Учить тому, что нужно Северу

27 февраля 2009
 
Без инноваций развитие Севера и Арктики невозможно. А инновационный путь нельзя преодолеть без подготовленных соответствующим образом специалистов
Без инноваций развитие Севера и Арктики невозможно. А инновационный путь нельзя преодолеть без подготовленных соответствующим образом специалистов.

Таким был лейтмотив «круглого стола», проведённого Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов на тему «О создании системы подготовки кадров с высшим образованием для инновационного развития Севера и Арктики Российской Федерации».

Что такое для России эти регионы с их огромными запасами углеводородов и других полезных ископаемых — говорить излишне. Поэтому, по словам председателя комитета Геннадия Олейника, архиважно организовать систему подготовки нужных для Севера кадров, соблюдая принцип: учить не тому, что могут, а тому, что нужно. При этом важно наладить корпоративное сотрудничество вузов и крупных компаний, осуществляющих проекты на этих территориях. Такой опыт уже есть, его надо расширять, поскольку в рыночных условиях одному государству только за счёт федерального бюджета подготовку необходимого количества специалистов не осилить.

В целом же северные регионы России сегодня имеют солидный образовательный и научный потенциал: 212 государственных и муниципальных вузов, восемь центров Российской академии наук, в составе которых 46 научно-исследовательских институтов и 74 отраслевые научно-исследовательские организации. Однако они неравномерно распределены по северным территориям. Да и содержание образования не во всём соответствует сегодняшним реалиям. Так, по инновационной тематике из вузов Севера только один Якутский государственный университет выходил победителем российского конкурса. Показателен и такой факт: даже в таком богатом субъекте Федерации, как Ханты-Мансийский автономный округ, число ежегодно подготавливаемых специалистов значительно отстаёт от реальной потребности региона в кадрах.

Поэтому на «круглом столе» прозвучало предложение директора департамента Министерства регионального развития РФ Елены Бондаренко — установить прочные контакты с северными субъектами Федерации для того, чтобы определить, какие специализации нужны конкретным регионам. А по мнению директора Центра экономики Севера и Арктики Александра Пилясова, для Севера вообще нужна новая экономика знаний. В связи с этим он считает, что учебное заведение должно выполнять функцию не обслуги, а партнёра региона, чутко и адекватно реагируя на все перемены в нём.

Естественно, исчерпать обсуждённую тему одним «круглым столом» невозможно. Заместитель Председателя Совета Федерации Михаил Николаев предложил в качестве следующего шага провести всероссийскую конференцию, посвящённую переводу экономики на инновационный путь развития.

Источник: Парламентская газета, http://www.pnp.ru/chapters/parlament/parliament_8883.html
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы