Уважаемые участники первой конференции, посвященной
исследованию рынка труда и рынка образовательных услуг в России с использованием
Интернет-коммуникаций!
Я хотел бы от имени
коллектива Петрозаводского государственного университета сердечно Вас приветствовать
и пригласить к плодотворной дискуссии на предложенную тему. В конференции
участвует более 30 субъектов РФ, заявлено более 100 докладов. Это говорит о
том, что данная проблема очень актуальна на сегодняшний день. Министерство
образования и науки России начинает проводить политику по повышению эффективности
профессионального образования и науки в России. Это и эффективное использование
бюджетных средств, выделяемых государством для этих целей, и активизация
деятельности всех уровней профессионального образования с точки зрения привлечения
дополнительных средств для их функционирования. В этой
связи исследования потребности рынка труда на перспективу сегодня являются
очень значительными.
ПетрГУ практически в течение
10 лет, сначала по собственной инициативе, затем по заданиям бывшего
Министерства образования РФ, Минэкономразвития и Минтруда Республики Карелия,
начал проводить эти исследования в Республике Карелия, а затем и в других
субъектах РФ. Таким образом, на сегодняшний день мы имеем актуализированную
базу данных по всем 89 субъектам РФ с точки зрения потребности экономики в
специалистах в перспективе до 2015 года и с точки зрения планирования выпуска
из образовательных учреждений всех уровней профессионального образования (начального,
среднего и высшего) до 2015 года. В некоторых регионах эти цифры свидетельствуют
о недостатке специалистов, но в большинстве регионах отмечено их
«перепроизводство».
Я хотел бы обратить внимание
участников конференции на то, что «перепроизводства» специалистов, особенно с
высшим, да и не только с высшим, образованием, не может быть в принципе. Поскольку,
если мы вошли в рыночную экономику, то здесь должна существовать избыточная
рабочая сила, в том числе с высшим профессиональным образованием.
Тогда предприниматель, с
одной стороны, может выбирать достойных работников, с другой стороны, это
стимулирует интерес студентов к получению качественного высшего образования,
что является одним из непременных условий повышения эффективности профессионального
образования. В этой связи возникает следующая проблема. Некоторые отрасли, к
примеру, отрасли социальной сферы, здравоохранения и образования, имеют нехватку
специалистов (учителей, врачей). Это не недостаток профессионального
образования, это недостаток всей экономической ситуации, особенно социальной
ситуации в сельских районах, когда нет благоустроенного жилья, нет достойной
зарплаты, в связи с чем выпускники вузов и ссузов не
имеют стимула для выезда в сельскую местность.
Развивающиеся
мегаполисы: Москва, Санкт-Петербург и другие города являются потребителями
большого количества специалистов. По нашим исследованиям, к примеру, в
Санкт-Петербурге в числе безработных 25 % людей с высшим образованием, а в
Республике Карелия – только 1 %, и это вызывает некоторые вопросы. В то же
время люди сами определяют свою позицию на рынке труда, и если сегодня они не
имеют работы по специальности, то, очевидно, они надеются получить эту работу в
ближайшем будущем. Этот процесс динамичный, всегда есть вероятность получения
работы по специальности. Есть, конечно, много других проблем, связанных с
активизацией профессиональной подготовки, ее нужно планировать, стимулировать,
оптимизировать и так далее. Я думаю, что в ходе нашей сегодняшней конференции
мы обменяемся мнениями не только по затронутым вопросам, но и по тем проблемам,
которые существуют в каждом субъекте РФ как со стороны работодателей, рынка
труда, так и со стороны высших учебных заведений и всей системы
профессионального образования.
Я
пожелал бы всем участникам успешной дискуссии и хотел бы акцентировать внимание
на том, что это практически первая в России дистанционная конференция,
посвященная общероссийским проблемам, связанная с исследованием рынка труда и
рынка образовательных услуг.
Ректор
Петрозаводского государственного университета В. Н. Васильев