Устарело авто. Пора его в рециклинг

27 февраля 2009
 
Возможно, в речи отечественных автомобилистов вскоре появится новый термин — «авторециклинг», то есть переработка старого транспорта. Слово это английское, как в принципе и явление
Возможно, в речи отечественных автомобилистов вскоре появится новый термин — «авторециклинг», то есть переработка старого транспорта. Слово это английское, как в принципе и явление.

В Европе владельцам машин, чтобы снять автомобиль с регистрации, надо предоставить специальный сертификат об утилизации транспортного средства. А сама утилизация давно стала прибыльным бизнесом. У нас же эта отрасль только развивается. В Москве и Санкт-Петербурге брошенные автомобили в подворотнях не часто найдешь, а вот для регионов они — привычное дополнение уличного пейзажа.

Самостоятельно изменить ситуацию региональные власти не в силах. Часто это непосильные для местного бюджета затраты. А полностью отдавать на откуп малому и среднему бизнесу отрасль, совершенно не отрегулированную федеральным законодательством, рискованно. Как изменить ситуацию, обсудили участники «круглого стола», организованного Комитетом Совета Федерации по промышленной политике.

Отсутствие системы сбора автомобильных отходов и необходимой для этого законодательной базы приводит к большим издержкам. Во-первых, сдерживает рынок использования вторичного сырья. О том, насколько это прибыльно, рассказал генеральный директор МПК «Экорециклинг» Игорь Терюшков. Возглавляемая им корпорация — это 154 предприятия, занимающихся утилизацией транспорта в 42 регионах России. «Мы не просто превращаем машины в металлолом, но и производим продукцию из вторсырья. В тонне отходов, отработавших свой срок транспортных средств, содержится до 800 кг фракций, пригодных для переработки. Произвести из вторсырья кузовной металл или пластик салона на 70 процентов дешевле, чем делать это из природного сырья: руды чёрных металлов, нефти, газа, целлюлозы», — рассказал он.

Ещё об одной прибыльной технологии рассказал председатель совета директоров НПГ «Инфотех» Борис Смирнов. По его словам, отработавшие своё автопокрышки можно использовать как компонент в асфальтовых смесях. Такие дороги более устойчивы к морозам, антигололёдным реагентам, и ремонтировать их придётся в два-три раза реже.

Несмотря на благие начинания и очевидную выгоду для бизнеса, многие предприятия по авторециклингу вынуждены простаивать. Одна из причин — долгая юридическая процедура передачи старого транспорта на переработку. Без поддержки, прежде всего финансовой, этому бизнесу в условиях кризиса не выстоять, сетовали предприниматели. По словам одного из них, только доставка транспорта на завод обходится в три-четыре тысячи рублей. К тому же автовладельцу приходится побегать, чтобы собрать все необходимые документы и разрешения. Между тем сегодня утилизации ждут около миллиона машин, большинство из которых небрежно оставлены во дворах. В столичном регионе только с начала текущего года уже вывезли свыше 1,8 тысячи единиц брошенного и разукомплектованного автотранспорта.

В связи с этим возникает вопрос: кто должен платить за утилизацию? Государство в лице муниципалитета, последний владелец машины или производитель, который, что ни говори, заложит эти расходы в стоимость машины, и опять платить будет автовладелец? Вопрос риторический. Тем более что законом он пока никак не урегулирован.

Дополняет картину огромный автобусный парк, закупленный в своё время «по дешёвке» у европейских стран. В Европе расходы на утилизацию этого вида транспорта лежат на плечах производителей. А тем в свою очередь выгоднее, занизив цену, продать подержанные автобусы, например, нам. Для себя они проблему решили: вывезли транспорт за пределы страны и, следовательно, сэкономили на утилизации. Нам же, благодаря либеральному законодательству, грозит превращение в свалку металлолома импортного происхождения. И что с ним делать, ответить пока никто не может.

Источник: Парламентская газета, http://www.pnp.ru/chapters/parlament/parliament_8884.html
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы