К вопросу об опережающей профессиональной
ориентации учащейся молодежи

Л. Ф. Пономарев

Руководитель Департамента федеральной государственной службы
занятости населения по Курганской области, г. Курган
czn@czn.orbitel.ru

О. Б. Владимирова

Главный специалист отдела профессиональной ориентации
и профессионального обучения Департамента федеральной
государственной службы занятости населения
по Курганской области, г. Курган

Проблема профориентации учащейся молодежи всегда привлекала своей актуальностью многих специалистов. С момента первого научного исследования (1952 г.), посвященного исследованию проблемы профессиональной ориентации учащихся, этой теме посвящено множество диссертаций, монографий, брошюр, статей, обобщен опыт работы многих сотен практиков. Научное и практическое решение вопросов профессиональной ориентации школьников является ответом на социальный заказ страны правильного подбора кадров, их подготовки и последующего закрепления в избранной профессии.

Профориентация в России пережила периоды и падения (середина 30-х годов), и возрождения (70-е годы), и расцвета (вплоть до 1991 г). Сегодня приходится констатировать ее критическое положение. Этот факт подтверждает актуальность и сложность указанной проблемы. На примере состояния системы профессиональной ориентации учащейся молодежи в Курганской области можно проиллюстрировать типичность данной проблемы в нашей стране.

Так, в периоды возрождения и расцвета профориентации в Курганской области накоплен богатейший опыт по организации профориентационной работы с учащимися школ. Интенсивно проводились фундаментальные исследования по методам, формам и системе профориентации учащихся общеобразовательных школ. Ректор Курганского государственного педагогического института, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук профессор А. Д. Сазонов опубликовал около трехсот работ по проблеме трудового воспитания и профориентации учащейся молодежи. Часть его работ опубликована за рубежом. Многие годы он являлся членом учебно-методического объединения Министерства образования РФ по профориентации учащихся школ Российской Федерации.

При институте в 1983 г. был создан центр профориентации, где разрабатывались тесты, бланковые и аппаратурные методики по профдиагностике и профотбору, осуществлялась большая работа по профориентации студентов и школьников. Накапливались ценные практические находки. Профориентационная деятельность осуществлялась на основе системного подхода. Среди эффективных форм профориентации учащихся, активно применявшихся в школах области, были учебно-производственные комбинаты и ученические производственные бригады, где школьники проходили трудовую подготовку, выбирали по душе рабочую профессию, получали квалифицированные разряды. Активно работали учебно-методические кабинеты профессиональной ориентации при школах. Развивалось шефство трудовых коллективов над школами и профтехучилищами. Укреплялась роль мастеров и наставников. Осуществлялась поддержка выпускников после окончания учебного заведения.

В новых социально-экономических условиях влияние рыночных отношений на профориентацию учащихся, на процесс их профессионального самоопределения стало осуществляться, прежде всего, через рынок труда, рабочей силы, возникновение и действие такого явления, как безработица. Несомненно, новые социальные явления требуют и новых подходов в профессиональной ориентации. Целью системы профессиональной ориентации сегодня в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую особенностям и запросам рынка труда. Очевидной становится необходимость разработки новых методов, форм профессиональной ориентации при сохранении эффективных традиционных. Научно-теоретической основой профессиональной ориентации школьников в годы реформирования системы образования стала «Общая концепция системы профессиональной ориентации учащихся образовательных школ» (авт. С. Н. Чистякова). Однако многое, что прежде активно внедрялось в практику профориентации школьников в нашей области, предано забвению. Профориентации учащихся в школах стало уделяться значительно меньше внимания.

С 1992 г., когда реализация основных функций была поручена Федеральной государственной службе занятости и ее региональным подразделениям, значимым фактором, определяющим стратегию решения проблемы с учетом существующих реалий, является использование профессионально подготовленных специалистов по профориентации. На сегодняшний день наиболее развитым, системообразующим элементом и ядром в вопросах реализации молодежной политики, лидером программ социальной адаптации молодежи в области является Департамент ФГСЗН по Курганской области.

