В современных условиях особое
значение имеет поиск новых подходов к повышению эффективности управления
образовательными системами. Одним из них является переход от государственного
(централизованного) принципа управления системой среднего образования к региональному. Процессы регионализации во многом определяют
сегодня политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь России.
Система образования в своем стремлении приспособиться к новым условиям перехода
к рыночной экономике и обрести экономическую основу пытается разработать
регионально ориентированную стратегию. Процесс разворачивания региональной
образовательной инфраструктуры является наиболее перспективным на ближайшее
десятилетие. В этих условиях система образования должна в большей степени
ориентироваться непосредственно на региональные условия и удовлетворение
региональных потребностей. При такой целевой ориентации управление ею должно проектироваться как управление качеством
образования и ресурсным обеспечением школ региона. На формирование стратегии
образовательного менеджмента большое влияние оказывает стереотип понимания
образования как нерыночной сферы, сложившийся в российском обществе, повлекший
за собой приоритет количественных, объемных показателей и недооценку
маркетингового подхода. Томский педагогический университет, осуществляющий
профильную подготовку учителей для системы общего среднего образования,
заинтересован в выборе рыночной стратегии, повышении доли и удельного веса
образовательных услуг.
Одним из ключевых направлений
в деятельности управленческого звена является проблема обеспечения системы
образования педагогическими кадрами. В связи с этим в системе регионального
управления должны использоваться методы, направленные на регулярную оценку
соответствия структуры корпуса педагогических кадров существующей потребности,
исследование тенденций его количественного и качественного развития и
прогнозирование новых компонент для будущих этапов его функционирования.
Управление современными
сложными социальными системами требует учета множества вариантов возможных
решений. Если в процессе управления системой педагогических кадров региона
исходить только из информации, описывающей систему в данный момент, и не
принимать во внимание будущие особенности ее функционирования, то управление не
может быть оптимальным. Поэтому требуется включение такого управленческого
звена, функцией которого является учет возникающих в будущем факторов,
способных оказать влияние на субъект управления. В данном случае речь идет о
необходимости социологического прогнозирования процессов, связанных с
функционированием корпуса педагогических кадров системы
общего среднего образования региона. Применение этого метода позволяет
объективно оценить сложившуюся в нем ситуацию и, опираясь не только на здравый
смысл и интуицию, но главным образом на научно обоснованные данные, выделить
основные и второстепенные факторы, определяющие характер этой ситуации. Использование аналитического потенциала результатов
социологического прогнозирования помогает преодолевать стихийность,
импульсивность в принятии важных решений, ориентироваться в работе на надежный
критерий количественно-качественной оценки реального состояния кадров педагогов
в регионе, причем полезность прогноза возрастает по мере того, как его сведения
начинают отражать состояние объекта не только в статике, но и в динамике, то
есть указывать направленность происходящих в нем изменений.
Особой проблемой является
применение результатов социологического прогнозирования кадровых процессов в
региональной системе образования. Всесторонняя и квалифицированная
интерпретация результатов прогнозирования кадровых процессов является основой
для их широкого применения в практике управленческой деятельности. Уже в
процессе объяснения данных начинает складываться единая
количественно-качественная оценка "проблемных узлов" изучаемого
явления, постепенно вырисовываются те конкретные пути и средства, с помощью которых
они могут быть "развязаны". Более детальное обоснование эти пути и
средства получают по мере формулирования выводов прогноза и разработки в
соответствии с ним практических рекомендаций. Однако одно дело дать данным
полученного прогноза грамотную интерпретацию, составить с ее учетом научно
обоснованные и практически значимые рекомендации, а другое – перестроить
исследуемые участки управленческой работы в соответствии с содержанием данных
рекомендаций.
Результаты
социологического прогнозирования кадровых процессов, происходящих в системе
общего среднего образования в регионе, могут быть использованы также и для
оценки эффективности деятельности управленческого звена: они могут
рассматриваться как элемент разработки управленческих решений, как средство
оценки их эффективности и как способ контроля за своевременностью, количеством,
направленностью проведенных мероприятий и отдачей от них.
Томский
педагогический университет стремится к формированию сбалансированного механизма
планирования подготовки педагогических кадров, к взаимодействию с органами
управления образованием на региональном уровне, к анализу и прогнозированию
спроса на рынка труда (по структуре и количественным показателям), что связано
с необходимостью выбора стратегии развития и принятием решений о
переструктурировании существующей номенклатуры педагогических специальностей и
специализаций и открытии новых.
