Методы мониторинга и прогнозирования
в управлении образовательными системами

Н. Н. Витченко, А. П. Глухов, А. П. Клишин

Томский государственный педагогический университет, г. Томск
lsociolpedt@mail.ru; GlukhovAP@tspu.edu.ru; klishin@tspu.edu.ru

В современных условиях особое значение имеет поиск новых подходов к повышению эффективности управления образовательными системами. Одним из них является переход от государственного (централизованного) принципа управления системой среднего образования к региональному. Процессы регионализации во многом определяют сегодня политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь России. Система образования в своем стремлении приспособиться к новым условиям перехода к рыночной экономике и обрести экономическую основу пытается разработать регионально ориентированную стратегию. Процесс разворачивания региональной образовательной инфраструктуры является наиболее перспективным на ближайшее десятилетие. В этих условиях система образования должна в большей степени ориентироваться непосредственно на региональные условия и удовлетворение региональных потребностей. При такой целевой ориентации управление ею должно проектироваться как управление качеством образования и ресурсным обеспечением школ региона. На формирование стратегии образовательного менеджмента большое влияние оказывает стереотип понимания образования как нерыночной сферы, сложившийся в российском обществе, повлекший за собой приоритет количественных, объемных показателей и недооценку маркетингового подхода. Томский педагогический университет, осуществляющий профильную подготовку учителей для системы общего среднего образования, заинтересован в выборе рыночной стратегии, повышении доли и удельного веса образовательных услуг.

Одним из ключевых направлений в деятельности управленческого звена является проблема обеспечения системы образования педагогическими кадрами. В связи с этим в системе регионального управления должны использоваться методы, направленные на регулярную оценку соответствия структуры корпуса педагогических кадров существующей потребности, исследование тенденций его количественного и качественного развития и прогнозирование новых компонент для будущих этапов его функционирования.

Управление современными сложными социальными системами требует учета множества вариантов возможных решений. Если в процессе управления системой педагогических кадров региона исходить только из информации, описывающей систему в данный момент, и не принимать во внимание будущие особенности ее функционирования, то управление не может быть оптимальным. Поэтому требуется включение такого управленческого звена, функцией которого является учет возникающих в будущем факторов, способных оказать влияние на субъект управления. В данном случае речь идет о необходимости социологического прогнозирования процессов, связанных с функционированием корпуса педагогических кадров системы общего среднего образования региона. Применение этого метода позволяет объективно оценить сложившуюся в нем ситуацию и, опираясь не только на здравый смысл и интуицию, но главным образом на научно обоснованные данные, выделить основные и второстепенные факторы, определяющие характер этой ситуации. Использование аналитического потенциала результатов социологического прогнозирования помогает преодолевать стихийность, импульсивность в принятии важных решений, ориентироваться в работе на надежный критерий количественно-качественной оценки реального состояния кадров педагогов в регионе, причем полезность прогноза возрастает по мере того, как его сведения начинают отражать состояние объекта не только в статике, но и в динамике, то есть указывать направленность происходящих в нем изменений.

Особой проблемой является применение результатов социологического прогнозирования кадровых процессов в региональной системе образования. Всесторонняя и квалифицированная интерпретация результатов прогнозирования кадровых процессов является основой для их широкого применения в практике управленческой деятельности. Уже в процессе объяснения данных начинает складываться единая количественно-качественная оценка "проблемных узлов" изучаемого явления, постепенно вырисовываются те конкретные пути и средства, с помощью которых они могут быть "развязаны". Более детальное обоснование эти пути и средства получают по мере формулирования выводов прогноза и разработки в соответствии с ним практических рекомендаций. Однако одно дело дать данным полученного прогноза грамотную интерпретацию, составить с ее учетом научно обоснованные и практически значимые рекомендации, а другое – перестроить исследуемые участки управленческой работы в соответствии с содержанием данных рекомендаций.

Результаты социологического прогнозирования кадровых процессов, происходящих в системе общего среднего образования в регионе, могут быть использованы также и для оценки эффективности деятельности управленческого звена: они могут рассматриваться как элемент разработки управленческих решений, как средство оценки их эффективности и как способ контроля за своевременностью, количеством, направленностью проведенных мероприятий и отдачей от них.

