Проблема профориентации
учащейся молодежи всегда привлекала своей актуальностью многих специалистов. С
момента первого научного исследования (1952 г.), посвященного исследованию проблемы
профессиональной ориентации учащихся, этой теме посвящено множество
диссертаций, монографий, брошюр, статей, обобщен опыт работы многих сотен практиков.
Научное и практическое решение вопросов профессиональной ориентации школьников
является ответом на социальный заказ страны правильного подбора кадров, их
подготовки и последующего закрепления в избранной профессии.
Профориентация в России
пережила периоды и падения (середина 30-х годов), и возрождения (70-е годы), и
расцвета (вплоть до 1991 г). Сегодня приходится констатировать ее критическое
положение. Этот факт подтверждает актуальность и сложность указанной проблемы. На
примере состояния системы профессиональной ориентации учащейся молодежи в
Курганской области можно проиллюстрировать типичность данной проблемы в нашей
стране.
Так, в периоды возрождения и
расцвета профориентации в Курганской области накоплен богатейший опыт по
организации профориентационной работы с учащимися школ. Интенсивно проводились
фундаментальные исследования по методам, формам и системе профориентации
учащихся общеобразовательных школ. Ректор Курганского государственного
педагогического института, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических
наук профессор А. Д. Сазонов опубликовал около трехсот работ по проблеме
трудового воспитания и профориентации учащейся молодежи. Часть его работ
опубликована за рубежом. Многие годы он являлся членом учебно-методического объединения
Министерства образования РФ по профориентации учащихся школ Российской
Федерации.
При институте в 1983 г. был
создан центр профориентации, где разрабатывались тесты, бланковые и аппаратурные
методики по профдиагностике и профотбору, осуществлялась большая работа по
профориентации студентов и школьников. Накапливались ценные практические
находки. Профориентационная деятельность осуществлялась на основе системного
подхода. Среди эффективных форм профориентации учащихся, активно применявшихся
в школах области, были учебно-производственные комбинаты и ученические производственные
бригады, где школьники проходили трудовую подготовку, выбирали по душе рабочую
профессию, получали квалифицированные разряды. Активно работали
учебно-методические кабинеты профессиональной ориентации при школах.
Развивалось шефство трудовых коллективов над школами и профтехучилищами.
Укреплялась роль мастеров и наставников. Осуществлялась поддержка выпускников
после окончания учебного заведения.
В новых
социально-экономических условиях влияние рыночных отношений на профориентацию
учащихся, на процесс их профессионального самоопределения стало осуществляться,
прежде всего, через рынок труда, рабочей силы, возникновение и действие такого
явления, как безработица. Несомненно, новые социальные явления требуют и новых
подходов в профессиональной ориентации. Целью системы профессиональной
ориентации сегодня в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной
деятельности, оптимально соответствующую особенностям и запросам рынка труда.
Очевидной становится необходимость разработки новых методов, форм профессиональной
ориентации при сохранении эффективных традиционных. Научно-теоретической
основой профессиональной ориентации школьников в годы реформирования системы образования
стала «Общая концепция системы профессиональной ориентации учащихся образовательных
школ» (авт. С. Н. Чистякова). Однако многое, что прежде активно внедрялось в
практику профориентации школьников в нашей области, предано забвению.
Профориентации учащихся в школах стало уделяться значительно меньше внимания.
С 1992 г., когда реализация
основных функций была поручена Федеральной государственной службе занятости и
ее региональным подразделениям, значимым фактором, определяющим стратегию
решения проблемы с учетом существующих реалий, является использование
профессионально подготовленных специалистов по профориентации. На сегодняшний
день наиболее развитым, системообразующим элементом и ядром в вопросах
реализации молодежной политики, лидером программ социальной адаптации молодежи
в области является Департамент ФГСЗН по Курганской области.
Активизация работы центров
занятости населения по предупреждению безработицы среди молодежи, заканчивающей
обучение в общеобразовательных школах, обусловлена ситуацией на региональном
рынке труда. В области сохраняется проблема занятости населения, особенно
молодежи. Из общего числа безработных молодые люди в возрасте до 29 лет
составляют 25,6%.
