О проблемах формирования регионального
заказа на подготовку специалистов
в учреждениях профессионального образования
в Республике Хакасия

О. А. Токман

Руководитель Департамента федеральной государственной службы
занятости населения по Республике Хакасия, г. Абакан
depart@khakasnet.ru

Проблемы формирования регионального заказа на подготовку специалистов в учреждениях профессионального образования обсуждается сегодня потому, что:

во-первых, она красной линией проходит и через Концепцию модернизации российского образования до 2010 г. и Концепцию действий на рынке труда на 2003-2005 гг.;

во-вторых, проблемы формирования воспроизводства, развития и использования трудового потенциала обсуждаются на совместных коллегиях Минтруда и Минобразования России, но и еще и потому, что этот вопрос действительно назрел и для Республики Хакасия.

Решение проблем стабилизации экономики, устойчивого развития Республики Хакасия непосредственно связано с сохранением, воспроизводством и рациональным использованием трудовых ресурсов.

Именно поэтому Правительством РХ принято постановление «О мероприятиях по реализации основных направлений кадровой политики Республики Хакасия на 2003-2005 гг.».

Исследование характеристик трудового потенциала и рынка труда Республики Хакасия, анализ прогноза социально-экономичес-кого развития республики, результаты социологических исследований его состояния и перспектив развития, статистические данные выявили факторы, влияющие на состояние трудового потенциала в Республике Хакасия в 1998 – 2003 гг.

Назову основные моменты:

1.    Процесс сокращения численности занятых на крупных и средних предприятиях существенно отличается от аналогичного процесса в 1992-1998 гг. Его специфическая черта – рост невостребованных вакансий. Их количество с 1998 г. увеличилось в пять раз.

Данная ситуация характерна для большинства отраслей экономики республики, особенно для промышленности. Это означает, что отмеченное сокращение занятости на крупных и средних предприятиях, как правило, является следствием неудовлетворяемого спроса на рабочую силу.

2.    За 6 лет численность заявленных в службу занятости вакансий увеличилась более чем в два раза, в основном, по рабочим профессиям.

Вместе с тем доля работников, имеющих профессиональное образование, в сравнении с 1999 г. снизилась на 0,8%.

Численность работников, имеющих среднее профессиональное образование, уменьшилась на 4,1%.

Приведенные данные характеризуют ухудшение качества рабочей силы и требуют от работодателей уделить особое внимание переподготовке и повышению квалификации работников в системе профессионального образования либо в учебных подразделениях организаций.

3.    Анализ состава безработных граждан по уровню образования также говорит об ухудшении реального состояния качества рабочей силы.

Обусловлено это кризисом российской экономики в 90-е годы, вытолкнувшим за ворота предприятий значительное число квалифицированной рабочей силы. Многие, кто не смог приспособиться к новым условиям, были вынуждены заниматься работой, не требующей особой квалификации.

Как следствие произошедших изменений в экономике при сохранении в промышленности в основном устаревших технологий и оборудования в общей численности промышленных рабочих высококвалифицированные составляют всего 5% при среднем их возрасте 50-54 года.

Вывод напрашивается один: основное внимание нужно уделить подготовке специалистов и квалифицированных рабочих в системе профессионального образования.

По данным Государственного комитета по статистике Республики Хакасия, в последние годы, несмотря на экономический рост, наблюдается едва заметная тенденция повышения доли выпускников, получающих направление на работу.

И последний фактор: проблема дефицита трудовых ресурсов, связываемая с ожидаемым, начиная с 2006 г., систематическим снижением численности населения трудоспособного возраста. Это реальность, к которой надо готовиться.

Об этом свидетельствуют данные переписи 2002 г.: численность детей и подростков до 16 лет в республике уменьшилась по сравнению с данными переписи 1989 г. на 48,7 тыс. человек, или на 30,3%. В этой связи необходимо принять меры по повышению эффективности использования трудового потенциала как на уровне предприятий, так и в целом по республике.

Таким образом, необходимо создать эффективный механизм управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием и использованием кадрового потенциала республики (схема
№ 1).

Общая схема или основные этапы формирования такого механизма представляются в таком виде:

 

Программы социально-экономического развития РХ

 


Прогнозная оценка потребности в кадрах организаций

 

Формирование регионального заказа на подготовку кадров

 

Программа развития кадрового потенциала организации РХ

 

Цель формирования регионального заказа на подготовку, переподготовку новых квалифицированных кадров состоит в том, чтобы на основе мониторинга и прогнозирования демографических, социальных и экономических тенденций своевременно выявлять и разрешать возникающие противоречия между рынком труда и рынком образовательных услуг.

Субъектами формирования регионального заказа являются:

     Правительство РХ;

     органы местного самоуправления;

     образовательные учреждения республики;

     работодатели РХ, объединения работодателей;

     торгово-промышленная палата РХ;

     органы службы занятости;

     Государственный комитет по статистике РХ.

Региональный заказ должен стать основным инструментом воздействия на управляемые процессы формирования, воспроизводства и развития трудового потенциала.

