ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА
В ВЫПУСКНИКАХ СИСТЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ВОЗМОЖНОСТИ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Н. О. Вербицкая

Ученый секретарь Уральского отделения Российской академии
образования, д. пед. н., г. Екатеринбург
verb@urorao.ru

М. Э. Матафонов

Заместитель руководителя Департамента труда и социальных
вопросов Министерства экономики Свердловской области, к. э. н.,
г. Екатеринбург mme@labour.midural.ru

В. А. Федоров

Проректор по научной работе и внешним связям Российского
государственного профессионально-педагогический университета,
д. пед. н., г. Екатеринбург Vladimir.Fedorov@rsvpu.ru

Информация о потребности рынка труда в специалистах постепенно становится необходимой основой формирования образовательной политики учреждений профессионального образования. Согласованное развитие экономики и системы профессионального образования является не просто задачей учета интересов предприятий и организаций в получении рабочей силы, а определяет для выпускника учебного заведения возможность построения профессиональной карьеры и – шире – собственной жизни. Отправным моментом, определяющим возможность координации процессов подготовки специалистов и развития отраслей экономики, является грамотная организация процесса прогнозирования потребности рынка труда.

В настоящее время наблюдается явная разбалансированность в организации прогнозирования рынка труда. Она проявляется в том, что разрабатываемые прогнозы имеют не комплексный характер, а отражают узкие потребности тех или иных субъектов рынка труда. К примеру, прогнозы социально-экономического развития предназначены для мониторинга эффективности развития региона или отдельных отраслей экономики и не несут в себе явную информацию, которая может быть использована образовательными учреждениями. Прогнозы потребности в кадрах, которые составляют кадровые агентства, касаются чаще всего небольшого сегмента рынка наиболее популярных среди населения профессий и не отражают реальной потребности экономики в кадрах. Демографические же прогнозы являются предметом интереса узкого круга специалистов и часто используются образовательными учреждениями некорректно. Но это только видимая часть проблем организации прогнозирования.

Существует еще и геоинформационный дисбаланс прогнозной информации о потребности рынка труда. Рассмотрим его на примере региона – субъекта Российской Федерации. Чаще всего центром, сосредоточивающим в себе образовательные ресурсы профессионального образования, является крупный или крупнейший город – столица субъекта РФ. Незначительный процент учреждений профессионального образования рассредоточен по региону. Предприятия и организации, которые являются потребителями кадрового ресурса, также располагаются по всему региону. При этом наблюдается следующий дисбаланс. Молодой человек, получающий среднее или высшее профессиональное образование в городе, практически никак не осведомлен о реальных возможностях отраслей экономики региона обеспечить ему определенный уровень дохода. В то же время предприятие, удаленное от столицы, которое является экономическим лидером отрасли в регионе и обладает современными технологическими линиями, способное обеспечить достаточный или даже высокий уровень дохода молодому специалисту, остро нуждается в квалифицированных кадрах. Выпускник, ложно ориентированный рекламой и псевдоимиджем отдельных профессий, вопреки полученному образованию стремится найти себе место работы, соглашаясь на бесперспективную работу, которая не обеспечит в будущем рост его благосостояния. Это часто приводит к бедственному положению молодых специалистов и их семей, в то время как предприятия, готовые обеспечить молодому человеку жизненную перспективу, остаются без работников.

Организации предпринимают попытки исправить подобный дисбаланс через открытие собственных кафедр, организацию корпоративных университетов, целевые заказы, но эти меры не способны решить проблему. Речь идет не просто об упорядочивании кадровых потоков выпускников учреждений профессионального образования в соответствии с потребностями отраслей экономики. Здесь необходимо формирование у нынешнего и будущего работника компетентности в ориентации и адаптации на рынке труда. Ориентация на рынке труда предполагает наличие у специалиста таких важных качеств, как осведомленность о социально-экономической ситуации в регионе, о потребности в работниках тех или иных специальностей; знание своего образовательного уровня и возможностей его изменения; знание и опыт участия в конкурсах вакансий, наличие индивидуального портфеля достижений, резюме и т. п.

Адаптация на рынке труда – деятельностный компонент рассматриваемой нами компетентности, предполагающий наличие умений и практического опыта по самоформированию базовых компетенций исходя из потребностей работодателя.

Очевидно, что компетентность ориентации и адаптации на рынке труда имеет информационно-деятельностную основу и интегрирует в себе весь набор качеств, существующих в теории и практике обучения кадров.

Обеспечение достаточного уровня ориентации и адаптации на рынке труда у молодого специалиста – выпускника профессионального учебного заведения позволит по-новому стимулировать развитие отраслей экономики. Очевидно, что отрасли, более насыщенные инновационными разработками, несущие в себе перспективы карьерного роста и благосостояния, будут желаемым местом труда выпускника. С другой стороны, выпускник, обладающий достаточным уровнем компетентности в адаптации на рынке труда, более способен к развитию значимых для данного рабочего места профессиональных качеств.

Однако столь радужная перспектива упирается в необходимость решения проблемы организации доступной для системы профессионального образования геоинформационной системы прогнозирования региональных и отраслевых рынков труда. Поэтому авторы статьи ставят задачу создания именно геоинформационной системы, а не останавливаются на традиционных базах и банках данных.

