Информационно-аналитическое обеспечение
системы аспирантур в регионах
Российской Федерации

Л. М. Потупалова, В. Б. Пикулев, Е. Ю. Соколова, В. А. Гуртов

Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск
larisa@psu.karelia.ru;
vgurt@petrsu.karelia.ru

1. Введение

Принципы государственной научной политики, изложенные в доктрине развития российской науки, направлены на увеличение научного потенциала России. Они включают в себя сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ, развитие системы подготовки высококвалифицированных научных кадров. Важную роль в этих процессах играют аспирантура и докторантура, призванные обеспечить преемственность в научных исследованиях. За последние 10 лет численность выпускников вузов, поступающих на работу в научные организации, составляет менее одного процента от общей численности занятых исследованиями и разработками. В результате этого в 2003 году 48,7 % исследователей – лица, чей возраст перешагнул за 50-летний рубеж. Средний возраст российского кандидата наук – 53 года, доктора наук – 60 лет. В структуре научных кадров работники в возрасте 50 – 59 лет составляют 27 % (в США – 15 %), 60 лет и старше – 22 % (в США –6 %).

Таким образом, подготовка аспирантов и докторантов по различным отраслям наук является необходимым условием для поддержания и развития научного потенциала страны.

Статистика, связанная с подготовкой научных кадров на федеральном уровне в разрезе отраслей наук, ведется Министерством промышленности и науки России [1, 2]. Что касается подготовки и выпуска аспирантов и докторантов в 89 регионах Российской Федерации, то такой анализ ведет Министерство образования РФ в части подведомственных вузов [3, 4]. В то же время каждый из 89 субъектов Российской Федерации имеет свои особенности, связанные с развитием тех или иных отраслей экономики, областей научных исследований и подготовки научных кадров для сферы науки, образования, управления и реальной экономики. За последние 2 – 3 года значительно изменилась нормативная методическая база, связанная с подготовкой аспирантов и докторантов. Введена новая номенклатура специальностей научных работников, в основном разработаны паспорта научных специальностей, утверждены государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. ВАКом России переутверждена сеть диссертационных советов. Ведется работа по подготовке государственных образовательных стандартов послевузовского профессионального образования. Указанные методические материалы находятся в разрозненном виде и трудно доступны как для сотрудников отделов аспирантур, докторантур вузов и научных организаций, так и для докторантов, аспирантов и их научных руководителей.

Отсутствие систематизированной информации по регионам России в разрезе подготовки научных кадров затрудняет для ответственных сотрудников федеральных и региональных органов управления возможность принимать мотивированные управленческие решения, связанные с развитием научно-технического потенциала того или иного региона.

2. Обзор ранее выполненных работ

В рамках научных программ Минобразования РФ в 1999 – 2001 гг. была разработана информационно-справочная система (ИСС) «Аспирантура, докторантура и диссертационные советы в регионах Российской Федерации» [11], ориентированная на гипертекстовое представление статистической и аналитической информации. С 2002 г. по заданию Минобразования РФ формируется база данных на основе СУБД FoxPro по всем вузам Минобразования РФ. Программные средства, поддерживающие эту базу данных, позволяют руководителям аспирантур вузов дистанционно заполнять ежегодные отчетные данные для каждого вуза. Формы отчетности в виде 20 файлов-таблиц пересылаются по электронной почте в отдел подготовки научных кадров Министерства образования РФ, где эти таблицы обрабатываются для формирования массива статистических данных об аспирантах и докторантах вузов Минобразования России. В то же время используемые программные средства не позволяют сотрудникам отдела подготовки научных кадров Минобразования РФ свободно проводить анализ и обработку хранимой информации, а тем более расширять информационное наполнение базы данных.

Таким образом, возникла естественная необходимость сформировать на основе этих двух разработок программный продукт, который бы, с одной стороны, позволил пользователям в лице отдела подготовки научных кадров Минобразования РФ самостоятельно проводить выборки с произвольными запросами к данным, используя более совершенный интерфейс запросов и новый генератор отчетных форм. С другой стороны, созданную модель данных предполагается использовать для создания хранилища данных, оперировать с которыми будет информационно-справочная система «Аспирантура, докторантура и диссертационные советы в регионах Российской Федерации», включая и возможность дистанционного наполнения базы данных в модели «клиент-сервер».