1. Численность безработных в возрасте
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Человек |
1848 |
2199 |
3140 |
2667 |
% в общей численности безработных |
27,3 |
27,4 |
27,2 |
25,6 |
Численность безработных в
возрасте до 18 лет (по состоянию на конец года):
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Человек |
111 |
113 |
94 |
95 |
% в общей численности безработных |
1,6 |
1,4 |
0,8 |
0,9 |
2. Численность
обращений молодежи до 30 лет в органы службы занятости:
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Человек |
13552 |
13753 |
12193 |
16917 |
% в общей численности безработных |
32,4 |
31,4 |
24,9 |
33,4 |
В 2003 г. в службе занятости
области зарегистрировано 2345 выпускников учебных заведений, из них 13% – выпускники
учебных заведений области.
3. Численность безработных из числа выпускников
высших учебных заведений:
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Человек |
31 |
57 |
68 |
82 |
% в общей численности безработных |
0,5 |
0,7 |
0,6 |
0,8 |
Наибольшие
трудности с трудоустройством имелись у выпускников высшего профессионального
образования, имеющих специальности: технология машиностроения – зарегистрировано
55,5% от выпуска, изобразительное искусство – 48%, профессиональное обучение –
43,7%, экономика – 36,1%, менеджмент – 37,1%, математика-информатика – 35,7%.
Наиболее престижными для выпускников 2003 г. стали специальности: финансы и
кредит, маркетинг, организация и безопасность движения, стандартизация и
сертификация, программное обеспечение ВТ, декоративно-прикладное искусство и
народные промыслы, по которым не
зарегистрировано ни одного обращения в службу занятости.
4. Численность безработных из числа выпускников
средних профессиональных учебных заведений:
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Человек |
146 |
174 |
235 |
264 |
% в общей численности безработных |
2,2 |
2,2 |
2,0 |
2,5 |
На рынке труда сохраняется
напряженная ситуация по специальностям среднего профессионального образования,
выпуск по которым превышает спрос: бухгалтер, экономист – зарегистрировано в
службе занятости в 2003 г. 30,5% выпускников по данной специальности, юрист –
35,5%, преподавание в начальных классах – 20,1%, государственные и
муниципальные финансы – 38,3%.
5. Численность безработных из числа выпускников
учреждений начального профессионального образования:
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Человек |
131 |
113 |
172 |
126 |
% в общей численности безработных |
1,9 |
1,4 |
1,5 |
1,2 |
Среди выпускников начального
профессионального образования сохранился высокий уровень обращений в службу
занятости специалистов следующих профессий: станочник, электромонтажник, оператор
швейного оборудования, оператор ПЭВМ, мастер по ремонту и обслуживанию МТМ,
оператор связи, контролер, плодоовощевод, машинист-таблетировщик, бухгалтер, хозяйка
усадьбы.
6. Численность безработных из числа выпускников
общеобразовательных школ:
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Человек |
44 |
52 |
39 |
61 |
% в общей численности безработных |
0,6 |
0,6 |
0,3 |
0,3 |
7. Распределение
выпускников по видам учебных заведений (в % к общей численности безработных выпускников):
Уровень образования |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Выпускники высших учебных |
8,8 |
14,4 |
13,2 |
15,4 |
Выпускники учреждений |
41,5 |
43,9 |
45,7 |
49,5 |
Выпускники учреждений |
37,2 |
28,6 |
33,5 |
23,6 |
Выпускники общеобразовательных школ |
12,5 |
13,1 |
7,6 |
11,5 |
По состоянию на
Основные причины,
затрудняющие трудоустройство выпускников:
- перепроизводство выпускников по некоторым специальностям;
- несоответствие уровня подготовки требованиям работодателей;
- несоответствие характеристик вакансий и условий труда
притязаниям выпускников;
- недостаточная информация о вакантных рабочих местах;
- отсутствие навыков грамотного поиска работы, умения
вести переговоры с работодателем.
Эта категория наименее
социально защищена от безработицы, поскольку, как правило, не имеет производственного
опыта.
Молодежь, таким образом,
более других нуждается в профессиональной ориентации, способствующей
эффективной занятости, формированию качественных трудовых ресурсов и социальной
защите граждан.