Это связано не с данью моде, а с необходимостью налаживания многомерного процесса прогнозирования рынка труда и представление его пространственного распределения по городу, региону, округу с помощью карт геоинформационной системы.

Суть многомерной геоинформационной системы прогнозирования заключается в координации существующих информационных потоков, характеризующих социально-трудовые процессы и их интеграцию в измерения геоинформационной системы.

Первое измерение представляет сложную задачу оценки и прогнозирования развития качества рабочих мест в различных отраслях экономики. Система государственного статистического наблюдения не позволяет получать информацию, характеризующую качество рабочих мест в связи с отсутствием финансов и методик. В то же время методически задача оценки качества рабочих мест вполне решаема. Необходима комплексная экспертиза рабочих мест на соответствие современным социально-экономическим и технологическим стандартам.

Второе измерение – прогнозирование развития демографических процессов. В настоящее время информация о населении, трудовых ресурсах и занятости крупного города собирается следующим образом. Самые достоверные данные о численности жителей города можно получить только по результатам переписи населения, которая проводится один раз в десять лет. По экономическим и политическим причинам всеобщая перепись населения Российской Федерации не проводилась с 1989 г. Новая перепись населения проведена только в 2002 г. Столь длительные перерывы между переписями обусловливают высокую степень недостоверности всех демографических показателей, начиная с общей численности жителей.

Механическое движение населения фиксирует паспортно-визовая служба органов внутренних дел субъекта Федерации. По сложившейся негативной традиции администрация муниципального образования не обладает оперативной информацией о половозрастном составе прибывающего и выбывающего населения. Осложняющим фактором является закрытость информации, находящейся в распоряжении органов внутренних дел. Засекречивание информации наносит большой ущерб экономике, так как не позволяет органам управления, занимающимся прогнозом, своевременно предвидеть кризисные ситуации.

Третье измерение – анализ состояния рынка труда, занятости и безработицы. Данное измерение необходимо для получения сведений об имеющемся составе рабочей силы на рынке труда, о балансе трудовых ресурсов. В этом измерении необходим анализ формальной и неформальной занятости в субъекте РФ и его крупнейших центрах. Данное измерение является одним из ключевых в формировании и корректировке образовательного заказа системе профессионального образования на подготовку специалистов различных квалификаций.

Четвертое измерение – анализ рынка образовательных услуг профессионального образования. Включение этого измерения в многомерную модель обусловлено необходимостью изучения существующего состояния рынка образовательных услуг, а также выявления тенденций его развития.

Производя образовательные услуги, профессиональное образовательное учреждение действует одновременно на двух рынках. Оно предоставляет обществу образовательные услуги определенного вида, потребителями которых являются учащиеся и студенты, и одновременно представляет результаты своей деятельности на рынке труда, потребителями которых являются предприятия и организации различных отраслей экономики. С точки зрения основной деятельности образовательного учреждения и классической теории маркетинга сутью производимой услуги является образовательная программа. Образовательная программа разрабатывается для того, чтобы удовлетворить потребность в образовании, профессиональной подготовке, обучении или переподготовке, т. е. достижения определенного социального эффекта (изменение образовательного или профессионального уровня). Именно с этим продуктом выходит на рынок профессиональное образовательное учреждение.

Образовательная программа – это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.

Таким образом, основой для анализа рынка образовательных услуг является изучение образовательных программ и перечня специальностей, по которым осуществляются данные программы. Изучение образовательных программ классифицируется по ряду признаков:

·      по уровню предлагаемого образования,

·      по ориентации на определенную специальность,

·      по форме обучения,

·      по используемым методам обучения,

·      по наличию дополнительных компонентов, расширяющих образовательные возможности программы.

Изучение тенденций развития рынка образовательных услуг позволит выявить те области, которые нуждаются в сознательном государственном регулировании.

Шестым уровнем является прогноз потребности в специалистах по отраслям экономики, осуществляемый центрами бюджетного мониторинга с целью формирования государственного заказа на подготовку специалистов.

Таким образом, многомерная прогнозная информация, представленная в географически распределенном варианте, позволит по-новому рассмотреть процесс формирования у выпускника образовательного учреждения и у действующего работника компетентности ориентации и адаптации на рынке труда.

Во-первых, наличие информации о географически распределенной реальной потребности предприятий региона в кадрах позволит учреждениям профессионального образования осуществлять процесс формирования образовательной политики на качественно новом уровне.

Во-вторых, наличие информации о состоянии и тенденциях развития рабочих мест предприятий даст будущим выпускникам возможность шире рассмотреть процесс своего профессионального образования.

В-третьих, многомерная информация о состоянии рынка труда и прогнозах его развития, представленная в виде карты геоинформационной системы, позволит более обоснованно формировать государственный заказ на подготовку специалистов.

В завершение хотелось бы отметить, что выдвигаемые положения о необходимости геоинформационной организации процесса прогнозирования потребности рынка труда являются определенной попыткой постановки проблемы координации рынка труда и системы профессионального образования на новом уровне. Важность такой постановки проблемы, по нашему мнению, заключается в том, что процесс и результат прогнозирования перестают быть узкоспециализированной отраслью. Они становятся способом формирования у будущего выпускника учебного заведения и у действующего работника компетентности ориентации и адаптации на рынке труда, которая с точки зрения традиционной подготовки кадров является компетентностью нового перспективного типа.