшего развития Ростовского центра профориентации молодежи, мы
видим в качестве основной задачу объединения усилий всех названных выше
организаций и распространение накопленного профконсультантами службы занятости
опыта работы, а также обмен и аккумулирование новых технологий оказания профконсультационной
помощи молодежи.
На наш взгляд, наиболее
интересными являются методы крупномасштабной работы со старшеклассниками,
освоенные Ростовским центром профориентации молодежи в 2003-2004 гг., которые
отвечают требованиям рынка труда миллионного города.
Для организации обратной
связи с молодежью, принявшей участие в Едином дне профориентации, было проведено
анкетирование 732 школьников г. Ростова-на-Дону в возрасте от 14 до 17 лет.
Опрос показал, что у большинства молодых людей в период профессионального
самоопределения еще не сформирована готовность к принятию самостоятельного
решения, не выработано четкое представление о рынке труда и мире профессий.
Например, 53,8% опрошенных высказали желание работать
в дальнейшем по рабочей профессии, однако указали при этом профессию служащего.
Вместе с тем примерно 72%
учащихся 9-х классов формально уже готовы назвать возможную сферу
профессиональной деятельности. В этой части результаты нашего опроса совпадают
с данными социологических опросов, проведенных в 2002 г. Центром социологических
исследований Минобразования России (концепция профильного образования). В ходе
заполнения анкет старшеклассники г. Ростова-на-Дону отвечали на вопрос о
профессии, которую хотят приобрести в дальнейшем. Всего были названы 91
профессия и специальность. Наиболее популярными профессиями среди ребят выступали
следующие (приведены в порядке уменьшения рейтинга): юрист, экономист,
менеджер, программист, врач. Это позволяет сделать выводы о сохранении высокого
уровня привлекательности данных профессий для молодежи г. Ростова-на-Дону,
несмотря на низкую востребованность специалистов,
получивших экономическое и юридическое образование, на рынке труда города.
В целом результаты опроса
свидетельствуют о необходимости совершенствования информационной работы со
старшеклассниками, посвященной миру профессий и требованиям современного рынка
труда, а также о потребности в разработке новых методов профориентационной
работы, направленных на создание условий для самостоятельного решения проблемы
профессионального самоопределения школьников.
Опыт профориентационной работы показывает, что основной целью
психологического сопровождения является не выбор конкретной профессии, а
создание внутренних условий для профессионального самоопределения, в том числе
способности опираться на себя, умения осуществлять выбор и нести за него
ответственность (Осухова). В соответствии с этим группой психологов Ростовского
центра профориентации молодежи (Н. В. Перепелица, Г. В. Шрам-ко, Т. Л. Зарипова,
А. А. Мягкова) была разработана большая профориентационная игра «Лабиринт
выбора профессии». Игровой «Лабиринт», ориентированный на формирование
внутренней готовности к профессиональному самоопределению школьников, был
организован в рамках Единого дня профориентации молодежи, проведенного
15 мая 2004 г. В нем приняло участие 176 старшеклассников из 8
школ города.
Целью
данной игры является активизация выбора профессии учащимися старших классов. В
ходе прохождения лабиринта решаются задачи практического знакомства учащихся с
технологией выбора профессии, а также осуществляется демонстрация школьникам
возможностей службы занятости и знакомство с рынком труда в увлекательной
форме. В организации лабиринта задействованы психологи, профконсультанты,
маркетологи, специалисты по профобучению и другие сотрудники службы занятости,
преподаватели школ, родители. Школьников – участников игры может быть от 20 до
200 человек. Главное условие игры – сделать самостоятельный выбор дороги без оглядки
на друзей и товарищей, при этом за помощью можно обращаться к специалистам
службы занятости и консультантам.
Непосредственно лабиринт
располагается в большом холле (или зале). Кроме того, задействованы
8 изолированных аудиторий и актовый зал. Приведем краткое описание процедуры
игры.