Активизация работы центров занятости населения по предупреждению безработицы среди молодежи, заканчивающей обучение в общеобразовательных школах, обусловлена ситуацией на региональном рынке труда. В области сохраняется проблема занятости населения, особенно молодежи. Из общего числа безработных молодые люди в возрасте до 29 лет составляют 25,6%.

1.    Численность безработных в возрасте 16-30 лет (по состоянию на конец года):

Год

2000

2001

2002

2003

Человек

1848

2199

3140

2667

% в общей численности безработных

27,3

27,4

27,2

25,6

 

Численность безработных в возрасте до 18 лет (по состоянию на конец года):

Год

2000

2001

2002

2003

Человек

111

113

94

95

% в общей численности безработных

1,6

1,4

0,8

0,9

 

2.    Численность обращений молодежи до 30 лет в органы службы занятости:

Год

2000

2001

2002

2003

Человек

13552

13753

12193

16917

% в общей численности безработных

32,4

31,4

24,9

33,4

 

В 2003 г. в службе занятости области зарегистрировано 2345 выпускников учебных заведений, из них 13% – выпускники учебных заведений области.

3.    Численность безработных из числа выпускников высших учебных заведений:

 

Год

2000

2001

2002

2003

Человек

31

57

68

82

% в общей численности безработных

0,5

0,7

0,6

0,8

 

Наибольшие трудности с трудоустройством имелись у выпускников высшего профессионального образования, имеющих специальности: технология машиностроения – зарегистрировано 55,5% от выпуска, изобразительное искусство – 48%, профессиональное обучение – 43,7%, экономика – 36,1%, менеджмент – 37,1%, математика-информатика – 35,7%. Наиболее престижными для выпускников 2003 г. стали специальности: финансы и кредит, маркетинг, организация и безопасность движения, стандартизация и сертификация, программное обеспечение ВТ, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, по которым не зарегистрировано ни одного обращения в службу занятости.

4.    Численность безработных из числа выпускников средних профессиональных учебных заведений:

 

Год

2000

2001

2002

2003

Человек

146

174

235

264

% в общей численности безработных

2,2

2,2

2,0

2,5

 

На рынке труда сохраняется напряженная ситуация по специальностям среднего профессионального образования, выпуск по которым превышает спрос: бухгалтер, экономист – зарегистрировано в службе занятости в 2003 г. 30,5% выпускников по данной специальности, юрист – 35,5%, преподавание в начальных классах – 20,1%, государственные и муниципальные финансы – 38,3%.

 

5.    Численность безработных из числа выпускников учреждений начального профессионального образования:

Год

2000

2001

2002

2003

Человек

131

113

172

126

% в общей численности безработных

1,9

1,4

1,5

1,2

 

Среди выпускников начального профессионального образования сохранился высокий уровень обращений в службу занятости специалистов следующих профессий: станочник, электромонтажник, оператор швейного оборудования, оператор ПЭВМ, мастер по ремонту и обслуживанию МТМ, оператор связи, контролер, плодоовощевод, машинист-таблетировщик, бухгалтер, хозяйка усадьбы.

 

6.    Численность безработных из числа выпускников общеобразовательных школ:

Год

2000

2001

2002

2003

Человек

44

52

39

61

% в общей численности безработных

0,6

0,6

0,3

0,3

 

7.    Распределение выпускников по видам учебных заведений (в % к общей численности безработных выпускников):

Уровень образования

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Выпускники высших учебных
заведений

8,8

14,4

13,2

15,4

Выпускники учреждений
среднего профессионального образования

41,5

43,9

45,7

49,5

Выпускники учреждений
начального профессионального образования

37,2

28,6

33,5

23,6

Выпускники общеобразовательных школ

12,5

13,1

7,6

11,5

 

По состоянию на 01.01.2004 г. число безработных выпускников составило 4,5% от числа безработных граждан.

Основные причины, затрудняющие трудоустройство выпускников:

-     перепроизводство выпускников по некоторым специальностям;

-     несоответствие уровня подготовки требованиям работодателей;

-     несоответствие характеристик вакансий и условий труда притязаниям выпускников;

-     недостаточная информация о вакантных рабочих местах;

-     отсутствие навыков грамотного поиска работы, умения вести переговоры с работодателем.