Томский педагогический университет стремится к формированию сбалансированного механизма планирования подготовки педагогических кадров, к взаимодействию с органами управления образованием на региональном уровне, к анализу и прогнозированию спроса на рынка труда (по структуре и количественным показателям), что связано с необходимостью выбора стратегии развития и принятием решений о переструктурировании существующей номенклатуры педагогических специальностей и специализаций и открытии новых.

В связи с этим в ТГПУ создана лаборатория "Социология и экономика образования", целевым ориентиром деятельности которой является разработка программ и методов, позволяющих получать, систематизировать и анализировать маркетинговую информацию, осуществлять мониторинг рынка труда и оценку его границ в сфере образования Томской области, изучать соответствие структурных особенностей корпуса педагогических кадров существующей потребности рынка, исследовать тенденции количественного и качественного развития рынка труда, прогнозировать новые компоненты для будущих этапов его функционирования.

В рамках работы лаборатории накоплен опыт прогнозирования потребности в педагогических кадрах Томской области. Постоянный мониторинг количества и качества педагогических кадров и существующей потребности в них осуществляется здесь с 1996 г. Данное направление исследований лаборатории социологии и экономики образования ТГПУ было поддержано РГНФ (код проекта 96-03-043-89) и продолжает перспективно развиваться в настоящее время.

В 2002-2003 гг. в рамках работы по реализации проекта, финансируемого из средств Национального фонда подготовки кадров и Европейского банка реконструкции и развития, лабораторией был разработан прогноз потребности в педагогических кадрах на 2002-2007 гг. [1].

Разработанный прогноз потребности в педагогических кадрах является трендовой (экстраполяционной) моделью. В ее основе лежат изучение динамики численного состава педагогических кадров в Томской области, выявление тенденций его изменения и установление динамического (временного) ряда относящихся к нему количественных данных, которые можно экстраполировать в будущее по разработанным математическим формулам. В процессе анализа тенденций изменения рынка труда в системе общего среднего образования Томской области была установлена математическая зависимость, на основе которой можно с известной степенью точности рассчитать количественное выражение интересующего нас показателя на дату упреждения в прогнозе (2004 – 2007 гг.).

В качестве подготовительного исследовательского этапа процедура мониторинга предшествовала этапу прогнозирования. На этом этапе было осуществлено многоуровневое описание системы общего среднего образования Томской области за период с 1991 по 2001 г., выявлены количественные и качественные закономерности развития ее кадрового потенциала, как объекта последующего прогнозирования, сформулированы цели и задачи прогноза. В рамках работы над прогнозом создана компьютерная база данных и произведен теоретический анализ типологической модели кадрового потенциала системы общего среднего образования Томской области.

Разработка методики и программного обеспечения для прогнозирования потребности в педагогических кадрах системы образования Томской области до 2007 г. осуществлялась лабораторией на основе мониторинга рынка труда и созданных на его основе баз данных по следующим разделам:

·      количество учителей в школах области за период с 1991 по 2001 г. в разрезе специальностей (учителя по предметам в старших классах, учителя начальных классов) по всем городам и районам области с учетом формальных признаков квалификации (высшее, незаконченное высшее, среднеспециальное, в том числе педагогическое, общее среднее образование);

·      количество учащихся в школах области за период 1991-2001 гг. по возрастным группам и классам в разрезе районов и городов области;

·      статистика рождаемости по городам и районам области с 1976 по 2001 г.;

·      количество учащихся, приходящееся на одного учителя, в районных разрезах по предметам и по начальным классам.

Основные результаты анализа свидетельствуют о том, что численность педагогических кадров в области увеличивалась, что соответствует общероссийской тенденции (рост в 1,2 раза, в Российской Федерации – 1,18 раза); при увеличении численности учителей старших классов происходит сокращение количества учителей начальных классов. Полученные данные о росте численности педагогических кадров в сфере общего среднего образования Томской области при сокращении количества учащихся и снижении уровня рождаемости за последние 15 лет свидетельствуют о тенденции к расширению рынка труда в сфере общего среднего образования области, что требует изучения его реальных границ. Нижняя граница – необходимый минимум – определяется демографической базой и может быть установлена при помощи показателя, принятого в международной статистике при оценке образовательных систем в разных странах – среднее число учащихся, приходящееся на одного учителя. Для определения верхней границы необходимо учитывать усложнение общей инфраструктуры образовательной деятельности, общемировую тенденцию вовлечения в сферу образования все большего количества ресурсов, введение новых образовательных технологий, которые, как правило, ведут не к высвобождению трудовых ресурсов, как это происходит в других областях, а, наоборот, к увеличению количества рабочих мест [2].

