Регионализация профессионального
образования – важный фактор повышения
его качества и эффективности

Н. А. Грибанова

Начальник отдела среднего и высшего профессионального
образования Министерства образования и по делам молодежи
Республики Карелия, к. пед. н., г. Петрозаводск
dep_prof@minedu.karelia.ru

Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляясь на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Модернизация, оптимизация и регионализация определяют поиски и решения в сфере образования. По какому пути идти и развиваться? Как избежать рисков: демографических, политических, социальных, как «догнать» страну, качественно изменившуюся за последние десятилетия, и способно ли образование выполнить свою главную миссию – быть фактором и ресурсом экономического роста, социального и экономического благосостояния?

Эти вопросы становятся не только актуальны, но и неотложны, и, решая задачи модернизации образования, среди приоритетных мы выделяем регионализацию.

В настоящее время, когда политическая и социально-экономическая ситуация стабилизируется, регионализация образования выступает как важнейший фактор повышения его качества и эффективности.

Кризис 90-х годов имел серьезнейшие последствия для образования. Образование по сути оказалось брошенным на произвол судьбы и вынуждено было заняться самовыживанием.

Профессиональное образование превратилось в полузакрытую систему, нацеленную в основном на самообслуживание и самовоспроизводство. Это привело также к существенному снижению эффективности и качества образования, к оторванности от реальных потребностей экономики.

И поэтому сегодня главная задача состоит в том, чтобы на основе регионализации профессионального образования обеспечить более полное соответствие системы и практики подготовки кадров особенностям и требованиям республики.

Последние два года профессиональное сообщество средних специальных учебных заведений республики активно работает над данной проблемой. Идет поиск идей, возможностей, ресурсов. Созданы межотраслевой совет, совет по развитию педагогического образования, идет работа по интеграции различных уровней образования, в том числе по созданию университетских комплексов, объединению кадровых ресурсов.

Все это способствует глубинному пониманию региональных проблем, расширению взаимодействия и взаимовлияния, созданию активного профессионального сообщества.

Осмысливая теоретические и практические подходы к решению региональных проблем, мы пришли к пониманию категории «регионализация» как многоуровневой, многоаспектной, многофункциональной и многомерной. В условиях отсутствия общепринятого определения понятия мы исходим из того, что регионализацию образования следует рассматривать как деятельность, направленную на создание условий, способствующих удовлетворению:

     актуальных и перспективных требований экономики региона, общества, государства в области подготовки квалифицированных кадров,

     потребности личности в образовании и самореализации.

Ключевое значение для развития содержания образования имеет введение второго поколения государственных образовательных стандартов. Однако следует подчеркнуть, что регионализация не ограничивается разработкой и внедрением регионального (национально-регионального компонента). Второе поколение образовательных стандартов является важной предпосылкой к обновлению содержания образования, необходимым условием для учета запросов личности, потребностей регионального рынка труда, перспектив развития экономики и социальной сферы. Сегодня учебному заведению предоставлены широкие свободы и возможности в формировании содержания, введении специализаций, новых дисциплин, дидактических единиц, в том числе в дисциплины федерального компонента, факультативов и т. д. Общий объем времени на эти цели может составлять от 500 до 700 часов. Необходимость реализации гибких подходов к содержанию образования обусловлена, прежде всего, такими социально-экономическими факторами, как изменчивость спроса на конкретные профессии, высокий уровень профессиональной мобильности.

В связи с необходимостью обновления содержания образования сегодня перед профессиональным образованием на первый план выдвигаются задачи интеграции с рынком труда, прогнозирования потребностей в кадрах отраслей экономики и социальной сферы.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. в качестве приоритетных выделены начальное и среднее профессиональное образование. На общегосударственном уровне заявлено о необходимости их опережающего развития. Необходимо отметить, что опережающее развитие означает, прежде всего, коренное изменение качества образования, повышение его роли в обеспечении развития экономики. Это очень актуально и для нашего региона. Сегодня мы отчетливо осознаем, что без специалистов среднего профессионального образования, имеющих хорошую теоретическую подготовку, владеющих многофункциональными практикоориентированными умениями, невозможно развивать высокотехнологичное производство, информатизацию, требующую обслуживания вычислительной техники, поддержки автоматизированных систем, тех направлений, которые определяют темпы развития производства, обеспечивают качество и конкурентоспособность продукции. В ближайшие годы спрос на таких специалистов, безусловно, будет расти. Наша задача – сделать все для того, чтобы среднее профессиональное образование было престижным и высшего качества.