Эта категория наименее социально защищена от безработицы, поскольку, как правило, не имеет производственного опыта.

Молодежь, таким образом, более других нуждается в профессиональной ориентации, способствующей эффективной занятости, формированию качественных трудовых ресурсов и социальной защите граждан.

В такой ситуации территориальные центры занятости пришли к необходимости смещения акцентов профориентационной деятельности в сторону профилактики безработицы среди молодежи, заканчивающей обучение в общеобразовательных школах.

Успешное решение этой проблемы невозможно без активного участия органов образования, местных администраций, работодателей, а также самих школьников и их родителей. Поэтому частью системы мероприятий по опережающей профессиональной ориентации школьников является укрепление межведомственного взаимодействия.

За годы работы профконсультантов Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Курганской области с выпускниками школ накоплен солидный практический опыт. Перечислим лишь некоторые формы профессионального информирования: цикл лекций о состоянии на рынке труда, возможностях профобучения и трудоустройства учащихся на классных часах, родительских собраниях; профориентационные беседы; игровые конкурсы, викторины, КВН профориентационного содержания, фестивали профессий, просмотр профессиограмм и видеофильмов о востребованных профессиях; организация киноклубов «Кем быть?»; распространение буклетов с информацией о системе профессионального образования в области, психологических аспектах выбора профессии.

Ежегодно с целью повышения информированности о состоянии современного рынка труда и системе образовательных услуг во всех районах Курганской области (всего 24 района) организуются «Дни старшеклассника» и ярмарки профессий, в рамках которых проводится анкетирование всех участников-школьников по изучению профессиональных намерений, а также профессиональное тестирование, помогающее в некоторых случаях определиться с выбором профессии. В 2003 г. шесть центров занятости провели юбилейные встречи с выпускниками школ, перешагнув 10-летний рубеж.

Для привлечения ребят к рабочим профессиям организуются экскурсии на предприятия, встречи с представителями рабочих профессий, демонстрируются экспозиции в центрах занятости с информацией о системе профессионального образования области.

Перспективной формой опережающей профессиональной ориентации учащейся молодежи на селе являются молодежные клубы, действующие на территории нашей области в рамках культурно-образовательных центров. Уже есть наработки в этом направлении.

Введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, обеспечение предпрофильной подготовки в основной школе ставят новые задачи по дальнейшему взаимодействию службы занятости и органов образования.

Такой системный комплексный подход Департамента ФГСЗН по Курганской области по решению проблем конкурентоспособности молодежи и подростков на рынке труда и содействие их трудоустройству через комплекс профориентационных мероприятий позволяют частично сформировать у старших школьников ответственность за профессиональное самоопределение и выбор профессии.

Отмечая определенные успехи и достижения, нельзя не заметить того, что в рассматриваемой проблеме имеется немало нерешенных вопросов.

В настоящее время оказание помощи учащимся общеобразовательных учреждений в выборе профессии является превентивной задачей государственной службы занятости населения и профилактикой безработицы. Реализация этой задачи требует интенсивной, системной, кропотливой работы со стороны специалистов службы занятости. Вместе с тем профессиональная ориентация учащихся является до сих пор дополнительной услугой, т. е. необязательной.

Остаются открытыми и некоторые вопросы теоретического и методического характера, касающиеся профориентационной работы.

Например, не составлены профессиограммы многих профессий, в том числе недавно появившихся в Российской Федерации.

Профориентационной практике в условиях новой социально-экономичес-кой ситуации не хватает научного обоснования таких вопросов, как формирование у подрастающего поколения интереса к массовым профессиям промышленности, строительства, транспорта, связи, сферы обслуживания и других в условиях рынка труда; система работы на селе по воспитанию у учащихся сознательного отношения к выбору сельскохозяйственных профессий, а также других профессий; влияние личных потребностей, интересов, склонностей, способностей к сельскохозяйственному труду на выбор профессии школьниками; формирование у школьников интереса к профессиям искусства, сельского учителя, врача и другим профессиям бюджетной сферы.

