Особенности рынка труда Республики Хакасия
в современных условиях и их влияние
на профессиональную подготовку
конкурентоспособного молодого специалиста

О. А. Токман

Руководитель Департамента федеральной государственной службы
занятости населения по Республике Хакасия, г. Абакан
depart@khakasnet.ru

Подготовка квалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов имеют ключевое значение для подъема экономики России и вхождения ее в мировое экономическое пространство. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, росту ее социальной мобильности, профессионализму.

Одним из просчетов проводимых в нашей стране реформ явился отказ большинства работодателей от заботы о сохранении и развитии трудовых ресурсов, а также ослабление государственного контроля над этим процессом. Всем казалось, что на свободном рынке труда будет в достатке любых специалистов и незачем уделять внимание этому вопросу.

Сегодняшняя ситуация показывает, что это далеко не так. Рынок труда профессионально истощился (средний возраст рабочего на производственно-промышленном предприятии приблизился к 55 годам). Наблюдаются снижение престижа рабочих профессий среди молодежи, потеря преемственности в работе в силу старения кадров.

Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики занятости. Один из основных механизмов решения этой проблемы – взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда.

Сегодня в республике сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, мы имеем безусловно развитую систему профессионального образования.

С другой – на рынке труда, особенно в последние два года, наблюдается обостряющийся дефицит квалифицированных кадров. Вместе с тем все большее количество выпускников образовательных учреждений не находят работу по выбранной специальности.

Социальная незрелость, отсутствие объективной информации о рынке труда и профессиях, неадекватная самооценка выпускников затрудняют их адаптацию в современных экономических условиях, в связи с чем на рынке труда Республики Хакасия в ближайшем будущем будет ощущаться острая нехватка профессионалов, работающих в сфере производства.

Пополнение рынка труда поколением молодежи 80-х годов рождения привело к росту обращений молодых людей в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве.

В течение 2003 г. в поисках работы в органы службы занятости республики обратилось 29 тыс. человек, из которых около 12 тыс. – молодежь в возрасте до 29 лет, в том числе 1,3 тыс. – выпускники учебных заведений.

Анализ современного состояния республиканского рынка труда и результатов мониторинга регистрируемой безработицы выявил следующие ключевые проблемы, характерные для Республики Хакасия:

         несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;

         низкая конкурентоспособность молодежи, не имеющей профессионального образования, и лиц, нуждающихся в социальной защите;

         высокий удельный вес слабо механизированных и неэффективных рабочих мест.

Несмотря на то, что значительная часть выпускников не может трудиться по полученной профессии, имеется множество вакансий, которые не могут быть закрыты специалистами, имеющимися на рынке труда.

Разбалансированность спроса и предложения на рынке труда молодых специалистов усугубляется еще и тем, что уровень получаемой квалификации в учебных заведениях не соответствует требованиям работодателей.

Причем в последние годы, в связи со структурными преобразованиями, обострилась проблема несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации не только молодых специалистов, но и других категорий соискателей рабочих мест требованиям работодателей, а также дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Анализ, проведенный специалистами службы занятости на предприятиях республики, показал, что наибольшую потребность предприятия испытывают в квалифицированных рабочих кадрах, прежде всего, строительных профессий.

Например, в г. Абакане по состоянию на 01.01.2004 г.:

 

 

Потребность
организаций составила

Состоит на учете безработных (чел.)

Плотник

86

0

Газоэлектросварщик

35

2

Штукатур-маляр

25

3

Каменщик

19

1

 

Однако спрос работодателей не был удовлетворен в связи с отсутствием таких рабочих.

Со стороны работодателей повысились требования к претендентам на ту или иную должность: для желающих найти престижную высокооплачиваемую работу (менеджер высшего или среднего звена, руководящий работник, секретарь-референт) необходимо знание компьютера, иностранного языка, рыночных основ экономики.

Сегодня в базе данных вакансий службы занятости республики на долю экономистов, юристов, бухгалтеров приходится всего 10 вакансий, на которые претендуют 590 безработных, имеющие данные специальности, но не востребованные работодателями. На 2 вакансии бухгалтера претендуют 104 безработных гражданина. В прошлом году остались невостребованными 59 выпускников-экономистов горного и механико-технологического техникумов
г. Черногорска. Выпускники-правоведы дневного отделения горного техникума г. Черногорска пришли становиться на учет в службу занятости в полном составе.

Возникшие противоречия между рынком труда и рынком образовательных услуг в некоторой степени носят объективный характер, так как для открытия новых специальностей требуется определенное время, одновременно учебные заведения вынуждены учитывать порой конъюнктурные образовательные потребности своих абитуриентов.

На диаграмме (рис. 1) представлены результаты опроса студентов по оценке востребованности профессии, получаемой выпускниками.

 

Рис. 1. Оценка востребованности профессии,
получаемой выпускниками

 

По данным проведенного опроса, большинство студентов образовательных учреждений твердо уверены в том, что получаемая ими профессия пользуется спросом на рынке труда, а следовательно, возможность трудоустройства по освоенной профессии оценивается ими как высокая. Такие результаты можно объяснить юношеским оптимизмом и незнанием реалий современного рынка труда.

Несмотря на то, что в некоторых звеньях профессиональной школы под давлением требований рынка труда разрабатываются новые образовательные стандарты и изменяются структура и спектр специальностей, необходимого баланса между спросом на определенные профессии и предложением со стороны выпускников профессиональных школ пока не достигнуто.

Так, например, по специальности «бухгалтер», «юрист», «экономист», помимо многочисленных высших учебных заведений, готовят эти же кадры такие средние профессиональные учебные заведения, как политехнический, сельскохозяйственный, педагогический колледжи, Черногорский горный техникум и др.

Видимо, экономическая выгода от обучения по юридическим и экономическим специальностям вынуждает руководителей этих учебных заведений продолжать из года в год готовить невостребованных на рынке труда специалистов.

В результате каждый третий выпускник по этим специальностям начинает свой трудовой путь с получения статуса «безработного» в центре занятости.

Диспропорция между структурой и объемами подготовки специалистов и профессионально – квалификационной структурой спроса на рабочую силу является одним из существенных факторов, создающих количественные и качественные параметры дисбаланса (рис. 2, 3).

 

Рис. 2

 

Так, сравнивая структуру подготовки по уровню и профилю образования и структуру рабочих мест, можно заметить следующий дисбаланс: в общем объеме выпуска специалистов учебными заведениями республики выпускники профессиональных училищ составляют 52%, в то время как в банке вакансий рабочие профессии составляют 70%.

 

Рис. 3

 

На регистрируемом рынке труда Республики Хакасия сложилась следующая ситуация с востребованностью выпускников учреждений профессионального образования. С 1999 по 2003 г. органами службы занятости населения поставлены на учет 3258 выпускников высших и средних образовательных учреждений и 2214 выпускников профессиональных училищ. При этом наметилась тенденция увеличения численности обращений выпускников высших и средне специальных учебных заведений и снижения притока выпускников профессиональных училищ.

По данным учебных заведений республики, 58% выпускников трудоустраиваются, 17% продолжают обучение, 11% призываются в Вооруженные силы. Невостребованными на рынке труда остаются:

24% выпускников высших учебных заведений;

12% выпускников среднеспециальных учебных заведений;

9% выпускников профессиональных училищ.

По состоянию на 01.01.2004 г. доля состоящих на учете в службе занятости выпускников учебных заведений в общем числе безработных граждан увеличилась по сравнению с 2002 г. на 1,6% и составила более 5%. Уровень трудоустройства выпускников профессиональных училищ ниже уровня трудоустройства выпускников среднеспециальных учебных заведений и высших учебных заведений более чем на 15,6%.

Основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников, являются:

     низкая конкурентоспособность, отсутствие у большинства из них необходимых знаний и навыков самоопределения на рынке труда;

     несоответствие профессионально-квалификационной структуры выпускников потребностям экономики и структуре имеющихся вакансий;

     отсталость кадровой политики организаций, ориентированных на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

     не сформирована трудовая мотивация выпускников.

Решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственного потребителя образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию в выборе профессии и сферы трудовой деятельности.

Необходимы исследования потребности экономики республики, требований к качеству рабочей силы и рациональной структуре ее подготовки, мотивационных устремлений молодежи в профессиональном образовании, а также причин, затрудняющих трудоустройство выпускников учебных заведений.

Учитывая вышеизложенное, надо сказать и о том, что политика Правительства Республики Хакасия и Департамента занятости в решении данных проблем в дальнейшем будет направлена на:

     развитие человеческих ресурсов, в том числе через учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, их ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;

     постоянную корректировку структуры, объемов и профилей подготовки кадров в образовательных учреждениях, снижение риска безработицы среди выпускников учебных заведений;

     развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Важной задачей становится мониторинг рынка труда, в результате которого можно выявить потребности территорий в рабочей силе, тенденции ее спроса и предложения, обоснования рациональной структуры и объемов подготовки кадров в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Однако необходимо отметить, что и молодые люди должны соответствовать современным требованиям.

Большинство молодых людей, получив диплом, не видят для себя ясной жизненной перспективы, страдают от неопределенности.

Сегодня молодежь не просто должна устраиваться на работу, а на конкурсной основе предлагать свою рабочую силу, цена которой зависит от многих слагаемых рынка.