В настоящее время в Карелии функционируют 22 техникума, колледжа и филиала. Из общего числа учреждений среднего профессионального образования только шесть находятся в республиканском подчинении (их учредителями являются Минобразование, Минздрав и Минкультуры РК). Все остальные учреждения находятся в разной ведомственной подчиненности и по своей направленности отражают экономические и социальные особенности нашего региона. Можно сделать вывод о том, что мы располагаем достаточно развитой сетью учреждений профессионального образования. Но пока учреждения профессионального образования не всегда гибко учитывают потребности региона в кадрах, местные рынки труда, достаточно высокие требования, предъявляемые к уровню квалификации выпускников.

Требования к подготовке специалистов в конкретных учебных заведениях должны определяться, прежде всего, профессиональными сообществами работодателей, что позволит выпускникам быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда. Практикоориентированное образование в средней профессиональной школе невозможно без социального партнерства со сферой труда, без установления связи обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать. Именно такой механизм взаимодействия позволит преодолеть относительную изоляцию подготовки кадров от их использования, качественные и количественные различия между спросом и предложением на рынке труда. При проектировании образовательных программ средние специальные учебные заведения имеют возможность с участием работодателей разрабатывать содержание обучения с учетом специфических особенностей тех или иных предприятий. И сегодня очень важно, чтобы учебные заведения смогли максимально использовать свои свободы и спроектировать в части национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения то содержание образования, которое позволит им стать уникальными и интересными для Карелии, поднять свой престиж, привлекательность и востребованность.

Таким образом, стратегическая цель регионализации среднего профессионального образования – создание эффективной системы профобразования и превращение ее в фактор социально-экономического развития республики. Мы должны заинтересовать предприятия, работодателей профобразованием, подготовкой кадров. А для этого необходимы поправки в существующее законодательство, прежде всего налоговое, установление системы льгот и гарантий для предприятий, предоставляющих оборудование и оказывающих финансовую поддержку учебным заведениям.

Предстоит важная работа по разноуровневой интеграции в системе образования и созданию условий для тесного взаимодействия с рынком труда. Осуществление программы регионализации профессионального образования в республике позволит сформировать профессионально-образовательный комплекс, сконцентрировать усилия социальных партнеров образования: работодателей, служб занятости, органов местного самоуправления на главных для республики направлениях социально-экономического развития.

Важное направление регионализации – это создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у выпускников ссузов готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела.

В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимают укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Для повышения качества учебного процесса необходимо включение всех учебных заведений в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, а также активное использование тех ресурсов, которые уже созданы в республике.

Исходя из вышеизложенного среди приоритетных направлений регионализации выделим следующие:

     изучение профильно-квалификационной структуры занятости населения в республике и динамики ее развития;

     обеспечение вариативности содержания образования, усиление направленности образовательных программ на изучение современных и перспективных производственных технологий;

     расширение пространства социального партнерства, создание условий для установления долгосрочных партнерских связей с производством;

     развитие в ссузах дополнительного профессионального образования с целью повышения квалификации специалистов среднего звена, переподготовки по новым перспективным направлениям, обусловленным региональными кадровыми и образовательными потребностями, экономической спецификой территориально-производ-ственных комплексов, а также переподготовки высвобождающегося и незанятого населения;

     разноуровневая интеграция в системе регионального образования, создание многопрофильных, многофункциональных региональных образовательных комплексов.

Усиление ориентации учреждений среднего профессионального образования на региональные условия и потребности, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, диверсификации СПО в направлении многопрофильности, многоуровневости и многофункциональности, расширение взаимодействия с другими уровнями в системе профессионального образования – все это способствует повышению роли среднего профессионального образования в удовлетворении запросов населения, кадровых потребностей экономики и социальной сферы Карелии.