ЛАБИРИНТ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
(Из опыта работы Ростовского центра
профориентации молодежи)

Н. В. Перепелица

Начальник отдела профориентации и профобучения
Государственного учреждения «Ростовский городской центр
занятости населения», к. психол. н., г. Ростов-на-Дону
perepelitza@rambler.ru

Актуальность профориентационной помощи школьникам возрастает в связи с повышающимися требованиями современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. Своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности (включающего становление профессионала) и является естественным завершением всей психолого-педагогической работы с учащимися школ. С точки зрения государственных интересов, профориентационная работа с молодежью становится основой для развития кадрового потенциала всей страны.

Системная профориентационная работа со старшеклассниками общеобразовательных школ проводится в Ростовском центре профориентации молодежи, действующем на базе ГУ «Ростовский ГЦЗН». Деятельность психологов-профконсультантов включает следующие формы и методы работы:

     индивидуальное консультирование (в том числе психодиагностика, собеседование, подбор учебного заведения);

     групповые занятия (лекции и выступления, семинары, дискуссии, игры);

     крупномасштабные мероприятия (ярмарки учебных и рабочих мест с участием учебных заведений и работодателей, дни открытых дверей и интенсивного консультирования, информирование через средства массовой информации о состоянии рынка труда города, единые дни профориентации).

Только сочетание данных разнообразных, взаимодополняющих форм и методов работы позволяет создавать целостную систему оказания всего комплекса профориентационных услуг школьникам.

Развитие полноценной системы профориентационной помощи старшеклассникам должно включать, в первую очередь, такие социальные институты, как школу, учреждения профессионального образования, службу занятости, а также различные культурные, досуговые, социально-психологические центры и общественные объединения. Обозначая направления дальнейшего развития Ростовского центра профориентации молодежи, мы видим в качестве основной задачу объединения усилий всех названных выше организаций и распространение накопленного профконсультантами службы занятости опыта работы, а также обмен и аккумулирование новых технологий оказания профконсультационной помощи молодежи.

На наш взгляд, наиболее интересными являются методы крупномасштабной работы со старшеклассниками, освоенные Ростовским центром профориентации молодежи в 2003-2004 гг., которые отвечают требованиям рынка труда миллионного города. 11 апреля 2003 г. Ростовским городским центром занятости под руководством ДФГСЗН по РО был проведен Единый день профориентации школьников «Сделай свой выбор». Основной целью данной акции являлось проведение комплекса профориентационных, профинформационных и других мероприятий, направленных на формирование потребности и осознанного выбора молодежи в получении рабочей профессии. К участию в организации Единого дня профориентации были привлечены органы местного самоуправления, управления образованием, образовательные учреждения, работодатели, родители и другие заинтересованные стороны. В ходе проведения данной акции были реализованы следующие мероприятия: комплексное профориентационное консультирование (в индивидуальной и групповой форме) учащихся общеобразовательных учреждений на базе Ростовского центра профориентации молодежи, в школах, в учреждениях региональной профориентационной сети; демонстрация возможностей службы содействия занятости молодежи; освещение в СМИ и на радио; экскурсии школьников на предприятия с целью знакомства с миром рабочих профессий; дни открытых дверей учреждений начального профессионального образования; обсуждение актуальных проблем занятости молодежи, подготовки по рабочим профессиям на круглых столах, интерактивных встречах с участием работодателей. Всего в мероприятиях приняли участие 4640 человек, прошли профдиагностику 440 молодых людей, были задействованы представители 22 предприятий-работодателей, 1136 школьников-выпускни-ков посетили с экскурсиями предприятия и ПТУ города.

Для организации обратной связи с молодежью, принявшей участие в Едином дне профориентации, было проведено анкетирование 732 школьников г. Ростова-на-Дону в возрасте от 14 до 17 лет. Опрос показал, что у большинства молодых людей в период профессионального самоопределения еще не сформирована готовность к принятию самостоятельного решения, не выработано четкое представление о рынке труда и мире профессий. Например, 53,8% опрошенных высказали желание работать в дальнейшем по рабочей профессии, однако указали при этом профессию служащего.

Вместе с тем примерно 72% учащихся 9-х классов формально уже готовы назвать возможную сферу профессиональной деятельности. В этой части результаты нашего опроса совпадают с данными социологических опросов, проведенных в 2002 г. Центром социологических исследований Минобразования России (концепция профильного образования). В ходе заполнения анкет старшеклассники г. Ростова-на-Дону отвечали на вопрос о профессии, которую хотят приобрести в дальнейшем. Всего были названы 91 профессия и специальность. Наиболее популярными профессиями среди ребят выступали следующие (приведены в порядке уменьшения рейтинга): юрист, экономист, менеджер, программист, врач. Это позволяет сделать выводы о сохранении высокого уровня привлекательности данных профессий для молодежи г. Ростова-на-Дону, несмотря на низкую востребованность специалистов, получивших экономическое и юридическое образование, на рынке труда города.

В целом результаты опроса свидетельствуют о необходимости совершенствования информационной работы со старшеклассниками, посвященной миру профессий и требованиям современного рынка труда, а также о потребности в разработке новых методов профориентационной работы, направленных на создание условий для самостоятельного решения проблемы профессионального самоопределения школьников.