1. Ребята
определяют свой индивидуальный путь следования по лабиринту, защищенный
разделительной лентой, отвечая на поставленные вопросы в тестовой форме:
«Считаешь ли ты выбор профессии необходимым шагом в жизни каждого
человека?». Если «Да» - движение влево, «Нет» - движение вправо;
«Сделал ли ты выбор профессии?» Если «Да» -движение прямо, «Нет» - движение вправо;
«Я желаю получить дополнительную информацию о будущей специальности» - движение влево;
«Я желаю получить дополнительную информацию об учебных заведениях
готовящих таких специалистов» - движение прямо и т. д.
2. По итогам
выборов потоки участников распределяют на две условные группы:
Ö с выраженной готовностью к профессиональному
самоопределению;
Ö с несформированной готовностью к профессиональному
самоопределению.
Первая группа делится на подгруппы по актуальному
запросу:
· дополнительные сведения о профессии,
· дополнительная информация об учебных заведениях, готовящих
специалистов по выбранной профессии,
· определение профессиональных предпочтений тестовыми методами,
· построение профессиональных планов.
В конце движения по лабиринту сформированные группы участников
встречаются именно с теми специалистами, которые необходимы на данном этапе
профессионального самоопределения.
3. Организация
работы секций (мастерских, лабораторий, студий и т. п.):
«Лаборатория
самопознания» - для ребят, не сделавших выбор
будущей профессии, испытывающих трудности «самопредставления», не знающих
собственных склонностей, не определивших интересы, где они получают ответы,
проходя психологическое тестирование.
«Лаборатория
профессиоведения» - для ребят, уже определившихся с выбором профессии, где они имеют
возможность познакомиться с профессиограммами, востребованностью на рынке
труда, предметной стороной трудовой деятельности.
На «Территории возможностей
для ума и роста» специалисты службы занятости проводят виртуальную экскурсию по
учебным заведениям города и области, информируют об уровнях профессионального
образования, условиях обучения и поступления.
Для старшеклассников, не
имеющих личного профессионального проекта, работает студия «Алхимия будущего».
Участники этой подгруппы имеют возможность проанализировать совместно с психологом
различные ситуации своего профессионального самоопределения, построить
пятилетний план будущего и сделать обоснованный своевременный выбор жизненного
и профессионального пути.
«Мастерская перемен»
предлагает участникам игры, испытывающим трудности в выборе будущей профессии,
в интересной игровой форме составить индивидуальный профессиональный план,
оценить реальность его выполнения.
Школьники, закончившие
занятия раньше остальных, перемещаются в творческую мастерскую «Мир, в котором
я желаю жить». Создавая портрет своего желаемого будущего, они ставят вопросы:
«Чего я хочу?», «Что я могу, для этого сделать уже сейчас?», «Какое мое
идеальное будущее?», а полученные ответы переносят на бумагу с помощью красок и
карандашей.
4. Завершение игры.
По
окончании работы предметных секций дороги лабиринта приводят старшеклассников в
общий «Зал "ВСЕНАСВЕТЕМОГУЩИХ"»,
в котором студенты, лицеисты, учащиеся профессиональных училищ, уже
прошедшие этап профессионального самоопределения, творчески раскрывают
содержание своих профессий школьникам. Красочные костюмы, сложнейшие прически,
проникновенные стихи, профессиональные гимны - запоминающееся приглашение в мир
профессий.
Отличительные особенности
такой формы работы – непринужденная обстановка, игровая форма в сочетании с
информационно насыщенной квалифицированной психологической и профконсультационной
помощью.
В
настоящее время назрела необходимость обобщения и систематизации опыта
профориентационной работы со школьниками, накопленного различными
организациями. На наш взгляд, существует потребность в усилении государственной поддержки профориентации школьников,
включающая обязательное создание межведомственной структуры между органами
службы занятости и учреждениями общего образования.