3.    Разработка программных, организационных и технических решений по сбору, обработке и актуализации информации

3.1. Описание входных информационных потоков

Сотрудники отделов подготовки научных кадров (отделов аспирантур) вузов Российской Федерации, в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 17.06.2003 г. № 33-55-85ин/01-12 «О представлении информации в сфере послевузовского профессионального образования», ежегодно заполняют формы отчетности об аспирантах и докторантах с помощью программы, именуемой «АСПИРИН». Заполненные формы в виде 20 файлов-таблиц пересылаются по электронной почте в отдел подготовки научных кадров Министерства образования РФ, где обрабатываются для формирования массива статистических данных об аспирантах и докторантах вузов Минобразования России. Для автоматизации вышеуказанного документооборота используется база данных для локальных пользователей о деятельности аспирантуры и докторантуры подведомственных вузов Минобразования РФ, созданная на основе СУБД Visual FoxPro. Практика эксплуатации указанной системы выявила ряд проблем не только технического плана, но и связанных с необходимостью реструктуризации используемых таблиц данных [5 – 8].

Проведенный нами анализ структуры данных, используемых в вышеописанной СУБД, позволил сформировать собственную систему глобальной структуризации информации, подмножеством которой является поддержка структуры данных, используемых в Минобразования РФ для получения информации из отделов аспирантур подведомственных вузов.

В ходе согласований структуры данных между исполнителем и заказчиком в лице отдела подготовки научных кадров Министерства образования РФ были сформулированы изменения, которые решают проблему недостаточной информативности существовавшей ранее схемы данных. Эти изменения отражены в новой структуре таблиц, которые, начиная с 2004 г., должны будут заполнять отделы аспирантур вузов. Указанные измененные формы и модель данных готовы для того, чтобы использовать их в системе «АСПИРИН» или в любой другой системе аналогичного назначения для формирования отчетных данных за 2004 г.

Структуру логической схемы представления данных, созданную на данном этапе выполнения проекта, можно разделить на статистическую, документальную и аналитическую части. Для формирования статистической части, помимо вышеуказанного источника наполнения информационно-справочной системы, в основу единой логической схемы структурирования данных была положена информация по вузам России, получаемая из Государственного комитета России по статистике. К наиболее важным из таких документов относится, например, форма 1-НК. Документальная часть информационно-справочной системы привязывается к структуре статистической части и наполняется из различных информационных источников Интернет-пространства Министерства образования РФ и вузов России. Аналитическая часть системы опирается на две вышеуказанные части и содержит ее предварительный анализ или комментарии к представленным данным. Эта часть системы в полной мере начнет развиваться после полной интеграции логической схемы данных в физическую модель базы данных.

3.2.    Технология актуализации информации
в информационно-справочной системе

В рамках научной программы Минобразования РФ в 1999–2001 гг. была разработана ИСС «Аспирантура, докторантура и диссертационные советы в регионах Российской Федерации» [9]. В ходе первого этапа (2004 г.) работы по проекту была проведена актуализация информационного наполнения ИСС на федеральном и региональном (все 89 субъектов Федерации) уровнях за 2002 – 2003 гг. Кроме этого, были проведены изменения в навигации и наполнении Web-страниц.

Информационно-справочная система представляет собой совокупность Web-страниц с гипертекстовой системой навигации, сформированной в соответствии с разработанной логической схемой данных. Подключение новых информационных ресурсов на данной стадии развития проекта предполагает генерацию статических html-страниц в соответствии с созданными шаблонами оформления с ручным редактированием информации на страницах. Этот вариант создания информационно-справочной системы является временным и необходимость в нем отпадет при переходе к Web-страницам с динамическим содержанием, генерируемым по запросам к клиент-серверной СУБД. Для обеспечения быстрого перехода к этому этапу в настоящее время разработана методика перемещения данных в соответствующие структуры СУБД. Большей частью она базируется на импорте данных их файлов формата “DBF”, “XLS” и “MDB” и на специальных программах конверсии данных из html-представления в формат, понимаемый СУБД.

3.3. Разработка структуры базы данных

На начальном этапе проектирования была разработана логическая структура СУБД, подходящая для информационного хранилища данных. Отдельные элементы инфологической модели были апробированы в системе сбора и анализа данных, построенной на основе СУБД MS Access [6-8]. Разработанная система позволяет читать данные, поступающие в формате, генерируемом программой «АСПИРИН». При этом структура нашей системы такова, что она умеет обрабатывать данные, поступающие как в старом формате, так и в новом, рекомендуемом к использованию начиная с 2004 г.