В такой ситуации
территориальные центры занятости пришли к необходимости смещения акцентов
профориентационной деятельности в сторону профилактики безработицы среди
молодежи, заканчивающей обучение в общеобразовательных школах.
Успешное решение этой
проблемы невозможно без активного участия органов образования, местных
администраций, работодателей, а также самих школьников и их родителей. Поэтому
частью системы мероприятий по опережающей профессиональной ориентации
школьников является укрепление межведомственного взаимодействия.
За годы работы
профконсультантов Департамента федеральной государственной службы занятости
населения по Курганской области с выпускниками школ накоплен солидный
практический опыт. Перечислим лишь некоторые формы
профессионального информирования: цикл лекций о состоянии на рынке труда,
возможностях профобучения и трудоустройства учащихся на классных часах, родительских
собраниях; профориентационные беседы; игровые конкурсы, викторины, КВН
профориентационного содержания, фестивали профессий, просмотр профессиограмм и
видеофильмов о востребованных профессиях; организация киноклубов «Кем быть?»;
распространение буклетов с информацией о системе профессионального образования
в области, психологических аспектах выбора профессии.
Ежегодно с
целью повышения информированности о состоянии современного рынка труда и
системе образовательных услуг во всех районах Курганской области (всего 24
района) организуются «Дни старшеклассника» и ярмарки профессий, в рамках
которых проводится анкетирование всех участников-школьников по изучению
профессиональных намерений, а также профессиональное тестирование, помогающее в
некоторых случаях определиться с выбором профессии. В 2003 г. шесть центров занятости провели юбилейные
встречи с выпускниками школ, перешагнув 10-летний рубеж.
Для привлечения ребят к
рабочим профессиям организуются экскурсии на предприятия, встречи с
представителями рабочих профессий, демонстрируются экспозиции в центрах
занятости с информацией о системе профессионального образования области.
Перспективной формой опережающей
профессиональной ориентации учащейся молодежи на селе являются молодежные
клубы, действующие на территории нашей области в рамках
культурно-образовательных центров. Уже есть наработки в этом направлении.
Введение профильного обучения
на старшей ступени общеобразовательной школы, обеспечение предпрофильной
подготовки в основной школе ставят новые задачи по дальнейшему взаимодействию
службы занятости и органов образования.
Такой системный комплексный
подход Департамента ФГСЗН по Курганской области по решению проблем конкурентоспособности
молодежи и подростков на рынке труда и содействие их трудоустройству через
комплекс профориентационных мероприятий позволяют частично сформировать у
старших школьников ответственность за профессиональное самоопределение и выбор
профессии.
Отмечая определенные успехи и
достижения, нельзя не заметить того, что в рассматриваемой проблеме имеется
немало нерешенных вопросов.
В настоящее время оказание
помощи учащимся общеобразовательных учреждений в выборе профессии является
превентивной задачей государственной службы занятости населения и профилактикой
безработицы. Реализация этой задачи требует интенсивной, системной, кропотливой
работы со стороны специалистов службы занятости. Вместе с тем профессиональная
ориентация учащихся является до сих пор дополнительной услугой, т. е. необязательной.
Остаются открытыми и
некоторые вопросы теоретического и методического характера, касающиеся профориентационной
работы.
Например, не составлены
профессиограммы многих профессий, в том числе недавно появившихся в Российской
Федерации.
Профориентационной
практике в условиях новой социально-экономичес-кой ситуации не хватает научного
обоснования таких вопросов, как формирование у подрастающего поколения интереса
к массовым профессиям промышленности, строительства, транспорта, связи, сферы
обслуживания и других в условиях рынка труда; система работы на селе по
воспитанию у учащихся сознательного отношения к выбору сельскохозяйственных профессий,
а также других профессий; влияние
личных потребностей, интересов, склонностей, способностей к
сельскохозяйственному труду на выбор профессии школьниками; формирование у
школьников интереса к профессиям искусства, сельского учителя, врача и другим профессиям
бюджетной сферы.
