ПРИВЕТСТВИЕ РЕКТОРА
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
В. Н. ВАСИЛЬЕВА

Уважаемые участники первой конференции, посвященной исследованию рынка труда и рынка образовательных услуг в России с использованием Интернет-коммуникаций!

Я хотел бы от имени коллектива Петрозаводского государственного университета сердечно Вас приветствовать и пригласить к плодотворной дискуссии на предложенную тему. В конференции участвует более 30 субъектов РФ, заявлено более 100 докладов. Это говорит о том, что данная проблема очень актуальна на сегодняшний день. Министерство образования и науки России начинает проводить политику по повышению эффективности профессионального образования и науки в России. Это и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых государством для этих целей, и активизация деятельности всех уровней профессионального образования с точки зрения привлечения дополнительных средств для их функционирования. В этой связи исследования потребности рынка труда на перспективу сегодня являются очень значительными.

ПетрГУ практически в течение 10 лет, сначала по собственной инициативе, затем по заданиям бывшего Министерства образования РФ, Минэкономразвития и Минтруда Республики Карелия, начал проводить эти исследования в Республике Карелия, а затем и в других субъектах РФ. Таким образом, на сегодняшний день мы имеем актуализированную базу данных по всем 89 субъектам РФ с точки зрения потребности экономики в специалистах в перспективе до 2015 года и с точки зрения планирования выпуска из образовательных учреждений всех уровней профессионального образования (начального, среднего и высшего) до 2015 года. В некоторых регионах эти цифры свидетельствуют о недостатке специалистов, но в большинстве регионах отмечено их «перепроизводство».

Я хотел бы обратить внимание участников конференции на то, что «перепроизводства» специалистов, особенно с высшим, да и не только с высшим, образованием, не может быть в принципе. Поскольку, если мы вошли в рыночную экономику, то здесь должна существовать избыточная рабочая сила, в том числе с высшим профессиональным образованием.

Тогда предприниматель, с одной стороны, может выбирать достойных работников, с другой стороны, это стимулирует интерес студентов к получению качественного высшего образования, что является одним из непременных условий повышения эффективности профессионального образования. В этой связи возникает следующая проблема. Некоторые отрасли, к примеру, отрасли социальной сферы, здравоохранения и образования, имеют нехватку специалистов (учителей, врачей). Это не недостаток профессионального образования, это недостаток всей экономической ситуации, особенно социальной ситуации в сельских районах, когда нет благоустроенного жилья, нет достойной зарплаты, в связи с чем выпускники вузов и ссузов не имеют стимула для выезда в сельскую местность.

Развивающиеся мегаполисы: Москва, Санкт-Петербург и другие города являются потребителями большого количества специалистов. По нашим исследованиям, к примеру, в Санкт-Петербурге в числе безработных 25 % людей с высшим образованием, а в Республике Карелия – только 1 %, и это вызывает некоторые вопросы. В то же время люди сами определяют свою позицию на рынке труда, и если сегодня они не имеют работы по специальности, то, очевидно, они надеются получить эту работу в ближайшем будущем. Этот процесс динамичный, всегда есть вероятность получения работы по специальности. Есть, конечно, много других проблем, связанных с активизацией профессиональной подготовки, ее нужно планировать, стимулировать, оптимизировать и так далее. Я думаю, что в ходе нашей сегодняшней конференции мы обменяемся мнениями не только по затронутым вопросам, но и по тем проблемам, которые существуют в каждом субъекте РФ как со стороны работодателей, рынка труда, так и со стороны высших учебных заведений и всей системы профессионального образования.

Я пожелал бы всем участникам успешной дискуссии и хотел бы акцентировать внимание на том, что это практически первая в России дистанционная конференция, посвященная общероссийским проблемам, связанная с исследованием рынка труда и рынка образовательных услуг.

 

Ректор

Петрозаводского государственного университета                                       В. Н. Васильев