В связи с
этим в ТГПУ создана лаборатория "Социология и экономика образования",
целевым ориентиром деятельности которой является разработка программ и методов,
позволяющих получать, систематизировать и анализировать маркетинговую
информацию, осуществлять мониторинг рынка труда и оценку его границ в сфере
образования Томской области, изучать соответствие структурных особенностей
корпуса педагогических кадров существующей потребности рынка, исследовать
тенденции количественного и
качественного развития рынка труда, прогнозировать новые компоненты для будущих этапов его
функционирования.
В рамках работы лаборатории
накоплен опыт прогнозирования потребности в педагогических кадрах Томской
области. Постоянный мониторинг количества и качества педагогических кадров и
существующей потребности в них осуществляется здесь с 1996 г. Данное
направление исследований лаборатории социологии и экономики образования ТГПУ
было поддержано РГНФ (код проекта 96-03-043-89) и продолжает перспективно
развиваться в настоящее время.
В 2002-2003 гг. в рамках
работы по реализации проекта, финансируемого из средств Национального фонда
подготовки кадров и Европейского банка реконструкции и развития, лабораторией
был разработан прогноз потребности в педагогических кадрах на 2002-2007 гг.
[1].
Разработанный прогноз
потребности в педагогических кадрах является трендовой (экстраполяционной)
моделью. В ее основе лежат изучение динамики численного состава педагогических
кадров в Томской области, выявление тенденций его изменения и установление
динамического (временного) ряда относящихся к нему количественных данных,
которые можно экстраполировать в будущее по разработанным математическим
формулам. В процессе анализа тенденций изменения рынка труда
в системе общего среднего образования Томской области была установлена
математическая зависимость, на основе которой можно с известной степенью
точности рассчитать количественное выражение интересующего нас показателя на
дату упреждения в прогнозе (2004 – 2007 гг.).
В качестве подготовительного
исследовательского этапа процедура мониторинга предшествовала этапу
прогнозирования. На этом этапе было осуществлено многоуровневое описание
системы общего среднего образования Томской области за период с 1991 по 2001
г., выявлены количественные и качественные закономерности развития ее кадрового
потенциала, как объекта последующего прогнозирования, сформулированы цели и
задачи прогноза. В рамках работы над прогнозом создана компьютерная база
данных и произведен теоретический анализ типологической модели
кадрового потенциала системы общего среднего образования Томской области.
Разработка методики и
программного обеспечения для прогнозирования потребности в педагогических
кадрах системы образования Томской области до 2007 г. осуществлялась
лабораторией на основе мониторинга рынка труда и созданных на его основе баз
данных по следующим разделам:
·
количество
учителей в школах области за период с 1991 по 2001 г. в разрезе специальностей
(учителя по предметам в старших классах, учителя начальных классов) по всем
городам и районам области с учетом формальных признаков квалификации (высшее,
незаконченное высшее, среднеспециальное, в том числе педагогическое, общее
среднее образование);
·
количество
учащихся в школах области за период 1991-2001 гг. по возрастным группам и
классам в разрезе районов и городов области;
·
статистика
рождаемости по городам и районам области с 1976 по 2001 г.;
·
количество
учащихся, приходящееся на одного учителя, в районных разрезах по предметам и по
начальным классам.
Основные результаты анализа
свидетельствуют о том, что численность педагогических кадров в области
увеличивалась, что соответствует общероссийской тенденции (рост в 1,2 раза, в
Российской Федерации – 1,18 раза); при увеличении численности учителей старших
классов происходит сокращение количества учителей начальных классов. Полученные данные о росте численности педагогических кадров в сфере
общего среднего образования Томской области при сокращении количества учащихся
и снижении уровня рождаемости за последние 15 лет свидетельствуют о тенденции к
расширению рынка труда в сфере общего среднего образования области, что требует
изучения его реальных границ. Нижняя граница – необходимый минимум –
определяется демографической базой и может быть установлена при помощи
показателя, принятого в международной статистике при оценке образовательных
систем в разных странах – среднее число учащихся, приходящееся на одного
учителя. Для определения верхней границы необходимо учитывать усложнение общей
инфраструктуры образовательной деятельности, общемировую тенденцию вовлечения в
сферу образования все большего количества ресурсов, введение новых
образовательных технологий, которые, как правило, ведут не к высвобождению
трудовых ресурсов, как это происходит в других областях, а, наоборот, к
увеличению количества рабочих мест [2].
