Лето 2009 года обещает стать самым тяжелым сезоном для общемирового и российского рынка труда

18 декабря 2008
 
Приверженцы пессимистичного сценария опасаются массовых банкротств компаний, что может повлечь за собой выход на биржу почти трети работоспособного населения страны. Но даже в плачевные для экономики периоды ряду специалистов не приходится опасаться сокращений, потому что они востребованы в любое время в любой стране.

Позитивный кризис

Высококвалифицированным сотрудникам и представителям редких профессий рано бить тревогу, считают российские директора по персоналу. Их изменения в кадровой структуре предприятий не затронут. Поскольку промышленность по-прежнему испытывает нехватку в выпускниках вузов (в одном лишь Санкт-Петербурге их дефицит составляет около 200 тысяч человек), молодежь не только не станут увольнять, но и будут с прежним пылом нанимать.

Именно сейчас у работодателей появился шанс "приобрести" обладателей уникальной квалификации по дешевке. Как заявляет директор петербургского представительства компании Head Hunter Юлия Сахарова в интервью для журнала "Эксперт", перед лицом безработицы соискателям придется поумерить амбиции, вследствие чего желаемый уровень зарплат наконец придет в полное соответствие с квалификацией кандидатов.

В то же время, сокращение административного персонала (офис-менеджеров, секретарей, трудящихся служб обеспечения и PR-отделов) может оказать положительный для работодателя эффект. Так, концерн "Силовые машины" уже объявил об уменьшении численности малоквалифицированных служащих, что призвано решить проблему излишней бюрократизации внутренних процедур и увеличить скорость принятия решений.

Всегда при деле

Еще в июле 2008 года, когда разговоры о кризисе велись лишь на Западе, а в России маркетологи с опытом работы 6 месяцев требовали зарплату в 70 тысяч рублей, журнал Forbes уже обеспокоился составлением рейтинга профессий, востребованных при любых экономических условиях.

На первом месте оказались торговые представители, которые, по убеждению американцев, могут вытянуть компанию из любой финансовой ямы. Прошлой зимой они зарабатывали в среднем 15 000 рублей (периферия) - 35 000 рублей (Москва).

Торговых представителей догоняют разработчики ПО, чья нехватка и в период кризиса продолжает ощущаться. В Москве на каждые 10 вакансий программиста Java приходит всего 2 резюме, в Санкт-Петербурге -7. Доход разработчиков даже в провинции как минимум в два раза превышает средний по стране. В столице размер их компенсационного пакета в июле 2008 года составлял 65 000 рублей.

Следом, звеня погремушками, шествуют няни, которые переведутся только с исчезновением самих детей. В России их труд оплачивается весьма достойно. В месяц они могут получать от 15 000 до 50 000 рублей.

Четвертую и пятую позиции делят бухгалтера (аудиторы) высшего и среднего звена соответственно. Они в цене даже в самых глухих городах. В Уфе не самые лучшие специалисты подобной квалификации получают 30 000 рублей, а в Первопрестольной для них и 120 000 рублей не являются пределом. Проблема состоит в том, что и мирные времена на рынке наблюдается явный профицит "счетоводов". Так в Москве на каждую вакансию приходится по 2 резюме, а в столице на Неве на каждые 10 объявлений поступает по 35 откликов.

Шестое место заняла чисто мужская профессия: пока есть компьютерные сети, системные администраторы не останутся без работы. Притом в нашей стране явное преимущество оказывается в руках у тех из них, кто привык работать с операционной системой Unix. Их средний доход по Москве достигает 53 000 рублей, тогда как коллеги, специализирующиеся на Windows, располагают 40 тысячами рублей.

Увы, в прогнозах относительно седьмой позиции аналитики Forbes совершили ошибку. На это место они поставили младший административный персонал (секретарей, офис-менеджеров, ассистентов), но, как показал горький российский опыт, чуть корабль начинает тонуть, именно их первыми выбрасывают за борт. Американцы считают такие кадровые изменения нелепостью, ведь именно данная категория персонала выполняет всю самую грязную работу за самые мизерные деньги . В нашей же стране сокращение всевозможных помощников преподносят в качестве чистки рядов и "разбюрократизации" компаний. Кроме того, расходы на них маленькими не назовешь: Санкт-Петербурге оклад работников АХО в среднем составляет 22 000 рублей, в Москве - 29 000 рублей.

На восьмой и девятой строке вновь оказались специалисты, чей труд непосредственно связан с программными приложениями. На этот раз речь идет о бизнес-аналитиках, которых американцы подразделяют на две группы. Первая из них отвечает за внедрение проектов по оптимизации или автоматизации бизнес-процессов, обучение персонала работе с новым ПО и организацию консультаций по внедренным нововведениям.

Вторая группа - исследователи, определяют потребность в софте и намечают пути ее покрытия. Труд московских аналитиков оплачивается более чем достойно. Их среднемесячный доход по Москве превышает 70 000 рублей, нередко достигая отметки в 120 000 рублей. В Ростове-на-Дону речь может идти о 40 000 и 60 000 рублей соответственно.

Волей обозревателей в конце рейтинга "кризисоустойчивых" профессий оказались работники финансовых служб. По горькой иронии нынешней осенью их постигла участь административного персонала. В список "отверженных", по мнению газеты "Труд" нынче входят специалисты по оформлению кредита и по работе с документами заемщиков, аналитики по ценным бумагам, специалисты по ПИФам и социальной ответственности, банковские брокеры.
Источник: "E-prof.ru", http://www.e-prof.ru/jurnal/shkola_soiskatelya/komu_krizis_ne_strashen.htm
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы