ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДФГСЗН ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

В. П. Ваганова

Главный специалист отдела профориентации и профессионального обучения ДФГСЗН по Пензенской области, г. Пенза
obuch_penzan@mail.ru

Одним из наиболее ответственных шагов в жизни каждого человека является выбор профессии. От правильности выбранного пути зависит дальнейшая судьба человека.

По данным статистики, почти каждый 3-й безработный, зарегистрированный в службе занятости Пензенской области за 9 месяцев 2004 г., – молодой человек в возрасте до 28 лет. В органы службы занятости обращаются как выпускники общеобразовательных и профессиональных школ, так и молодые специалисты. Молодежная безработица во многом связана с объективными причинами: экономической ситуацией в стране, дисбалансом спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Однако в этой связи нельзя умалять значение превентивных профориентационных мероприятий, помогающих уже в школьные годы сориентироваться в достаточно сложном мире профессий. Необходимо информирование старшеклассников о рейтингах профессий на рынке труда. Чем больше школьники будут знать о профессиях, об учебных заведениях, о рынке труда, тем осознаннее они будут подходить к выбору своего дальнейшего жизненного пути.

С целью активизации профориентационной работы с учащимися образовательных учреждений всех уровней Департамент ФГСЗН по Пензенской области в тесном взаимодействии с Министерством образования и науки Пензенской области в апреле 2004 г. провел областную декаду профориентации молодежи.

Одним из мероприятий декады явилась акция волонтеров-профориентаторов «Твой выбор», призванная охватить максимальное количество участников – от выпускников профессиональных учебных заведений до воспитанников дошкольных учреждений. Волонтерами выступили студенты вузов и техникумов, школьники, а также безработные педагоги, состоящие на учете в службе занятости, направленные на специализированные рабочие места в школы.

Опыт показывает, что основная часть профориентационных мероприятий сосредоточена лишь на уровне старших классов общеобразовательных школ. При этом существующая практика ведения профориентационной работы профориентатором учебного заведения зачастую оторвана от потребностей регионального рынка труда.

Основной целью проведения акции «Твой выбор» являлось получение необходимых и актуальных профориентационных знаний через волонтеров-профориентаторов. С этой целью специалисты ДФГСЗН по Пензенской области разработали конспекты занятий с учетом специфики различных возрастных групп учащихся образовательных учреждений. При этом использовался принцип «сменности» ролей: получатель информации на следующем этапе становится источником информации – волонтером (Приложение 1).

На подготовительном этапе акции специалистами ДФГСЗН по Пензенской области были проведены обучающие семинары с заместителями по учебно-воспитательной работе учреждений начального и среднего профессионального образования, волонтерами – студентами вузов, школьными психологами и профконсультантами центров занятости Пензенской области. На семинарах участники получили методический материал и ознакомились с технологией проведения акции «Твой выбор».

Дальнейшее обучение волонтеров в городах и районах области проводилось участниками обучающих семинаров, в первую очередь, профконсультантами центров занятости населения.

Около 1400 подготовленных волонтеров-профориентаторов в рамках акции провели занятия и мероприятия по профориентацион­ной тематике.

Так, выпускникам среднего и начального профессионального образования было предложено занятие с элементами тренинга «Искусство трудоустройства». На нем будущие молодые специалисты познакомились с особенностями рынка труда, рейтингом востребованных профессий, получили навыки самопрезентации, узнали об особенностях прохождения собеседования при приеме на работу, учились писать профессиональное резюме (Приложение 2).

Старшеклассники на занятии «Твой профессиональный маршрут» с помощью волонтеров узнали о стратегии выбора профессии, определяли собственные мотивы профессионального самоопределения.

Для учащихся среднего звена подготовлено занятие «Мир профессий», на котором ребята узнали о возникновении и развитии профессий, познакомились с психологической картой профессий.

Волонтеры – учащиеся 5-6 классов провели для младших школьников классные часы «Кем быть?», а учащиеся начальных классов организовали для воспитанников детских образовательных учреждений конкурсы рисунков и проведение совместного мероприятия по профориентационной тематике.

Таким образом, проведение областной декады профориентации и акции волонтеров-профориентаторов «Твой выбор» способствовало:

     повышению эффективности межведомственного взаимодействия по вопросам профориентации молодежи;

     формированию активной жизненной позиции школьников;

     обеспечению профориентационными знаниями около 44000 воспитанников, учащихся и студентов образовательных учреждений всех уровней;

     активизации профориентационной работы в сельских школах.


Приложение 1

Департамент федеральной государственной службы занятости по Пензенской области

 

АКЦИЯ ВОЛОНТЕРОВ-ПРОФОРИЕНТАТОРОВ «ТВОЙ ВЫБОР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

 

Департамент
федеральной государственной службы занятости

по Пензенской области

 

АКЦИЯ

ВОЛОНТЕРОВ-ПРОФОРИЕНТАТОРОВ

«ТВОЙ ВЫБОР»

 

Занятие «Искусство трудоустройства»

(для выпускников учебных профессиональных заведений)

 

Цели:

·        Осознание выпускниками учебных заведений своих потребностей и роли собственной активности в ходе поиска работы.

·        Определение путей трудоустройства.

·        Ознакомление с основными формами трудоустройства.

 

Примерное содержание занятий

 

1.    Введение

1.1.   Рассказ ведущего о целях, форме проведения и продолжительности занятия.

1.2.   Знакомство.

 

2.    Молодежь и рынок труда

2.1.    Микролекция «Рынок труда и его законы».

2.2.    Упражнение «Молодежь на рынке труда: плюсы и минусы».

2.3.    Упражнение «Поиск работы: что мешает, а что помогает на этом пути?».

2.4.    Упражнение «Какого рода работу я хотел бы получить».

 

 

 

3.  Искусство трудоустройства

3.1.    Сеть поиска работы.

3.2.    Техника разговора по телефону.

3.3.    Собеседование.

3.4.    Составление резюме.

 

4.  Заключение

4.1.   Анкета отдачи.

 

Список литературы

 

1.    Бендюков М. Азбука профориентации XXI века / М. Бендюков, И. Соломин, Л. Ткаченко. СПб.: Издательский дом «РОСТ», 2001.

2.    Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка / В. М. Воскобойников. СПб.: РЕСПЕКС, 1996.

3.    Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей /
В. Н. Дружинин. М.:
AKADEMIA, 1996.

4.    Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990.

5.    Мои жизненные и профессиональные планы. Книга для учащихся. М.: Российская академия образования, 1994.

6.    Павлютенков Е. М. Лабиринты выбора профессии / Е. М. Павлютенков, А. А. Шумейко. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1994.

7.    Пауэрс П. Найди свое дело (Как полюбить работу, которую имеешь. Как найти работу, которую полюбишь) / П. Пауэрс, Д. Рассел. М., 1994.

8.    Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для ст. кл. средн. шк. / Е. Н. Прощицкая. М.: Просвещение, 1991.

9.  Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.; Воронеж: Изд-во "Институт практической психологии"; НПО "МОДЭК", 1996.