Некоторые аспекты межведомственного
сопровождения
регулирования спроса
и предложения рабочей силы в области

Т. Г. Калугина

Первый заместитель министра образования и науки
Челябинской области, д. п. н., г. Челябинск
common@guon.urc.ac.ru

Проблема, вынесенная на обсуждение участников конференции, не одномерна, не является сугубо образовательной задачей. Это многомерная социально-экономическая проблема, которая включает социально-трудовую сферу, процессы управления занятостью, рынком труда, состоянием рабочих мест, а также демографические процессы, характер образовательных услуг, профессиональные намерения молодежи и ряд других аспектов.

Не случайно, видимо, в обсуждении данной проблемы принимает участие такой широкий круг людей и представителей различных ведомств.

С точки зрения Министерства образования и науки, обсуждаемая проблема интересна с позиций изучения рассогласования запросов рынка труда на требуемых рабочих и специалистов, уровня их квалификации с воспроизводством трудовых ресурсов учреждениями системы профессионального образования.

Изменения в состоянии российской экономики ставят перед руководителями образовательных учреждений и работодателями совершенно четкие задачи. Первые должны обеспечивать развивающиеся отрасли кадрами, вторые - дать молодым рабочим и специалистам проявить себя.

Этот вопрос напрямую связан с одним из основных направлений модернизации системы профессионального образования - адаптацией региональных систем к требованиям формирующейся рыночной экономики. Сегодня особенностями экономики Уральского региона являются: модернизация предприятий тяжелой промышленности; модернизация сельского хозяйства и пищевой промышленности; модернизация жилищно-коммунальной сферы с внедрением энергоэффективных технологий; сохранение природных ресурсов и экологии; диверсификация экономики и инфраструктуры моноградов; социальная ответственность крупных компаний.

Организация прогнозирования потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных учреждениях состоит из изучения рынка труда, состояния демографической ситуации в регионе, определения перечня подготавливаемых профессий, комплекса профориентационных мер, организации дополнительных образовательных услуг, подготовки и переподготовки кадров.

Во всех этих процессах активно участвует система образования, поскольку она и только она призвана готовить квалифицированные кадры рабочих и специалистов.

Избежать рассогласования, о котором было сказано выше, можно только используя механизм прогнозирования рынка труда и системы профтехобразования как рынка образовательных услуг. Для этого необходима научная разработка унифицированной методики анализа рынка труда, позволяющей осуществлять прогнозные расчеты и формировать государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов на уровне субъекта Федерации. Сама себе образовательная система формировать этот заказ не может.

Да и формирование заказа в масштабе региона, области, недостаточно. Требуется его дополнение прогнозом потребности в кадрах по отдельным городам и районам внутри региона, на уровне предприятий. Такой прогноз позволит дать более полную оценку фактической ситуации на рынке труда и своевременно принять меры по обеспечению занятости и профессионального образования населения, согласовать необходимые объемы отраслевого и территориального воспроизводства трудовых ресурсов и модернизации на этой основе региональной системы профобразования.

Прогнозирование развития региональной системы профобразования требует, в связи с этим, активного участия всех социальных партнеров: работодателей, служб занятости, профсоюзов, образовательных учреждений всех уровней и формирования на этой основе государственно-общественной модели управления системой подготовки кадров. Такая модель существует, она разработана и действует, например, в Хабаровском крае, Липецкой области.

Результатом применения ее стало регулярное изучение и комплектование учреждений профобразования на основе прямых договоров с работодателями, гарантирующих последующее трудоустройство, а в конечном итоге – стабилизация и развитие экономики области.

Мы изучили этот опыт. И готовы сегодня с Министерством экономического развития, промышленности, службой занятости, другими министерствами и ведомствами приступить к работе над изучаемой формой социального заказа региональной системе профобразования.

По примеру развитых стран (Швеция, Южная Корея), Московской, Белгородской областей при Правительстве области следовало бы создать консультационный орган по профобразованию с приоритетом в нем работодателей и аналогичные советы при администрациях городов и районов, а при образовательных учреждениях профобразования – попечительские советы с широким социальным составом.

Такой подход позволил бы осуществить ежегодное самостоятельное изучение микрорынков труда самими образовательными учреждениями, а также привлечь работодателей к организации системы образования, размещения, перепрофилирования существующих учреждений профобразования, содержания образовательных программ, диагностику качества подготовки кадров.

Примером активного влияния на эти процессы можно считать фирму «Кнауф», которая предлагает нам сегодня свое сотрудничество в связи с внедрением в строительную отрасль новых технологий, в частности, использование технологий сухого производства. Фирма предлагает стандарт подготовки мастера сухого производства, введение данной профессии в Федеральный классификатор, мы, в свою очередь, будем на базе строительных образовательных учреждений НПО и СПО осуществлять подготовку рабочих по данной профессии. Также работают ОАО «Мечел», ММК, Магнитогорская швейная фабрика, Бакинское рудоуправление.