Базовым содержанием предметной области являются:

1)        Общая информация о вузе. Это совокупность сведений о вузах, таких как: наименование, сокращенное наименование, почтовый адрес, данные о месторасположении вуза (субъект Федерации, федеральный округ, город), банковские реквизиты организации, телефон ректора, факс и e-mail для научного управления, ФИО и телефон проректора по научной работе, ФИО и телефон начальника НИЧ, ФИО куратора.

2)        Совокупность сведений об аспирантах. Это данные о различных категориях аспирантов (граждане РФ, обучающиеся на основе соглашений и в рамках НТП Министерства образования России, гражданах государств – участников СНГ и других иностранных государств), которые могут обучаться за счет средств федерального бюджета и по прямым договорам с оплатой стоимости обучения. Сведения следующие: о численности на начало года, приеме в отчетном году (контрольные цифры приема, численность принятых, которыми могут быть лица, окончившие магистратуру, окончившие данный вуз и другие вузы в отчетном и предыдущих годах), сведения о переводе (с заочной на очную форму обучения и наоборот), сведения об выбывших до окончания срока обучения (по болезни, беременностям и родам, отчислены за невыполнение плана подготовки по иным причинам), сведения о фактическом выпуске (с защитой и без защиты диссертации), распределении аспирантов по возрастным категориям и специальностям и отраслям наук, данные о численности научного руководства аспирантами (доктора и кандидаты наук).

3)        Совокупность сведений о докторантах. Это данные о численности докторантов (граждане РФ, обучающиеся на основе соглашений и в рамках НТП Министерства образования России, гражданах государств – участников СНГ и других иностранных государств), которые могут обучаться за счет средств федерального бюджета и по прямым договорам с оплатой стоимости обучения. Сведения следующие: о численности на начало года, о приеме в отчетном году (контрольные цифры приема, численности принятых), сведения об выбывших до окончания срока обучения и фактическом выпуске (с защитой и без защиты диссертации), распределение докторантов по возрастным категориям, распределение по специальностям и отраслям наук.

4)        Совокупность сведений о соискателях, прикрепленных для сдачи кандидатских экзаменов. Это данные о численности соискателей, прикрепленных для подготовки диссертации на соискание степени кандидата или доктора наук, а также численности защитивших диссертации на соискание этих степеней.

5)        Контрольные цифры приема в аспирантуру и докторантуру (план) для подготовки за счет средств федерального бюджета в соответствии с отраслями наук и специализацией. Это совокупность сведений о контрольных цифрах приема аспирантов и докторантов на текущий отчетный год, а также предложения контрольных цифр приема на следующий год.

Структура базы данных должна удовлетворять основным требованиям реляционной модели, и, кроме того, обеспечивать: 1) устранение избыточности данных; 2) простую структуру запросов для генерации стандартных форм представления данных; 3) возможность постоянной актуализации системы. В способе представления данных, используемом в программе «АСПИРИН», практически отсутствует логическое структурирование данных, или, в терминах баз данных, таблицы не подвергнуты декомпозиции. Такой вариант представления информации может быть поддержан только для простых и узкоспециализированных баз данных.

Нами был рассмотрен вариант полной декомпозиции вышеупомянутых таблиц с уровнем нормализации вплоть до нормальной формы Бойса – Кодда (BCNF). Несмотря на хорошо структурированную схему таблиц, текст запроса, генерирующего стандратную для отделов аспирантур форму представления данных, оказался избыточно сложным, что могло повлечь за собой случайные ошибки при написании запросов и общее снижение быстродействия системы. В результате тестирования системы был принят вариант «частичной декомпозиции» (вторая нормальная форма), одинаково хорошо вписывающийся как в рамки информационно-справочной системы в целом, так и работающий в составе локальной клиентской системы (не ориентированной на использование в сети).

Для хранения данных в программе «АСПИРИН» использовались таблицы формата «dbf», объединенные в соответствии с годами отчетности. За каждый отчетный год имеется по 9 основных таблиц, кроме того, существуют 10 дополнительных таблиц, данные которых не изменяются ежегодно, но используются при заполнении основных таблиц. Возможность обрабатывать данные за несколько лет изначально не заложена в структуру этой СУБД. Из анализа описания таблиц и содержащихся в них данных был сделан вывод, что поля нескольких таблиц дублируются, что противоречит концепции обеспечения целостности данных.

Для решения этих проблем структура таблиц была пересмотрена, в результате чего выделились следующие объекты базы данных: вузы, аспиранты, докторанты, соискатели научной степени, руководители аспирантов, возраст аспирантов и возраст докторантов, соискатели на научную степень доктора и кандидата наук, заявка по приему аспирантов на следующий год, регион, область, специализация. Диаграмма «сущность-связь» инфологической модели представлена на рисунке 1. Такая инфологическая модель данных легко отображается в реляционную модель. В результате получается набор двумерных таблиц, где каждая сущность напрямую отражается в отдельную таблицу, атрибуты каждой сущности становятся полями этой таблицы, а первичные ключи сущности становятся первичными ключами таблицы.

 

Рис. 1. Инфологическая модель базы данных
(окончательный вариант)

 

Тестирование этой модели выявило ряд неудобств, связанных с разработкой запросов для формирования стандартных форм отчетности, в связи с чем была спроектирована другая модель данных, с учетом максимальной адаптации к структуре выходных документов. В новой модели сознательно не проводилась декомпозиция ряда таблиц, тем не менее словарные таблицы предметной области были отделены от наборов принимаемых данных. Эта модель дает возможность «безболезненных изменений» в программном коде, что может существенно сократить время разработки в дальнейшем. Процедуры по поддержанию целостности можно реализовать в программном коде, сделав их, таким образом, понятными для конечного пользователя.

Окончательная модель базы данных, представленная двенадцатью таблицами, полностью описывает предметную область. В модели устранена избыточность данных, обеспечены легкость формирования запросов для создания требуемых форм и возможность постоянной актуализации системы.

После создания структуры базы данные из системы «АСПИРИН» были конвертированы в новую структуру. Для проверки корректности данных в новой структуре были разработаны запросы, формирующие выходные документы по правилам, указанным Заказчиком. Для интерактивного взаимодействия с базой данных были разработаны формы пользовательского интерфейса.

3.4.    Связь базы данных и информационно-справочной системы

Внешние данные

 

Рис. 2. Общая схема информационных потоков в ИСС

На рисунке 2 показана общая схема потоков данных в информационно-справочной системе «Аспирантура, докторантура и диссертационные советы вузов». Темным цветом отмечены потоки, которые будут реализованы на следующем этапе проекта.

В настоящее время информационное наполнение справочной системы активно идет в цепочках «программа «АСПИРИН» – СУБД MS Access «Аспирантура» – СУБД MS SQL Server» и «Источники текстовой или html-информации – статические Web-страницы сайта». Работа остальных цепочек начнет активно развиваться тогда, когда формирование основного выходного информационного потока будет перенаправлено на страницы с динамическим содержанием.

4.    Разработка методов обслуживания пользователей информацией о контингенте аспирантов и докторантов в разрезе территорий и научных специальностей

В качестве основного механизма доступа к информации ИСС «Аспирантура, докторантура и диссертационные советы вузов» предполагает навигацию по гипертекстовым страницам со статическим содержанием. Фреймовая структура страницы подразумевает постоянное присутствие на экране основной панели навигации в верхней части экрана Интернет-браузера. Это важно, поскольку в системе действует несколько вложенных схем навигации: по географическим территориям России, по вузам России, по виду документов и таблиц и, наконец, по годам. Системы навигации имеют естественные пересечения, но не дублируют друг друга.

Статическое содержание html-страниц предполагает, что для просмотра сайта информационно-справочной системы фактически не требуется Web-сервер. Страницы можно просматривать в локальной сети, пользуясь общим дисковым пространством, или, например, воспроизводить их с компакт-диска. Это является несомненным достоинством представляемой системы, но, тем не менее, процедура подготовки статических страниц достаточно трудоемка и в настоящее время в практике создания Интернет-сайтов уже не применяется.

Дальнейшее развитие ИСС предполагает акцент в пользу страниц, динамически формируемых на Web-сервере. Такие страницы будут формироваться в зависимости от содержания запроса Интернет-клиента. Поэтому была произведена привязка сайта к конкретному Web-серверу и к конкретной технологии создания таких страниц.