Каким образом соответствует сегодняшним
реалиям такой принцип профориентации, как свобода выбора профессии с учетом
потребностей народного хозяйства в кадрах и индивидуально-психологических
особенностей, а также состояния здоровья? Это уже вопрос о значении работы по
формированию гражданского долга на выбор профессии школьниками.
Зачастую профконсультанты
встречаются с мнением педагогов о том, что профориентация уже себя изжила, что
отсутствие каких-либо идеалов делает невозможным ориентировать школьника. Иногда
учителя считают, что роль школы в профессиональном выборе школьника ничтожна,
выбор профиля в старшей школе и места продолжения образования делают родители.
Есть и такое мнение: какая профориентация может иметь право на существование,
когда все определяют деньги?
Вполне возможно, что изжила себя профориентация, создававшаяся в условиях
индустриального общества, ориентированная на тоталитарное педагогическое
мышление. А профориентация, сообразная требованиям изменившейся социокультурной
ситуации, себя еще положительно не зарекомендовала.
Пути совершенствования работы
по профилактике потенциальной безработицы посредством организации
профессиональной ориентации учащихся мы видим в следующем:
1.
Ввести в штаты
общеобразовательных учреждений должность педагога-организатора
профориентационной работы с учащимися. Для подготовки таких специалистов
открыть специальные факультеты в ряде вузов и университетов страны.
2.
На курсах
переподготовки при институтах переподготовки кадров работников образования
ввести спецкурс по профориентации учащейся молодежи.
3.
Управлениям
образования в регионах усилить работу по созданию межшкольных
учебно-производственных мастерских, учебных цехов и учебно-производственных
комбинатов трудового обучения и профориентации. При этом особое внимание
обратить на их функционирование в сельских районах. Активизировать работу инспекторов
по трудовому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации учащихся.
4.
Решить вопрос об
ответственности профессиональных учебных заведений за подготовку специалистов,
чьи профессии не требуются на рынке труда. Набор учащихся на обучение в таких
случаях следует осуществлять только с гарантированным трудоустройством.
5.
Всем профессиональным
учебным заведениям открывать новые учебные профили только на основе
маркетинговых исследований, выявляющих потребности предприятий в кадрах, не
допуская диспропорций между спросом и предложением.
6.
Региональным службам
занятости населения активно укреплять взаимодействие с органами местного
самоуправления, образования и другими социальными партнерами при осуществлении
превентивной профориентационной работы с учащимися.
7.
Осуществлять межведомственное
взаимодействие профконсультантов, привлекать к профориентационной деятельности творческих
и заинтересованных профессионалов из различных областей человекознания.
Несомненно,
профессиональная ориентация, понимаемая сегодня как деятельность, направленная
на оказание помощи в профессиональном самоопределении на основе согласования
личных интересов, склонностей, способностей, возможностей личности и потребностей
рынка труда, осуществляемая на всех этапах развития профессиональной карьеры
гражданина, включая подготовку к ней и ее завершение, и реализуемая в условиях
негарантированной занятости, – важная часть социальной политики, а потому – это
исключительно государственная задача.
Решение этой задачи позволит гармонизировать отношения рынка труда и рынка
рабочей силы, влиять на снижение социальной напряженности среди слабозащищенных
категорий населения, и в частности, молодежи.
Список литературы
1.
Бендюков М. А. Профессиональная ориентация населения России. Готовы ли
мы принять вызов ХХI века? / М. А. Бендюков //
Профессиональный потенциал. 2000. №4.
2.
Предпрофильная
подготовка в основной школе: Методические рекомендации / Авт.-сост.
Бобкова / ИПКиПРО Курганской области. Курган, 2004.
3.
Сазонов А. Д.
Проблемы профориентации молодежи: Методическое пособие / А. Д. Сазонов. Курган,
1987.
4.
Сазонов А. Д.
Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ / А. Д. Сазонов,
В. А. Сазонов, И. А. Сазонов. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000.
5.
Сборник
информационно-методических материалов по вопросам реализации молодежной
политики в Курганской области. Курган, 2002.
6.
Соломин И.
Профориентация. Россия ХХ век / И. Соломин // Школьный психолог. 2000. №24.
7.
Чистякова С. Н.
Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С. Н.
Чистякова, Н. Н. Захаров. М.: Педагогика, 1987.