Не верьте диплому…

27 февраля 2009
 
Центр трудовых исследований ГУ-ВШЭ и Росстат задались вопросом: сколько же на сегодняшний день россиян работают по специальности, записанной в дипломе?
Центр трудовых исследований ГУ-ВШЭ и Росстат задались вопросом: сколько же на сегодняшний день россиян работают по специальности, записанной в дипломе?

Исследователи взяли за основу весьма солидный срез: было проведено «Обследование населения по проблемам занятости» среди 60 тысяч граждан с высшим и средним специальным образованием на предмет совпадения специальности по диплому с фактической.

Выяснилось: лишь 49,6 процента выпускников трудятся по «дипломной» или близкой к ней специальности. Заметим, что, например, в Швеции эта цифра не превышает 10—18 процентов.

Примечательно: тем, кто пренебрёг полученными в вузе знаниями и изменил вектор приложения сил, не слишком-то везёт — их профессиональный статус идёт не в гору, а под гору. Рейтинг «патриотов» альма-матер, то есть тех, кто демонстрирует наибольшую зависимость между полученной и фактической специальностью, возглавляют медики (78,8 процента) и компьютерщики (66,6 процента). Среди «изменщиков» лидируют инженеры (35,9 процента) и агрономы (21,6 процента).

Правда, не от хорошей жизни они это делают. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что технарям не до жиру — быть бы живу. После обучения почти треть инженеров трудятся совсем не инженерами, а на более низких позициях, например мастерами или техниками. А если вспомнить, что доля граждан с техническим образованием среди всех выпускников российских и советских вузов составляет чуть ли не треть — есть над чем крепко задуматься.

В среднем профессиональном образовании дело обстоит ещё хуже. Только треть выпускников колледжей и техникумов служат по полученной или близкой специальности. Причём техники инженерного профиля трудятся в подавляющем своём большинстве (более 68 процентов) обыкновенными рабочими.

А вот «птенцы» медицинских и финансово-торговых техникумов и колледжей, напротив, чаще работают по специальности (74,5 и 45,9 процента соответственно).

Выходит, 25 процентов выпускников вузов и половина выпускников техникумов грызли гранит науки зря — они трудятся там, где «дипломная» квалификация попросту не нужна. Следовательно, или в образовании надо что-то менять, считают эксперты, например, расширять диапазон компетенций выпускника, делая его более универсальным, а значит, более востребованным на рынке труда, или усиливать связь с конкретным предприятием, и тогда дипломная специальность будет легко конвертироваться в реальную. Либо в связи с кризисом, когда индустрия сворачивает объёмы, придётся проводить оплату дополнительного обучения за бюджетный счёт тем выпускникам, которым особенно не повезло — диплом получен, а работы по профилю нет.

Источник: Парламентская газета, http://www.pnp.ru/chapters/society/society_8894.html
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы