Мастер-класс для хотельера
27 сентября отмечается Всемирный день туризма. Для нашей страны, где туристическая отрасль сейчас на подъеме, одна из основных проблем - кадровый голод.
Несмотря на большое число вузов, а это около 170 учебных заведений по всей стране, несмотря на огромное число желающих учиться и работать в этой сфере, хороших специалистов не хватает. О кадровой политике в туристической отрасли - ректор Российской международной академии туризма профессор Игорь Зорин.
Российская газета: Игорь Владимирович, у нас фактически любая домохозяйка может заняться туристическим бизнесом, сдав свою квартиру под "гостиницу". Между тем во всем мире туризм - это серьезный бизнес, составляющий весомую статью доходов государства.
Игорь Зорин: Во времена СССР наша страна была мощной туристической державой, понятно, что в основном за счет внутреннего туризма, который обеспечивался профсоюзными путевками. За последние 17 лет на первое место выдвинулся международный туризм. Ежегодно до 5 миллионов россиян отдыхают на заграничных курортах. Внутренний же туризм если и развивается, то не так активно, как хотелось бы.
РГ: Я так понимаю, что беда внутреннего туризма в том, что старое разрушили, а новое создается очень медленно. У нас не так уж мало вузов, которые готовят кадры для туристической отрасли. И все же квалифицированных специалистов не хватает. Как же решить эту проблему?
Зорин: Российский турбизнес сегодня нуждается в молодых, инновационно мыслящих профессионалах, владеющих живыми иностранными языками, информационными технологиями, а также способными принимать самостоятельные решения. Существующий стандарт обучения в государственных вузах на специализацию отводит лишь 25 процентов учебной программы. Таково наследие советской системы, которая давала прекрасные теоретические знания, но не прививала профессиональные навыки. Сегодня нельзя готовить специалистов в отрыве от запросов работодателей.
Наш вуз существует с 1969 года. В свое время здесь были созданы центральные курсы руководящих работников туристско-экскурсионных организаций, позднее преобразованные в Российскую международную академию туризма. Когда в начале 1990-х годов встал вопрос, по какому пути пойти, бюджетному или коммерческому, я настаивал на последнем варианте. Если сравнивать с зарубежными вузами, то фактически никто из них не готовит студентов на бюджетной основе, потому что ни одно государство не даст столько денег, сколько требует учебный процесс. Например, в нашей академии студентов учат по двум направлениям - это менеджмент туризма, где идет подготовка кадров для турфирм, и менеджмент гостеприимства. Это гостиничное и ресторанное обслуживание туристов. Мы даем студентам знания не только по предметам, но и учим находить выход из сложных ситуаций.
РГ: Сегодня образовательная сфера ждет, что бизнес сделает заказ на нужных специалистов и оплатит их подготовку. Однако предприятия не спешат это делать, а по рабочим специальностям предпочитают готовить кадры у себя на производстве.
Зорин: Действительно, фирмы стоят у нас в очереди за выпускниками, однако ничего не хотят вкладывать в их обучение. Российской туристической отрасли ежегодно требуется порядка 70 тысяч специалистов разного уровня. Это менеджеры высшего и среднего звена, которых академия начала готовить только три года назад. Наш вуз выпускает порядка четырех тысяч специалистов в год, остальные вузы - либо столько же, либо меньше. Понятно, что этого недостаточно. Для примера: сейчас приступили к созданию семи особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. Эти проекты создаются если не на голом месте (фактически везде есть оставшаяся еще с советских времен база), но по сути все равно с нуля. Местное население в большинстве своем не предрасположено к работе в туристическом сервисе. К нам обратилось руководство Бурятии с просьбой подготовить им кадры для туристической зоны на Байкале.
РГ: По идее взбодрить систему образования должна подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи. По некоторым оценкам, предполагается создать 130 тысяч новых рабочих мест. Где взять столько специалистов?