Практика совместной работы
службы занятости, органов образования
и учебных заведений, работодателей
по взаимодействию рынка труда и рынка
образовательных услуг в Орловской области

А. И. Шведов

Руководитель Департамента федеральной государственной службы
занятости населения по Орловской области, к. э. н., доцент, г. Орел
accept@job.orl.ru

Орловская область имеет ярко выраженную промышленно-аграрную специализацию. В области проживает 860,2 тыс. человек, из них городское население – 63,6%, сельское – 36,4%, трудоспособное население – 59%, моложе трудоспособного – 17%, старше трудоспособного – 24%. Трудовые ресурсы составляют 535 тыс. человек, экономически активное население – 440 тыс.

Область располагает промышленным потенциалом, который представлен широким спектром предприятий и отраслей. Это черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность, приборостроение, микроэлектроника, промышленность строительных материалов и ряд других отраслей. В регионе действует интеграционная структура ОАО «Орловская промышленная компания», активно принимающая участие в разработке перспективных программ и направлений развития промышленности, координирующая усилия предприятий на их реализацию, организующая ярмарки инвестиций.

На протяжении последних лет и в 2004 г. в основе создания и развития эффективной системы организации труда и занятости лежат проведение взвешенной бюджетной политики, совершенствование регионального законодательства, развитие конкурентной среды, стабилизация производства в реальном секторе экономики на основе модернизации оборудования и использования новых технологий, проведение аграрной и коммунальной реформ и т. д. Все это стало реальным в условиях привлечения в область значительных финансовых средств, стимулирования инвестиционной активности предприятий, внедрение в производство и управление инновационных приемов.

Реализуемая в области реформа АПК повышает его привлекательность для внешних инвесторов. Созданы благоприятные условия для расширенного производства переработки и реализации продукции.

Актуальность создания механизма согласования потребностей экономики региона в кадрах и направленности профессиональной подготовки становится все более необходимой, поскольку система профессионального образования должна адекватно реагировать на запросы рынка труда. К тому же рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, к росту ее социальной мобильности и адаптивности к рыночным отношениям, ее конкурентоспособности.

Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики занятости, и одним из основных механизмов решения этой проблемы является взаимосвязь системы профессионального образования с рынком труда.

Для решения столь важной проблемы исследуются следующие параметры рынка труда и рынка образовательных услуг:

·      Состояние и прогнозные характеристики регионального рынка труда, на основе чего определяются потребность экономики в рабочей силе и структура ее подготовки через учреждения профессионального образования.

·      Изучение сложившейся в регионе профессионально-квалификационной структуры человеческих ресурсов и постоянное внесение дополнений в перечень профессий и специальностей на рынке труда.

·      Потребность и мотивационные устремления молодежи в профессиональном образовании.

·      Основные направления и проблемы трудоустройства незанятого населения и безработных граждан.

·      Причины, затрудняющие трудоустройство выпускников учебных заведений профессионального образования.

Структура спроса на работников той или иной профессии (специальности) на рынке труда претерпевает существенные изменения под влиянием: увеличения потребностей в работниках, владеющих знаниями в области информационных технологий; в связи с перемещением трудовых ресурсов из традиционных отраслей (промышленности, транспорта, строительства и др.) в сектор экономики, связанный с предоставлением различных услуг населению и предприятиям, снижение потребности в неквалифицированных работниках, притом, что их численность остается высокой.

На рынке труда складываются диспропорции между спросом и предложением рабочей силы, которые можно сгруппировать в отраслевые, территориальные, социально-демографические и профессионально-квалификационные.

В результате на рынке труда создается ситуация, когда, с одной стороны, невозможно удовлетворить потребность организаций в работниках определенных профессий и специальностей, с другой – появляются устойчивые группы населения, испытывающие сложности в трудоустройстве. Особенно в сложном положении оказываются выпускники учебных заведений профессионального образования, получившие невостребованные профессии и специальности и не нашедшие работу в самом начале своей трудовой деятельности.

Рынок образовательных услуг связан с рынком труда опосредованно через образовательные потребности, выступающие одновременно важнейшим фактором потенциального спроса на рынке образования и потенциального предложения на рынке труда.

Поэтому решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственно потребителя образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию относительно освоения профессии и выбора сферы трудовой деятельности.

В области сложилась достаточно гибкая система профессионального образования, сумевшая отреагировать на меняющийся спрос на рабочую силу. В 11 вузах готовят по 187 специальностям, в 14 учебных заведениях среднего профессионального образования готовят специалистов по 87 специальностям, в 29 учебных заведениях начального профессионального образования подготовка ведется по 123 рабочим профессиям.

Развитие системы профессионального образования идет через создание университетских комплексов, организованных на базе ведущих вузов области: Орловского государственного университета, Орловского государственного технического университета, Орловского государственного аграрного университета. В университетские комплексы входят учреждения начального и среднего профессионального образования с сохранением юридического лица. С учетом потребностей рынка труда увеличивается количество новых специальностей, только в 2004 г. в вузах области открыто 10 специальностей, в их числе: мировая экономика, связи с общественностью, автомобильные дороги и аэродромы, тепло-, газоснабжение и вентиляция, организация работы с молодежью и др.

Созданная структура сети профессиональных образовательных учреждений предоставляет возможность гражданам области и, прежде всего, молодежи осуществить выбор и реализовать образовательные потребности. Орел занимает ведущее место в стране по количеству студентов на 10 тысяч жителей – этот показатель более 400. Тем не менее имеющиеся диспропорции вызывают тревогу. Ощущается дисбаланс в масштабах выпуска специалистов, получивших высшее образование.

Получение высшего образования все большим число Орловских граждан является само по себе позитивным, но можно ли их эффективно использовать? Увеличивается доля выпускников вузов, которые трудоустраиваются не по полученной специальности: юристов, экономистов, бухгалтеров, менеджеров. Это свидетельствует о недостатках и просчетах в определении перспективной потребности в квалифицированных кадрах. В 2002 г. 8% выпускников были признаны безработными гражданами, а в 2003 г. их количество снизилось до 6,5%. К тому же в банке данных для постоянного трудоустройства превалирует доля вакантных мест для рабочих специальностей – 81,5%.

В ходе разработки областной целевой программы содействия занятости населения на 2004-2005 гг. в начале текущего года отраслевыми управлениями администрации области, службой занятости совместно с предприятиями области была определена дополнительная потребность предприятий и организаций в молодых специалистах разноуровневой профессиональной подготовки. В текущем году она составляет 6,6 тыс. человек. Практически столько же будет востребовано в 2005 г. За счет выпускников учебных заведений предусматривается ее обеспечение в пределах 4 тыс. человек (табл. 1).

 


Таблица 1

Обеспечение дополнительной потребности в кадрах предприятий
и организаций по Орловской области на 2004-2005 гг.

Наименование
отраслей

2003 г. (оценка)
выпускников

2004 г. (прогноз)
выпускников

2005 г. (прогноз)
выпускников

всего

ПУ

СПУЗ

ВУЗ

всего

ПУ

СПУЗ

ВУЗ

всего

ПУ

СПУЗ

ВУЗ

Заявленная потребность
по области

4073

2004

1008

1061

3794

1810

1001

983

3693

1749

979

965

Промышленность

235

102

45

88

209

97

38

74

184

90

37

57

Сельское хозяйство

979

630

88

261

837

567

67

203

834

567

74

193

Транспорт

112

75

30

7

138

95

35

8

138

95

35

8

Строительство

247

138

95

14

237

138

85

14

251

139

97

15

Торговля

706

528

78

100

663

458

109

96

628

423

112

93

Общественное питание

336

320

15

20

313

275

12

26

290

257

15

18

ЖКХ

211

164

35

12

188

154

24

10

183

155

17

11

Бытовое обслуживание населения

57

47

10

0

36

26

10

0

33

23

10

0

Здравоохранение

475

0

368

107

431

0

333

98

406

0

293

113

Образование

317

0

60

257

342

0

80

262

324

0

60

264

Другие отрасли

379

0

184

195

400

0

208

192

422

0

229

193

 


Эффективно функционирует созданная система формирования регионального заказа на подготовку кадров в учреждениях начального профессионального образования. Сегодня происходит качественное обновление содержания обучения, активно внедряются государственные образовательные стандарты, создаются учреждения повышенного уровня образования (25% учреждений НПО преобразованы в профессиональные лицеи). Принятое Коллегией администрации Орловской области в 2002 г. постановление «О формировании регионального заказа на подготовку кадров в учреждениях начального профессионального образования» явилось отправной точкой для работы по формированию социального заказа, на основе которого осуществляется комплектование учреждений начального профессионального образования области. Для обеспечения гарантий трудоустройства выпускников подготовка рабочих кадров осуществляется на основе договоров, заключенных между образовательными учреждениями – работодателем – службой занятости населения, согласованных с муниципальными органами управления. В 2000 г. службой занятости совместно с управлением общего и профессионального образования создана постоянно действующая комиссия по формированию объемов и профилей подготовки кадров в ПУ. В системе начального профессионального образования в 2001-2004 гг. на 25% увеличен объем подготовки рабочих строительного профиля, станочников, работников общественного питания и торговли, коммунального хозяйства.

Параллельно с этим организована подготовка кадров по профессиям, обеспечивающим индивидуальную трудовую занятость. Все это позволило снизить долю выпускников ПУ, не трудоустроенных из-за отсутствия рабочих мест.

Принятое Коллегией администрации области в 2002 г. постановление «О целевом приеме и целевой контрактной подготовке специалистов в высших и средних профессиональных учебных заведениях, расположенных на территории Орловской области» предусматривает план-заказ на целевой прием и контрактную подготовку специалистов высших и средних профессиональных учебных заведений с последующим обязательным трудоустройством после выпуска из учебного заведения. Только в 2003 г. из общего приема в вузы 5646 человек по целевому приему принято 1519 человек, в 2004 г. их количество увеличилось.

Заявка органов исполнительной государственной власти специальной компетенции и органов местного самоуправления формируется на основе письменных предложений государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, а также организаций негосударственного сектора экономики, которые, в свою очередь, должны содержать обоснование необходимости направления абитуриентов для поступления в соответствующие высшие (средние) профессиональные учебные заведения в рамках целевого приема по отдельному конкурсу, а также гарантировать их обязательное трудоустройство после выпуска из учебного заведения.

При формировании социального заказа на подготовку кадров в области функции распределились следующим образом.

     Управление общего и профессионального образования: разработка баланса распределения выпускников 9-11 классов образовательной школы по дальнейшим каналам обучения и формирование планов комплектования образовательных учреждений (по численности и профессиям).

     Управления администраций, Департамент федеральной государственной службы занятости населения: анализ кадрового потенциала области по профессиональному и возрастному составу, прогнозные расчеты потребности в кадрах экономики области в разрезе профессий и отраслей, анализ прогнозирования рынка труда, состава безработных путем заполнения вакантных рабочих мест, трудоустройства выпускников образовательных учреждений.

     Образовательные учреждения: заключение договоров с предприятиями всех форм собственности и физическими лицами на подготовку по профессиям с гарантией последующего трудоустройства, согласование подготовки по профессиям и количеству обучающихся в районных и городских центрах занятости.

В службе занятости области сложилась достаточно эффективная многоуровневая система работы по развитию человеческих ресурсов посредством реализации активных программ занятости: профессионального переобучения, профориентации, адаптации к рынку труда, адресной помощи различным категориям населения в трудоустройстве. Обучение ведется по 60 профессиям (специальностям).

В 2001 г. на профессиональное обучение было направлено 4213 человек, что составило 27,3% от всех безработных, состоявших на учете, в 2002 г. – соответственно 3532 человека, или 19,8%, в 2003 г. – 3707 человек, или 17,7%, за 10 месяцев 2004 г. направлено на переобучение около 3500 человек при годовом контрольном показателе 2800 человек, более половины из них безработные сельской местности.

Каждый третий безработный – это молодой человек в возрасте до 29 лет. Поэтому повышение их мобильности через профессиональное обучение данной категории является одним из путей решения этой проблемы. В 2003 г. на профобучение было направлено 2383 человека, что составляет 30,4% от всей безработной молодежи.

При содействии областной службы занятости на профобучение для последующей организации предпринимательской деятельности в 2003 г. направлено 792 человека (21,4% от всех направленных на обучение), около 200 человек из числа безработных занялись предпринимательской деятельностью.

Постоянно изменяющиеся и растущие профессионально-квалификационные требования работодателя ставят перед службой занятости задачу внедрения в образовательный процесс программ, предусматривающих освоение интегрированных профессий (специальностей): плотник – столяр – паркетчик, штукатур – маляр – облицовщик – плиточник, газоэлектросварщик, каменщик – стропальщик, секретарь – машинистка – оператор ПЭВМ, продавец продовольственных и непродовольственных товаров – контролер – кассир, обувщик по ремонту и пошиву обуви и др. Всего в прошедшем году по таким программам обучено 893 человека.

Только в 2003 г. на территории области реализовывались 16 федеральных программ, 12 региональных, 3 международных инвестиционных проекта, оказывающих существенное влияние на создание и сохранение рабочих мест, расширение занятости.

В течение 9 месяцев 2004 г. служба занятости сотрудничала с 1651 работодателем. Ими было заявлено 28,7 тыс. единиц вакантных рабочих мест (против 26,1 тыс. единиц в аналогичном периоде 2003 г.).

По сравнению с соответствующим показателем 2003 г. увеличилась потребность в приеме на работу со стороны предприятий и организаций следующих отраслей: здравоохранение, социальное обеспечение, образование, обслуживание населения – 5362 человека (против 3480 в 2003 г.), строительство – 3402 (2946), жилищно-коммунальное хозяйство – 1813 (1353), транспорт и связь – 784 человека (701).

В текущем году в регионе в рамках реализуемой целевой региональной программы поддержки и развития предпринимательства на 2002-2004 гг. созданы благоприятные инвестиционные и правовые условия для развития малого бизнеса. С начала 2004 г. численность постоянно занятых на малых предприятиях увеличилась почти на
4 тысячи человек. На малых предприятиях машиностроения и металлообработки создано около 1,4 тысячи новых рабочих мест, на транспорте – почти 100, в строительстве – около 200 рабочих мест. На малых предприятиях торговли и общественного питания начали действовать около 1,7 тысячи рабочих мест, в основном для женщин и молодежи.

С 1999 г. в области реализуется широкомасштабная инвестиционная аграрная программа «Славянские корни». Благодаря этой программе полнокровно заработали строительные организации, потребовалась дополнительная рабочая сила. Для осуществления этого проекта службой занятости было обучено около 2000 человек.

В рамках реализации целевой федеральной программы «Развитие газификации Центрально-Черноземного региона РФ» за последние четыре года по профессиям данного профиля (оператор котельной, слесарь по ремонту и эксплуатации газового оборудования, ответственный за газовое хозяйство) завершили обучение 1562 человека. В сельской местности почти все котельные, работающие на газовом топливе, укомплектованы бывшими безработными.

Службой занятости разработана и утверждена Главой администрации области целевая региональная программа «Содействия занятости граждан в сфере платного социально-сервисного обслуживания населения в 2000–2002 гг.». С учетом этой программы подготовлено 1137 человек по специальностям, связанным с социально-сервисными услугами (портной, закройщик, вязальщица, парикмахер, маникюрша, обувщик и др.).

В рамках реализации межгосударственного проекта «Пшеница – 2000 – Орел» был заключен трехсторонний договор между Орловским государственным аграрным университетом, Департаментом ФГСЗН по Орловской области и ОАО «Орелагропромснаб» по повышению квалификации механизаторов сельскохозяйственных предприятий, находящихся под риском увольнения, с учетом их дальнейшей работы на иностранной технике на вновь созданных местах. По данному договору было обучено около 400 человек, все они работают на сельскохозяйственных предприятиях.

Постоянно развивающийся процесс информатизации общества увеличивает спрос на специалистов, владеющих компьютерными технологиями. Служба занятости уделяет большое внимание развитию этого образовательного направления. Только за последние два года завершили обучение более 2000 человек, повысили квалификацию около 600 специалистов.

В условиях реформирования промышленности и сельского хозяйства в области все больше становится перспективно работающих предприятий и организаций, заинтересованных в эффективном формировании кадрового потенциала. Укрепляется взаимодействие службы занятости с работодателями, когда профессиональное обучение ведется под конкретные рабочие места на паритетных началах.

Примером такого сотрудничества является подготовка плотников-столяров для ОАО «Орелгражданстройкомплект» и «Орловский агрокомбинат», электрогазосварщиков, каменщиков-стропальщиков для ДО-АО «Орловская ПМК-2», токарей для ОАО «Стекломаш», водителей троллейбуса для ДУ МП «Орелэлектротранс». При обучении огранщиков алмазов в бриллианты для ООО «Орел – АЛРОСА» и ЗАО ПИК «Орел-алмаз», волочильщиков для ОАО «Орловский сталепрокатный завод» затраты по профессиональному обучению полностью взяли на себя предприятия, а служба занятости выплачивала стипендию в период обучения.

Важное место в системе профессионального обучения занимают учебные центры, учредителем которых является Департамент ФГСЗН по Орловской области.

Учебно-методический центр службы занятости был создан в 1993 г. для обучения слабо защищенных граждан. С 1998 г. из его структуры выделился и начал свою деятельность социально-деловой центр «Интеграция».

С каждым годом растет доля участия этих учебных заведений в профессиональном обучении безработных граждан области – в 2003 г. она составила 62,3%. В учебных центрах активно используются современные формы, интенсивные методы обучения, ведется постоянная работа по совершенствованию учебных планов, программ и методик обучения взрослого населения. В учебном процессе активно применяются обучающие компьютерные мультимедийные программы, прежде всего по профессиям, пользующимся повышенным спросом на региональном рынке труда: швея, портной, закройщик, парикмахер, визажист, штукатур-плиточник и др. Это способствует сокращению сроков обучения и, соответственно, уменьшению затрат.

В области сложилась определенная система организации профориентации и психологической поддержки населения. Работа по выделенному направлению осуществляется на основе реализации целевых программ «Содействие занятости населения на 2001-2003 гг. и на 2004-2004 гг.» и подпрограммы развития профессиональной ориентации и психологической поддержки различных категорий населения области на эти годы. В июле 2000 г. в области создана и действует Межведомственная комиссия по вопросам профориентации и психологической поддержки населения, которая координирует и определяет основные направления работы, ее возглавляет зам. губернатора области.

В городах и районных центрах области Департаментом занятости совместно с управлением общего и профессионального образования администрации области, районными администрациями, комитетами по работе с молодежью начиная с 1996 г. проводятся «Ярмарки профессий и учебных мест», «Дни профессий», «Дни профориентации». Ежегодно в них принимает участие свыше 13 тыс. молодежи и школьников.

Проводятся постоянные социологические исследования среди выпускников общеобразовательных школ по выбору профессии и мониторинги спроса и предложения рабочий силы.

В целях реализации межведомственной программы по содействию трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений Департаментом ФГСЗН, Управлением общего и профессионального образования, а также Орловским госуниверситетом осуществляется совместный проект. Создан «Центр развития профессиональной карьеры», который решает следующие задачи:

·      предоставление различным категориям населения широкого спектра профориентационных услуг по вопросам выбора профессии и поиска работы;

·      разработка программ и реализация моделей социально-психологической и профессиональной адаптации учащейся молодежи к современному рынку труда;

·      помощь безработным, в том числе выпускникам профессиональных учебных заведений, в выработке гибких поведенческих стратегий на рынке труда;

·      технология оценки профессиональной компетентности безработных граждан;

·      направления взаимодействия службы занятости с работодателями всех форм собственности.

На базе центра проведено заседание совета ректоров вузов по вопросу содействия занятости выпускников профессиональных учебных заведений. В учебные планы вузов включаются курсы «Эффективное поведение на рынке труда», занятия проводятся на базе этого центра, что способствует более активному вхождению выпускников учебных заведений в трудовую деятельность.

За два года существования Центра сюда обратилось около 2500 человек.

В целях адресной помощи выпускникам высших учебных заведений созданы совместные комиссии с участием службы занятости по их содействию в трудоустройстве. Например, в текущем году члены комиссии встретились со всеми выпускниками (1182 человека) Орловского государственного университета в форме индивидуальных собеседований, что позволило более конкретно разобраться в их проблемах и оказать помощь.

В области отрабатывается новое направление содействия занятости выпускников высших и средних профессиональных заведений «Молодежная стажировка».

В городе Ливны действует филиал Орел – ГТУ, возникла проблема занятости его выпускников. Поэтому с учетом сложившейся ситуации администрацией г. Ливны совместно с районным центром занятости разработано Положение «Об организации временной занятости безработной молодежи «Молодежная стажировка» и утверждено главой администрации.

Расходы на стажировку специалистов на временных рабочих местах оплачиваются из средств работодателя в размере не ниже минимальной заработной платы. К тому же администрация города производит доплату (50%) к выделенным средствам предприятия. В реализации этой программы участвовало 14 человек, из них 5 успешно трудоустроены на постоянной основе. В 2004 г. через эту форму работы прошло 25 человек.

Департаментом совместно с Орловским госуниверситетом проводится работа по созданию лаборатории для осуществления научно-педагогической деятельности по проблемам занятости.

В апреле 2003 г. администрацией области, Орловским госуниверситетом и Департаментом была проведена международная научно-практическая конференция «Рынок труда, занятость, доходы: проблемы, тенденции развития (подготовка специалистов по рынку труда и занятости)».

В сентябре 2004 г. по инициативе Департамента ФГСЗН по Орловской области в структуре Орловской региональной академии государственной службы в целях повышения квалификации, переподготовки работников службы занятости, инспекций труда, социальной защиты, кадровых служб предприятий различных форм собственности создан Институт труда и социально-экономических отношений. Первыми его слушателями в количестве 25 человек в октябре текущего года стали работники районных центров занятости населения области.

Реализация механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг путем воздействия на сбалансирования спроса и предложения рабочей силы позволяет учебным заведениям вести более адресную подготовку, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью молодых специалистов.