Ожидания и оценки молодых специалистов не соответствуют требованиям, которые предъявляются работодателями к своим потенциальным сотрудникам. К числу таких требований, помимо серьезных профессиональных знаний, относятся: инициативность, ответственность, дисциплинированность, добросовестность, нестандартность мышления, умение принимать решения и быстро адаптироваться в современных рыночных условиях.

Представление о рабочих профессиях у молодых людей ассоциируется только с тяжелым, низкооплачиваемым трудом. Молодежь зачастую не информирована, что современное производство испытывает серьезную потребность в высококвалифицированных рабочих, труд которых достаточно хорошо оплачивается. Поэтому особую актуальность сегодня имеет профессиональная ориентация молодежи. Чем раньше молодой человек сумеет выбрать верный профессиональный путь, тем безопаснее пройдет его адаптация на рынке труда. При этом ориентирование молодежи в реалиях рынка труда необходимо осуществлять уже со школьной скамьи.

Назрела необходимость проведения в республике молодежной кадровой политики со стратегической целью трудового воспитания, профессионального образования, повышения эффективности воспроизводства и использования потенциала молодых специалистов.

Практика показывает, что в ряде случаев целесообразно введение социального заказа на подготовку кадров для организаций. Например, такой опыт имеется в Иркутской области и некоторых других регионах России.

В рыночной экономике спрос и предложение регулируются путем последовательных приближений. Эта система работает до тех пор, пока учебные заведения и молодежь информированы не только о конъюнктуре рынка труда, но и о его прогнозных характеристиках, и учебные заведения могут готовить столько специалистов, сколько требуется экономике республики.

Отсутствие долговременных прогнозов социально-экономичес-кого развития республики, слабая связь учебных заведений с работодателями приводят к тому, что образовательные учреждения вынуждены ориентироваться на потребности молодежи в образовательных услугах без учета потребностей экономики.

За последние годы в республике принят ряд мер, направленных на повышение уровня трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

Проводится согласование объемов и профилей подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования. Выпускникам, получившим статус безработных, служба занятости оказывает помощь в трудоустройстве, переподготовке, профориентации, психологической поддержке.

Научными сотрудниками Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова проводится научно-исследовательская работа по теме «Прогнозная оценка потребности организаций Республики Хакасия в специалистах и возможных объемов приема в высшие, среднеспециальные учебные заведения на ближайшую перспективу».

Проблема сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг поднимается и на уровне России.

Одной из главных задач Минтруда России стала отработка совместно с Минобразованием и Минэкономразвития России механизмов обеспечения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, которая названа одной из основополагающих в Концепции действий на рынке труда на 2003-
2005 гг., Концепции модернизации образования в Российской Федерации.

О консолидации усилий работодателей, органов службы занятости и органов исполнительной власти всех уровней, расширении сферы применения труда молодежи, развитии кадрового потенциала, преемственности и наставничества говорится и в совместном обращении Генерального директора Координационного совета объединения работодателей России О. В. Еремеева и Министра труда и социального развития Российской Федерации А. П. Починка. Это обращение было поддержано всеми регионами России, в том числе и нашей республикой.

Трудоустройство молодежи, ее адаптация и подготовка к профессиональной трудовой деятельности по-прежнему являются задачами, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодых людей на труд, использовать их потенциал в развитии экономики страны.

 

Список литературы

 

1.        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 г. №568-р «О концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.».

2.        Федеральный закон от 10.04.2000 г. №51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования».

3.        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».

4.        Постановление Правительства Республики Хакасия от 31.10.2003 г. № 297 «О мероприятиях по реализации основных направлений кадровой политики Республики Хакасия на 2003-2005 гг.».

5.        Волгин Н.А. Экономика труда / Н. А. Волгин, Ю. Г. Одегов. Социально-трудовые отношения: учебник для вузов. М.: Изд-во «Экзамен», 2003.

6.        Остапенко Ю. М. Экономика труда: Учеб. пос. / Ю. М. Остапенко. М.: ИНФРА-М, 2003.

7.        Форма № 2-т (трудоустройство) «Сведения о составе граждан, обратившихся в органы службы занятости и реализации программ содействия занятости населения январь-декабрь 2003 г.».

8.        Форма № 1-вуз (распределение) «Сведения о направлении на работу выпускников, окончивших высшее профессиональное учебное заведение по дневной форме обучения за период 2001–2002 гг.».

9.        Человеческие ресурсы: Научно-методический и информационно-аналитический журнал. 2003. №3, 4.

10.    Социально-экономическое положение Республики Хакасия в январе-ноябре 2003 г. (доклад) / Госкомстат Республики Хакасия. Абакан, 2003.

11.    Мониторинг регистрируемой безработицы в январе-июне 2003 г. Вып. 1. М., 2003.