В нашем случае в качестве действующего Web-сервера используется сервер Apache, работающий на операционной системе SuSE Linux, а в качестве технологии создания активных серверных страниц используется язык PHP. По соображениям безопасности и надежности работы системы в качестве базы для создания информационного хранилища была выбрана клиент-серверная СУБД MS SQL Server 2000, работающая на платформе Windows Server 2003. Отработка технологии взаимодействия программ и тестирование таких «двухсерверных» систем за отчетный период нами было произведено и показало в целом положительный результат. При этом для конечного пользователя принципиально сохраняются все преимущества статического сайта, так как в любой момент можно сделать статическую копию сайта, например, на компакт-диске. Также на платформе Linux были отработаны методики защиты и дифференцированного представления информации клиентам информационно-справочной системы.

Часть ИСС, ориентированная на базу данных для подготовки отчетных форм, используемых в Минобразования РФ для получения информации из отделов аспирантур подведомственных вузов, в случае функционирования внутри информационного хранилища предполагает доступ с административными ограничениями посредством динамических гипертекстовых страниц, содержащих систему для интерактивного формирования запросов, либо адресно, с использованием автоматически генерируемых сообщений электронной почты.

5. Структура информационно-справочной системы

Информационно-справочная система «Аспирантура, докторантура и диссертационные советы в регионах Российской Федерации» сформирована с использованием Интернет-технологий и доступна при наличии сетевого соединения с использованием браузера Internet Explorer версий 5.0 и выше. Текущий вариант информационной системы содержит 5,5 тыс. файлов, 15 тыс. гиперссылок на документы, общий объем информации в системе составляет 76 Мб. Структура системы такова.

Главная страница ИСС разделена на два больших раздела: Федеральный уровень и Региональный уровень. При активации гиперссылки «Федеральный уровень» открывается окно, в котором указаны 5 разделов, содержащих общую информацию по аспирантурам и докторантурам:

     номенклатура специальностей научных работников;

     научно-технический потенциал РФ;

     статистические данные по аспирантуре и докторантуре в РФ;

     официальные документы по аспирантуре и докторантуре в РФ;

     методические материалы.

Структура раздела «Номенклатура специальностей научных работников» представляет собой четырехуровневую систему гипертекстовых документов.

   Документ первого уровня (главная страница раздела ‘vak.htm’) содержит список групп научных специальностей организованный в виде таблицы. Каждая строка таблицы включает номер и наименование группы научных специальностей, и содержит гипертекстовую ссылку на соответствующий данной группе HTML-документ 2-го уровня.

   Документ второго уровня представляет собой трехколоночную таблицу, содержащую список специальностей определенной группы. Каждая строка таблицы содержит: шифр специальности; наименование специальности (или подгруппы специальностей, если таковая группировка существует); список отраслей науки, по которым присуждается ученая степень (для данной специальности). Наименование специальности является гипертекстовой ссылкой на документ следующего уровня.

   Документы третьего уровня оформлены одинаковым образом для всех научных специальностей: в начале документа указаны шифр и наименование научной специальности, затем следуют гипертекстовые ссылки на ряд документов четвертого уровня: «Паспорт специальности научных работников», «Соответствие направлениям подготовки магистров и специалистов», «Программа экзаменов кандидатского минимума по научной специальности» [10].

   Документы четвертого уровня предоставляют пользователю информацию по конкретной научной специальности. Существуют три разновидности этих документов:

а) Паспорт специальности научных работников. Данный документ содержит ряд разделов: «Формула специальности», «Область исследования», «Отрасль наук» (по которым присуждается ученая степень). Для специальностей группы «010000 Физико-математичес-кие науки» указаны также списки смежных специальностей [11].

б) Таблица соответствия специальности научных работников направлениям подготовки магистров и специальностям высшего профессионального образования. Данный документ кроме указанной таблицы имеет ссылку «Подробнее…» на текстовый файл «Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования», содержащий более подробную информацию для данной группы специальностей (последний файл – единственный для специальностей одной группы).

в) Программа экзаменов кандидатского минимума по научной специальности. Документ предназначен для опубликования примерной программы экзаменов кандидатского минимума по данной специальности. В настоящее время набор документов существует в виде шаблонов, справочная информация отсутствует.

В разделе «Научно-технический потенциал РФ» представлены данные по основным показателям научно-технического потенциала за период с 1999 по 2003 годы.