Опыт профориентационной работы показывает, что основной целью психологического сопровождения является не выбор конкретной профессии, а создание внутренних условий для профессионального самоопределения, в том числе способности опираться на себя, умения осуществлять выбор и нести за него ответственность (Осухова). В соответствии с этим группой психологов Ростовского центра профориентации молодежи (Н. В. Перепелица, Г. В. Шрам-ко, Т. Л. Зарипова, А. А. Мягкова) была разработана большая профориентационная игра «Лабиринт выбора профессии». Игровой «Лабиринт», ориентированный на формирование внутренней готовности к профессиональному самоопределению школьников, был организован в рамках Единого дня профориентации молодежи, проведенного 15 мая 2004 г. В нем приняло участие 176 старшеклассников из 8 школ города.

Целью данной игры является активизация выбора профессии учащимися старших классов. В ходе прохождения лабиринта решаются задачи практического знакомства учащихся с технологией выбора профессии, а также осуществляется демонстрация школьникам возможностей службы занятости и знакомство с рынком труда в увлекательной форме. В организации лабиринта задействованы психологи, профконсультанты, маркетологи, специалисты по профобучению и другие сотрудники службы занятости, преподаватели школ, родители. Школьников – участников игры может быть от 20 до 200 человек. Главное условие игры – сделать самостоятельный выбор дороги без оглядки на друзей и товарищей, при этом за помощью можно обращаться к специалистам службы занятости и консультантам.

Непосредственно лабиринт располагается в большом холле (или зале). Кроме того, задействованы 8 изолированных аудиторий и актовый зал. Приведем краткое описание процедуры игры.

1.    Ребята определяют свой индивидуальный путь следования по лабиринту, защищенный разделительной лентой, отвечая на поставленные вопросы в тестовой форме:

«Считаешь ли ты выбор профессии необходимым шагом в жизни каждого человека?». Если «Да» - движение влево, «Нет» - движение вправо;

«Сделал ли ты выбор профессии?» Если «Да» -движение прямо, «Нет» - движение вправо;

«Я желаю получить дополнительную информацию о будущей специальности» - движение влево;

«Я желаю получить дополнительную информацию об учебных заведениях готовящих таких специалистов» - движение прямо и т. д.

2.    По итогам выборов потоки участников распределяют на две условные группы:

Ö с выраженной готовностью к профессиональному самоопределению;

Ö с несформированной готовностью к профессиональному самоопределению.

Первая группа делится на подгруппы по актуальному запросу:

·      дополнительные сведения о профессии,

·      дополнительная информация об учебных заведениях, готовящих специалистов по выбранной профессии,

·      определение профессиональных предпочтений тестовыми методами,

·      построение профессиональных планов.

В конце движения по лабиринту сформированные группы участников встречаются именно с теми специалистами, которые необходимы на данном этапе профессионального самоопределения.

3.    Организация работы секций (мастерских, лабораторий, студий и т. п.):

«Лаборатория самопознания» - для ребят, не сделавших выбор будущей профессии, испытывающих трудности «самопредставления», не знающих собственных склонностей, не определивших интересы, где они получают ответы, проходя психологическое тестирование.

«Лаборатория профессиоведения» - для ребят, уже определившихся с выбором профессии, где они имеют возможность познакомиться с профессиограммами, востребованностью на рынке труда, предметной стороной трудовой деятельности.

На «Территории возможностей для ума и роста» специалисты службы занятости проводят виртуальную экскурсию по учебным заведениям города и области, информируют об уровнях профессионального образования, условиях обучения и поступления.

Для старшеклассников, не имеющих личного профессионального проекта, работает студия «Алхимия будущего». Участники этой подгруппы имеют возможность проанализировать совместно с психологом различные ситуации своего профессионального самоопределения, построить пятилетний план будущего и сделать обоснованный своевременный выбор жизненного и профессионального пути.

«Мастерская перемен» предлагает участникам игры, испытывающим трудности в выборе будущей профессии, в интересной игровой форме составить индивидуальный профессиональный план, оценить реальность его выполнения.

Школьники, закончившие занятия раньше остальных, перемещаются в творческую мастерскую «Мир, в котором я желаю жить». Создавая портрет своего желаемого будущего, они ставят вопросы: «Чего я хочу?», «Что я могу, для этого сделать уже сейчас?», «Какое мое идеальное будущее?», а полученные ответы переносят на бумагу с помощью красок и карандашей.

4.    Завершение игры.

По окончании работы предметных секций дороги лабиринта приводят старшеклассников в общий «Зал "ВСЕНАСВЕТЕМОГУЩИХ"», в котором студенты, лицеисты, учащиеся профессиональных училищ, уже прошедшие этап профессионального самоопределения, творчески раскрывают содержание своих профессий школьникам. Красочные костюмы, сложнейшие прически, проникновенные стихи, профессиональные гимны - запоминающееся приглашение в мир профессий.

Отличительные особенности такой формы работы – непринужденная обстановка, игровая форма в сочетании с информационно насыщенной квалифицированной психологической и профконсультационной помощью.

В настоящее время назрела необходимость обобщения и систематизации опыта профориентационной работы со школьниками, накопленного различными организациями. На наш взгляд, существует потребность в усилении государственной поддержки профориентации школьников, включающая обязательное создание межведомственной структуры между органами службы занятости и учреждениями общего образования.