В ходе осуществления проекта разработана компьютерная программа, используемая для сбора, анализа и обработки данных мониторинга и осуществления процедуры прогнозирования. Программа обеспечивает дистанционный автоматический сбор и учет информации, поступающей из областного, городского и районных отделов образования, управления статистики Томской области, центра занятости населения Томской области. Программное обеспечение представляет базу данных с набором сервисных функций, которые соответствуют следующим требованиям:

1.                                    Выборка данных по количеству учащихся в школах Томской области (в районных разрезах по годам):

a) общее количество учащихся,

б) количество учащихся по классам,

в) количество учащихся по возрасту,

г)  общее количество учителей,

д) количество учащихся по типам школ (средняя, начальная, неполная средняя, школы с углубленным изучением: гимназии, лицеи; школы с ограниченными возможностями здоровья).

2.                                    Выборка данных по количеству учителей в школах Томской области (в районных разрезах по годам):

a) общее количество учителей,

б) количество учителей по предметам,

в) количество учителей по типам образования (высшее, нез. выcшее, среднее специальное),

г)  общее количество учителей.

3.                                    Расчет, хранение и отображение в сетевом режиме статистического показателя (количество учащихся, приходящееся на одного учителя в Томской области, в разрезах по районам Томской области).

4.                                    Разработка, обоснование, расчет вероятностной модели прогнозирования (2002-2007 гг.) параметров учебного комплекса Томской области. Отображение результатов прогноза (расчета) в сетевом режиме. Автоматический режим прогнозирования.

5.                                    Поддержка WEB-сайтов, обеспечивающих как публикацию полученных данных, так и прочую информацию о состоянии и прогнозе образовательных ресурсов Томской области.

Схематически функционирование автоматической системы обработки статистических данных может быть отображено следующим образом:

 

 


Анализ данных мониторинга рынка труда и прогноза потребности в педагогических кадрах системы общего среднего образования Томской области до 2007 г. позволил разработать принципы маркетинговой стратегии университета, направленной на развитие приоритетных для региона специальностей, обеспеченных рыночным спросом [3].

Под маркетинговой стратегией университета понимается процесс управления, включающий в себя принятие решений о сохранении, модификации или ликвидации образовательных программ, выбор новых в соответствии с требованиями рынка образовательных услуг, рынка труда и с учетом оценки деятельности конкурентов.

При разработке маркетинговой стратегии ТГПУ использована методика, основанная на результатах мониторинга и анализа рынка труда педагогических кадров системы образования Томской области. При определении динамики спектра востребованных педагогических специальностей проанализированы количественные данные набора, конкурса на факультеты университета, изменение числа основных и дополнительных специальностей и специализаций, подготовка по которым осуществляется в педагогическом университете, результаты приема абитуриентов на заочную форму обучения с учетом полученного ими ранее образования.

Учитывая специфику педагогического университета, задача которого – обеспечить подготовку учителей прежде всего для региона, указанные выше направления были рассмотрены в разрезе районов и городов Томской области. На основе выявленных тенденций сделаны рекомендации по изменению структуры специальностей, по которым осуществляется подготовка учителей в Томском педагогическом университете, с учетом перспективных потребностей рынка труда, количественных и качественных требований к выпускникам, повышающих их конкурентоспособность, адаптивность и обеспечивающих их рациональное трудоустройство.

 

Список литературы

 

1.    Витченко Н. Н. Методологические основания регионального прогнозирования потребности в педагогических кадрах /
Н. Н. Витченко // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири: Тезисы докладов 2-й международной научно-практической конференции. Новосибирск; Томск, 1996. С. 92-93.

2.    Витченко Н. Н. Основные принципы и результаты прогнозирования потребности в кадрах системы общего среднего образования Томской области до 2000 г. / Н. Н. Витченко, В. Я. Эпп // Вестник ТГПУ. Вып. 1. Томск, 1997. С. 90-95.

3.    Витченко Н. Н. Теоретико-методологические принципы прогнозирования кадровых процессов в системе образования (региональный аспект) / Н. Н. Витченко, А. П. Глухов, М. Е. Макеева // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании. Пенза, 2003. С. 84-86.