В разделе «Статистические данные по аспирантуре и докторантуре в РФ» содержатся следующие разделы [12]:

– подготовка аспирантов по отраслям наук в Российской Федерации,

– основные показатели деятельности аспирантуры,

– число организаций, ведущих подготовку аспирантов,

– число организаций, ведущих подготовку аспирантов, по федеральным округам,

– численность аспирантов, прием и выпуск из аспирантуры по типам организаций,

– численность аспирантов по возрастным группам,

– прием в аспирантуру по отраслям наук,

– выпуск из аспирантуры по отраслям наук,

– выпуск из аспирантуры с защитой диссертации по отраслям наук,

– основные показатели деятельности докторантуры.

Раздел «Официальные документы по аспирантуре и докторантуре в РФ» содержит положения о присвоении ученых званий, присуждении ученых степеней и положение о диссертационном совете.

Навигация по разделу «Региональный уровень» может осуществляться двумя способами. Можно активировать гиперссылку интересующего федерального округа на карте или активировать ссылку федерального округа в списке, представленного ниже карты. Аналогичная навигация осуществляется и внутри каждого федерального округа.

При активации гиперссылки субъекта Федерации открывается таблица с ссылками на разделы, которые содержат информацию о паспорте субъекта, его научно-техническом потенциале, данные о подготовке аспирантов за 2000-2003 гг., таблицы с перечнем вузов и институтов РАН, находящихся на территории выбранного субъекта и действующих диссертационных советов.

Раздел «Паспорт субъекта Федерации» содержит основные сведения и краткую характеристику социально-экономических процессов, происходящих в субъекте Федерации.

В разделе «Научно-технический потенциал» представлены данные по основным показателям научно-технического потенциала за период с 1998 по 2003 гг. [13].

Раздел «Подготовка аспирантов в субъекте Федерации» содержит информацию о приеме, контингенте и выпуске аспирантов в разрезе научных специальностей для каждого субъекта Федерации за 2000-2003 гг. [12].

Структура разделов «Перечень вузов, расположенных в субъекте Федерации, в которых ведется подготовка аспирантов и докторантов с указанием лицензированных специальностей» и «Перечень академических и отраслевых институтов, расположенных в субъекте Федерации, в которых ведется подготовка аспирантов и докторантов с указанием лицензированных специальностей», представляет собой трехуровневую систему гипертекстовых документов.

– Документ первого уровня (главная страница раздела ‘vuz.htm’ для вузов и ‘institute.htm’ – для Институтов РАН) содержит перечень высших учебных заведений или перечень научных организаций РАН, в которых ведется подготовка аспирантов и докторантов, организованный в виде таблицы. Каждая строка таблицы включает наименование вуза или научной организации РАН, и содержит гипертекстовую ссылку на соответствующий данной группе HTML-документ 2-го уровня.

– Документ второго уровня представляет собой черырехколоночную таблицу, содержащую список наименований отраслей наук, по которым осуществляется прием в аспирантуру и докторантуру в вузе за 1999-2004 гг. Каждая колонка таблицы содержит: наименование вуза; отрасль специальности; прием в аспирантуру (всего, очно) и прием в докторантуру.

– Документ третьего уровня представляет собой таблицу «Наименование отраслей и шифры специальностей научных работников, по которым функционирует аспирантура и докторантура».

В разделе «Перечень действующих диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по отраслям наук с указанием специальностей (в разрезе вузов и академических учреждений)» собраны сведения о направлениях деятельности диссертационных советов (по состоянию на 01.11.2002 гг.) в высших учебных заведениях и в научных организациях Российской академии наук [2].

6. Заключение

Разрабатываемая ИСС направлена на информационное обеспечение системы аспирантур и докторантур в вузах Российской Федерации с целью системного анализа и прогнозной оценки формирования и развития кадрового потенциала высшей квалификации.

На Web-страницах информационной системы представлена статистическая информация, связанная с подготовкой научных кадров на федеральном и региональном уровнях, представлены данные по основным показателям научно-технического потенциала, номенклатура специальностей научных работников, официальные документы по аспирантуре и докторантуре в РФ, методические материалы.