Он будет являться основанием для информирования населения о прогнозируемой потребности кадров в разрезе профессий (специальностей) в целях формирования сознательного отношения к выбору профессий, профилю и уровню получаемого образования.

1.    Региональный заказ на подготовку кадров.

Региональный заказ на подготовку кадров определяется прогнозом потребности кадров в разрезе специальностей (профессий) и уровнем образования по всем отраслям экономики и социальной сферы, скорректированным с учетом численности специалистов или рабочих соответствующих специальностей (профессий), подготавливаемых образовательными учреждениями республики по планам, финансируемым из средств бюджетов всех уровней.

2.    Повышение квалификации.

Государственный региональный заказ на повышение квалификации формируется только в отношении работников организаций бюджетной сферы.

3.    Переподготовка кадров.

Государственный региональный заказ на переподготовку кадров определяется с учетом ситуации на рынке труда и формируется в случае устойчивого превышения предложения труда над спросом по определенным специальностям (профессиям), возникшего в результате значительных изменений в экономике республики или отдельных территорий.

Государственный региональный заказ на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров не включает профессиональное переобучение, осуществляемое государственной службой занятости населения, для каждого отдельного взятого безработного гражданина в случаях, предусмотренных законодательством о занятости населения.

4.    Дополнительное образование.

Если анализ кадрового потенциала выявляет недостаточность уровня социальной, психологической, личностной готовности выпускников образовательных учреждений начального, среднего или высшего профессионального образования, государственный региональный заказ должен включать дополнительное образование соответствующего (психологического, правового и т. д.) профиля в рамках регионального компонента профессионального образования, предусмотренного Законом Российской Федерации «Об образовании».

Государственный региональный заказ на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров распределяется на конкурсной основе между образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию на образовательную деятельность соответствующего профиля и уровня.

Исполнение государственного регионального заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых по результатам конкурса среди образовательных учреждений.

Поскольку определенны субъекты формирования регионального заказа, необходимо создать механизм взаимодействия всех субъектов формирования регионального заказа. Взаимодействие возможно только на принципах социального партнерства в рамках Соглашения «О сотрудничестве по реализации основных направлений кадровой политики РХ на 2003-2005 гг.», которое уже подписано между Правительством РХ, общественными институтами, работодателями, образовательными учреждениями, Департаментом занятости.

Согласно мероприятиям по реализации основных направлений кадровой политики, следующим этапом после подписания соглашения является заключение договора о взаимодействии в сфере развития трудового потенциала.

На основании этого договора все его субъекты выполняют свои функции.

Предлагаю примерную схему механизма формирования регионального заказа.

 

Система формирования регионального заказа на подготовку,
переподготовку и повышение квалификации кадров
в Республике Хакасия

 

Подпись: Правительство Республики Хакасия в лице Министерства финансов 
и экономики Республики Хакасия
формирует Программу социально-экономического развития 
Республики Хакасия

 

Подпись: Совет по научно-технической политике при Правительстве 
Республики Хакасия
выполняет координирующую роль по формированию регионального заказа; осуществляет прогнозирование спроса на рабочую силу в разрезе профессий, уровней образования на основании заказов, мониторингов, социологических исследований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подпись: Министерство образования и науки Республики Хакасия
Распределение заказа на конкурсной основе между образовательными 
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию 
на образовательную деятельность соответствующего профиля и уровня

 

Подпись: Заключение государственных контрактов по результатам конкурса 
образовательными учреждениями Республики Хакасия с Правительством Республики Хакасия в лице Министерства образования и науки 
Республики Хакасия

Опыт формирования регионального заказа на подготовку специалистов в учреждениях профессионального образования не нов.

В 2001 г. комитет администрации Алтайского края по труду провел изучение и прогнозирование потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов, проведено обследование 75 крупных и средних организаций региона.

В Новосибирской области в 1998 г. разработана Генеральная схема организации рабочих мест до 2005 г.

В Самарской области разработана и утверждена законом областная целевая программа «Управление кадровым потенциалом Самарской области на 2004-2008 гг.». Первым этапом программы является формирование регионального заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров. Государственным заказчиком программы выступила администрация Самарской области, головной исполнитель программы – Департамент образования и науки администрации области, основной разработчик – Самарский государственный университет.

В Красноярском крае НИИ труда проводится научно-исследовательская работа «Прогнозная оценка потребности народного хозяйства Красноярского края в специалистах на ближайшую перспективу и возможных объемах приема в вузы и ссузы».

В Липецкой области разработаны прогнозные расчеты потребности в основных кадрах предприятий, организаций и учреждений области в отраслевом и профессиональном разрезе на 2001- 2005 гг. и сформирован региональный заказ в системе НПО.

Отсюда следует, что формирование регионального заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров проводится во многих регионах России.

Мы предложили свой вариант формирования регионального заказа на подготовку кадров и хорошо понимаем сложность этой работы. На начальном этапе в Республике Хакасия можно сформировать региональный заказ для подготовки кадров рабочих в учреждениях начального профессионального образования.

Служба занятости населения Республики Хакасия уже приступила к исследованию рынка труда Республики Хакасия, результаты которого могут стать основанием для разработки регионального заказа по НПО.