Каким образом соответствует сегодняшним реалиям такой принцип профориентации, как свобода выбора профессии с учетом потребностей народного хозяйства в кадрах и индивидуально-психологических особенностей, а также состояния здоровья? Это уже вопрос о значении работы по формированию гражданского долга на выбор профессии школьниками.

Зачастую профконсультанты встречаются с мнением педагогов о том, что профориентация уже себя изжила, что отсутствие каких-либо идеалов делает невозможным ориентировать школьника. Иногда учителя считают, что роль школы в профессиональном выборе школьника ничтожна, выбор профиля в старшей школе и места продолжения образования делают родители. Есть и такое мнение: какая профориентация может иметь право на существование, когда все определяют деньги?

Вполне возможно, что изжила себя профориентация, создававшаяся в условиях индустриального общества, ориентированная на тоталитарное педагогическое мышление. А профориентация, сообразная требованиям изменившейся социокультурной ситуации, себя еще положительно не зарекомендовала.

Пути совершенствования работы по профилактике потенциальной безработицы посредством организации профессиональной ориентации учащихся мы видим в следующем:

1.        Ввести в штаты общеобразовательных учреждений должность педагога-организатора профориентационной работы с учащимися. Для подготовки таких специалистов открыть специальные факультеты в ряде вузов и университетов страны.

2.        На курсах переподготовки при институтах переподготовки кадров работников образования ввести спецкурс по профориентации учащейся молодежи.

3.        Управлениям образования в регионах усилить работу по созданию межшкольных учебно-производственных мастерских, учебных цехов и учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профориентации. При этом особое внимание обратить на их функционирование в сельских районах. Активизировать работу инспекторов по трудовому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации учащихся.

4.        Решить вопрос об ответственности профессиональных учебных заведений за подготовку специалистов, чьи профессии не требуются на рынке труда. Набор учащихся на обучение в таких случаях следует осуществлять только с гарантированным трудоустройством.

5.        Всем профессиональным учебным заведениям открывать новые учебные профили только на основе маркетинговых исследований, выявляющих потребности предприятий в кадрах, не допуская диспропорций между спросом и предложением.

6.        Региональным службам занятости населения активно укреплять взаимодействие с органами местного самоуправления, образования и другими социальными партнерами при осуществлении превентивной профориентационной работы с учащимися.

7.        Осуществлять межведомственное взаимодействие профконсультантов, привлекать к профориентационной деятельности творческих и заинтересованных профессионалов из различных областей человекознания.

Несомненно, профессиональная ориентация, понимаемая сегодня как деятельность, направленная на оказание помощи в профессиональном самоопределении на основе согласования личных интересов, склонностей, способностей, возможностей личности и потребностей рынка труда, осуществляемая на всех этапах развития профессиональной карьеры гражданина, включая подготовку к ней и ее завершение, и реализуемая в условиях негарантированной занятости, – важная часть социальной политики, а потому – это исключительно государственная задача. Решение этой задачи позволит гармонизировать отношения рынка труда и рынка рабочей силы, влиять на снижение социальной напряженности среди слабозащищенных категорий населения, и в частности, молодежи.

 

Список литературы

 

1.        Бендюков М. А. Профессиональная ориентация населения России. Готовы ли мы принять вызов ХХI века? / М. А. Бендюков // Профессиональный потенциал. 2000. №4.

2.        Предпрофильная подготовка в основной школе: Методические рекомендации / Авт.-сост. Бобкова / ИПКиПРО Курганской области. Курган, 2004.

3.        Сазонов А. Д. Проблемы профориентации молодежи: Методическое пособие / А. Д. Сазонов. Курган, 1987.

4.        Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ / А. Д. Сазонов, В. А. Сазонов, И. А. Сазонов. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000.

5.        Сборник информационно-методических материалов по вопросам реализации молодежной политики в Курганской области. Курган, 2002.

6.        Соломин И. Профориентация. Россия ХХ век / И. Соломин // Школьный психолог. 2000. №24.

7.        Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С. Н. Чистякова, Н. Н. Захаров. М.: Педагогика, 1987.