В ходе выполнения проекта «Информационно-аналитическое обеспечение системы аспирантур и докторантур в регионах Российской Федерации» в 2004 г. проведена актуализация данных в информационно-справочной системе «Аспирантура, докторантура и диссертационные советы в регионах Российской Федерации», добавлена информация о соответствии научных специальностей направлениям подготовки магистров и специальностям высшего профессионального образования; создана новая структура гипертекстовых документов, обеспечивающая более удобный доступ к информационным ресурсам. Разработаны, согласованы и выполнены новые версии 20 форм и таблиц отчетов вузов, которые используются в системе «АСПИРИН». Разработана модель базы данных, определено программное средство для организации базы данных «АСПИРАНТУРА» – Microsoft Access, в котором создана структура базы и осуществлено конвертирование данных из СУБД «АСПИРИН». Проведены проверки целостности и непротиворечивости данных, представленных в разработанной системе, которые показали правильность модели и достоверность представленных данных.

Разработана для оптимизации подготовки аспирантов методика прогнозирования потребности в кадрах высшей квалификации в региональном разрезе. Региональные требования обусловлены общим низким уровнем мобильности рабочей силы в пределах страны, в том числе и среди докторов и кандидатов наук. Для разработки методик прогнозирования и алгоритмов их реализации решена проблема, связанная с формированием базы данных по возрастной структуре ППС, и разработана методика, обеспечивающая адекватное среднесрочное прогнозирование изменения этой возрастной структуры.

Проведен анализ критериев для выбора вузов с целью концентрации в них подготовки аспирантов и докторантов. Анализ эффективности функционирования ведущих образовательных организаций, как основа системы подготовки кадров высшей квалификации, и разработка повышенных требований к системе критериев для ранжирования вузов по показателям научно-исследовательской деятельности выполнены на основе расчета рейтингов вузов по показателям научно-исследовательской деятельности.

Систематизация информации по регионам России в разрезе подготовки научных кадров дает сотрудникам федеральных и региональных органов управления возможность принимать мотивированные управленческие решения, связанные с развитием научно-технического потенциала того или иного региона.

 

Список литературы

 

1.  Наука в регионах России: Стат. сб. М.: ЦИСН, 2004. 264 с.

2.  Аспирантура и докторантура в научных организациях Российской Академии наук / Под рук. В. В. Козлова; Сост. Т. И. Пугачева, Э. З. Конторовский, Т. П. Полякова М.: Наука, 2002. 511 с.

3.  Аспирантура и докторантура в вузах Министерства образования Российской Федерации и институтах Российской академии наук: Справочник. М., 2002. 298 с.

4.  О представлении информации в сфере послевузовского профессионального образования. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.06.2003 № 33-55-85ин/01-12 с.

5.  Документальные компьютерные технологии: Учеб. пособие / Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана. М., 2000.

6.  Тиори Т. Проектирование структур баз данных: В 2 кн., / Т. Тиори, Дж. Фрай. М.: Мир, 2000. Кн. 1. 287 с.: Кн. 2. 320 с.

7.  Бойко В. В. Проектирование баз данных информационных систем / В. В. Бойко, В. М. Савинков. М.: Финансы и статистика, 1999. 351 с.

8.  Дженнингс Р. Microsoft Access 2002 / Р. Дженнингс. СПб.: BHV – Санкт-Петербург, 2002. 1270с.

9.  Отчет о НИР по проекту ««Инфраструктура аспирантур, докторантур в регионах Российской Федерации: информационно-аналитическое обеспечение и оптимизация» (код проекта 139), выполненному в рамках программы «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала». Номер государственной регистрации 01.2.00 107099 / ПетрГУ. Петрозаводск, 2002. 173 с.

10.     Сервер государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций) http://www.informika.ru (Таблицы соответствия шифров специальностей на informika в разделе послевузовского образования).

11.     Сервер республиканского научно-консультационного центра экспертизы (РИНКЦЭ) http://www.extech.ru/.

12.     Работа аспирантуры и докторантуры по России, федеральным округам, субъектам РФ, экономическим районам, отраслям науки и специальностям, типам организаций, академиям наук за 2002, 2003 годы. Таблицы по форме отчетности 1-НК. Т. 1 – 5 / ГМЦ Госкомстата России. М., 2003, 2004.

13.     Основные показатели деятельности организаций, выполняющих научные исследования и разработки, по России, федеральным округам, субъектам РФ, экономическим районам, отраслям экономики, формам собственности, секторам деятельности, типам организаций, академиям наук, государственному сектору экономики, видам экономической деятельности за 2002 год. Таблицы по форме отчетности № 2 – наука. Т. 1 – 10 / ГМЦ Госкомстата России. М., 2003.