Как положительный опыт новых, «рыночных», отношений УНПО и работодателей можно привести ПУ №23 и ОАО ЧЭМК; ПУ №32, №37 и ОАО «Мечел», ПУ №69 г. Сатки и ОАО Комбинат «Магнезит», ПЛ №13 гагнитогорска и ОАО «ММК» и др.

Еще один аспект обсуждаемой проблемы состоит в том, что система профобразования должна действовать с ориентацией на практические нужды рынка. На протяжении последнего десятилетия среди вакансий в экономике почти 90% стабильно относятся к рабочим должностям. В то же время доля безработных с высшим и средним профобразованием постоянно растет. Челябинская область – не исключение. По численности учреждений НПО, числу обучающихся в них и выпуску квалифицированных рабочих область входит в пятерку крупнейших в Российской Федерации. Подготовка рабочих ведется по 94 профессиям, по 11 интегрированным специальностям, более чем по 30 программам ускоренной подготовки. При этом 57,6% направлены на конкретные рабочие места в организации и предприятия области. Многие же выпускники вузов и техникумов оказываются невостребованными на рынке труда. Думаю, что причина здесь в том, что долгие годы все ориентировались на «престижную вузовскую вертикаль». Однако опыт и нашего и других регионов показывает, что более 60% населения ограничиваются в реализации своей жизненной карьеры рабочей профессией и большинство из них не делает заметных попыток движения по профессиональной вертикали. Поэтому есть, наверное, смысл в том, что образовательные учреждения отказались бы от жесткой привязки образовательных программ к типу учебных заведений. Наверное, можно дать им право на реализацию той или иной образовательной программы в зависимости от способности успешно пройти процедуру лицензирования и государственной аккредитации, а не в зависимости от его местонахождения на образовательной вертикали. В условиях демографического спада, коммерциализации образовательных услуг в вузах это позволит перераспределить потоки выпускников общеобразовательных школ между образовательными учреждениями НПО, СПО и ВПО и квалификационный документ выпускник получит не только с указанием названия оконченного образовательного учреждения, но и уровня освоенной образовательной программы. С этими предложениями мы планируем в ближайшее время обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Особое место в системе подготовки кадров рабочих и специалистов занимает так называемая горизонтальная линия подготовки. Это повышение квалификации, дополнительное образование, внутрифирменная подготовка. Для человека – это способ постоянной реализации своего творческого потенциала, для общества – механизм воспроизводства и развития кадрового потенциала.

И здесь вновь выступают в качестве приоритетов корпоративные усилия ОУ, работодателей, профсоюзов, других социальных партнеров. В связи с переходом ОУ на финансирование из областного бюджета (только НПО - 1 млрд. рублей) это потребует серьезных вложений финансовых фирм, предприятий.

И, наконец, еще один аспект межведомственного сопровождения регулирования спроса и предложения рабочей силы. Он должен, на наш взгляд, включать определение информационных потоков по перспективным потребностям рынка труда в выпускниках образовательных учреждений профессионального образования на региональном уровне. Это информация о профессиональных намерениях и образовательных потребностях учащейся молодежи Челябинской области (социологические исследования), информация о рынке образовательных услуг и системе ОУ, где эти услуги можно получить; информация о рынке труда, состоянии занятости и безработицы; информация о демографических процессах, информация об оценочных критериях престижности рабочих мест, заработной плате, пакете социальных услуг.

Вот почему нужно эффективно внедрять в вузах и техникумах центры занятости выпускников. Они являются связующим звеном между рынком образовательных услуг и рынком труда. Каждый такой центр должен решать задачи не только непосредственного трудоустройства выпускников, но также изучения конъюнктуры рынка и предоставления информации о вакансиях на рынке труда по профильным специальностям, по переподготовке и непрерывному профессиональному обучению незанятых выпускников.

Как показывает практика, правом на самостоятельное трудоустройство пользуются: в промышленности - 16,5% выпускников, в строительстве - 33%, на транспорте - 13,2%, в сельском хозяйстве - 18% молодых специалистов. Незначительный, но устойчивый рост экономики вызывает необходимость в притоке кадров на многие динамично развивающиеся предприятия. С другой стороны, вузы работают в условиях неполного финансирования, заработная плата научно-педагогического работника ниже, чем квалифицированного рабочего. В результате вузы утрачивают часть кадров молодого и среднего возраста. Сложилась объективная потребность «встречного движения» предприятий и вузов. Промышленная и образовательная сферы в этих условиях должны вступать в партнерские рыночные отношения, вовлекать в них студентов и выпускников.

В настоящее время объемы и перечень специальностей и профессий, по которым готовят молодых специалистов, планируются на основе устаревшей или недостаточно проверенной информации, не отражающей производственные изменения на рынке труда и не учитывающей емкость рынка трудовых ресурсов. Чаще всего и у нас, и в других регионах это делается на основе статистических данных, что при плановой экономике давало необходимый результат и долгосрочные прогнозы. Сегодня другое время, необходима другая методика прогнозирования кадровых потребностей экономики рынка. И мы ее будем разрабатывать.

Все это позволит создать действенную систему управления подготовкой кадров, обеспечить не абстрактную образованность, а привязанность к рынку труда, к реальному сектору экономики.