В ходе осуществления проекта
разработана компьютерная программа, используемая для сбора, анализа и обработки данных мониторинга и осуществления процедуры
прогнозирования. Программа обеспечивает дистанционный
автоматический сбор и учет информации, поступающей из областного, городского и
районных отделов образования, управления статистики Томской области, центра
занятости населения Томской области. Программное обеспечение
представляет базу данных с набором сервисных функций, которые соответствуют
следующим требованиям:
1.
Выборка данных по
количеству учащихся в школах Томской области (в районных разрезах по годам):
a) общее количество учащихся,
б) количество учащихся по классам,
в) количество учащихся по возрасту,
г) общее количество учителей,
д) количество учащихся по типам школ (средняя,
начальная, неполная средняя, школы с углубленным изучением: гимназии, лицеи;
школы с ограниченными возможностями здоровья).
2.
Выборка данных по
количеству учителей в школах Томской области (в районных разрезах по годам):
a) общее количество учителей,
б) количество учителей по предметам,
в) количество учителей по типам образования
(высшее, нез. выcшее,
среднее специальное),
г) общее количество учителей.
3.
Расчет, хранение
и отображение в сетевом режиме статистического показателя (количество учащихся,
приходящееся на одного учителя в Томской области, в разрезах по районам Томской
области).
4.
Разработка,
обоснование, расчет вероятностной модели прогнозирования (2002-2007 гг.)
параметров учебного комплекса Томской области. Отображение результатов прогноза
(расчета) в сетевом режиме. Автоматический режим прогнозирования.
5.
Поддержка
WEB-сайтов, обеспечивающих как публикацию полученных данных, так и прочую
информацию о состоянии и прогнозе образовательных ресурсов Томской области.
Схематически функционирование
автоматической системы обработки статистических данных может быть отображено
следующим образом:
Анализ данных мониторинга
рынка труда и прогноза потребности в педагогических кадрах системы общего
среднего образования Томской области до 2007 г. позволил разработать принципы маркетинговой
стратегии университета, направленной на развитие приоритетных для региона
специальностей, обеспеченных рыночным спросом [3].
Под маркетинговой стратегией
университета понимается процесс управления, включающий в себя принятие решений
о сохранении, модификации или ликвидации образовательных программ, выбор новых
в соответствии с требованиями рынка образовательных услуг, рынка труда и с
учетом оценки деятельности конкурентов.
При разработке маркетинговой
стратегии ТГПУ использована методика, основанная на результатах мониторинга и
анализа рынка труда педагогических кадров системы образования
Томской области. При определении динамики спектра востребованных
педагогических специальностей проанализированы количественные данные набора,
конкурса на факультеты университета, изменение числа основных и дополнительных
специальностей и специализаций, подготовка по которым осуществляется в
педагогическом университете, результаты приема абитуриентов на заочную форму
обучения с учетом полученного ими ранее образования.
Учитывая специфику
педагогического университета, задача которого – обеспечить подготовку учителей прежде всего для региона, указанные выше
направления были рассмотрены в разрезе районов и городов Томской области. На
основе выявленных тенденций сделаны рекомендации по изменению структуры
специальностей, по которым осуществляется подготовка учителей в Томском
педагогическом университете, с учетом перспективных потребностей рынка труда,
количественных и качественных требований к выпускникам, повышающих их
конкурентоспособность, адаптивность и обеспечивающих их рациональное
трудоустройство.
Список литературы
1.
Витченко Н. Н.
Методологические основания регионального прогнозирования потребности в
педагогических кадрах /
Н. Н. Витченко // Природные и интеллектуальные
ресурсы Сибири: Тезисы докладов 2-й международной научно-практической
конференции. Новосибирск; Томск, 1996. С. 92-93.
2. Витченко Н. Н. Основные принципы и результаты
прогнозирования потребности в кадрах системы общего среднего образования
Томской области до 2000 г. / Н. Н. Витченко, В. Я. Эпп // Вестник ТГПУ. Вып. 1.
Томск, 1997. С. 90-95.
3. Витченко Н. Н. Теоретико-методологические принципы
прогнозирования кадровых процессов в системе образования (региональный аспект)
/ Н. Н. Витченко, А. П. Глухов, М. Е. Макеева // Педагогический менеджмент и
прогрессивные технологии в образовании. Пенза, 2003. С. 84-86.